Психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей Уровни формы общения ребенка из неблагополучной семьи

Заговоры

Детей из неблагополучных семей относят к категории детей «группы риска». Отечественные и зарубежные ученые отмечают широкий аспект проблем детей «группы риска» разного возраста и разного социального статуса. Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка

Родители-алкоголики не в состоянии создать для ребенка необходимые условия для полноценного развития. Нарушения в эмоциональной, личностной сфере, нарушения поведения накладывают свой отпечаток на дальнейшее развитие полноценных взаимоотношений ребенка в обществе.

В семье, где есть больной алкоголизмом, все ее члены находятся в постоянном стрессе. Ребенок в такой семье, как правило, никому не нужен, предоставлен сам себе. Дети учатся скрывать свои эмоции, держать все в себе, ничего не рассказывать родителям. Все это тяжелейшим грузом ложится на детские плечи и сопровождает всю его дальнейшую жизнь. Дошкольники из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, испытывая различные негативные переживания, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении.

В психологической литературе довольно широко представлены результаты исследований, посвященные эмоциональной сфере дошкольников. Однако недостаточно изучена проблема нарушения и коррекции эмоций у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей. Эти дети нуждаются в специально-организованной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных, индивидуальных особенностей, правильно-организованном подходе к ним, который создает условия для полноценного психического развития.

Цель работы заключается в разработке и апробации коррекционно- развивающей программы эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

В основе коррекционной работы с детьми должен лежать принцип единства диагностики и коррекции. Поэтому констатирующий этап исследования был направлен на выявление особенностей эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей.

Исследование проводилось на базе реабилитационного отделения детской больницы и на базе массового детского сада. Исследовались дети старшего дошкольного возраста, находящиеся в стационаре по социальным показаниям. Чаще всего детей привозила полиция и социальные работники. Детей изымали из семьи алкоголиков, которые на момент изъятия находились в состоянии алкогольного опьянения и не могли добросовестно и качественно выполнять обязанности родителей. Дети поступали в стационар голодными, немытыми, иногда одетыми не по погоде. В процессе лечения родители могли навещать детей только в присутствии медицинского персонала.

Для изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников мы провели сравнительное исследование между детьми из благополучных и неблагополучных семей. В качестве основных методов использовались проективные рисуночные тесты (рисунок семьи и «Кактус»), тест руки Вагнера, методика «Метаморфозы», тест тревожности Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена. Также была проведена диагностика семейных отношений с помощью опросника для родителей АСВ Э.Г.Эйдемиллера, рисунка семьи и составлен социальный паспорт на каждого ребенка.

Результаты исследования показали, что у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, действительно в наибольшей степени страдает эмоциональная сфера. Таким детям более свойственна агрессивность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, неуверенность в себе, тревожность, конфликтность, враждебность. Такие дети, как правило, не удовлетворены семейной ситуацией, у них отсутствуют межличностные связи между членами семьи. Процесс рисования дети, как правило, не комментировали. В процессе рисования своей семьи, дети склонны изолировать себя от остальных членов семьи, при этом семью не объединяет общая деятельность. По результатам теста на определение тревожности, большинство детей из неблагополучных семей имеют высокий уровень тревожности, более 50%. По результатам проективной методики «Кактус» количество показателей агрессивности у детей из неблагополучных семей значительно выше, чем у детей из благополучных семей.

При анализе рисунков детей из благополучной семьи явно отражена благоприятная ситуация. В рисунках выявился низкий уровень тревожности. Такие показатели как – конфликтность, чувство неполноценности и враждебность в семейной ситуации, агрессивность гораздо ниже показателей рисунков детей из неблагополучных семей. Дети чаще используют яркие цвета, рисунки отличаются сюжетностью, прорисованностью деталей.

По результатам теста на выявление тревожности дети из благополучных семей имеют средний уровень тревожности 20-50%.

Анализ результатов теста «Рука» показал, что у детей из благополучных семей доминируют установки на социальное сотрудничество, направленное на межличностные контакты, в то время как у детей из неблагополучных семей преобладают агрессивные и доминантные тенденции. Агрессивное поведение, как правило, носит вербальный характер, направлено на окружающих.

Анализ внутрисемейных отношений выявил, что благополучные семьи имеют в основном гармоничный тип воспитания, в неблагополучных семьях присутствуют такие типы дисгармоничного воспитания, как доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и гипопротекция.

По результатам диагностического исследования была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа «Давайте жить дружно». Целью программы было развитие эмоциональной сферы детей.

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно- педагогической деятельности. На первом этапе работы дети из неблагополучных семей были неуверенны, тревожны, отказывались вступать во взаимодействия с другими детьми. Однако в ходе последующих занятий дети становились, смелее, стали проявлять интерес и любопытство. На заключительных занятиях все дети из неблагополучных семей были активны, самостоятельно общались, проявляли инициативу.

В содержание занятий входили игры и упражнения на ознакомление детей с основными положительными и негативными эмоциями, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, развитие выразительности жестов, снятие психомышечного напряжения, понимание эмоциональное состояние друг друга, умения работать дружно, помогая друг другу. Занятия сопровождались яркой наглядностью, элементами арттерапии.

Программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог), ориентируясь на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала.

Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей. Не оценивать детей, не добиваться единственно правильного, на наш взгляд, ответа. Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо его прервать. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно, если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закреплять пройденный материал.

По окончанию коррекционной работы был проведен контрольный этап исследования. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного исследований показало, в результате проведенной коррекционно-развивающей работы эмоции детей экспериментальной группы несколько изменились, сдвинулись в позитивную сторону. У детей из неблагополучных семей снизились показатели тревожности, враждебности и конфликтности, улучшились показатели благоприятной семейной ситуации. Рисунки детей стали приобретать более радостную и светлую окраску, в лучшую сторону стал меняться сюжет и содержание работ. Ребята более активно комментировали процесс рисования и чаще были довольны своими результатами. Однако согласно методикам «метаморфозы», «кактус», «тест руки Вагнера» уровень агрессивности не изменился, но стали преобладать установки на социальное сотрудничество и зависимость от межличностных отношений.

В ходе исследования дети стали более активны, чаще улыбались, стали более уверенны и самостоятельны. При общении гораздо быстрее вступали в контакт, были более открыты и разговорчивы. Однако контрольные показатели еще недостаточно высокие, что свидетельствует о необходимости продолжения коррекционно-развивающей работы, проявляя терпение и настойчивость в поисках направленных воздействий, в поисках тех игровых методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции.

Вышесказанное говорит о необходимости комплексного исследования неблагополучных семей, анализа атмосферы внутри семьи и детско-родительских отношений. Необходимо привлечение узких специалистов, сотрудничество с социальными педагогами, привлечение к коррекционным занятиям родителей, что будет способствовать формированию лучшего взаимопонимания между детьми и родителями.

Список литературы

1. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб, 2002.

2. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Панфилова М. Графическая методика «Кактус»//. Обруч. 2000. №5.

5. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2011.

6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

7. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

Влияние неблагополучных семей на развитие детей

Эмоционально - волевая сфера детей из нормальных и неблагополучных семей различается существенным образом. Дети из неблагополучных семей отличаются выраженным состоянием неуверенности, незащищенности и безысходности. Данные психодиагностики подтверждают наличие у них тревожности, конфликтности, чувства неполноценности, что существенно сдерживает их личностное и, особенно, коммуникативное развитие. Неблагополучие в семье практически всегда ведет к нарушениям психического развития ребенка, и даже не столько в интеллектуальном плане, сколько с точки зрения дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы.

 дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не понимают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками; дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми, и у них вновь появляются те же проблемы, что были в доме пьющих родителей;

 дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, не оправдывают ожидания родителей, открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях ; дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение родителей;

 родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считая, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

 самооценка ребенка может зависеть от родителей, они зачастую относятся к нему, как к равному, не давая возможности быть ребенком.

Не меньшую опасность представляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них влияние на детей проявляется не прямо - через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно - вследствие нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, хроническим эмоциональным отчуждением и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, в которой повышенные тона, раздраженность становятся нормой общения взрослых, или тихой, где супружеские отношения характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирующуюся личность ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Также характерная особенность конфликтных семей - нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение разговаривать друг с другом.

Конфликтные семьи более "молчаливы", чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров, в такой семье поскандалят, выпустят пар, на какое-то время получат эмоциональную разрядку, а дальше опять каждый сам по себе. Здесь практически никогда не звучит "мы", предпочитают говорить только "я", что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И наконец, общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит - в ответ звучит такой же монолог.

Дети, ставшие свидетелями многочисленных ссор родителей, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому родители, не умеющие находить взаимопонимание друг с другом, обязаны помнить, что в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать по крайне мере столько же, сколько о собственных.

Своеобразным индикатором семейного благополучия является поведение ребенка. Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Как было отмечено выше, у ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, "адаптироваться", как-то выжить. Распространенная форма психологической защиты младшего школьника - отрицание. Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного при общении с роди телями и учителями, когда у него требуют объяснений по поводу его провинностей.

 боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;

 пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, тревожностью, безразличием к окружающему; у старших детей

 наступает депрессия, расстройство сна, нарушение аппетита;

 неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;

 неуверенность в себе, неадекватная самооценка;

 агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;

 чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;

 плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы.

Психологические особенности младших школьников из неблагополучных семей:

1. Высокий уровень агрессии по всем показателям. Для таких детей характерно стремление преувеличивать агрессивность своих сверстников и соответственно отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Испытуемые с высоким уровнем реактивной агрессии легко впадают в гнев и совершают ответное нападение, когда детей дразнят или им угрожают. Они практически всегда утверждают, что в ссоре или драке виноваты другие . Когдасверстник случайно причиняет боль ребенку (например, наталкивается на него), он предполагает, что сверстник сделал это намеренно, и поэтому чрезмерно сердито реагирует, затевает драку. Дети с высоким уровнем агрессии угрожают другим или запугивают их с тем, чтобы добиться своей цели.

Часто используют прямую агрессию. Выбирают для своих агрессивных действий одну постоянную жертву - более слабого сверстника, который не способен ответить тем же.

2. Высокий уровень школьной тревожности. Дети переживают социальный стресс, фрустрацию потребности в достижении успеха, у них имеется страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

3. Высокий уровень личностной тревожности. Это становится причиной отсутствия уверенности в своих возможностях в общении, формирует конфликтные отношения. Большинство ситуаций обыденной жизни дети интерпретируют как угрожающие, несущие опасность, без видимых на то причин.

4. Заниженная самооценка. У таких детей отмечается низкий уровень притязаний, неуверенность в себе и страх неудач - им проще не делать, не рисковать, чтобы потом не переживать провал. Поэтому они чаще выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, в силу этого боятся самой учебной деятельности.

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей - родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители - первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья - первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи - это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, - это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость - это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие - это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб - максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим - материальную, третьим - медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, - тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе - это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап - воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.. 5

1.1. Проблемы работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи в психолого-педагогических исследованиях. 5

1.2 Психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. 10

1.3 Условия развития личности ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. 30

2.1 Диагностика уровня развития ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. 30

2.3 Педагогическая технология работы воспитателя с ребенком. 60

2.4 Результаты эмпирического исследования. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 96

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: обусловлена противоречиями между необходимостью благоприятного морально-психологического климата в семье для развития ребенка и его отсутствием в неблагополучных семьях.

Проблема исследования: каковы особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

Объект исследования: работа воспитателя с ребенком из неблагополучной семьи

Предмет исследования: особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия эффективности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования

2. Составить психологический портрет личности ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

3. Подобрать и апробировать содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

Гипотеза: Работа воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи будет эффективной при выполнение следующих условий

1.2 Особенности детей из социально-неблагополучных семей

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Вашей мерою вам и отмерится» /12/.

По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением патологией. Под патологией понимается не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей /12/.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выйти, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами – потерей любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильней могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует проявлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувства детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами имеют возможности его проявлять.

Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети видят скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

Очень сложно сказывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Тяжело сказывается на психологическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического института РАО (1990), по своему психологическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличается от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства – от младенчества до взрослости – психологическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей /12/.

Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткого) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные процедуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям /38/.

Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянные воспоминания детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим события, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, свехбдительность, преувеличенном реагировании. Симптомы травматических переживаний в виде психических отклонений являются способом выживания.

Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния – психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не представляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, то есть возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований /20/.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого факта обнаружены и другие (сенсорная депривация – обеднение среды, ее сужение; социальная – уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая – невозможность удовлетворения основных потребностей) /20/.

Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, то есть оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются вместе.

Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учиться жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к их повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из нее, не может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов, и трудности адаптации к жизни в учреждениях, и невосприимчивость к воспитательским воздействиям, и закрытости для социального опыта, и отсутствия доверия к людям, окружающим их и заботящихся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека.

По мнению Л.Я. Олиференко опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такое средой, но не их самих /27/.

Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что эти родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя те погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменяться или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же, как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, не ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже семьи об этом не говорят. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, а в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других детей, прежде всего, враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей:

Низкий уровень интеллектуального развития;

Бедная эмоциональная сфера и воображение;

Позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией. Она усиливается такими психолого - травмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в различного рода учреждения (больницы, приемники-распределители, приюты временного пребывания, санаторием и т.д.).

Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть - это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

Дефекты социализации зависят не только от ее условий, но и возраста ребенка.

Дети группы риска дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Дефицит общения с взрослыми в этом возрасте не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления таких детей бедны и невыразительны /35/.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов с взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их эмоциональных бурных реакций. У детей тормозится развитие познавательной деятельности, которое проявляется в отставании овладении речью, а также в отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать ими).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются развития самостоятельности – от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.

У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного и причин собственного социального сиротства препятствуют становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Выход за рамки настоящего, в котором эти дети проживают, и в прошлое, которое они уже прожили, является главным условием приобретения жизненной уверенности и новой идентичности, условием бегства из порочного круга психической депривации.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно – образное мышление остается главным. Вербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Таким образом, дети дошкольного возраста, относящиеся к группе риска, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствие навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

У детей группы риска младшего школьного возраста более ярко проявляется отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Они часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка умственного развития мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями, и низкому качеству учения.

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека /19/.

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптическую картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помощь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований подростки группы риска имеют следующие особенности:

· отсутствие ценности принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности невозможности добиться в жизни чего-то своими руками, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

· проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

· эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

· среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором- материальное благополучие, на третьем - здоровье; в тоже время эти ценности представляются подросткам недоступными, высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

· «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел, имеет (машину, гараж и так далее); о реальных путях достижения таких « ценностей» подростки не задумываются;

· повышенный уровень тревожности и агрессивности;

· стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

· искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождения в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.) /25/.

Психологи (Л.С. Выготский и другие) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

Эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

Доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и так далее;

Доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму /14/.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношении с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценки их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ /27/.

По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представления детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позиция «Я несчастлив». И только 17% таких подростков, обнаружены в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70%. Выхода из состояния из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавления от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т.д.) /19/.

Подросткам группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощности» рассматривается, как то состояние человека, когда он не может справиться с кем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельного решения или делать выбор и другими трудностями.

Изучение беспомощности у детей и подростков занимались И.С. Коростелева, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, а также зарубежные исследователи.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживание неудач, травм, отказом от поиска или наличия неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагирование подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

Как стереотипная деятельность неадекватная конкретной ситуации;

Как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результатов);

Как отказ от выполнения деятельности сопровождающийся апатией, депрессией;

Как состояние оцепенения, плач и т.д.;

Как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказания, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д. / 28/.

Переживания состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, потерю близкого человека, разлуку с ним и т.д. в данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучных семьях. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические обязанности:

· неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;

· нарушение в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

· низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

· слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

· потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

· неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

· несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

· несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

· низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

· склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты /10/.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они засчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учреждениях, так как они могут вернуться в привычное окружение попечительского учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых, не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.

Обедненность общения с взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводят к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты с взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потребности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

Детей группы риска, типичных проблем подросткового возраста являются необходимыми для социального работника, для того, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами. Глава II. Этические основы социальной работы с детьми группы риска 2.1 Основные документы, регламентирующие деятельность социального работника Для того чтобы изучать принципы и стандарты поведения социального...

Воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости. Глава 2 Этические нормы поведения в обществе в работе с детьми в социальном приюте 2.1 Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» Адрес: Район Ховрино, Зеленоградская улица, дом 35Б. Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» можно охарактеризовать...

Сможет стать необходимьм ус­ловием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и за­конов нашего общества. Поэтому на социального работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе: не наказать, а предотвратить. Главное - направить силы и средства на упреждение преступности. Накормить, одеть, обеспечить защиту...

Развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Здесь особое внимание уделяют семье, в частности «группам риска» данной категории. Социальная работа обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, ...