Во-вторых, сфера сексуальных отношений, в частности проблема сексуальной свободы в браке. На ее отсутствии настаивают мужчины, которые уверены, что факт измены жены должен однозначно приводить к разводу. Женщины готовы мириться с изменой и предпочитают сохранять брак. В-третьих, область воспитания детей. Сегодня мужчины чаще, чем женщины, оказываются сторонниками самостоятельности детей, женщины же склонны к гиперопеке и чрезмерному контролю.
Нормы гендерных отношений в российской семье, в целом унаследованные от советской эпохи, различаются также у людей старших и младших поколений. Женщины старших возрастов (55 лет и более) считают, что «жена должна работать наравне с мужем, чтобы было, на что содержать семью». Это убеждение связано не с идеей гендерного равноправия, а с опытом «равенства в бедности» и вынужденной женской занятости. Соответствующий этой норме тип поведения, широко распространенный в советское время, теперь встречается чаще всего среди малоимущих и среди пожилых женщин. Подавляющее большинство молодых женщин склоняется к тому, что наилучший способ организации семейной жизни - это семья с мужчиной-кормиль- цем. Молодые женщины и часть женщин среднего возраста (до 24 лет и 25-34 года) чаще, чем все остальные, стремятся к стабильности брака и придают особое значение сексуальным отношениям супругов, видя в них гарантию прочности отношений. Для женщин средних и старших возрастов (35-44, 45-54 года, 55 лет и старше) характерна установка на родительскую опеку и стремление строго контролировать детей.
Мужчины старших возрастов полагают, что семья для женщины, безусловно, важнее, чем профессия, не отрицая возможности «двойной" занятости» женщины. Молодые мужчины составляют большинство среди тех, кто считает нормой семью с главенством мужчины: в ней муж принимает решения о крупных покупках, жена должна выбирать одежду в соответствии с его вкусами, и «только отец может вырастить из мальчика полноценного мужчину». Они уверены, что дом и дети - дело женщины, а «настоящая женщина охотно занимается домашним хо
зяйством». Самые молодые мужчины (моложе 24 лет) убеждены, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает».
Многие отечественные исследования показывают, что женщины сегодня выступают за сохранение основ равноправной семьи советского типа, добавляя к этому требование, что зарабатывать обязан мужчина. Женщина в такой семье может работать и даже делать карьеру, хотя основная ответственность за семью и детей тоже лежит на ней. По сути, женщины стремятся сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи, но при этом не готовы принять роль домашней хозяйки и хотели бы снять с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни. Мужчины, прежде всего молодые, мыслят себя в роли главы семьи и стремятся построить супружеские отношения по традиционному образцу, а детско-родительские - по модернизированному, ослабив родительский контроль и опеку. Тем не менее, большинство мужчин признают, что карьера жены достаточно важна и супруги должны делить между собой обязанности по дому.
Исследования современной, модернизированной семьи обнаружили, что гендерная асимметрия закреплена прежде всего в семейных нормах, что является необходимым условием внутрисемейного договора. В российском обществе происходит фактическое усиление гендерной асимметрии в повседневной жизни мужчин и женщин, что демонстрируется массовыми представлениями о семейных нормах и особенностями внутрисемейного договора. Советская модель семьи работающей матери трансформируется в семью с более определенно прописанными гендерными границами, хотя на первый взгляд это кажется возвратом к опыту традиционной семьи. Происходит движение от «равноправной» семьи советского типа с двойной занятостью работающей женщины-матери к семье с мужем-кормильцем. Ее признают наилучшей и мужчины, и женщины, но она не превращается в семью с мужским главенством.
«Внутисемейный гендерный договор» - это договор, определяющий сферы компетенции мужчины и женщины, меру ответственности каждого за семью и за сохранение отношений, а также границы, нарушение которых может привести к их разрыву. По сути, это неписанные правила взаимодействия, сложившиеся в семье. Такой договор основывается на гендерной асимметрии, которая сложились в обществе, но фактически он определяется повседневной практикой отношений мужчины и женщины в семье. Считается, что в России почти не тронуты традиционные гендерные границы, которые устанавливают различия между «настоящим мужчиной» и «настоящей женщиной» и определяют представления о норме и отклонении в поведении мужчин и женщин. Считая такие границы естественно заданными и незыблемыми, женщины и мужчины часто оказываются дезориентированными в условиях возможных жизненных изменений. Более адаптированными оказываются те, кто готов пересматривать прежние границы и устанавливать новые, менее жесткие, меняя тем самым условия «договора». Наряду с «явным» гендерным договором, который базируется на том, что сущностью идентичности мужчины остается роль кормильца семьи, существует «скрытый» гендерный договор. Основой «скрытого» гендерного договора является отказ мужчины (ради семейного благополучия) от ранее избранного профессионального пути, т. е. отказ от профессиональной идентичности во имя семейной и мужской идентичности. Подобный внутрисемейный гендерный договор предпочитают молодые образованные люди в возрасте 29-35 лет. Он часто сопровождается полным изменением жизненной (прежде всего профессиональной) стратегии и женщин и мужчин. Мужья, вошедшие в роль единственного добытчика и кормильца, определяют свой брак как «традиционный» и рассматривают работу жены как развлечение, «простительную блажь» или потребность в общении. В таких семьях жены сознательно отказываются конкурировать в сферах, где «делаются деньги». В связи с этим в российской семье роль мужчины-
кормильца остается одной из главных гендерных границ и центральным пунктом идентичности «настоящего мужчины». Одновременно возрастает значение эмоциональной и психологической поддержки жены и ее вклада в поддержание семейного единства. Это заставляет мужчин и женщин, исповедующих ценность традиционной семьи (в которой, вообще-то, эмоциональная близость никогда не находилась в ряду главных семейных ценностей), быть внимательнее друг к другу, осознавать ценность интимности и оберегать эмоциональную близость.
Итак, «скрытый» договор предполагает, что мужья ради того, чтобы обеспечить семью, отказываются от профессиональной самореализации в соответствии с полученным образованием. Жены, напротив, могут работать ради самореализации, но не претендуют зарабатывать деньги и отказываются прилагать сверхусилия, чтобы совмещать семью и профессию, отбирать время у семьи ради профессии. При этом чем более мужья обеспокоены балансом власти в семье, тем настойчивее они повторяют, что работа жены - это ее «хобби», способ уйти от скучного быта, «прихоть». Но и самые авторитарные из мужей не решаются отрицать право жен стремиться к профессиональной самореализации, даже если они рассматривают это стремление как «каприз». Очевидный на первый взгляд сдвиг в направлении традиционной модели («муж - кормилец и опора семьи», «жена - домашний ангел-хранитель») не ведет к возрождению патриархальной модели семейной власти, так как является лишь распространенным способом адаптации мужчин и женщин в обществе, где «каждый за себя». В этом случае семья, дающая иллюзию убежища в жестоком мире, превращается в сверхценность.
Психология гендерных отношений - новое направление в науке, посвященное изучению закономерностей дифференциации и иерархизации личных и групповых отношений в сфере межполового взаимодействия (Клецина, 2004).
Гендерные отношения - это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения - это:
Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уточнить некоторые понятия. Мы будем говорить о трех различных явлениях: об организации взаимодействия и общения полов (половая сегрегация и конвергенция), о различиях между полами в личностных характеристиках и социальном поведении (мужской и женской субкультурах) и о гендерных отношениях внутри пола или между полами (конфронтации полов или их гармоничных взаимоотношениях). Все эти явления взаимосвязаны и находятся под мощным влиянием общего фактора под названием «культура». Общество почему-то заинтересовано в том, чтобы мужчины и женщины являли собой почти различные миры, представители которых с трудом понимают друг друга. Это демонстрирует даже само понятие «противоположный пол» (которое представляется мне некорректным, поскольку в скрытом виде предполагает наличие конфронтации между полами, но, поскольку оно общепринято, я также иногда буду его употреблять). Нас интересуют именно гендерные отношения, которые складываются в условиях половой сегрегации и конвергенции и при наличии двух разных субкультур - мужской и женской. Поэтому для анализа мы будем использовать все три указанных явления.
Раздел гендерной психологии, изучающий взаимоотношения между представителями обоего пола, только начинает складываться. Он связан с другими областями психологии: психологией лидерства и менеджмента, психологией конфликта, психологией девиантного поведения, психологией сексуального поведения и сексуальных отношений. Иногда его называют «социальной психологией взаимоотношений между мужчинами и женщинами» (Del Boca, Ashmore, 1986). Исследования в этой области разрозненны и не подвергались столь тщательному и обобщенному анализу, как, скажем, многолетние исследования в психологии половых различий, однако я попытаюсь нарисовать определенную картину (там, где позволяют эмпирические данные).
Мы рассмотрим гендерные отношения в детских группировках, в деловых группах, в интимных группах (дружеских и сексуальных), между супругами, в семье (родители-дети), в ситуации конфликта и в девиантных ситуациях. Для этих групп в детстве и во взрослости характерно наличие двух тенденций: а) половой или гендерной сегрегации (общения с представителями своего пола) и б) конвергенции полов (общения с представителями противоположного пола). Обе тенденции неравнозначны в различные возрастные периоды и в различных типах отношений. Очевидно, и в разных культурах также можно отметить подобную неравнозначность (существуют культуры, в которых два пола почти целиком отделены друг от друга: например, в домах имеются «женская» и «мужская» половины, или мужчины и женщины не садятся вместе за стол).
Гендерные отношения 277
Гендерная сегрегация в наибольшей степени характерна для:
1 ) детских дружеских группировок;
2) свободного общения детей между собой (в отсутствие взрослых, в условиях свободного выбора партнеров) в школьном возрасте:
3) делового мира взрослых - в ситуациях неформального общения; 4) дружбы во взрослости (обычно она однополая);
5) сексуальных гомогендерных связей (мужчины-гомосексуалы и лесбиянки предпочитают сексуальное общение со своим полом, отвергая противоположный).
Следствиями этой сегрегации являются, во-первых, формирование двух различных субкультур - мужской и женской и, во-вторых, наличие конфронтации полов, которая проявляется в сложных или даже враждебных взаимоотношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами (в том числе в особых конфликтах между ними и в девиантных отношениях, когда один пол совершает насилие по отношению к другому).
Противоположная тенденция - конвергенция полов - проявляется преимущественно:
1) в детских играх (начиная с 1 года и позднее - в различные возрастные периоды);
2) в зарождении интереса к противоположному полу в конце младшего школьного возраста;
3) в формировании «любовных отношений» (влюбленности, романтической любви) в подростковом и юношеском возрасте;
4) в любовных и сексуальных отношениях в молодости и зрелости;
5) в супружеских отношениях;
6) в выполнении родительских ролей - в отношениях «родители-дети»; 7) в деловых отношениях взрослых.
Перечень можно продолжить. Следствием второй тенденции является установление хороших, гармоничных отношений между полами.
Обе эти тенденции существуют в различных культурах. В разные возрастные периоды то одна, то другая является более сильной и значимой для обоих полов (хотя ни одна из них не исчезает полностью). Эти тенденции представляют собой столь сложные явления, что трудно говорить о причинах, их порождающих. На сегодняшний день развитие гендерной психологии не позволяет однозначно назвать причины сегрегации и конвергенции полов. Я могу высказать лишь некото-рые предположения (исходя из имеющихся литературных данных).
Более понятна тенденция конвергенции: если оба иола будут существовать отдельно, человеческий род прекратит свое существование (поэтому так опасен рост гомогендерных сексуальных связей; если представить себе в утрированном виде ситуации), что таких связей станет большинство, то некому будет рожать и воспитывать детей). Кроме того, мы живем в мире, состоящем из двух полов. И в деловых ситуациях, и в повседневном общении мы должны уметь общаться не только с представителями своего (к этому мы привыкли с детства), но и противоположного пола.
Почему же так устойчива другая тенденция - к сегрегации полов? Причины ее неясны. Самая мощная причина - это влияние культуры. Во многих обществах
278 Глава 9. Гендерные отношения
принято такое разделение полов. В детстве дети играют с представителями своего пола, и это не беспокоит взрослых. Возможно, их даже устраивает такая ситуация: так легче происходит освоение гендерной роли (мальчик учится у других мальчиков мужскому поведению, а девочка - у других девочек - женскому). Однако Э. Маккоби и другие исследователи показывают, что это не вполне безобидное явление. Следствием его является уже вышеупомянутая конфронтация полов. Да и наличие двух субкультур (проявляющихся, к примеру, в речевых паттернах, правилах, способах общения) в дальнейшем приводит к непониманию представителей разных полов, к конфликтам на работе, в семье, в разных взглядах на воспитание детей и т. п.
Все сказанное не означает, что нужно непременно стремиться к исключению тенденции половой сегрегации. Некоторые из ее последствий позитивны. Так, существование дружбы с представителем своего пола (как мужской, так и женской) - это прекрасное явление, которое украшает жизнь людей в любом возрасте (и особенно значимо для тех людей, которые в силу каких-либо причин одиноки, не имеют семьи или не умеют общаться с противоположным полом). Также позитивным, на мой взгляд, является складывающееся своеобразие полов. Более негативной в моем восприятии выглядит тенденция к появлению «унисекса», свойственного прежде всего современной молодежной субкультуре - нивелирования патовых различий в одежде, в манере поведения, в речи (к примеру, одинаковой по степени грубости для юношей и девушек). Мне кажется, мы, психологи, должны стремиться сохранить своеобразие полов, но одновременно помочь взаимопониманию мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
Помимо этого, необходимо отметить, что два таких явления, как половая сегрегация и наличие двух субкультур (мужской и женской), переплетены друг с другом. Вначале возникают различия в поведении мальчиков и девочек по отношению к своему и противоположному полу (уже обусловленные влиянием культуры) - их можно назвать «первичными различиями». Они порождают стремление к половой сегрегации (в основе этого стремления у мальчиков и девочек лежат разные причины: у девочек - желание защититься от хулиганства мальчиков, а у мальчиков - желание оградить себя от всего «девчоночьего»). Затем возникшая половая сегрегация как явление, в котором протекает гендерная социализация девочек и мальчиков (а позже в некоторой степени и взрослых мужчин и женщин), приводит к усилению различий между ними - эти различия можно назвать «вторичными». Последние сохраняются и во взрослости. Вопрос о том, что (половая сегрегация или две субкультуры) вторично, а что первично, остается открытым. Скорее всего, оба фактора (и различия в поведении, и сегрегация) в равной степени влияют друг на друга. Различия в поведении и стремление к сегрегации приводят к этой сегрегации, а позднее сегрегация усиливает различия. Главное, что общество поощряет такую тенденцию. Возможно, такая тенденция выгодна (в частности, для традиционного патриархального общества), так как под ее влиянием формируются мужчины и женщины с личностными качествами, необходимыми в данном обществе: мужчины предназначены для доминирования, а женщины - для подчинения. Однако в современном мире эта ситуация порождает множество проблем (в том числе и непонимание между полами, которое может вести к распаду семей, к особым конфликтам на работе и т. п.), поэтому необходимо осознавать позитивные и негативные стороны гендерных отношений.
Гендерная сегрегация в детских группах 279
Итак, рассмотрим явления сегрегации и конвергенции в различные возрастные периоды и в различных ситуациях, начиная с детства.
Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами гендерные отношения это:
Основой
для формирования гендерных
отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация
позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства,
доминирования, власти, подчинения.
Все многообразие содержательных
характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям:
партнерской и доминантно-зависимой.
Первая модель - партнерские отношения – это отношения двух равноправный субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами.
На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, а другая зависимую.
Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:
Гендерные отношения на макросоциальном уровне
На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; « общество (государство) – личность мужчины или женщины».
Гендерная ролевая идеология – суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре или обществе. Другими словами, гендерную идеологию можно определить как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которую они должны исполнять как члены общества.
Гендерная идеология – механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами.
Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы, позволяет прояснить суть гендерной идеологии, определить ее тип – патриархальный или эгалитарный.
Гендерная идеология традиционного типа по
своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология».
Разделение труда между мужчинами и женщинами тут строится на принципе взаимного
дополнения, но не на принципе равноценных ролей.
Мужчине
отведена роль субъекта
государственной, профессиоанальной и общественной деятельности главы и
кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Его
прерогативой является внешний мир. Культура, творчество, господство.
«Естественное» предназначение женщины
в этом обществе – сфера материнства,
воспитания детей и домашнего хозяйства. Иерархия мужской и женской роли
фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений, она – объект его
власти.
Эгалитарная государственная политика – это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для развития личности независимо от ее половой принадлежности во всех социальных сферах.
В современной социологической литературе
для характеристики гендерных отношений используется понятие «гендерный
контракт». Это негласный, нормативный договор, навязанный государством всем
мужчинам и женщинам как членам общества, по которому они обязаны выполнять
социальные функции, соответствующие нуждам государства в конкретный
исторический период. Основным контрактом для женщин в советском обществе был
контракт работающей матери, а для мужчин «труженик – воин – защитник».
Гендерные представления
, заданные в виде
образа «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», касаются половой
дифференциации социального поведения и участия в общественной жизни. Такие
гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках
религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном сознании.
Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений,
помогают индивиду осознать содержание гендерных ролей, определить свою позицию
по отношению к системе нормативных предписаний о должном поведении мужчин и
женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии,
конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа
исполнения гендерной роли.
Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии
Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии имеют свои особенности. При изучении этого уровня гендерных отношений зарубежные и отечественные авторы ( Tajfel , 1981, 1982; Turner , 1985, Агеев, 1983, 1985, 1986, 1990) установили, что для межгруппового восприятия, объектом и субъектом котрого являються социальные группы, характерны следующие черты:
На уровне межгруппового взаимодействия
общностей
, однородных по половому признаку, анализ гендерных отношений
осуществляется в системе «группа – группа». Здесь детерминирующими социально –
психологическими факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы
как разновидность социальных стереотипов.
Многочисленные исследования межгруппового
восприятия и взаимодействия выявляют такие особенности этих процессов, как
внутригрупповой фаворитизм и межгрупповую дискриминацию. «Внутригрупповой
фаворитизм – стремление каким – либо образом благоприятствовать членам
собственной группы» (Психология. Словарь,1990).
"Межгрупповая дискриминация"
– установление
различий между собственной и другой группами. Наиболее распространенным
результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению
позитивно оцениваемых различий в пользу своей группы» (Психология.
Словарь,1990).
Из внутригруппового фаворитизма
и
межгрупповой дискриминации
следует, что другие группы оцениваются ниже
относительно своей группы. Другими словами, в ситуации межгруппового восприятия
женщины должны оценивать свою группу позитивнее, чем группу мужчин, и наоборот.
Однако эмпирические исследования не подтверждают это представление.
Выяснилось,
что и мужчины и женщины приписывают больше положительных характеристик
представителям мужской группы. Следовательно, внутригрупповой фаворитизм
как
явление межгруппового восприятия и взаимодействия действует в отношении мужской
группы и не действует в отношении женской
(Клецина, 2004).
В данном случае ведущую роль играют закономерности
более высокого порядка, то есть не на уровне межгруппового взаимодействия а на
уровне функционирования макроструктуры. Речь идет о влиянии особой культурной
традиции – андроцентризма. Это пример не внутригруппового а внегруппового фаворитизма.
Причиной внегруппового фаворитизма служит
различный социальный статус групп: низкостатусные группы в определенных
социокультурных ситуациях склонны развивать негативные автостереотипы и
позитивные гетеростереотипы (Донцов, Стефаненко, 2002).
Группа мужчин
, как
любая другая общность с высоким статусом оценивается и характеризуется с точки
зрения компетентности и экономического успеха; группа женщин, группа с низким
статусом, оценивается с точки зрения доброты, гуманности, дружелюбия и т. д.
Все позитивные женские черты (уступчивость, эмоциональная поддержка,
сердечность и др.) воспринимаются как типичная компенсация отсутствия значимых
достижений на общественной арене.
У женщин
как у членов низкостатусной группы
по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой;
перенимая точку зрения мужчин как группы с высоким статусом, они склонны
переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои. В системе
межгруппового взаимодействия проблема гендерных отношений наиболее актуальна в
профессиональной сфере. В деловом общении и взаимодействии мужчины и женщины
проявляют себя и как представители гендерных социальных групп, и как субъекты
профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью
гендерных отношений в профессиональной сфере является неравенство
статусов и позиций мужчин и женщин: мужчины во всем мире чаще пользуются более
высоким статусом по сравнению с женщинами, а это обеспечивает им доступ к
ресурсам и принятию ответственных решений. Это приводит к тому, что женщины
существенно чаще мужчин оказываются в роли подчиненных, зависимых руководимых.
Потребности женщины в профессиональном развитии, самореализации и продвижении
по служебной лестнице удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин. Сложившаяся
система гендерных отношений способствует закреплению у женщин таких качеств
личности, проявляющихся в деловом взаимодействии, как пассивная подчиненность,
конформность, слабоволие, склонность уступать всегда и всем, неуверенность в
себе, боязливость и послушание.
Неравноправие женщин и мужчин в сфере производственных (деловых) отношений отражает гендерные отношения межгруппового уровня. Гендерное неравенство в деловом взаимодействии проявляется двумя способами. Это:
В литературе гендерной направленности
описаны факторы, способствующие сохранению неравенства в системе гендерных
отношений (Берн, 2001; Мезенцева, 2002;
Словарь гендерных терминов 2002). Среди предлагаемых вариантов объяснения гендерного неравенства в сфере экономики и
политики можно выделить две группы, связанные с личностными особенностями или
обстоятельствами жизни женщин, ко второй группе-причины, порождаемые условиями
деятельности в различных организационных структурах.
Таким образом, модель гендерных отношений в
ситуации межгруппового взаимодействия может рассматриваться как
доминантно-зависимая модель отношений (при мужской доминирующей позиции), что
подтверждает весомая статистика социологических и социально-психологических
исследований.
Гендерные отношения в межличностном взаимодействии
При рассмотрении гендерных отношений на
уровне межличностного взаимодействия объектом анализа являются системы
«личность-личность»; при этом речь идет о взаимодействии двух людей разного
пола. Гендерные отношения этого уровня детерминированы гендерными установками
как разновидностью социальных установок.
Выделяют такие общие параметры анализа
гендерных отношений независимо от уровня их функционирования, как поляризация,
дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования, власти,
подчинения. Дифференциация ролей и статусов
мужчин и женщин как субъектов
межличностных отношений и иерархичность,
соподчиненность их позиций являются одними из основных параметров анализа гендерных
отношений в микросреде.
Эти параметры касаются и объективной стороны-реальных
практик взаимодействия, и сукбъектовной-гендерных установок мужчин и женщин как
субъектов межличностных отношений.
Таким образом, от других типов гендерных
отношений межличностные отношения отличает выраженная эмоциональная
составляющая, сопровождающая весь процесс формирования и развития отношений.
Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень значима роль личностных
особенностей участников, а также процесса общения, на фоне которого отношения
складываются и функционируют.
В качестве моделей гендерных отношений
межличностного уровня обычно рассматривают (супружеские) отношения, поскольку,
во-первых, тут ярче всего представлены все характерные признаки межличностных
отношений (взаимная направленность субъектов отношений друг на друга, реальный
непосредственный контакт, выраженная эмоциональная основа, интенсивное
общение); во-вторых, в супружеских отношениях явно отражена специфика гендерных
отношений, то есть тут различные социо-культурные предписания влияют на
содержание семейных ролей и их исполнение мужчинами и женщинами.
Научные публикации, посвященные анализу
проблемы неравномерного распределения хозяйственных обязанностей в семье.
Опираются на различные теоретические подходы. Часто тут используются
экономические концепции (Барсукова, Радаев, 2000; Журженко, 1996; Калабихина.
1995; Мезенцева, 2001, 2002).
Теория относительной производительности
для
обоснования неравномерного распределения домашних обязанностей между супругами
опирается на показатели их производительности на рынке труда. Домашнюю работу
выполняет тот член семьи, рыночная производительность которого меньше
(производительность измеряется уровнем материального вознаграждения и позициями
в публичной статусной иерархии).
Среди социологических и социально-психологических объяснений разделение домашнего труда можно выделить следующие:
Гендерные отношения в семье
рассматриваются
и с помощью параметра иерархичности
позиций супругов как субъектов межличностных отношений. В этой системе муж и
жена могут занимать равноправные либо неравноправные позиции. Равноправие –
симметричная позиция, тут оба супруга имеют равные права и обязанности, никто
не подчинен другому; возникающие проблемы решаются путем согласия или
компромисса, никто из супругов не доминирует, не подавляет и не подчиняет себе
другого (Шнейдер, 2000).
Неравноправные позиции в системе супружеских отношений порождают ситуации, которых один распоряжается, приказывает, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. При этом подчинение может быть как добровольным, так и вынужденным.
В специальной литературе долгое время
употребляли термин «глава семьи». Это институциональная характеристика
обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в
патриархальной семье, как правило, такой статус был у мужа или у кого либо из
представителей старшего поколения) (Гурко, Босс, 1995).
Проведенные исследования (Гурко, Босс,
1995) показали, что во всех сферах семейной жизни чаще жена, чем муж принимает
решения, хотя есть немало семей, где это делают оба супруга. В тех семьях, где
нет практики совместного решения проблем, в основном жены, а не мужья распоряжаются деньгами, организуют досуг
семьи, решают хозяйственные вопросы, определяют, как надо воспитывать ребенка и
имеют решающее слово при обсуждении большинства других вопросов, важных для
организации семейной жизни.
Существует несколько вариантов объяснения ведущей роли женщин в семье:
Такой подход подчеркивает роль отношений и общения со значимыми людьми для жизни женщины. Центрированный на отношениях подход включает в себя следующие положения:
В системе межличностного взаимодействия
супругов гендерные отношения выражаются в следующих двух основных моделях:
партнерской и доминантно-зависимой
.
Партнерские отношения,
есть отношения двух
равноправных субъектов, личностная ценность и значимость которых не
подвергается сомнению. Супруги имеют свои индивидуальные цели, но каждый принимает
во внимание цели и интересы другого. Отношения между супругами строятся на
равных, нет стремления подавить и подчинить себе партнера, выражена готовность
к взаимным уступкам. Общение отличается уважением и корректностью, умением
поставить себя на место партнера, понять его, вникнуть в его проблемы и
ситуацию, причем это свойственно обоим супругам.
Противоположная модель отношений,
доминантно-зависимая модель
, не предполагает равноправия. В этом случае один из
супругов побуждает другого подчиняться себе и принять цели, не согласующиеся с
устремлениями и намерениями партнера. Доминантная позиция включает в себя такие
проявления в поведении, как уверенность в себе, независимость, властность,
демонстрация собственной значимости, умения настоять на своем. В общении
доминирующий супруг, как правило, использует инструментальный стиль вербальной
коммуникации, часто игнорируют точку зрения собеседника, настаивает на своем
мнении и варианте решения проблемы.
В партнерской модели гендерных отношений позиции мужа и жены равны. В системе доминантно-зависимых гендерных отношений доминирующую позицию может занимать и муж и жена.
Межличностные отношения на внутриличностном уровне
На этом уровне объектом анализа становится отношение личности как субъекта определенного пола к себе, а гендерная идентичность, составляющая социальной идентичности, тут выступает как детерминанта. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений включает такие феномены, как внутренний гендерный конфликт и кризис гендерной идентичности (Алешина, Лекторская, 1989; Гаврилица, 1998; Кон, 2002; Здравомыслова, Темкина 2002; Луковицкая, 2002; Турецкая, 1998).
Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо– и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения – это:
социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;
отношения между различными гендерными группами;
отношения между субъектами разного пола;
отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.
Гендерные отношения представляют собой разновидность социально-психологических отношений и имеют сходные со вторыми детерминанты. Гендерные отношения зависят от таких факторов, как гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальные представления, стереотипы, установки и социальную идентичность.
Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку социально-конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам, можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом, можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром является дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или гендерных групп.
Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.
Первая модель – партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие тут отличаются уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию; такие установки свойственны не одному из партнеров, а обоим.
На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, другая – зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями зависимого партнера. Доминантная позиция включает в себя такие поведенческие проявления, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.
Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:
– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);
– власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).
На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; «общество (государство) – личность мужчины или женщины». Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных представлений.
Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой, направленной на конкретную гендерную группу, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.
В соответствии с гендерной идеологией общества, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объект социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.