Конспект НОД по развитию речи
(страницы указаны из Пилотного варианта программы
«От рождения до школы» Мозаика – Синтез, М. 2014)
Тема: «Любимая игрушка» в младшей группе.
Продолжительность НОД 10 – 15 минут (13 минуты)
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие », «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие»
Цель: развитие компонентов устной речи детей: связной, формирование словаря, воспитание звуковой речи детей
Задачи:
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки). (Позн.стр.78)
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве (Физич.стр.133)
Формировать доброжелательное отношение друг к другу (Соц.-ком.стр 48)
Материал и оборудование: демонстрационный материал (игрушки: медведь, лисёнок)
Ход занятия:
Сюрпризный момент (мотивация)
- Ребята! Сейчас, я загадаю загадку, слушайте внимательно!
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его?... (Медведь)
Какие молодцы, угадали! А Мишка сегодня к нам в гости пришел (воспитатель достает медвежонка), чтобы мы рассмотрели его и познакомились с ним поближе!
II . Основная часть
2. Составление описательного рассказа (показ игрушки, рассматривание ее)
Воспитатель. Посмотрите на этого медвежонка, скажите, какие у него глаза (черные, блестящие)
Какие у медвежонка уши? (круглые, маленькие)
А какие у него лапы? (толстые, мохнатые)
Расскажите, какой это медвежонок, потрогайте его, какой он на ощупь? (большой, мохнатый, мягкий)
Что он умеет делать? (рычать)
А кто знает, что любит кушать наш мишка? (мед, малину или ягоду)
Мишутка у нас черный. Как его можно назвать? (Черныш)
Вот какой мишутка пришел к нам из леса! (Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ) Он большой, мохнатый. У него блестящие глазки, круглые ушки, толстые лапы. Медвежонок сладкоежка! Любит мед и вкусную малину! Черныш умеет рычать.
- Какие Вы молодцы! А теперь немножко отдохнем и поиграем с нашими пальчиками!
3. Пальчиковая гимнастика (слайд №7)
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дружат добрые зверятаДружат малые зайчата
Дружат в озере бобры
Дружат в небе комары,
Дружат милые ежата,
Дружат даже медвежата
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
соединяем одинаковые пальчики рук
ритмичное касание мизинцев обеих рук
ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук
ритмичное касание средних пальцев обеих рук
ритмичное касание указательных пальцев обеих рук
ритмичное касание больших пальцев обеих рук
руки опустить, потрясти кистями
Воспитатель показывает игрушку лисёнка
Детишки, а вы знаете, что с медвежонком пришел его друг! (Показывает.) Это лисенок. Где живет лисенок? (в лесу)
Какие у него глаза?
Какие уши? (маленькие, остренькие)
Какой у лисенка хвост? (Длинный, пушистый)
Какой лисенок? (Дети: маленький, пушистый, рыжий, мягкий)
Что умеет делать лисенок?
Как можно назвать нашего рыженького лисенка? (Рыжик)
Кто хочет рассказать лисенку, какой он красивый и хороший?
Воспитатель вместе с ребенком составляет рассказ по аналогии с первым. Спрашивает: «Кто еще хочет рассказать?» В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. (Это. Он. У него. Рыжик умеет и т.д.)
Воспитатель : Молодцы! Лисёнку понравились Ваши рассказы о нём!
Теперь отдохнем немножко и встанем с Вами в кружок.
5.Физкультминутка «Три медведя» (слайд №9)
(дети встают в круг, воспитатель объясняет движения)
Три медведя шли домойПапа был большой-большой
Мама - чуть поменьше ростом
А сынок - малютка просто
Очень маленький он был
С погремушками ходил
дети идут по кругу
руки - вверх
руки на уровне груди
присели
покачивание в приседе берут погремушки и «звенят» ими, бегая по коврику
(Физкультминутка проводится 2 раза)
6. Игра «Сравни разных зверей»
Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и лисёнка.
Мишка большой, косолапый, а лисёнок маленький, ловкий, ножки тоненькие.
У медвежонка хвост маленький, а у лисёнка пушистый, большой!
7. Рефлексия
Похвалить самых активных детей.
Дети, что вы запомнили, что понравилось, что узнали нового?
Итог работы
Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, создаются такие ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Ожидаемый результат : Дети научились составлять описательный рассказ по игрушке.
Список используемых источников и литературы
Источники
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
Литература
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 92с.
Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. - М.: Владос, 2002. – 134с.
Гербова В. В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2-4 лет. - М.: Владос, 2003. – 112с.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 184с.
Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – 116с.
Интернет – ресурсы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.НовокузнецкТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« ОСЕНЬ « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений об осени и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
. Показать уникальность природы осенью.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
. Беседа на тему « Осень».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала. 1
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».
. Просмотр Д.В.Д.
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
. Сочинение и отправка письма на телевидение.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
(дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТЗвонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).
Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,
Если в край далёкий - птицы улетели, 2
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года Осенью зовётся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений об осени и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА « Какая осень?» (каждая шишка – слово)
Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце осенью?
Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.
3
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»
Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)- светит, греет.
2.Туча (что делает?)- закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)- дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)- прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)- улетают, машут, летят, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.
6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.
7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).
Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?
Дети: разноцветнымиВоспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: листопад
Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).
Звучит музыка.
III.Проведение динамической паузы
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. 5
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)
-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.
6
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для сюжетно-ролевой игры «Телевидение».
Конспект НОД по развитию речи
«Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого)
Задачи:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, развивать монологическую и диалогическую речь, познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала, развивать слуховую память
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация); словесный (чтение, обсуждение); игровой (физкультминутка, сюрпризный момент)
Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле, разучивание физкультминуток
Проведение НОД
Организационный момент
В.: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Вводная беседа с детьми (название темы, цель)
Основная часть
Сюрпризный момент: Яблоня с волшебными яблоками
В.: Ребята, посмотрите, какое волшебное дерево выросло у нас в группе. А на нем волшебные яблочки. Давайте посмотрим, что же там!
Воспитатель отрывает яблочко и читает загадки:
В.: Ребята, а на волшебных яблочках загадки! Давайте же их разгадаем!
Кто попался на зубок?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая,
несет ее домой!
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь?
Названье этой сказки (Маша и медведь)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
У брата с сестрой
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге:
Волшебная печка, молочная речка
И яблонька в трудной дороге (Гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)
В.: Молодцы, ребята! Как много сказок вы знаете! А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку. Какие книги вы здесь видите? Правильно, сказки! А как вы догадались? (по иллюстрациям). Сегодня я познакомлю вас с новой русской народной сказкой «Хаврошечка». Вы хотите познакомиться с этой сказкой? Для этого нам нужно позвонить в колокольчик и тогда мы перенесемся в сказку!(Колокольчик) Давайте сядем на стульчики!
В.: Русскую народную сказку «Хаврошечка» сочинил русский народ давным – давно. А услышал ее от народа великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова, некоторые мы уже не употребляем в нашей речи, но я обязательно вам их объясню
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
В.: Ребята, мы немного устали. Давайте с вами отдохнем!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
В.: Вопросы по сказке «Хаврошечка»
Ребята, а вам понравилась сказка?
А как она называется?
К каким людям попала Хаврошечка?
Сколько было дочерей и как их звали?
А какими они были?
А что делала Хаврошечка?
Кто помогал Хаврошечке?
Что она помогала ей делать?
Что при этом говорила?
Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
А что сделала Хаврошечка?
Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше?
Почему мачехины дочки не могли угостить барина?
А кто угостил его яблочками?
Чем закончилась сказка?
Заключительная часть
В.: Ребята, кто вам понравился в сказке? Почему? (Ответы детей)
Чему нас учит эта сказка? (Ответы детей)
В.: (берет колокольчик). Закончилась сказка, зазвенел колокольчик и волшебная сказка перенесла нас в группу. Посмотрите, ребята, Хаврошечка прислала вам угощение: яблочки со своей волшебной яблоньки. Благодарю всех за работу!
Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"(старший дошкольный возраст)
Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»
Открытое НОД по речевому развитию в первой младшей группе ДОУ «Поможем кошечке»
Программное содержание:
Приветствие
Станем рядышком по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется!
Звучит аудиозапись мяуканья котенка.
Воспитатель:
Вы ничего не слышите? Что это за странный звук? От куда он? Может под столом? Или в коробке с игрушками? Мне кажется, что этот странный звук за дверью.
Кто мяукнул у дверей
Открывайте поскорей
Очень холодно порой
Котик просится домой
Воспитатель заносит корзинку и начинает с детьми рассматривать содержимое корзины.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Давайте поздороваемся с кошечкой.
Дети здороваются
Воспитатель:
Ребята, наша гостья очень замерзла, ведь на улице холодно. Давайте поможем кошечке согреться.
Пальчиковая гимнастика
Поиграем-ка немножко,
Да похлопаем в ладоши.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, расжимаем.
Какие вы добрые, ребята, молодцы. Проходите на коврик, будем знакомиться с кошкой. Мне кошечка сказала на ушко, что ее зовут Мурка. София, как зовут кошку (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Погладьте ее. А где у кошки ушки, а у вас? А где Мурки глазки, у кошечки зоркие глазки, она видит ими даже ночью. Посмотрите, какие у кошки маленькие лапки, в которых есть коготки. Коготками кошка царапается и ловит мышей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!
(потешка из книжки)
Воспитатель : Ребята, а давайте с Муркой поиграем!
Физкультминутка
Есть у кошки глазки, (Детки моргают глазками)
Есть у кошки ушки, (Детки показывают ушки)
Есть у кошки лапки- (Детки показывают руки)
Мягкие подушки.
Кошка, кошка, не сердись, (Дедки грозят пальчиком)
Не царапай деток - брысь! (Топают ногами).
Воспитатель:
Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Я думаю она проголодалась. А, как вы думаете, что любит есть кошка?
Дети:
Молоко.
Воспитатель:
Сделайте из ваших ладошек блюдце.
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» - говорила
Мяу-мяу-мяу.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как Мурка просила молока (Мяу-мяу) Арсений, как просила Мурка молока?
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мур – мур - мур»
Воспитатель:
Варя, скажи, какую песенку пела кисонька (воспитатель опрашивает несколько детей). Ребята, давайте споем песенку вместе.
Воспитатель:
Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Давайте положим ее в корзину и погладим ее.
Мур – мур - мур, -
Мурлычет кошка, -
Ты погладь ее немножко!
От тепла и ласки
Она закроет глазки!
Воспитатель:
Молодцы, Мурка заснула.
Воспитатель:
Пока наша кошечка спит, давайте посмотрим чем любят заниматься котята. Котята лакают молоко, умываются, играют, спят.
Воспитатель:
Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе? Пусть Мурка остается у нас. А за то, что вы такие добрые, ласковые, я угощу вас печеньем.