Эффективность использования технологии триз в умственном развитии дошкольников. Использование технологии триз в деятельности доу как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников Пример применения методики в детском саду

Привороты

Cоздание уcловий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий.

Проблема интеллектуального развития дошкольников уже давно и целенаправленно изучается педагогами и психологами.

В дошкольном возрасте вырабатывается мотивация предметно - операционной, игровой, творчеcкой, учебной деятельности и общения, формируется познавательный потенциал мыcлительных операций. Исследования пcихологов А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина говорят о том, что применяемые в дошкольном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в дальнейшем. Исследования зарубежных и отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.П. Блонcкого, Ж. Пиаже, Л.С. Выготcкого, Г. Хемли, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и Политкиной В.П. свидетельствуют, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь высоких результатов в обучении детей, систематизации его учебных навыков, знаний и умений..

Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) . Автор ТРИЗ - Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

При использовании технологии занятия с дошкольниками проводились нетрадиционными методами. Детям было интересно, они искали вместе истину. Упражнения и проведение игр с использованием ТРИЗ развивали у детей интеллектуальные способности: воображение и творчество, диалектическое и наглядно - схематическое мышление.

Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения .

Принципы ТРИЗ: «Разрешение противоречий - ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми - педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины» .

Одной из важных и повседневных проблем в дошкольном образовании, является проявление творчества педагогов в работе с детьми, формирование системного, многослойного педагогического мышления.

Для того чтобы ребёнок овладел не только определенной суммой умений и знаний, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно приобщить детей к ТРИЗ

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников - это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В рамках исследования, проводимых дошкольным отделом ИПК и ПРО, детский сад №14 «Чайка» г. Кокшетау Акмолинской области заключил договор по экспериментальной работе «Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников» . Согласно которому была разработана пошаговая программа мероприятий по внедрению данной экспериментальной технологии в детском саду. Этот эксперимент в детском саду длится более года.

Автор, настоящей статьи входит в исследовательскую группу по внедрению технологии ТРИЗ в ДОУ. Нами с другими членами группы была проведена часть элементов этой технологии по внедрению ТРИЗ в образовательный процесс.

Под развитием интеллектуальных способностей детей в процессе использования технологии ТРИЗ мы понимаем достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также и степень усвоения знаний, умений и навыков, и интеллектуальных умений.

Нами была проведена диагностика на выявление уровня сформированности интеллектуального развития у детей старшегодошкольного возраста, а точнее на изучение наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. В исследовании использовалась диагностика Матвеева и Выбойщика «Четвёртый лишний» . Цель исследования - выявить уровень развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе. Стимульный материал представлял собой пять карточек с рисунками. Ребёнку показывались карточки, на каждой из которых были изображены четыре предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой по какому-либо признаку. Испытуемый должен был указать, какой из этих четырёх предметов лишний, и обосновать свой ответ. Диагностика проводилась в подготовительных группах № 5 (экспериментальная) и № 7 (контрольная) . В опросе участвовало 48 детей. Дети были увлечены. Им было интересно отгадывать и называть рисунки. Ответы детей были полными, но приходилось концентрировать их внимание на условии задач, помогать наводящими вопросами. Дошкольники правильно выделяли группы предметов, продемонстрировав умение обобщать и анализировать, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом - термином. Практически всегда эта была либо функциональная характеристика (шкаф и комод - «то, во что вещи складывают» ) , или сужение понятия до одного элемента (ручка, карандаш - «это ручка» ) . Невозможность подбора словесного обобщения объясняется в частности, бедным словарным запасом у этих детей.

На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены контрольная и экспериментальная группа по 24 человека в каждой. Уровень развития наглядно-схематического мышления у дошкольников был примерно одинаков. Исследование по констатирующему этапу проводилось в ноябре 2012г.

В ходе эксперимента в экспериментальной группе проводились занятия по технологии ТРИЗ. Где использовались упражнения и задачи на развитие воображения и фантазии, на обобщение информации, классификации и анализа.

В январе 2013г. была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в таблице 1.

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления выше среднего больше, чем в контрольной группе, в которой ТРИЗ не использовался. Низкий уровень развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной группе. Что свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие наглядно - схематического мышления, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.

Итак, сравним результаты исследований, которые свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ, в том числе и по развитию наглядно - схематических и логических приемов мышления дошкольников.

Вся экспериментальная работа детского сада «Чайка» Акмолинской области г. Кокшетау сопровождается диагностическими процедурами и мониторинговыми измерениями. Нами уже составлены методические рекомендации по их осуществлению в ходе дальнейшего процесса апробирования и внедрения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Частное детское образовательное учреждение детский сад «Акварель»

Детский краткосрочный практико-ориентированный проект

по теме:

«Зачем есть кашу?»

Выполнила: Ригерт А.В.

Март 2016

Участники проекта: дети подготовительной группы с родителями.

Срок выполнения: с 21 марта по 25 марта (5 дней).

Вид проекта: детский краткосрочный практико- ориентированный.

Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о полезности каши через различные виды деятельности.

Задачи:

1) развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста;

2) выяснить причины, по которым дети не хотят есть кашу;

3) развивать совместное творчество родителей и детей.

Актуальность:

Взрослые часто говорят, что каша- самый лучший завтрак, если ее не есть, то сил не будет, не вырастишь большим. Ее готовят дома и в детском саду. Но не все дети любят есть кашу.Нам стало интересно, так ли это на самом деле. И мы решили начать свою исследовательскую работу по данной теме.

Реализация проекта

1. Подготовительный этап

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

Подбор методической, художественной литературы, наглядного материала по данной теме;

Составление планов мероприятий.

Что знаем о каше?

Что хотим узнать?

Что сделаем?

Полезная;

Прибавляет силы;

Не все дети ее любят;

Бывает каша овсяная, гречневая, манная, рисовая;

Бывает в пакетиках;

Помогает расти.

Из чего готовят;

Как готовят;

Бывает ли фруктовая каша.

Сходим на кухню;

Посмотрим как мама готовит;

Спросим рецепт.

Мы решили выяснить много ли детей в нашем саду не любят каши и почему?

Для этого мы провели опрос:

1. Любишь ли ты есть кашу?

2. Какая твоя любимая каша?

3. Если не любишь, то почему?

В опросе приняло участие 56 детей нашего детского сада.

По результатам опроса было выявлено следующее:

46 человек (82%) любят есть кашу.

10 человек (18%) не любят есть кашу.

Причины:

3 человек (5 %) не любят кашу, потому что она невкусная;

6 человек (11 %) - плохо выглядит(не нравится как выглядит);

1 человек (2 %)- есть и другая полезная пища.

Любимые каши:

гречневая,

кукурузная,

пшенная,

манная,

рисовая.

Тематический план:

    что такое каша? (работа с толковыми словарями);

    исследование каши, которую дают в детском саду;

    пословицы и поговорки о каше;

    фразы и выражения о каше;

    посещение кухни, вопросы повару;

    сюжетно-ролевая игра «Повара»;

    сочинение стихов о каше;

    игра «Прошлое-будущее» («Логические цепочки»);

    составление и отгадывание загадок;

    что полезного есть в каше, какие полезные вещества в ней содержатся.

2. Основной этап

Беседа с детьми на тему: «Что такое каша?»

Обратимся к словарям.

Толковый словарь С.А. Ожегова :

«Каша»-

1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Гречневая к.

2. перен. То же, что месиво (в 1 знач.) (разг.). К. из песка и снега.

3. Нечто беспорядочное, путаница (разг.).

Толковый словарь В.И. Даль:

«Каша»-

1. Густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, полбеная, ячная, овсяная, ржаная или зеленая и пр. она готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и кашицей, похлебкой с крупою.

2. стар. обед после свадьбы у молодых, на новом хозяйстве. Сосед на каши зовет, на крестины или к молодым на обед. Кашничать, пировать на кашах, у молодых, или на крестинах. Кашничанье ср. пированье на каше, кашке.

3. Смятение, сумятица, суматоха.

Этимологический словарь Р.П. Андреева:

«Каша»-

Род пищи: кушанье из крупы, сваренной до густоты на воде или на молоке.

Из прочитанного мы сделали вывод, что каша-это:

    крупа вареная на воде или молоке;

    обед после свадьбы;

    беспорядок, путаница.

Исследование каши, которую дают в детском саду.

Исследуем каши, которые дают в детском саду и заносим свои наблюдения в таблицу.

Учили фразы и выражения о каше

Каши не сваришь- не договориться, не сделать дело.

Мало каши ел- мало сил или опыта

Заваривать кашу- затеять сложное, что угрожает неприятностями.

Расхлебывать кашу- справляться с трудным делом.

Пословицы и поговорки о каше.

Щи да каша- пища наша.

Заварил кашу, сам ее и расхлебывай.

Посещение кухни, вопросы повару

Алена Владимировна рассказала нам, как готовит гречневую кашу.

Перебрать крупу.

Поставить на огонь. Посолить. Добавить подсолнечное масло.


Следить и помешивать.

Сюжетно-ролевая игра «Повара

»

Сочинение стихов о каше

Жила-была добрая Маша,

Она ела овсяную кашу.

Стала она красивой.

И была всегда любимой.

Кушайте кашу!

На столе стояла каша.

К ней подкралась мышка Маша.

Мышка очень любит кашку.

Ну, а мы простим милашку.

Составление загадок о крупах

Белая как снег.

Овальная как цифра 0.

Маленькая как муравей, но не живая.

Варится как лапша.

Эта крупа коричневая, как дерево.

По размеру меньше камня.

По форме- треугольная как гора.

Легкая как шар.

Игра «Прошлое- будущее» («Логические цепочки»)

Цель: учить называть прошлое и будущее объекта, составлять цепочку.

Ход игры: ребенок составляет цепочку и отвечает на вопрос взрослого:

- Чем был объект? Чем будет объект? Например: просо- пшено-пшенная каша.


Что полезного есть в каше, какие полезные вещества в ней содержатся?

Если есть каши каждый день, не надо будет

ходить в аптеку за витаминами

2. Витамины А,В,С, D ,Е.

3. Прибавляет сил.

4. Содержит клетчатку, которая влияет на работу сердца.

5. Если есть крупу с молоком. То будет стройная фигура.

Сочинение сказки

Сказка про кота, мышку и кашу.

В одном уютном деревенском домике жил-был кот Мурлыка.

Кот Мурлыка был добрым, но ленивым. Целый день кот лежал на печке и ленился, ничего не делал, и даже ему было лень поесть.

Но поздним вечером на него напал голод, и ему пришлось готовить кашу. Кашу он любил гречневую, потому что она напоминала ему большую котлету. Собравшись с силами, кот начал готовить кашу.

Е домике жила мышка Белозубка, она была хитрой и прожорливой. Почуяв запах готовившейся каши, мышка решила полакомиться кашкой, и для этого придумала коварный план.

Мышка дождалась,когда приготовится вкусная кашка, вылезла из норки, подбежала к коту и сказала ему жалобным голосом: «котик, ты такой добрый, такой заботливый, не дай умереть с голоду бедной мышке, угости меня одной малюсенькой крупиночкой своей вкусной каши».

Кот сжалился над маленькой голодной мышкой и дал ей крупиночку. Съев крупинку, мышка начала просить еще и еще. Кот был очень добрым, поэтому не мог отказать бедно голодной мышке. И так, крупинка за крупинкой, мышка перетаскала с свою норку всю кашу

Кот увидел, что каши у него больше нет, очень расстроился, и начал жалобно мяукать. Его жалобной мяуканье услышал домовой, который жил в этом доме и охранял его покой и уют. Он решил помочь коту, собрал всех сверчков, живущих за печкой, и они перетаскали все крупинки каши обратно в миску коту.

Каково же было удивление мышки Белозубки, когда она не обнаружила ни одной крупинки в своей норке. А кот Мурлыка не верил своим глазам, каша снова была в его миске.

Так домовой помог доброму коту, а мышка перестала хитрить и научилась делиться.

Приготовление каши дома с мамами


"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере.

Предположим, что у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?

Пример применения методики в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду


Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся : красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление : вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.


"Маша-Растеряша"

Цель : тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"

Вступление : рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.

  1. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

Что случилось?

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Роль игры в развитии ребенка

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

С какого возраста начинать

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора:

Мама, свет!

Оля, стул!

Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы.

Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?

Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные.

Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.

Выбор за каждым

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

ТРИЗ для дошкольников .

Воспитатель НРМ ДОБУ ЦРР

детский сад «Теремок» Решульская Ю.Ш.

Он взрослых изводил вопросом «Почему».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопроса «Почему?»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Проблема интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:

Я.А. Коменский,Ж.Ж.-Пиаже,Л.С. Выготский,Л.А.Венгер.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.

При освоении программы «Детство» по которой мы работаем, ребенок безусловно овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому мы посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное восспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

1Этап - Диагностический:

Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе осуществляется по программе «Детство». Именно поэтому свою работу по данной проблеме я начала с ее анализа. В данной программе задачи интеллектуального и творческого развития дошкольников не выделены, сформулированы крайне расплывчато, нетехнологично. Не достаточно методического, дидактического и диагностического материала. Поэтому мною был изучен опыт передовой педагогический работы по данной проблеме и технологии ТРИЗ.

Следующим шагом, было определение исходного уровня развития детей, для чего была проведена диагностика по программе «Детство» которая показала следующие результаты:

2 Этап - Внедренческий :

Второй этап включает в себя реализацию намеченных мероприятий.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).

Нами была создана игра многофункциональное поле, которая состоит из четырёх полей.

Каждое поле содержит элементы ТРИЗ.

Поле № 1

Игра «Системный лифт»

Цель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж.

Раньше была икринкой - стала лягушкой.

Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.

В играх - «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.

Здесь же. Игра «Лабиринт»

Цель: Развивает практически-действенное мышление.

Для активизации развития творческих способностей детей, создания интереса к занятиям, мною были взяты из мультфильмов персонажи всеми любимые детьми - Смешарики, которые помогают увлечь детей в мир сказки, радости, творческого воображения.

У игрушки проблема нужно её разрешить. В данном случае это Нюша ей нужны карандаши.

Поле №2

Игра: «Путешествие по пятиэкранке»

Цель : Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.

«Системный оператор»- это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.

В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: Игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.

На этом поле можно составлять рассказ, сказку, загадку можно путешествовать в необычную страну, на необитаемый остров, на луну, где можно помогать героям преодолевать различные препятствия.

Поле №3

Особый этап работы по ТРИЗу - это работа со сказками.

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании схематичного изображения сказки с помощью карандаша.

Дети легко справлялись с этими заданиями. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось. Дети - просто молодцы!

И Следующая игра называется « Волшебная дорожка»

Цель: Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию

1 вариант «Ассоциация» прозрачный кружок путешествует по « волшебной дорожке» и меняет цвет и превращается в различные предметы

2 вариант «Я яблоко…» отждествление себя с яблоком или каким либо другим предметом.

3 вариант «Путешествие» Подразумевает путешествие любого персонажа с выполнением различных вариантов ходов.

Поле №4

Игра «Путешествие по девятиэкранке»

Цель: Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление

Графически состоит из девяти окошек в которых видны не только Нс – С – ПС, но и подсистема в прошлом и в будущем.

Пример: Семечка – Саженец - Молодое деревце - Дерево – Бревно – Доска и т. д.

Здесь же Игра: «МЧ»

Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

“Методика «маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели.

«Маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы», вместо слова «молекулы» говорим «маленькие человечки» твёрдые – держатся за руки;- мыло; жидкие – руки на поясе;- вода; газообразные – бегут - ветер.

Хочется отметить достижения детей выполнения программы за период 2008 – 2011 учебный год. Внедрение методов и приёмов теории ТРИЗ в педпроцесс способствовало повышению уровня развития дошкольников по реализуемой программе «Детство», что подтверждает сравнительный анализ достигнутых результатов и их положительную динамику. Результаты вам представлены на слайде.

Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более логически и творчески мыслить, а главное стремиться фантазировать и изобретать.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность и положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и подтвердило актуальность и значимость работы в выбранном направлении дошкольников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами. Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе.

- писал К.Д.Ушинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Он взрослых изводил вопросом «Почему».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопроса «Почему?»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Проблема интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:

Я.А. Коменский,Ж.Ж.-Пиаже,Л.С. Выготский,Л.А.Венгер.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.

При освоении программы «Детство» по которой мы работаем, ребенок безусловно овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому мы посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное восспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

1Этап - Диагностический:

Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе осуществляется по программе «Детство». Именно поэтому свою работу по данной проблеме я начала с ее анализа. В данной программе задачи интеллектуального и творческого развития дошкольников не выделены, сформулированы крайне расплывчато, нетехнологично. Не достаточно методического, дидактического и диагностического материала. Поэтому мною был изучен опыт передовой педагогический работы по данной проблеме и технологии ТРИЗ.

Следующим шагом, было определение исходного уровня развития детей, для чего была проведена диагностика по программе «Детство» которая показала следующие результаты:

2 Этап - Внедренческий :

Второй этап включает в себя реализацию намеченных мероприятий.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).

Нами была создана игра многофункциональное поле, которая состоит из четырёх полей.

Каждое поле содержит элементы ТРИЗ.

Поле № 1

Игра «Системный лифт»

Цель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж.

Раньше была икринкой - стала лягушкой.

Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.

В играх - «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.

Здесь же. Игра «Лабиринт»

Цель: Развивает практически-действенное мышление.

Для активизации развития творческих способностей детей, создания интереса к занятиям, мною были взяты из мультфильмов персонажи всеми любимые детьми - Смешарики, которые помогают увлечь детей в мир сказки, радости, творческого воображения.

У игрушки проблема нужно её разрешить. В данном случае это Нюша ей нужны карандаши.

Поле №2

Игра: «Путешествие по пятиэкранке»

Цель : Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.

«Системный оператор»- это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.

В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: Игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.

На этом поле можно составлять рассказ, сказку, загадку можно путешествовать в необычную страну, на необитаемый остров, на луну, где можно помогать героям преодолевать различные препятствия.

Поле №3

Особый этап работы по ТРИЗу - это работа со сказками.

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании схематичного изображения сказки с помощью карандаша.

Дети легко справлялись с этими заданиями. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось. Дети - просто молодцы!

И Следующая игра называется « Волшебная дорожка»

Цель: Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию

1 вариант «Ассоциация» прозрачный кружок путешествует по « волшебной дорожке» и меняет цвет и превращается в различные предметы

2 вариант «Я яблоко…» отждествление себя с яблоком или каким либо другим предметом.

3 вариант «Путешествие» Подразумевает путешествие любого персонажа с выполнением различных вариантов ходов.

Поле №4

Игра «Путешествие по девятиэкранке»

Цель: Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление

Графически состоит из девяти окошек в которых видны не только Нс – С – ПС, но и подсистема в прошлом и в будущем.

Пример: Семечка – Саженец - Молодое деревце - Дерево – Бревно – Доска и т. д.

Здесь же Игра: «МЧ»

Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

“Методика «маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели.

«Маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы», вместо слова «молекулы» говорим «маленькие человечки» твёрдые – держатся за руки;- мыло; жидкие – руки на поясе;- вода; газообразные – бегут - ветер.

Хочется отметить достижения детей выполнения программы за период 2008 – 2011 учебный год. Внедрение методов и приёмов теории ТРИЗ в педпроцесс способствовало повышению уровня развития дошкольников по реализуемой программе «Детство», что подтверждает сравнительный анализ достигнутых результатов и их положительную динамику. Результаты вам представлены на слайде.

Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более логически и творчески мыслить, а главное стремиться фантазировать и изобретать.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность и положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и подтвердило актуальность и значимость работы в выбранном направлении дошкольников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами. Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе.

Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом», - писал К.Д.Ушинский.


Спиридонова Вера Николаевна

Организация - МБДОУ ДС №44 «Золушка», м - он Ольминского13

г. Старый Оскол, Белгородская область;

Должность - воспитатель.

Эффективность использования технологии ТРИЗ в умственном развитии дошкольников

Невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе без целенаправленной работы по развитию творческой личности. Творчество это синоним оригинального склада мышления. В работе с дошкольниками использую задания на развитие воображения, образного мышления. Для формирования творческого подхода к «строгой математике», при знакомстве с геометрическими фигурами предлагаю детям самим придумать «имя» геометрической фигуре. Сравниваем придуманное и общепринятое имя. Дети с удовольствием составляют изображения домика, клоуна. Решают задачи в игре «Преврати фигуру», придумать свою «треугольную», «круглую» или «квадратную» сказку или целые истории про жизнь этих человечков и животных.

Владеют приемами фантазирования, таким как дробление - объединение в играх Никитиных «Дроби», «Сложи квадрат», увеличение - уменьшение («Колобок - великан»). Подготавливаю детей к системному анализу в играх: «Похоже - непохоже», «Перепутанница».

При знакомстве с количеством и счетом отгадываем загадки цифр, в игре «Похоже - непохоже». Использую пословицы, куда входят числительные. Изображаем их, угадываем, какую пословицу нарисовали. Помогает в работе системный оператор, например: число, цифра. Для получения необычных цифр использую метод фокальных объектов.

Объект: цифра. Идеальный конечный результат (ИКР): цифра - (должна быть) - огромной и толстой, но в то же время легкой.

Предлагаю детям необычный счет:

  • счет девочек, мальчиков. Кого больше? На сколько? Как проверить?

Стать парами. Сколько осталось?

  • затем другой необычный счет, например, когда 1+1=2 и когда 1 да 1неравно 2, если число «11»; 1+1=1, (если слепить вмести два кусочка пластилина). Или необычное вычитание: дом - стена - беседка.

При знакомстве с величиной использую игру «Наоборот», которая помогает увидеть и сформировать противоречивые свойства предметов:

  • назвать наоборот: длинный - короткий;
  • подобрать наоборот: большой круг - маленький квадрат;
  • найти, что бывает: большим и маленьким (воздушный шарик);
  • как карлику стать великаном?
  • Как на маленьком листе нарисовать большую птицу.

Интересный метод - М.М.Ч. при измерении длинны предмета, при знакомстве с понятиями: больше - меньше; столько же; легче - тяжелее; образование числа (каждое число, состоящее из разного количества человечков. Например: 1 кофе,1 лимонад, 1 молоко,1компот, а всего 4 жидких человечков). Метод синектики помогает формировать ассоциативное мышление. Ребенок размышляет, проводит параллели.

С детьми играли в аналогию:

  • по форме, игра «Перевертыши». Затем перешла к моделированию знакомых сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка»;
  • аналогия по цвету, величине - игра «Найди родню»;
  • личная аналогия (эмпатия). Я - круг (мои чувства, мысли);
  • фантастическая аналогия.

Таким образом, итогам всей работы стало выполнение следующих основных задач:

  • Ø развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • Ø формирование нестандартного мышления;
  • Ø развитие ассоциативной памяти, внимания;
  • Ø развитие коммуникативных качеств речи;
  • Ø развитие координации и мелкой моторике.

Все это составит дальнейшую базу не только для начала систематического обучения в школе, но и для становления ребенка как творческой гармоничной личности.

Библиографический список

1.Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать/ Ю. Г. Тамберг. - Ростов - на Дону: Феникс, 2007. - 88, 126,227.

2. Альтшулер, Г. С., Злотин, Б. Л., Зустан, А. В. Теория и практика решения изобретательских задач/ Методические рекомендации. - Кишинев, 1989. - с. 10 - 20.

3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду/ С. И. Гин. - Минск: «ИВЦ Минфина»,2007. - с.3 - 6.