Гармоничное развитие детей: методы и принципы воспитания, советы и рекомендации. Гармоничное развитие личности ребенка Что значит гармонично развитая личность ребенка

Нумерология

В последнее время сообщениями о детской преступности пестрят газеты, об этом полно передач по телевидению и завален Интернет. Малолетние хулиганы не только бьют стариков, своих одноклассников и просто прохожих, но и мучают кошек, собак и других животных. Мало кто из родителей этих детей честно признается, что они допустили ошибки при воспитании ребенка, большинство их них перекладывают вину на школу, на плохую компанию, на бабушку или плохую жизнь.

Между тем, причина детской жестокости кроется в том, что родители сами не имеют никакого представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вместо того чтобы заняться воспитанием своего ребенка, они целыми днями пропадают на работе, а в свободное время смотрят телевизор или занимаются домашними делами, забывая о том, что их ребенок испытывает недостаток родительского внимания. А ведь для того чтобы ребенок вырос гармоничной личностью он с самого рождения должен чувствовать себя членом семьи, где его любят, поддерживают и понимают.

Гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие его физических, нравственных и умственных способностей. Гармоничная - это здоровый и сильный человек, находящийся в единстве с самим собой, окружающими людьми и миром. Такой человек нравственен и интеллектуален. Основа воспитания такой личности - терпение и еще раз терпение. Как раз этого качества характера многим современным родителям и не хватает. Вместо того чтобы найти общий язык с ребенком, спокойно разобраться и объяснить ему, что он поступил неправильно, они кричат на него, пугают и даже бьют.

Нет наверно на свете ни одного родителя , который бы мог похвастаться тем, что он ни разу в жизни не применял "запрещенные" приемы воспитания. В процессе воспитания детей возникают разные ситуации, ребенок, конечно же, должен знать, что ему дозволено, а что запрещено.

Границы дозволенного должны чертить родители своим авторитетом, но уважая личность ребенка, не оскорбляя, не унижая его и не срываясь.

Для того чтобы вырастить гармоничную личность с самого рождения воспринимайте своего ребенка как взрослого и полноценного человека. Не надо разговаривать с ним, как с маленьким, сюсюкаться и списывать все его шалости на возраст. Выслушайте ребенка, серьезным тоном объясняйте ему, в чем заключается его проблема и как следует ее решить. Ни в коем случае не показывайте ему, что он еще маленький и поэтому неправильно мыслит. Не ведите себя, как ребенок, не шутите, не смейтесь и не прерывайте его. У каждого человека бывает разные ситуации в жизни. Это могут быть экономические проблемы, бытовая неустроенность, неприятности на работе или в семьи. Какие бы трудности не преподносила вам жизнь, выплескивать их на детей не следует. Невозможно воспитать гармоничную личность, если вы четко не запомните, что при воспитании детей ни в коем случае нельзя:

1. Запугивать ребенка . "Если ты не съешь кашу, я тебя отдам вон той тете", " Будешь так громко плакать, тебя заберет бабай" и другие подобные этим страшилки помогают родителям добиться послушания ребенка, но именно они приводят к тому, то ребенок начинает бояться всех и у него развивается невроз.

2. Насмехаться над действием ребенка . "Ты такой большой, а сам не умеешь даже ходить в ", "Разве так строят домик из кубиков, неужели так трудно запомнить", "Пиши красиво буквы, а не рисуй каракули" - так родители желают стимулировать ребенка, чтобы он делал все без ошибок. Но такими словами можно добиться только обратного эффекта, услышав их, малыш теряется и боится еще раз повторять ошибки. Любые насмешки над действием ребенка недопустимы, они травмируют психику ребенка и лишают его уверенности в своих силах.


3. Сравнивать ребенка с другими детьми . "Посмотри вон на ту девочку, она какая чистая, а ты похож на чучело", " Вон Гера учиться на одни пятерки, а ты у меня совсем ленивый", " Маша такая послушная, а ты постоянно хулиганишь" - такими высказываниями родители разжигают в ребенке ревность и учат его равняться на других. Между тем, чтобы вырастить гармоничную личность не надо стараться воспитать ребенка таким как все, развивайте его хорошие стороны и талант. Сравнивая ребенка с другими детьми заставить его стать лучше невозможно, а вот дать ему почувствовать себя ущербным и способствовать его закомплексованности можно.

4. Обзывать ребенка . "Ты грязнуля!", "Какой же ты глупенький!", "Вот ты какой хулиган!", " Что ты за ребенок, ничего не умеешь делать?" - произнося такие фразы, родители насаждают ребенку комплексы. Ребенок не понимает, что родители произносят их с целью стимулировать его, а на самом деле так не думают. Он верит их словам и считает себя действительно таким плохим. Эти комплексы мешают жить многим людям и становятся тормозом на пути их успеха.

5. Наказывать ребенка, лишая его любв и. Наказания, дающие ребенку ощущение, что родители его не любят, недостойные и не имеют права быть в процессе воспитания детей. Даже родительский шлепок в мягкое место может быть совершенно разным. Дети быстро понимают, когда его родитель шлепнул любя, а когда со всей злостью, чтобы "отвести душу". Физическое наказание ребенка - это показание неустойчивой психики родителей, для интеллигентного человека поднимать руку на слабых недопустимо в принципе. Многие родители не бьют детей, но кричат.

Причем многие кричат не нормальным текстом , а используя поток оскорбительных и унизительных слов типа: "Идиот", "Шкодник", "Балбес", "Дурак" и так далее. Крик - это тоже своего рода наказание, его целью является также желание поставить на место непослушного ребенка. Нельзя также оставлять ребенка в темном месте одного, напутствуя его фразой: "Вот посиди тут и не будешь больше хулиганить". Все наказания, лишенные родительской любви, сказанные в пылу гнева, надолго запоминаются ребенку и оставляют глубокий след в его душе. Если же с целью наказания родители применяют еще и такие слова, как: "Ты мне не нужен" или "Я тебя не люблю", то такие заявления, сделанные в пылу гнева, навсегда травмируют детскую душу.

И напоследок не забывайте о том, что гармоничную личность можно вырастить только хорошим родительским примером, в атмосфере любви, уважения и взаимопонимания.

Раннее развитие становится все популярнее. У него есть и сторонники, и противники. Многие мамы и педагоги говорят о необходимости раннего обучения и развития . Причем подразумевают под этими словами разное. Одни настаивают на обучении с пеленок, изучают с младенцами иностранные языки, учат читать ползающего карапуза, развешивая по дому крупно напечатанные буквы. Другие, говоря о раннем развитии, подразумевают возраст, а вовсе не "опережающие" темпы. Третьи учат нырять новорожденных младенцев и "ставят" на лыжи годовалых карапузов. В любом случае, начиная занятия с ребенком, все желают ему только самого лучшего.

Мы обратились за комментариями к детским психологам, чтобы понять, как вырастить гармоничную личность и не навредить ребенку ранними знаниями и умениями.

Виктория Мельникова , детский психолог:

Мне очень нравится метафора психолога Светланы Ройз о том, что возраст - это ступенька, у каждой из них есть своя задача. И если задача предыдущей ступеньки не решена, то она "слабая". И тогда на ступеньке выше есть риск провалиться на предыдущую. Дополнительная нагрузка (не по возрастным задачам) всегда накладывается в ущерб функции, которая должная развиваться в данном возрасте. Задачей ребенка до двух лет является физическое развитие: ползание, прыгание, переворачивание и так далее. Если начать, например, учить буквы в этом возрасте, то это будет происходить в ущерб физическому развитию. Или, например, ребенок с недостаточно освоенными навыками общения (чувствительный период для формирования этой функции с 4 до 7 лет), придя в школу, будет занят не процессом учебы, а построением отношений, то есть задачами предшествующей ступени развития.

- Какой возраст в таком случае Вы считаете самым подходящим для занятий с малышом?

Если занятия совпадают с задачами возраста, то ими можно заниматься с рождения (конечно, в соответствии с возможностями ребенка). Подходят, например, различные тактильные упражнения, двигательные, типа зарядок, массажей с поглаживаниями и потешками. Если мы говорим про занятия письмом, чтением и счетом, то мозг ребенка готов к этому к 6-7 годам. Освоение этих навыков в более раннем возрасте возможно, но за счет других психических процессов, например, памяти.

Для полноценного развития ребенка важно учитывать задачи возраста. Благодаря этому мы обеспечим своевременность тех или иных занятий для ребенка.

- Как играть с малышом, чтобы удовлетворять задачи возраста?

До 2 лет продолжается развитие сенсорных систем, а значит, кроме движения, ребенку во благо пробовать на вкус, нюхать, слушать, трогать... Если, например, говорить про слух, то можно играть, "исследуя" вместе с малышом какие звуки издают различные предметы. И тут можно дать волю своей фантазии: стучать ложкой по кастрюлям, играть на игрушечной флейте и прослушивать фортепиано. С двух до четырех лет проявляется "Я" ребенка. Важно помнить, что чем ярче это проявление, тем сильнее "я" ребенка в перспективе. Следовательно, тем больше вклад в самостоятельность, в опору на себя в будущем.

- Какие игрушки можно было бы использовать для гармоничного развития сенсорных систем?

Вообще, я бы посоветовала не злоупотреблять количеством игрушек. Ценность забавы в том, сколько времени может провести взрослый вдвоем с ребенком, играя в нее. Развивая малыша, важно помнитесь, что самое главное - это качество контакта. Если родитель чувствует ребенка, его потребности и желания, умеет принимать его чувства, то игры и игрушки второстепенны. Учитывая задачи возраста ребенку практически невозможно навредить, а чувствуя своего малыша - невозможно переборщить.

Надежда Навроцкая , психолог, арт-терапевт и мама троих детей:

Близкий мне принцип, положенный в основу гармоничного формирования личности, - это развитие сенситивности . Что это значит? На практике сенситивность – это высокая чувствительность и восприимчивость. К цвету, звукам и музыке, прикосновениям, вкусам, запахам. Это способность понимать эмоциональное состояние других людей, видеть и чувствовать прекрасное, сонастраиваться, сопереживать, сострадать и любить. У новорождённого ребёнка есть все необходимое для развития сенситивности: высокая чувствительность нервной системы и любящая семья. Этих двух факторов для большинства детей вполне достаточно. Но повышать уровень развития сеситивности все же можно. Ведь в жизни это сказывается в умении видеть прекрасное, тонко чувствовать цвета, линии, движения, звуки, реагировать на эмоции других людей. Это дает возможность ощущать жизнь во всех ее ярких красках. Люди с высокой сенситивностью более гуманны, легче устанавливают контакты с другими, им проще завоевать доверие и наладить понимание.

Так или иначе, мы движемся к миру, основной ценностью которого является коммуникация. Подавить, проявить силу, унизить – это способы построения агрессивного диалога, которые в цивилизованном мире перестают работать. Люди с такими стратегиями становятся неуспешными.

- Что может помочь научить ребенка более тонко чувствовать окружающее?

Любые игры, в которых ребёнок обучается пониманию эмоций другого, учится видеть красоту линий, влияние звука, разрушительность или наоборот наполнение энергией от еды – это все работает. Совсем младенцев можно нежно поглаживать. С детками постарше - заниматься с помощью определенных игрушек. С уже подросшими малышами – подключать творчество.

Для малышей, которые только учатся манипулировать игрушками, важно наличие разных фактур. Это должны быть максимально живые натуральные материалы, желательно природных оттенков. Идеально, если игрушка издает различные негромкие звуки. Очень хороши книги со вставками разных фактур. Замечательные забавы, которые ушли в прошлое, – деревянные ксилофоны и маленькие гусли, на которых мы играли по нотам. Многим деткам нравятся мягкие игрушки, которые приятны наощупь.

- Каких игрушек лучше опасаться?

Я бы советовала избегать кислотных цветов, издающих громкие и фальшивые звуки пластиковых игрушек. Поскольку все ощущения от пользования таким предметом довольно разрушительны, психика может попросту «отключать» воздействие на анализатор, то есть снижать чувствительность.

Сейчас все больше техногенных игрушек. Это понятно, мир становится именно таким - все подчинено процессу материального производства и потребления. Но мы остаёмся живыми людьми, которым необходимо внутреннее духовное восстановление. И один из лучших способов почерпнуть силы, на мой взгляд, - это природа. Пусть у детей будет побольше таких природных уголков, простых натуральных игрушек, среди которых они смогут не потерять себя.

Подготовила Татьяна Смоленская

Рождение ребенка - это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, - это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения - в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года - это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода - формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

К таким условиям относятся:

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Экология жизни. Люди: К Любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии – не любит, он ожидает любовь. Если мы находимся в режиме ожидания, дефицита, то получая что-то мы этим не удовлетворены.

К Любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии – не любит, он ожидает любовь. Если мы находимся в режиме ожидания, дефицита, то получая что-то мы этим не удовлетворены. Все блага, духовные и материальные: здоровье, богатство, отношения, истинное счастье, абсолютное знание приходят к человеку тогда, когда он находится в гармонии. В Ведах сказано: просто станьте гармоничными, и вам всё откроется изнутри, просветление само придет к вам.

Гармоничный человек развивается на 4 уровнях:

Физический уровень отражает физическое и ментальное здоровье.

Физическое здоровье – это важный фактор для духовного развития. Если у вас нет здоровья, то вы не сможете наслаждаться материальным миром и делать успехи в духовном. Физический уровень состоит из следующих элементов:

Забота о теле. Регулярные чистки внутренних органов (кишечника, печени и почек).

Правильное питание. Наше физическое и ментальное здоровье зависит от питания: что мы едим, где, как, с кем и, что очень важно, когда и в какое время суток.

Вода. Наше тело и мозг должны получать регулярно чистую воду. Именно воду, а не чай и различные напитки. Желательно пить около 2-х литров в течение дня. Йоги, которые живут долгой и здоровой жизнью, пьют каждые 15 минут по несколько глотков.

Позвоночник. От состояния позвоночника зависит все тело. В восточной медицине говорят, что гибкость позвоночника показывает, насколько долго будет жить человек. Также от этого зависит мышление. Например, если ты ходишь ровно и улыбаешься, у тебя непроизвольно улучшается настроение.

Дыхание. В восточной культуре есть различные дыхательные техники, которые помогают сформировать сильный иммунитет, быть энергичным, быстро выздороветь в случае тяжелой болезни. Например, в ведантизме это пранаяма, в китайской культуре – гимнастика цигун, ушу и т. д. Важно иметь спокойное, умиротворенное дыхание. Йоги говорят: чем чаще ты дышишь, тем меньше тебе жить, и, соответственно, наоборот.

Сон. Важно иметь правильный достаточный сон. Следует знать, что самый полезный сон с 9 вечера до 5 утра.

Посты. Важно регулярно поститься, осознанно воздерживаться от приема пища. Для тела и ума, а также для воспитания характера важно воздержание от пищи.

Сексуальная жизнь. Все сексуальные извращения, да и просто потакание своему вожделению, забирают много тонкой энергии, ухудшают общее состояние человека. В наш век все направлено на то, чтобы превратить человека в раба полового члена, сделать его примитивным сексуально озабоченным потребителем.

Физические упражнения. И для тела, и для ума очень важно много двигаться. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.

Природа . Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.

Искоренение всех вредных привычек: курение и спиртное, включая пиво убивают красоту, молодость, сильно старят. Имея вредные привычки человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.

Социальный уровень включает в себя следующее:

Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этой жизни. Очень важно его понять и следовать ему.

Состояться как мужчина или женщина. Мужчина должен развивать мужские качества. Прежде всего – уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным. Если мужчина не монах, он должен брать ответственность за женщину и детей на всю жизнь, сделать их счастливыми и обеспеченными. Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.

Выполнение своего долга в семье (муж-жена; родитель-ребенок). Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье. Тем более, если человек уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей. Исключения относятся к тем, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.

Улучшение судьбы своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.

Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчинам. Но правильное отношение к деньгам важно всем. К деньгам нужно относиться как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Кроме того, нужно уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.

Правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.

Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.

Интеллектуальный уровень отражает мудрость и разум человека

В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему интеллектуальный человек:

Ставит цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать.Особенно это важно для мужчин. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.

Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.

Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.

Отличает временное от вечного, выбирая путь, который благоприятен для гармоничного развития, увеличения любви в душе и отвергая все, что неблагоприятно для этого.

Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.

Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и формировать правильное мировоззрение.

Отслеживает свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние.

Духовный уровень – основа всего

Именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе.

Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловная любовь. Этот мир может только наделять человека страхами, привязанностями и зависимостями, желанием потреблять. Душа – это безусловная любовь.Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он живет безусловной любовью. Подлинная духовность – это любовь. Убери любовь, и все потеряет смысл, станет приносить огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.

Насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.

Бескорыстие. Душа, наше высшее Я, – это любовь . Попадая в этот мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя. В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен. Поэтому также можно сказать, что подлинная духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания награды.

Важнейший показатель духовности – умение видеть Божественное во всем и во всех. Ведь нет ничего вне этого. Видя и ощущая Божественное во всем, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми. Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.

Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль. У человека есть выбор: служить себе или служить всем. По-настоящему духовный человек – бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье и обществу.

Отсутствие осуждения, жестких оценок, а также фанатичной уверенности в какой-то философской или религиозной доктрине. У гармоничного человека любовь постоянно увеличивается, ему открываются все более глубинные знания, понимание и видение мира. Но когда человек верит в какую-то застывшую концепцию и считает, что может быть только так, он резко останавливается в своем развитии. опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели. В сегодняшней статье вы узнаете, что собой представляет гармоничное развитие личности. Выясните, как проявляется поведение людей, живущих в гармонии со своим внутренним миром и окружающей средой. Рассмотрим основные принципы, то, как происходит формирование такой личности. Поговорим и о проблеме дисгармонии.

Определение понятия

Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония . Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.

Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.

  1. Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
  2. О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.

Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.

Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:

  • мотивы;
  • потребности;
  • самооценка;
  • ценностные ориентации;
  • образ «я».

Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.

Характерные проявления гармонично развитого человека

Вы сможете назвать себя гармонично развитым при наличии следующих проявлений:

  • наличие спокойного настроения, преобладание позитивных эмоций;
  • главная жизненная опора – «я сам», не взваливаю свои проблемы на обстоятельства;
  • положительное отношение к собственной персоне, даже при выявлении определенных недостатков;
  • гибкость эмоционального состояния;
  • наличие ;
  • принятие того, что есть «зло» и «добро», что в мире присутствует «темная» и «светлая сторона»;
  • реальный взгляд на происходящее в окружающем мире;
  • хорошие отношения с членами семьи, с коллегами и друзьями;
  • наличие жизненных целей и их достижение;
  • общая удовлетворенность жизнью;
  • умение ограничивать себя в желаниях, выбирать приоритетные;
  • умеренное проявление ;
  • доброжелательное отношение к незнакомым людям;
  • умение правильно растрачивать энергию;
  • желание познавать все новое;
  • единство с природными ресурсами, ощущение красоты природы;
  • наличие творческой деятельности.

Проблема дисгармонии

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная ;
  • проблемы с поведением;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо , который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

  1. Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать. Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие .
  2. К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации. Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Как воспитать в себе гармоничную личность

Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.

  1. Важно всегда оставаться собой. Сегодня можно встретить людей, которые не хотят демонстрировать истинные чувства даже самим себе, они ограничивают себя надуманными нормами и правилами. В итоге получается так, что человек и сам не знает, что именно ему хочется. Ввиду этого он не достигает никакого успеха, ведь, не зная, чего ты хочешь, не можно добиться желаемого. Поэтому прекратите следовать навязанным стереотипам, поймите, что вы должны быть самим собой, не стесняйтесь своих желаний и добивайтесь того, чего вы действительно хотите.
  2. Не стоит бояться перемен. Безусловно, многие люди планируют свою жизнь наперед. Однако, никто не застрахован от возможных изменений, непредвиденных ситуаций. Гармонично развитый человек отличается от обычного тем, что он позволяет себе ошибаться, он не винит себя за то, что что-то пошло не так, как хотелось бы, он способен адаптироваться к изменениям, не принимает близко к сердцу возможные провалы.
  3. Не помнить плохого. Некоторые люди через годы несут какую-то негативную информацию, хранят в своей памяти то, что и сегодня доставляет неприятные эмоции. Правильным является желание отпустить прошлое, понять, что его уже не изменить, что оно не должно воздействовать на будущее.
  4. Видеть красоту окружающего мира. Важно научиться распознавать прекрасное вокруг себя. Многие из нас привыкли к однообразным будням, не замечая, что происходит вокруг. Мало кто обращает внимание на пение птиц, на росу на листочках деревьев, на первые почки или раскрывшиеся бутоны цветов. А иногда стоит не нестись с бешеной скоростью на работу или учебу, а на секунду остановиться и оглядеться вокруг, заметить красоту природы. Также нужно почаще выезжать в лес, ходить в парк, чтоб непосредственно контактировать с окружающим миром.
  5. Смех продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, которые положительно относятся к жизни, значительно реже подвергаются . Положительные эмоции благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья. У человека снижается уровень .

Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:

  • самоконтроль — важно научиться противостоять своим пристрастиям, их контролировать;
  • способность анализировать совершенные поступки, на основании их делать выводы — это позволяет понять истинное желание, делать свои поступки ответственными и осознанными;
  • способность проводить анализ своих мыслей.

Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.