Как развить логическое мышление у ребенка. Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания Как развить ребенку логическое мышление

Заговоры

Уже к 7-8 годам ребенок способен оценивать точку зрения других людей, анализировать, сравнивать, рассуждать. Без самостоятельного суждения невозможно интеллектуальное развитие, поэтому его следует тренировать. Как развить логическое мышление у ребенка 8-9-10 лет? Школьная программа начальных классов предусматривает особенности развития маленьких учеников и их выраженную способность к усвоению новой информации. Родители же могут помочь своим малышам закрепить навыки во внеурочное время.

В этом возрасте дети задают вопросы и ищут ответ самостоятельно, имеют свое мнение и готовы его доказывать. Чем можно воспользоваться. Не нужно отвечать на вопросы ребенка сразу – следует вместе порассуждать, подвести школьника к самостоятельному выводу. Возможно, он будет неверным, о чем не следует категорично заявлять. Разговоры могут переходить в дискуссии, где каждый отстаивает свою точку зрения обоснованно и аргументированно.

Игры, развивающие логику

Сравнения . По размерам, количеству или качеству, сравнение числовых параметров (больше, меньше, одинаково).

Признаки . Схожесть или различие предметов (найти отличия на двух картинках, определить, что общего между животными).

Классификация. Объединение объектов в одну группу (цветы отдельно от деревьев, овощи отдельно от фруктов).

Отбор. Из представленных предметов необходимо исключить лишний (автомобиль от общественного транспорта, суп от десертов).

Игры со спичками. Следует убрать или переставить заданное количество палочек, чтобы получилась новая фигура, цифра, буква.

Поиск недостающего значения. В этом задании можно убирать буквы из слов, чтобы ребенок вставил пропущенный символ. Также для упражнения подойдут ребусы, уравнения, математические примеры.

1. Решение каждой задачи должно сопровождаться объяснениями ребенка. Умение обосновывать свое решение является основой логического мышления.
2. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы они не утомляли юного школьника.
3. По мере развития логики, необходимо постепенно усложнять задачи, иначе прогресса не будет.
4. Время на решение загадок ограничивать не нужно, со временем дитя будет справляться быстрее.
5. Ребенок должен активно участвовать в обучении – не просто решил готовый пример, а сам его написал, объяснил, нашел ответ. Не только исключил лишний предмет из перечня, но и разукрасил его для выделения.

Ученики младших классов особенно нуждаются в одобрении и поощрении своих успехов . Родитель особенно стимулирует кроху, если будет хвалить его и хвастаться достижениями своего малыша перед знакомыми и близкими.

Возможно вам также понравится:


Ребенок боится выступать на публике — приемы саморегуляции
Как научить ребенка не стесняться и быть активным
Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа 1-2 класс
Что делать, если ребенок ругается матом в школе? Как объяснить ребенку дроби: 3-4 класс. С чего начать?

Все родители хотят сделать всё необходимое для счастья своего малыша. Самый важный вклад в детские годы – это развитие логического мышления у детей, упражнения, игры и тесты для ребёнка, направленные на укрепление навыков. В этой статье мы расскажем, на что влияют такие занятия с дошкольником или подростком и как организовать оптимальные условия для взаимодействия.

Задача – заинтересовать ребёнка в развитии в любое время года

В целом семье полезно проводить время вместе. Это сближает, укрепляет связь друг с другом, учит общению и нахождению в контакте не только с близкими, но и окружающими людьми, природой. Попробуйте почаще совершать такие действия:

    Путешествовать вместе с ребёнком по близлежащим достопримечательностям. В ходе поездки или пешей прогулки Вы расскажете много увлекательной информации. Найдите в интернете мифы, загадочные сюжеты или просто любопытные исторические факты. На примере знаменитых полководцев, правителей, деятелей искусств Вы сможете объяснить подрастающему поколению, к чему приводят определенные действия. Аналогии и примеры как нельзя лучше помогают развивать логику и скорость мышления у ребёнка, учат его рассуждать. Вы сможете попутно задавать вопросы: как бы сделал он, какое решение принял бы, какой будет результат.

    Ощущать на себе перепады погоды, осознавая их последствия и механизм действия. Малыш должен сам понять, что если он голыми руками начнет возиться в снегу, то в скором времени замёрзнет. Второй раз он уже не повторит такую ошибку и подумает, прежде чем взяться лепить снеговика.

    Общаться с природой, трогая деревья, листья, наблюдая за животными, их повадками, особенностями поведения каждого из них. Очень полезным в этом плане будет контактный зоопарк или сафари-парк. Это те места, где можно вступить с неопасными зверушками в контакт.

    Участвовать в простых мероприятиях на природе. Например, собирать хворост для костра, лепить снежную бабу. Это не просто механическая последовательность действий, а целый алгоритм – что за чем должно идти.

    Учиться кататься на санках, велосипеде, коньках, лыжах. Любой спорт с инвентарём требует не только умений, но и осознания процесса – как поведут себя полозья, почему они покатятся в ту сторону, где уже есть след и т.д.


Выполнять упражнения, задания и игры для развития логики и мышления детей надо в комфортной обстановке. В зависимости от времени года уличные мероприятия должны сопровождаться специально подобранной одеждой. Летом Вам и малышу понадобится тент от палящего солнца, а зимой – теплая одежда.

Интернет-магазин Stayer предлагает широкий ассортимент курток и комбинезонов для комфортных прогулок с детьми в холодный сезон. Преимущества продукции фирмы:

Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться


Взрослым необходимо понимать, что дети думают совершенно иначе. У них еще нет сформированного мировоззрения, на основании которого человек может дать оценку происходящим действиям и сделать для себя выводы. Какие мыслительные процессы протекают в голове вашего ребенка, никто не догадается и не узнает, если об этом не спрашивать его самого.

Основной инструмент развития способностей и умений у малыша от 1 года – это открытый диалог. Важно, чтобы общение было обоюдным – только в этом случае возможно совершить обмен полезной информацией. На её основе старшее поколение может определить сферу интересов, задач и забот подрастающего ребёнка.

Начинайте налаживать общение с сыном/дочкой в самом раннем возрасте. По мнению специалистов, это эффективно помогает развивать у детей логическое мышление и другие навыки благодаря способу подражания. В ранний период ребёнок наиболее активно впитывает в себя всю окружающую информацию, которая впоследствии станет фундаментом для формирования мировоззрения. Проще говоря, он будет наблюдать за Вами, поэтому очень важно озвучивать каждый свой шаг. Попробуйте проговаривать последовательность своих поступков, объясняя причинно-следственную связь. Это будет напоминать подробный рецепт из кулинарной книги.


Досуг как средство приобретения новых умений и развития способностей

Лучше всего выстраивать диалог через игру, потому что в таком процессе у малыша просыпается интерес к происходящему. Можно обыгрывать различные жизненные ситуации, при этом нужно:

    наблюдать за реакцией, которую можно корректировать,

    помогать быстрее ориентироваться в складывающейся обстановке,

    обращать внимание на ошибки и способы их разрешения,

    проводить игры, развивающие скорость мышления (найти отличия на рисунках, выбрать необходимые предметы, повторить слова, предложения или звуки).


Психиатры проводят четкую взаимосвязь развитого логического мышления у детей дошкольного возраста с устойчивой к внешним раздражителям психикой у подростков. Иными словами, люди, привыкшие думать прежде, чем произвести действие, меньше подвержены навязчивым идеям и состояниям стресса.
Чтобы малыш рос активным и здоровым, необходимо на собственном примере показать ему, как получать удовольствие от активной жизни, а также рассказать о возможностях, которые дает окружающий мир. Больше занимайтесь со своим ребенком, чтобы он хорошо социализировался, благополучно окончил школу и в будущем смог вести полноценную самостоятельную жизнь.
В статье мы рассказали, что влияет на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Взрослейте вместе с удовольствием!

Умение логически мыслить - отличительная черта человека разумного. Только ему присуща возможность анализировать, видеть связь между поступками и их следствиями, искать решения проблем. Эти способности необходимы в течение всей жизни, во всех сферах: учебе, работе, в построении отношений с другими людьми. Но они не даются вместе с мозгом от рождения, а приобретаются в процессе воспитания и развития. Одна из главных задач взрослых - подготовить ребенка к учебе и жизни. Поэтому важно знать, как развить логику у ребенка.

Как развить логику у ребенка: игры на логику

Родители дошкольников часто с ужасом думают о том, что их чадо пойдет в 1-й класс, и начнется нервотрепка с домашними заданиями. Бывает, что об их выполнении знают и соседи. Родители переходят на крик, искренне не понимая, почему очевидные вещи до ребенка не доходят. Дальше идет по накатанной дорожке: из-за напряженной атмосферы ребенок ничего не воспринимает, быстро оказывается среди отстающих в классе, с каждым годом ситуация усугубляется. Мечты родителей об успешном будущем воспитанника рушатся.

Причина такого неудачного жизненного старта в том, что никто не научил ребенка логически мыслить. Начинать надо было с первых лет и даже месяцев жизни, когда человечек только познает мир. В разные возрастные этапы процесс развития логики имеет свои особенности:

В 1–3 года происходит знакомство с предметами, изучение их на вкус, запах, на ощупь. Внимательные родители помогут понять, что для чего, что можно трогать, что нельзя и почему. Что такое горячее и холодное, острое, колючее, мягкое, горькое и сладкое. И главное - как себя вести, что будет, если сделаешь не так. Помогайте ребенку, удовлетворяйте его любопытство, давайте потрогать и почувствовать все, что доступно, разобрать все возможное, если ему интересно. Это первые шаги в развитии логики, освоении причинно-следственных связей. Усваивать же их придется еще долго, ведь мы знаем, что представить последствия своих поступков не могут даже подростки.В 4–7 лет дети воспринимают и познают мир уже наглядно, в зрительных и слуховых образах. Это самое время в легкой форме учить их логически мыслить. Решать задачи доступнее всего в форме игр на логику с картинками.

Предлагайте ребенку из множества рисунков отобрать по какому-то одному признаку: по цвету, по форме, по виду - игрушки, продукты, одежда, машины и т. д.

Работайте с картинками, задавайте логические вопросы, давайте задания, чтобы научить сосредоточивать внимание на чем-то, сравнивать, запоминать. Например, среди многих предметов найти пару одинаковых, или найти 5–10 отличий в рисунках, определить лишний предмет по какому-то признаку, найти рисунок тени от каждого предмета и т. д. По поводу таких заданий вас проконсультирует любой воспитатель, или самостоятельно найдите их на специальных сайтах.

Читайте детям книжки, рассматривайте вместе картинки, отвечайте на все «почему». Добавляйте свои истории, ребенок еще свое додумает, нафантазирует.

Загадывайте простые загадки, вместе ищите ответы. Делайте это как устно, так и на картинках. Так развивается логическое мышление.

Старшим детям будет доступно сложное абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Занимайтесь с детьми чаще, но не более 20–25 минут. Не заставляйте, если им сейчас не хочется, дождитесь удобного момента. Помните, что для них это должна быть игра и только положительные эмоции.

Логическое мышление: как развивать ребенка

Способность логически мыслить дает человеку такие преимущества:

Понять закономерность явлений, что происходят в жизни.Видеть связь между причинами и следствиями в поступках и отношениях.Уметь анализировать ситуацию и выбирать лучшие варианты.

Эти способности приходится тренировать постоянно, чтобы добиться успеха в любом деле. Решение задач на логическое мышление увеличивает его скорость, гибкость, глубину, эффективность. Не такими ли мы представляем способности наших детей, чтобы они успешно усваивали школьные знания, чтобы на лету хватали, понимали и решали?! Тогда помогите им усвоить такие операции логического мышления:

Уметь сравнивать, находить сходства и различия между разными вещами и явлениями.Учиться анализировать, т. е. уметь определять, из чего состоят явления, отношения, события.Противоположное умение - синтезировать, объединять элементы чего-то в целую картину.Обобщать, находить общие признаки и свойства.

Такие уроки проводятся где и когда угодно: дома, на прогулке, при обсуждении всего, что случилось за день. Эффективны и специальные занятия, методику и задания тоже можно найти.

Не надейтесь на то, что вашего ребенка научат логическому мышлению и подготовят к школе воспитатели в детском саду. Они проводят такие занятия, но в группе с другими детьми. А если ваш ребенок не успел выполнить, не понял - ему нужны занятия индивидуальные, с терпеливыми и любящими родителями. Надо учесть его особенности, как быстро он включается в решение задания, как долго думает. Нельзя перескакивать через неусвоенное, как это возможно в группе. Каждое задание выполняйте последовательно, подбадривая и поощряя, создавая приятную эмоциональную атмосферу. Научите сейчас - ему легче будет усваивать знания в школе, успешнее будет человек во всем.

Развитие логики у ребенка позволяет постепенно освоить процессы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также научиться доказывать свою точку зрения и находить решение любой задачи. Все эти умения способствуют совершенствованию мышления, поэтому развивать логическое мышление у детей просто необходимо.

Необходимость развития логики

Логическое мышление – это умение совершать сначала простейшие, а затем и более сложные логические операции самостоятельно. Не раз человека выручает способность анализировать и обобщать, опровергать или доказывать что-либо, но не каждый задумывается о том, что эту способность нужно совершенствовать.

Развитие логического мышления не происходит само по себе, к этому процессу следует подойти целенаправленно. Сначала нужно определиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения на развитие логики.

Методы и характер упражнений зависят, в первую очередь, от возраста ребенка и его подготовленности:

  1. Малыши не могут мысленно представить ситуацию или предмет, логические вопросы и словесные задания им не осилить. Для маленьких детей характерно наглядно-действенный тип мышления, поэтому упражнения подбирают такие, чтобы ребенок мог потрогать, переложить или добавить, чтобы он «увидел»результат решения задачи.
  2. Немного позже, когда у ребенка сформируется наглядно-образное мышление, можно перейти к заданиям – картинкам. Дети с помощью представленных образов смогут отыскать ответ на вопрос.
  3. Пик развития мышления – формирование словесно-логического типа – приходится на старший дошкольный возраст. С этого момента оно начинает постепенно совершенствоваться. Ребенку уже неинтересно ощупывать предмет или осматривать его, ему важнее то, что он думает или произносит.

Со временем он научится оценивать сложность поставленных задач, ставить перед собой цели, составлять план действий и находить пути решения проблем.

Добиться таких результатов можно, если в процессе придерживаться следующих принципов:

  • Для развития логики нет понятий «рано» или «поздно»: начинать можно в любое время, когда ребенок станет пытаться понимать связи между предметами.
  • Упражнения нужно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка: не стоит ожидать логических умозаключений от малыша, а школьнику будет неинтересно придвигать и отодвигать предметы, если они быстрее могут выполнить процедуру «в уме».
  • Гармоничное развитие логических способностей невозможно без воображения, поэтому для изучения логики лучше подбирать творческие задания.

Положительное влияние на развитие логики у ребенка оказывают игры и интересные упражнения. Поэтому перед нужно заинтересовать малыша, подбирать интересные для него задания.

Методика развития логики у дошкольников

Каждый ребенок развивается по-разному: кто-то раньше начинает ходить и разговаривать, а кто-то позже. Средний возраст начала занятий по развитию логики – 2 годика, когда малыш будет пытаться понять причинно-следственные связи и задавать вопросы.

Формирование и развитие логического мышления у детей проводится поэтапно:

Специально ориентированные занятия с малышами не проводят – они для них будут скучными и неинтересными. Используют развивающие приемы в ходе игры или беседы. Инициатором беседы сначала будет взрослый: «Почему стало темно? Верно! Солнышко спряталось за тучки!», «Кто лает на улице? Правильно, собачка! Почему она лает?». Если ребенок не просто отвечает на вопрос, но и добавляет что-то свое, высказывает свое мнение, значит, ему эта игра понравилась, он готов поиграть.

В 3-4 года ребенок осваивает геометрические фигуры и цвета, учится сравнивать. Сначала дети должны найти отличия (это легче), а потом искать общее. Полезными в плане развития логики игры с мозаикой и . Создавая объемные постройки или картины, дети учатся обобщать.

Интересными и полезными на этом этапе будут игры:

  1. «Угадай-ка» : Взрослый называет свойства или признаки предмета, а ребенок отгадывает (большое, круглое, красное, сладкое — яблоко). После этого меняются ролями.
  2. «Найди отличия» : из кубиков строят две башни, немного отличающиеся друг от друга, ребенок находит отличия. По мере понимания смысла игры, фигуры усложняют, потом переходят к выполнению заданий на картинках.
  3. «Сортировка» : нужно рассортировать по цвету, размеру или форме (кубики – в корзинку, а шары – в ведерко). К этой разновидности относятся игры «Собери урожай» (отдельно выкладывают овощи и фрукты), «Раздели животных» (дикие и домашние).
  4. «Съедобное — несъедобное» (с мячом): взрослый кидает ребенку мяч, называя предмет. Если предмет съедобный, то мяч нужно поймать, если нет – отбить. После нескольких правильных «ответов» игроки меняются ролями.
  5. «Найди цвет» (тренировка умения находить общий признак): ребенок должен найти как можно больше предметов в комнате одного цвета. Игру можно видоизменить – найти предметы одной формы или размера.
  6. «Составь узор из геометрических фигур» (узор может быть симметричным или несимметричным).
  7. «Составь геометрическую фигуру из спичек/палочек».
  8. «Почтальон» : нужно разнести письма адресатам в зависимости от цвета, формы, размера.
  9. «Куда поместится кошка» : детям предлагают найти предметы, в которые поместится животное определенного размера.

Постепенно упражнения усложняются, дети учатся отгадывать загадки, собирать пазлы, анализировать пословицы и поговорки. При объяснении нужно уделять внимание непонятным словам, находить им объяснение, подбирать для них слова – описания. В этот период дети .

Для развития логики ребят 6-7 лет (старшие дошкольники) подойдут такие задания:

  • «Найди продолжение пословицы».
  • «Подбери синоним/антоним к слову» — предварительно нужно отработать сами понятия, привести примеры, а затем уже приступать к выполнению задания.
  • «Объясни смысл поговорки/пословицы».
  • «Найди большее/меньшее число».
  • «Расположи числа в порядке убывания/возрастания».
  • «Найди лишнее».

Старший дошкольник может или увиденном сюжете, высказать свое мнение, сделать какие-то выводы. Работая по картинкам, дети находят ошибки в поведении прохожих, объясняют поведение героев. Подобные упражнения способствуют развитию речи и совершенствованию словесно-логического мышления.

Развитие логики у младших школьников

Для развития логического мышления в младшем школьном возрасте упражнения немного усложняют:

  1. Нужно не просто отгадать загадку, а еще указать слова, которые помогли найти ответ; более сложная вариация – сочинить загадку самому.
  2. Найти лишнее слово и объяснить свою точку зрения, лишних слов может быть несколько (например, среди слов «молоко, сыр, вода» лишним может быть вода – не является молочным продуктом, или сыр – твердый, а вода и молоко – жидкие).
  3. Отнести письма по нудному адресу (номер дома представлен в виде примера, а название улицы зашифровано).

Младшие школьники постепенно начинают оперировать понятиями, которые не могут воспринять с помощью органов чувств: они отражают суть предмета и выражаются специальным символом или словом (например, периметр). У многих возникают трудности в усвоении учебного материала, который невозможно ощутить каким-либо образом.

Лучше освоить программу поможет абстрактно-логическое мышление, активно развивающееся на прочной основе из наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического типов мышления.

Определить, насколько активно оно развивается, можно по следующим признакам:

  • Школьник умеет делать выводы, анализировать значимые внутренние свойства предмета, а не его внешние характеристики.
  • Мысленно решает задачи без наглядного их представления.
  • Рассуждения становятся логически верными, постепенно учится анализировать информацию, синтезировать и обобщать ее.

Положительно характеризуют качество мыслительных процессов скорость нахождения необходимого пути решения, способность находить несколько вариантов решения и умение понять смысл задания и выявить взаимосвязи между всеми компонентами задачи.

Логическое мышление - одно из основных отличий человека от животного мира. Благодаря навыку анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи люди во многом и достигли того уровня цивилизации, который нас окружает. И потому так важно научить малыша мыслить логически. Как это сделать?

Развивайте логику как можно раньше

Многие считают, что способность к логике исключительно врожденная, почти как творческий талант: есть либо нет. Но это в корне неверно! Да, достичь высот логического анализа дано не всем, для этого нужен особый склад ума. Но даже средний уровень достижим - главное, чтобы было желание работать над собой. И у детей это желание есть! Понаблюдайте за грудными, еще не умеющими говорить и ходить детьми: с каким неподдельным интересом и усердием они изучают окружающий мир. Это и есть их самые первые тренировки логического мышления. Ребенок, пробуя на ощупь мягкое и твердое, сравнивает на вкус кашу и свой слюнявчик, опрокидывает , трясет погремушкой, - в этом всем он как раз обнаруживает свойства предметов, учится их определять и устанавливать между ними те самые причинно-следственные связи. Круглый мяч катится, квадратный куб - нет. Каша сладкая, слюнявчик не очень. Перевернул бутылку горлышком вниз - из нее все вытекло. А взял погремушку в руки - она зашуршала. И так малыш познает логику окружающего мира.

Поэтому тренировать логическое мышление можно и нужно - это важно не только для учебы в саду и школе, а и в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие у детей логики качественно изменяет мышление, оно улучшает , внимательность, и способствует повышению речевой активности. Ребенок эффективнее осваивает слова, быстро запоминает их и легко употребляет, заметно проще строит предложения и делает логические выводы с последовательными аргументами. Вывод напрашивается сам собой: вы должны мотивировать и такую кроху на активную мыслительную деятельность. В столь юном возрасте это возможно за счет знакомства с как можно большим количеством предметов - хотя бы в области простейших игрушек. Упомянутые , пирамидки, фактурные и игрушки - все, что малыш, лежа в кроватке или на развивающем коврике, может крутить, вертеть, бросать, изучать. И старайтесь быть рядом, комментируя действия - это ему на пользу, даже если он еще не понимает речь.

Работайте на примере имеющихся игрушек

А как только ребенок станет вести уже более-менее осознанный образ жизни, ходить и говорить, а главное - спрашивать и отвечать, можно усложнять задачи по логике. Ничего нового не потребуется, можно обойтись теми же игрушками, которые ребенок изучал. Начать можно с простого: пусть ребенок сравнит пару игрушек и скажет, в чем они разные, а в чем похожие. Например, мячик круглый, а кубик квадратный, зато оба - желтого цвета (малыш, естественно, должен знать для такого наблюдения). Перенесите упражнение буквально на все: пусть сравнит кошку и собаку, цветочек и дерево, солнце и луну - и лучше, если он сам выделяет заметную разницу или похожесть, даже если для вас его наблюдения будут неочевидными. Когда малыш усвоит данный прием, можно дополнить его. Например, выставить целый ряд игрушек и попросить слева сложить те, что красного цвета (круглой формы, из резины, выглядящее как живое существо), а справа - остальные. В таком случае крохе понадобится выделить ключевую, заданную характеристику, абстрагируясь от остальных, и отсеять те предметы, что такой характеристикой не обладают.

Далее можно подключать упражнения на обобщение. Ребенку в таком случае нужно предложить набор предметов, объединенных общим признаком или содержанием, которые надо ему назвать. Так, машинка, - это все игрушки. Яблоко, груша, банан - фрукты. Ель, куст, трава с цветочком - все они растения. А чтобы малыш эффективнее выделял характеристики предмета, нужно преподать ему уроки анализа. Возьмите какую-то его любимую игрушку и попросите его описать ее как можно детальнее. Плюшевый медведь - он какой? Он крупный. Мягкий. Серый, ворсистый, приятно пахнущий, с круглыми глазками и швом из ниток на животе. Поначалу ребенок будет перечислять все это с трудом, но с каждым разом анализировать станет проще. При этом неплохо в этом случае просить его еще и синтезировать новую информацию на основе такого анализа. Допустим, дайте лист бумаги и карандаш, когда закончит с характеристиками, и попросите нарисовать медведя по этому списку: какая у него форма, какие лапы, глаза, живот, окраска. В этом случае ребенок попытается множественные детали объединить в одно целое - важнейшее умение логики.

Общайтесь как можно больше

Для многих упражнений на развитие логического мышления вам вообще не нужны аксессуары - достаточно вести диалог с ребенком, задавать вопросы, загадки, устные головоломки. Например, очень хорошо помогает выделение характеристик предметов при помощи ассоциаций: вы называете предмет или явление, знакомое малышу, а он говорит, что вспоминает, чувствует. Вариантов будет море: вы сказали «солнышко», он сказал «тепло», вы сказали «зонтик», он - «дождь», вы сказали «шоколад», он - «сладкий» (при этом просите пояснить его, почему у него такая ассоциация). Также предложите поиграть в игру «Отгадай слово». Вы загадываете предмет, а ребенок при помощи наводящих вопросов угадывает, о чем речь. Чтобы ему было понятнее, можно сыграть и наоборот: он загадывает что-то, а вы спрашиваете: это живое существо, это съедобное, это круглое, это оранжевое, это апельсин? Разумеется, подойдут и загадки: и простые (что это: зеленое, приятно пахнет, зимой приносят домой и украшают игрушками перед ?), и классические в виде забавных стишков.

Постоянное общение с ребенком должно стать для вас правилом. Нужно говорить с ним обо всем, что видите, спрашивать, что он думает, просить предположить, что произойдет дальше в том или ином случае. При этом черпать «вдохновение» можно как в обычной жизни, так и в искусстве. Так, спросите его, какой можно сделать вывод, если папа достал с балкона свои удочки? Ответ: видимо, он собрался на рыбалку. Или почему мама взяла кошелек и сумку? Наверное, она пойдет в магазин. Вернулась с сумкой, полной овощей? Делаем вывод: она будет готовить обед. Или, допустим, вы смотрите с ним мультик, и его герой что-то сделал - поставьте на паузу и спросите, что, по мнению малыша, произойдет дальше, какое будет следствие у этого поступка. Можно задавать и более простые вопросы: что произойдет с камешком и что с листиком, если кинуть их в воду; как изменится кусочек льда, если положить его на батарею; что случится с горящей свечой, если подуть на нее… А еще предлагайте заканчивать какое-то простое предложение: «Солнце по утрам восходит, а по вечерам…», «Трава зеленая, а небо…», «Папа любит кушать…» и т.п.

Усложняйте постепенно

Позднее, годам к 3-4, когда ребенок будет справляться с такими заданиями, ему можно предложить более сложные игры. Это создание узоров с помощью (в ней необходимо сортировать элементы, выбирая нужные для определенного рисунка), сборка пазлов (они требуют навыка фильтрации деталей и работы с частями целого) и (где все его действия подчинены определенной последовательности). Не обойтись и без настоящих головоломок: кубик Рубика такому малышу еще, конечно, рано, но в продаже достаточно забав на логику для детей подобного возраста. Не забудьте и про книжки с ребусами и различными заданиями из серии «найди 10 отличий», «отыщи что-то на картинке», «выведи героя из лабиринта» и т.п. А еще разнообразьте упражнения на логику с помощью цифр. Считайте с малышом конфеты, машины, птиц, играйте в детское домино, приобретите специальные наборы с математическими задачками для самых маленьких - и обязательно разбирайте их вместе. Кстати, немало таких игр имеет аналоги в виде приложений для смартфонов или - попробуйте и их!

Но главное: запаситесь терпением. Тренировка логического мышления не будет быстрой, она продлится практически все время воспитания ребенка. А даже если что-то не получается сразу, не отчаивайтесь, вернитесь к более простым заданиям. И ни в коем случае не ругайте ребенка, он должен чувствовать вашу поддержку и веру в него. Это всегда окрыляет детей, и они с готовностью пытаются снова и снова справиться с неподдающимся заданием. И еще: страшно не когда малыш сделал неправильный логический вывод, а когда он его не сделал вовсе. Потому, если он замолчал и даже не знает, что ответить, не стыдите, а аккуратно, мягко подтолкните его к правильному направлению, чтобы ему казалось, будто он сам нашел верный ответ. Это может укрепить уверенность в себе и смелее браться на новые задания. Главное, чтобы ваши подсказки не стали для него и для вас единственно возможным выходом из ситуации.

12 76374
Оставить комментарии 10