Проблемы подростковой агрессии. Как справиться с подростковой агрессией. Биологические причины подростковой агрессии

Астрология

Время на чтение: 3 мин

Нынче нередко сплошь на улице можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены или на конкретного ребенка или группу с целью показать свою силу, превосходство или вседозволенность.

Несовершеннолетние, которые ощущают себя не любимыми, не принятыми социумом, все чаще показывают аморальное поведение через способ воссоздания своего внутреннего мира и внутренней боли. Пытаясь избавиться или сбросить внутренний негатив, подростки выражают противоречия через агрессивное поведение, нацеленное на унижение слабых. В период ограничения внутренних потребностей скапливается напряжение внутри подрастающего ребенка. Не умея справляться с внутренним перенапряжением, подросток разряжается при помощи агрессивного поведения.

За детьми, ведущими себя враждебно, закрепляется ярлык «трудный подросток». Нередко они изолированы от группы, окружающих мало беспокоит, что испытывает внутри детская личность, ей пророчат негативное будущее. Такая реакция способствует развитию у них и своеволия. Если школьник не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением, можно еще справиться при помощи взаимодействия родителей, учителей, психолога. Важно не пренебрегать несовершеннолетним ребенком.

Причины

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители.

Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения. От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Взрослым следует развивать у ребенка умение понимать собственные чувства, учиться контролировать их. Подросток должен видеть, как негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.

Противоположностью безразличия в воспитании детей выступает чрезмерная, «слепая» родительская забота. Такая родительская любовь пренебрегает желаниям подростка принимать самостоятельно решения.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучению на своих ошибках. Со временем несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Также причиной возникновения агрессивного поведения подростка является неблагополучие самой семьи. Если малыш с детства вырос среди агрессии, то не исключено, что он проявит склонность к идентичному поведению.

Безусловно, не каждый несовершеннолетний из неблагополучной семьи вырастает агрессивным. Однако негативный пример, подающийся родителем, окажет свое отрицательное влияние на развитие психики подрастающего ребенка. Агрессивность несовершеннолетнего нацелится на сверстников, у которых не было проблем в семье.

В школе влияние одноклассников, учителей оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты с педагогами, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь.

Поскольку социум обладает воздействием на формирование поведения, то феноменом возникновения агрессивного поведения подростка может являться группа сверстников, среди которой общается ребенок. Замечено, что если вчера еще школьник был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

В социуме постоянно обсуждается проблема агрессивного поведения подростков. Появление данного качества личности отмечается у представителей обоих полов.

Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой. Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже нередкость, когда несовершеннолетний из хорошей школы превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания. Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию. У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях. Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом, а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной). Агрессивное поведение подростков выступают средством в поднятии самостоятельности, а также собственного престижа.

Профилактика

Профилактической работе асоциального поведения среди молодежи уделяется в системе образования достаточное внимание. Проблема агрессивности среди молодежи считается наиболее рассматриваемой на собраниях в школе. В образовательных заведениях проблемными школьниками занимаются психолог и социальный педагог.

Агрессивное поведение подростков чаще отмечается в кругу школьных проблем. По этой причине педагогам стоит быть внимательными к школьникам и, обнаружив изменения в детском поведении, следует отслеживать негативные проявления, чтобы искоренить агрессивность на ранней стадии.

Работа психологической службы нацелена на профилактику противозаконных действий, на предупреждение развития подростковой . При всей квалифицированной помощи педагогов, родители являются главными людьми способными воспитать правильно ребенка и не превратить его в агрессивную личность. Поэтому работа по предупреждению развития агрессивного поведения должна проводиться, как среди школьников, так и среди родителей. Совместная работа даст хороший результат и будет действенна.

Коррекция

Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:

– необходимо установить контакт с подростком;

– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;

– положительно относиться к его внутреннему миру.

Направления коррекционной работы включают:

– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);

– обучение понижения уровня тревожности;

– формирование понимания личностных эмоций, развитие ;

– развитие положительной самооценки.

При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором. Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.

Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.

Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.

При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать. Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

Почему так происходит?

Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.

Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.

Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?

Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.

Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.

Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.

С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.

«Агрессивное поведение» и «агрессивность»

Многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность — это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению - это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться.

Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой-либо причине.

Причины агрессии - взгляд со стороны науки

Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.

  • Теория инстинкта

    Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации.

    Фрустрация - это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет.

    У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками.

    Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна.

    Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.

  • Фрустрационная теория

    Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями.

    В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.

  1. «Ты еще маленький»
  2. «Не лезь туда, ты недостаточно…. Взрослый, компетентный, умный…»
  3. «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо»

В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.

Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!

Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше . При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.

Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.

В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна

  • Теория социального научения

    Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением.

    Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком.

    Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.

    Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.

Формы агрессивного поведения подростков

Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:

  1. Физическую агрессию. Это причинение материального ущерба объекту, физическое насилие, что понятно из названия. Часто применяется подростками в случаях драк, жестокости по отношению к животным.
  2. Вербальная агрессия. Она может выражаться в оскорблениях, пассивной агрессии, бойкотах и спорах, перерастающих в перепалку. Вербальная агрессия направлена на причинение морального ущерба. На это в основном жалуются родители, устанавливая клеймо «трудного подростка».

По цели проявления агрессии бывает:

  1. Агрессия защиты. По большей части защитный механизм, провоцируемый насилием со стороны окружающих — семьи и сверстников. «Петя оскорбил мою девушку — я встречу его после школы и подерусь с ним».
  2. Агрессия-провокация. Это то, чем занимается тот самый Петя, чтобы удовлетворить любопытство, поиздеваться или получить реакцию.
  3. Инструментальная агрессия — случай, в котором агрессия является не самоцелью, а способом достижения цели. Я ударю человека и получу то, что мне нужно.

Влияние переходного возраста на жестокость

Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.

По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.

На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.

Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.

Но не стоит забывать, что агрессия - не только «плохое» поведение. Это необходимость, защитная реакция организма, один из способов добиться желаемого.

Особенности агрессивного поведения у подростков

  1. Физическая агрессия как самый простой способ выражения враждебности, постепенно даёт место вербальной агрессии, которая не причиняет такого сильного видимого вреда;
  2. Несмотря на это, на протяжении всего подросткового возраста для девочек более характерна вербальная агрессивность. А мальчики «предпочитают» физическую.

Первое, что необходимо знать родителям - это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь - практика.

Чего делать с агрессивными подростками нельзя

  1. Игнорировать;
  2. Вступать в постоянные неконтролируемые конфликты в семье;
  3. Ставить крест на ребенке, увидев неугодные проявления личности;
  4. Клеймить и осуждать;
  5. Применять гиперопеку.

Подобные действия ведут за собой негативное отношение к семье, иногда аутоагрессию «Мне говорят, что я безнадежное разочарование и глупый ребёнок. Может, это правда? Может, я заслуживаю такого обращения?»

Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.

При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут - значит это правильно

Игнорирование заставляет ребенка справляться со всем самому, что повышает уровень стресса и фрустрации, сложности с определением категорий «хорошо» и «плохо».

Что делать можно и нужно:

  1. Обращать внимание на подростка, по возможности говорить с ним о том, что его волнует и что может вызывать агрессию;
  2. Если произошла вспышка агрессии обсудить этот случай, поговорить о чувствах, которые испытывал ребенок;
  3. Контролировать жестокость в самих себе;
  4. Не разрешать, но спокойно и уверенно, проявление агрессии в свою сторону;
  5. Не поднимать панику. То, что не нравиться родителям и кажется невероятным, часто является нормой поведения тинейджера;
  6. Принимать ребенка, воспринимать его, как настоящего человека с чувствами;
  7. Если не справляетесь - стоит , не дожидаясь наступления серьезных проблем. С его согласия, конечно же.

Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально - приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.

Переходный возраст — сложный период для каждого человека, и самого подростка, и его окружения. Но справиться с этим и не допустить болезненных последствий вполне возможно.

В центре К.О.Т. разработана , на которой подростки учатся понимать с выражать в свои эмоции, работать со своим с поведением. Это реальная эффективная помощь самому современному подростку и его семье.

Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!

Занимайтесь самообразованием, не забывайте думать, прежде чем говорить и делать. Вдох, выдох, сохраняйте спокойствие и человеческое отношение. «Трудный подросток» — только вершина айсберга, смотрите глубже и не отчаивайтесь.

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и . Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное . Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от . Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является . Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я бы хотела поговорить о серьезной проблеме - почему подростки агрессивны к родителям. И по большей части вся проблема заключается не в детях, которые неадекватно ведут себя, а в родителях, которые не знают что с этим делать, а порой ведут себя еще более неадекватно. Давайте рассмотрим причины подобного поведения у детей, выясним как с этим следует поступить и не испортить ситуацию.

Физиология

Конечно же, подростки становятся старше. И в первую очередь это ощущается на физиологическом уровне. У мальчиков ломается голос, начинают расти усы или борода, появляется сексуальное неконтролируемое желание. Девочки знакомятся с менструацией, становятся более раздражительными.

В целом гормональный фон человека меняется. Не зря существует отдельное название для этого процесса - пубертатный период. Именно в это время подростки сталкиваются с изменениями в своем теле, всплеском гормонов, переменой настроения.

У одной моей клиентки есть дочь. Прилежная, послушная, девочка-цветочек. Но стоило ей переступить порог четырнадцатилетия и ее стало не узнать, словно подменили. Поведение совершенно не сравнимо с тем милым ребенком, которым она была.

В том-то и дело. Это больше не ребенок. В подростковый период переживаются самые сложные эмоции за всю жизнь. Ты еще не взрослый, но уже и не ребенок. Нет всех прав, но есть куча обязательств. А еще при этом каждый норовит дать тебе совет.

Не забывайте про физиологию. Будьте к этому готовы. Если все слишком серьезно и вы замечаете катастрофические перемены в поведение, то обратитесь к врачу, который пропишет необходимые гормоны или другие препараты, которые облегчат вашему ребенку период созревания.

Две стороны одной медали

Еще один фактор, который может быть причиной повышенной агрессивности - внимание. Здесь мы говорим как о переизбытке, так и о недостатке. Давайте вначале разберем вариант чрезмерной опеки.

Сын может затаить обиду из-за того, что он сравнивает с неуважением и недоверием. Ему кажется, что он взрослый и сам может принимать решения, сам отвечать за свои поступки.

Помните поговорку «как курица с яйцом»? Не надо так поступать. Дайте свободу, откройте границы, доверьтесь чутью вашего ребенка. Не пытайтесь контролировать его жизнь. Ему уже пора учиться делать это самостоятельно. Что он будет делать, когда вас не окажется рядом?

И отсутствие внимания влияет также плохо на подростка. Ему кажется, что вам все равно, что на него всем наплевать и никто не ценит его. Человеку важно чувствовать поддержку и опору, особенно, в подростковый период.

Вы можете быть очень заняты на работе, у вас , вы из кожи вон лезете, чтобы обеспечить сыну или дочери хорошее образование, которое, естественно, стоит немалых денег.

Только вот он об этом как должен догадаться? Поговорите с ним. Постарайтесь все объяснить, выслушайте его претензии и обиды. Возможно, именно вместе вы найдете выход из ситуации. И не бойтесь просить помощи у своих детей. Они уже достаточно взрослые, чтобы быть и вам опорой.

Здесь очень важно уловить ту тонкую грань и найти золотую середину. Вам необходимо научиться давать подрастающему человеку свободу и не превратить это во вседозволенность.

Важный момент - к собственному ребенку. Без него вы далеко не уйдете. Только уважая своего сына или дочь, вы сможете договориться.

Если вы не чувствуете в себе сил чтобы справиться со страхом за сына или дочь, то непременно прочитайте статью « ». Поймите, вам необходимо его выпустить из-под своего крыла, только так он начнет свою жизнь.

Раздражители

Не только . По большей части это относится ко всем взрослым. Учителя, дяди и тети, бабушки и дедушки, продавщицы в магазине, старшекурсники и старшеклассники.

Не знаю почему, но каждый взрослый считает своей обязанностью дать напутствующий совет подростку. Объяснить принцип жизни, рассказать «правду», показать правила игры. Только никто не учитывает, что у каждого правила свои. Да и по большей части никто даже не интересуется, а нужен ли ему этот совет.

Помните, совет ценен тогда, когда он приходится в нужное время.

Причины появления агрессии могут крыться . У одной моей знакомой после развода чрез несколько лет появился ухажер. Дочка никак не могла найти с ним общий язык, всячески дерзила и грубила мужчине. Просто по причине, что ей казалось будто он занимает в ее жизни место отца.

Только вы можете объяснить ребенку, что это не так. Что родители навсегда остаются родителями, мама будет мамой, а папа - папой. И никто никогда не заменит их. Встаньте на место ребенка, прежде чем ругать его за невоспитанность.

Еще один вариант - смена тактики поведения родителей. Когда малыш был ребеночком ему все разрешали, покупали новые гаджеты, дарили подарки, меняли одну игрушку на другую. Стоило же сыну стать подростком и мама тут же начинает запрещать. Запрещает гулять допоздна, долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

А у подростка вопрос - с чего вдруг ему стали что-то запрещать? Внимательно следите за собой.

Первая любовь. Ох, сколько существует печальных историй о первой любви. И это тоже может сделать человека жутко раздражительным и агрессивным. Сильные эмоции и переживания, первое свидание. Вспомните себя в эти золотые годы.

Стать взрослым

Стать взрослым я предлагаю вам. А именно - научиться совмещать в общении с подростком роль родителя и взрослого. Научитесь общаться с ним по-взрослому. Не думайте, что он по-прежнему маленький ребеночек, который ничего не умеет делать самостоятельно.

Что делать и как вести себя?

Во-первых, уважайте его . Не входите в комнату без стука, и точно не заходите туда, пока подростка нет дома. Это прямое нарушение личного пространства. Вы должны понимать, что ему нужно это пространство, куда никто не будет совать свой нос, где он может побыть в спокойствие и одиночестве.

Ведь вам вряд ли будет приятно, если супруг или дочь без спроса будут копаться в вашей сумочке или ящике с нижним бельем.

Во-вторых, установите взрослый контакт с подростком. Что это значит. Объясните, что вы не будете вмешиваться, давать огромную кучу советов и лезть в каждое дело. Дайте понять, что вы всегда рядом, готовы помочь, выслушать, и если ему будет надо, то вы с готовностью поделитесь своим опытом и дадите совет. Но только тогда, когда вас попросят об этом. И не секундой раньше.

В-третьих, не наказывайте и не ругайте за агрессивное поведение. Постарайтесь выяснить, почему так происходит. Из-за школы или института, из-за друзей или подруг, из-за учителей и так далее. Дайте понять, что вы переживаете, но не вмешивайтесь туда, где уже не ваша территория. Читайте пункт выше про совет в подходящее время.

В-четвертых, ни в коем случае не орите на подростка в ответ. Это худший вариант, который вы можете выбрать. Терпение подходит к концу? Применяйте дыхательные техники, найдите способ высвобождать свои негативные эмоции, только не на своих детей.

Да, воспитание дело очень непростое и нервное. Но при грамотном подходе вы получите здравомыслящего, умного и самостоятельного человека, который сможет добиться большим успехов в жизни.

Как вы думаете, почему дети агрессивные? Что подталкивает их к подобному поведению? Как вы реагируете на раздражительность своих детей? И как у вас проходил подростковый период?

Любите своих детей и доверяйте им!