Социальная политика в отношении пожилых и инвалидов. Социальная политика в отношении пожилых. Бесплатно оказываются социальные услуги

Порча и сглаз

В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 ию­ля 1993 г., под термином «пожилые люди» подразумевает­ся: женщины в возрасте от 55 лет и старше, мужчины - от 60 лет и старше.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в России является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн человек). В перспективе (после 2007 г.) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны госу­дарства. Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усилие соци­альной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

В отношении к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государ­ ственные пенсии и пособия, обеспечиваются государствен ная поддержка через систему социальных служб и иные га рантии социальной защиты.

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют также конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том чис­ле бесплатной. Конституционные гарантии права на труд полностью распространяются на пожилых людей и не со­держат никаких ограничений по возрасту и факту наличия пенсии.

Законодательство Российской Федерации, реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых лю дей, условно включает три вида норм:

    нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста;

    нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

    нормы, регулирующие положение особых групп пожи­лых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

По действующему Гражданскому кодексу (ГК), Семейно­му кодексу (СК) Российской Федерации и ряду федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», социаль­ное законодательство, адресованное непосредственно граж­данам пожилого возраста, стало соответствовать междуна­родным нормам в отношении пожилых людей. Указанные законы последовательно развиваются в подзаконных актах на федеральном и региональном уровнях. Аналогичная ра­бота проводится на уровне государств - участников СНГ.

В настоящее время в РФ рассматривается вопрос о воз­можной отмене льгот с предоставлением взамен денежных выплат из расчета стоимости непредоставленных услуг, входящих в систему льгот. Это предложение Правительства РФ вызвано тем, что большое количество льгот остается неис­пользованным в связи с невостребованностью и невозмож­ностью надлежащего учета. На сегодняшний момент происходит согласование между заинтересованными сторонами механизма замены льгот денежными выплатами.

ГК РФ содержит целый ряд новых норм, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом. Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста», т.е. достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости. За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на до­му, в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также правом на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой.

Конституция Российской Федерации прямо не предусма­тривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение (ст. 39). Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан в силу ограничения жизнедея­тельности, в том числе и по возрасту, признаются социаль­но значимыми.

Принятие в 1995 г. вышеупомянутых федеральных за­конов о социальном обслуживании, укрепило правовую ба­зу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возрас­ та и инвалидов осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и ориентировано на индивидуальные потребности пожилых граждан, обеспечение им равных возможностей при полу­чении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации. Социальное обслуживание включает в себя со вокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социаль­но-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, органи­зации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожило­ го возраста и инвалидам на дому или в учреждениях соци­ ального обслуживания независимо от форм собственности (ст. 1).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечива­ется возможность получения достаточных для удовлетво­рения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территори­альные перечни государственных государством социальных услуг (ст. 4). (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О фе­деральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государ­ственными и муниципальными учреждениями социального обслужи­вания» // СЗ РФ. 1995, № 40. Ст. 4798.)

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях ли­бо по договорам, заключаемым органами социальной защи­ты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5).

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия (ст. 9) граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключени­ем случаев, предусмотренных рассматриваемым Федераль­ным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом поряд­ке недееспособными, дается их законными представителя­ми после получения сведений об условиях получения такой помощи. При временном отсутствии законных представите­лей решение о согласии принимается органами опеки и по­печительства.

Помещение в стационарное учреждение социального об­служивания граждан пожилого возраста и инвалидов произ­водится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недее­способными, - на основании письменного заявления их за­конных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 15 рассматриваемого Федерального закона 1 , а также Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании ».

Права граждан пожилого возраста и инвалидов, прожива­ющих в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрены ст. 12:

    обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

    уход, первичная медико-санитарная и стоматологическая помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания (при необходимости их направляют в специализированные медицинские учреждения);

    бесплатная специализированная помощь, в том числе зубопротезная (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатная протезно-ортопедическую помощь 1 ;

    социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация;

    добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

    медико-социальная экспертиза, проводимая по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

    свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами; бесплатная помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством; предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

    сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в ста­ционарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались прожи­вать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг ста­ционарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют пра­во на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

    участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора (ст. 13).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, опре­деляемом Правительством Российской Федерации.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвали­дов, проживающих в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не до­пускается.

Формы социального обслуживания (ст. 16):

    социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

    срочное социальное обслуживание;

    социально-консультативная помощь.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

    организация питания, включая доставку продуктов на дом;

    помощь в приобретении медикаментов, продоволь­ственных и промышленных товаров первой необходимости;

    содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

    поддержание условий проживания в соответствии с ги­гиеническими требованиями;

    содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

    содействие в организации ритуальных услуг;

    другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов, проживающих в жилых помещениях без централь­ного отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным пе­речнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантиро­ванных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены до­полнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому (ст. 18) осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремис­сии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, перечисленных в ч. 4 ст. 15.

Полустационарное социальное обслуживание (ст. 19) включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, орга­низацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслужива­ние принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самооб­служиванию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (вышеперечисленных заболеваний) к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения со­циального обслуживания на основании личного письменно­го заявления гражданина пожилого возраста или инвали­да и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Стационарное социальное обслуживание (ст. 20) направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужива­нию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвали­дов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприя­тия медицинского, социального и лечебно-трудового харак­тера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

С целью улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стаци­онарных учреждениях социального обслуживания населения Президентом и Правительством РФ дополнительно были приняты ряд нормативных актов.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из чис­ла освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен администра­тивный надзор, а также граждане пожилого возраста и ин­валиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение обще­ственного порядка, занимающиеся бродяжничеством и по­прошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских про­тивопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании реше­ния органов местного самоуправления.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению су­да, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

    Срочное социальное обслуживание (ст. 22) осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового ха­рактера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Оно включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем государственных социальных услуг:

    разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

    обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

    разовое оказание материальной помощи;

    содействие в получении временного жилого помещения;

    организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

    организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

    иные срочные социальные услуги.

Социальные услуги (ст. 24), входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

    одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным при­чинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

    одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального об­служивания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения при­надлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество, на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

    сохранения за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужден­ном жилом доме (жилом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением, отвечающим требова­ниям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необходимой помощи;

    получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населе­ния на оформление сделки.

Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием 1 .

Примером законодательного акта, устанавливающего социальные льготы различным категориям ветеранов, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Данным законом определены основные направления государственной политики в отношении ветеранов, установлены статусы ветеранов различных категорий, закреплено созда­ние государственной службы по делам ветеранов, предусмотрены разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Положения федерального закона развиты и конкретизированы рядом подзаконных актов.

Для сохранения принципа социальной справедливости система социальных льгот отдельным категориям граждан, в том числе пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода к адресной социальной помощи.

Охрана здоровья пожилых людей

По данным социологических исследований в регионах страны, в контингенте маломобильного населения свыше 80% пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования. В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами.

Складывается интеграционная модель организации ме­дицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические (Геронтология - наука, изучающая явления старения организма. Ге риатрия - область геронтологии, изучающая болезни людей пожило­го возраста и методы их лечения.) подразделения «встраиваются» в существующие учреждения здравоохране­ния, социального обслуживания и другие структуры.

Во многих регионах Российской Федерации созданы учреждения, ориентированные на обеспечение ухода и ме­дико-социальную реабилитацию пожилых больных. В системе здравоохранения к ним относится около 100 больниц сестринского ухода.

Медицинская помощь пожилым людям оказывается и многопрофильными лечебно-профилактическими учреждениями.

С целью сохранения доступности и уровня гарантирован­ных государством видов и объемов медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 утверждена Программа государ­ственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Мероприятия по реализации данной Программы, затрагивающие интересы граждан пожилого возраста, осуществляются путем:

    перехода к системе государственного заказа на оказание медицинской помощи в соответствии с приняты­ми стандартами объемов медицинской и лекарственной помощи;

    использования финансовых ресурсов, полученных в результате государственного регулирования цен на медикаменты, для расширения программ социальных гарантий по лекарственному обеспечению населения;

    осуществления мер стимулирования отечественных предприятий медицинской промышленности, сохранения и поддержки государственных научно-производственных объединений, поддержки инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.

Этим же целям служат и региональные программы госу­дарственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью при сохранении главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохра­нения.

Льготы по лекарственному обеспечению предоставляют­ся некоторым категориям пожилых людей, в большей сте­пени - ветеранам войн, в соответствии с Федеральным за­коном «О ветеранах».

В последние годы получила развитие сеть врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровитель­ных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооруже­ниях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

В проекте Концепции обозначены принципы государственной социальной политики в отношении пожилых людей, сформулированные через призму интересов пожилых людей как многочисленной социально-демографической группы населения.

Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям, выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старшего поколения - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения - сохранение и реальная финансовая обоснованность социальных гарантий поддержки граждан старшего поколения и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип соединения правового и этического регулирования соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с пожилыми людьми и использования уникального опыта старшего поколения.

Принцип социальной эффективности - позитивная направленность мер повышения благосостояния и социального благополучия пожилых людей, поддержания их социального статуса на высоком уровне, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-культурных запросов.

Принцип единства политики в отношении граждан старшего поколения - общность взглядов на социальную защиту пожилых людей, консолидация средств, направляемых на решение первоочередных проблем пожилых людей на всех уровнях управления.

Принцип социального участия - стимулирование деятельности лиц старшего поколения по достижению экономической независимости, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства - взаимодействие государства общества и граждан старшего поколения в осуществлении мероприятий, имеющих целью благосостояние и социальное благополучие пожилых людей, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими пожилым людям защиту, помощь и услуги.

Таким образом, принципы государственной ответственности, равенства всех граждан, преемственности политических мер, единства политики на федеральном и региональном уровне дополнены важными принципами соединения правового и этического регулирования, социальной эффективности, социального участия и социального партнерства.

Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения излагаются в духе признанных мировым сообществом взглядов на роль пожилых людей с применением триединого подхода к разрешению их проблемных вопросов - предоставление защиты, улучшение положения и активизация социального участия. В проекте Концепции основные направления государственной социальной политики и механизм их реализации обозначены таким образом, чтобы соединить полномочия и ответственность органов исполнительной власти, действующих в социальной сфере.

Основополагающей для достижения стратегической цели должна стать работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления пожилым людям широкого спектра социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности. Кроме того, институты и учреждения социального обеспечения, медицинского и социального обслуживания, культуры и другие потребуют усовершенствования с точки зрения соответствия их функций основным аспектам образа жизни пожилых людей - жизнеобеспечение, социализация, социальная коммуникация, рекреация (реабилитация).

В настоящее время в нашей стране наблюдается крайне неблагополучная демографическая ситуация. Население России из года в год стареет. Пожилые старше 60 лет являются наиболее быстро растущей группой, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан, мировой же стандарт составляет 7% Алиева З.К. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008 гг.: на материалах республики Дагестан: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - М., 2009. - С. 14. В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть аспекты социальной политики государства в отношении пожилых людей.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Ось-89, 1998. - С. 13

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002. - С. 171

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, значительно отстают от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.

Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, кроме того, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002).

Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г. Так как значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, именно они являются получателями государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт, досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуацию с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - С. 132

Согласно данным, полученным в ходе исследования проблем досуга пожилых людей, около 50% пенсионеров г. Александрова получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день официально установленный прожиточный минимум в Москве равен 6213 рублей, а в среднем по стране составляет 4902 рубля (данные Госкомстата на 20.04.2012) Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011 года. // Федеральная служба государственной статистики - Российская Федерация. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/gis/d_01.htm (20.04.2012), пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего около 4% неработающих пенсионеров.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях. Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России. // Библиофонд - Библиотека научной и студенческой информации. Официальный сайт.URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=108790 (15.05.2007)

Социальной защитой пожилых граждан с 21 мая 2012 года занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, преобразованное из Министерства здравоохранения и социального развития. Оно осуществляет деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и труда. В Москве социальным обеспечением пожилых людей занимается департамент социальной защиты населения г. Москвы. В округах города действуют управления и центры социальной защиты населения, а также стационарные учреждения.

Задача учреждений социальной защиты заключается в том, чтобы организовать жизнь пожилых людей таким образом, чтобы доступными средствами и в нужной степени компенсировать последствия старения.

Центр социального обслуживания подразделяется на следующие отделения: социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной помощи и временного проживания. Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставку на дом продуктов и горячих обедов, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получение медицинской помощи и экспертизы; помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение; оказание помощи в получении социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков и доставка воды; содействие в обеспечении необходимой литературой и посещении кинотеатров, выставок, концертов; помощь в написании писем, оформлении документов В.В. Натахина. Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования общества: социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - Москва, 2009. - С. 43.

Другой формой работы являются отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы уменьшить финансовые затраты пожилых на питание, организовать их занятость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного пребывания совместно отмечают праздники, для них организуют различные мероприятия.

Главной задачей отделения срочной социальной помощи состоит в оказании срочной поддержки всем нуждающимся. Основными направлениями этой деятельности является: оказание денежной и вещевой помощи, направление в медико-социальные отделения, оказание бытовой, юридической и психологической помощи, содействие в прописке и трудоустройстве, организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря, создание кассы взаимопомощи и др.

Помощь пожилым оказывают не только в нестационарных, но и стационарных учреждениях. Самым распространённым стационарным учреждением являются дома для пожилых людей или дома для ветеранов войны и труда (так они называются в Москве).

Пожилым, проживающим в домах-интернатах, выплачивается 25% от их пенсии, а государство, в свою очередь, обеспечивает их проживанием, медицинской помощью, питанием, а также занимается организацией культурного досуга, оказываются юридические услуги, создаются возможности для посильного участия в труде, за который производится оплата.

Дома-интернаты принимают пожилых людей, инвалидов с общими и хроническими заболеваниями. Психоневрологические интернаты предназначены для пожилых людей с нервно-психическими заболеваниями. Существуют большие дома-интернаты, в которых легче создать культурно-бытовое и медицинское обслуживание, и которые более экономичны, и небольшие, где атмосфера более комфортная и семейная. Сравнительно новой формой социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких людей или пар, сохранивших полностью или частично способность к самообслуживанию. Основной целью создания таких домов является обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Ещё одной сравнительно новой сферой оказания социальных услуг является договорное социальное обслуживание на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

В политике здравоохранения необходимо, чтобы права, гарантирующие здоровое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. Государство и общество должны на деле взять на себя ответственность за обеспечение оптимального уровня здоровья в поздний период жизни человека. В связи с этим целесообразно развивать в Российской Федерации разветвленную систему геронтологической помощи населению: как ни один ребенок не может обойтись без педиатра, так и каждый пожилой человек нуждается в помощи гериатра. Реализация соответствующих программ, просветительская работа среди населения пожилого возраста в отношении правильных методов организации питания, профилактики заболеваемости и раннего старения во многом будут способствовать решению проблемы достойной старости.

Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от посторонней помощи должна преследовать благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей. Это следует достигать путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. К сожалению, обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

Также необходимо разработать специальные государственные меры, направленные на повышение ответственности семьи (взрослых детей, внуков) за благополучие пожилых родителей и на укрепление межпоколенных семейных отношений Парахонская Г.А. Адаптация пожилых людей в современных условиях и социальная политика (на материалах Тверского региона): Монография; М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003 (РИУ ун-та). - С. 124. Не менее важно осуществлять экономическую и социальную поддержку семей по уходу за престарелыми родственниками, обеспечить пожилым людям возможность расширять круг общения, организуя клубы по интересам, консультативные пункты, службы знакомств и другое. Нужно обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в первую очередь в период подготовки к выходу на пенсию.

Эффективность государственной социальной политики непосредственно зависит от создания квалифицированных кадров. Решение проблем подготовки кадров для работы с пожилыми людьми даст социальные и экономические плюсы. С социальной точки зрения квалифицированный персонал будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, сможет оказывать им помощь и поддержку в непрерывном режиме. Но для начала следует преодолеть существенное затруднение - непрестижность работы по обслуживанию пожилых людей в социальной сфере и достойное увеличение заработной платы социальных работников в регионах Российской Федерации. К числу препятствий частного характера могут быть отнесены не только недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, но и нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.

Для преодоления этого необходимы переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий пожилым людям. Желательно установить четкие полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также коммерческих и общественных, (в том числе конфессиональных, корпоративных) организаций для решения конкретных проблем пожилых людей. В силу сложившегося демографического положения на уровне регионов необходимо оптимизировать системы социальной защиты, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей можно обеспечить позитивное изменение отношения к старости.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом, и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Таким образом, несмотря на многообразие форм социального обслуживания, требуется частичная реорганизация функций этих учреждений так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем пожилых людей. А также чтобы они способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах.

Государство склонно мыслить большими статистическими категориями и принимать унифицированные решения. Например, в категорию «пенсионеры» входят и полная сил работающая женщина 56 лет, и беспомощная 80-летняя гражданка, у которой нет никого из близких. Нынешнее увеличение пенсии - очень дорогая, очень нужная мера - все же радикально не повлияет на качество жизни одиноких стариков. Государство, в принципе, не в состоянии уловить разнообразия нужд и обеспечить дифференцированный подход к нуждающимся в помощи. По опыту стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на высоком уровне, индивидуального подхода и эффективного решения социальных проблем достигают за счет постоянного взаимодействия власти с волонтёрскими организациями, которые занимаются этим делом не формально, а по велению сердца. В частности, такие организации, имеющие непосредственное общение с пожилыми, могут давать более адекватную информацию о состоянии, нуждах, а так же качестве предоставляемых услуг, чем контролирующие инстанции. Привлечением волонтёров в дело социального обслуживания обеспечит и обратную связь с пожилыми и уменьшит барьер, стоящий между молодым и старым поколением.

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Она служит предметом достаточно широких научных дискуссий, объем понятия и его содержание
у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Термин «политика» на теоретическом уровне понимается весьма многозначно, но суть его заключается в том, что он отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается


гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7). Государство является одним из исторически сложившихся устойчивых форм организаций совместной жизнедеятельности людей. Социальное государство способствует социальной стабильности в обществе. Среди других субъектов социальной политики выделяются различные партии, общественные движения и объединения, а также сами граждане (гражданские инициативы).

Одной из главных функцией государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Цель же общественного развития - увеличение социальности в обществе , возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

Максимальное сохранение и развитие физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

Формирование трудовой мотивации, отвечающей требованиям
легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, т. к. без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

Создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами различными общественными слоями


и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности, без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.

В ходе проводимых радикальных преобразований общество постепенно и закономерно приходит к осознанию абсолютной потребности во всеобъемлющей приоритетной социальной политике, без которой невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека и сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала.

Социальная политика имеет ряд важнейших характеристик, которые можно систематизировать по различным признакам характеристик
(см. таблицу 2).

Таблица 2

Признаки характеристики социальной политики


Признаки характеристик

Характеристики
социальной политики

Уровень разработки и реализации социальной политики

Государственная социальная политика

Региональная социальная политика

Муниципальная социальная политика

Социальная политика на предприятии,

в организации, учреждении


Содержание мероприятий, задач социальной политики

Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические,

демографические, идеологические,

пропагандистские, социокультурные


Период реализации

социальной политики


Долгосрочная

Среднесрочная

Краткосрочная

Текущая


Эффективность

Неэффективность


Эффективная - действенная, результативная,

прагматичная, реализованная в значительной

мере, понятная населению

Неэффективная - нереальная, «бумажная»,

не реализованная в значительной мере,

отторгаемая населением

Предметом социальной политики является трансформация социальных отношений в обществе, ведущая к дифференциации структуры населения и требующая адресной социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Ее основными направлениями, отражающими специфику, являются следующие:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

5. Социоэкологическая политика.

6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав
и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Наиболее полное представление о правовой и нормативной защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов
и сбережений населения в связи с инфляцией и т. д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы; обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры; определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д. Цель государства - посредством социальной политики обеспечить социальную безопасность. Термин «социальная безопасность» наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом. В систему социальной безопасности включаются различные направления:


      • глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;

      • общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;

      • личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства, безопасность личности в условиях перехода к рынку и введения частной собственности на средства производства;

      • безопасность в чрезвычайных ситуациях, в экстремальных условиях.
Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Сегодня основными параметрами социального государства, гарантирующего социальную безопасность, считаются:

1. Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.

2. Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.

3. Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.

Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:

1. Движение к достижению в обществе социальной справедливости.

2. Ослабление социального неравенства.

3. Предоставление каждому работы или иного источника существования.

4. Сохранение мира и согласия в обществе.

5. Формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Одним из структурных элементов социальной политики является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной цель социальной работы - увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. В условиях перехода общества к социально ориентированной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:


  • осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к самому человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

  • адаптация и интеграция людей в обществе;

  • создание условий, при которых человек, несмотря ни физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
Таким образом, социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, целью которого является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных и прежде всего наиболее социально уязвимых слоев населения.

Социальная политика тесно взаимосвязана с социальной защитой населения, предусматривающей систему законодательных, экономических, социальных, социально-психологических гарантий населению и обеспечение социальной справедливости различных категорий с учетом их


социального положения и социально-психологических свойств. Среди наиболее социально уязвимых слоев населения можно выделить пожилых людей, количество которых растет с каждым годом. В 2000 г. в России насчитывалось 25,8 млн человек в возрасте 60 лет и старше и 30,6 млн человек старше трудоспособного возраста, в связи с чем особую актуальность в области социальной политики приобретает разработка системы социальной защиты пожилых людей, инвалидов, их семей.

Предпринимаются шаги, направленные на сохранение нравственных ценностей, носителями которых традиционно являются пожилые люди, на укрепление солидарности поколений, вовлечение пожилых людей


в политическую, социальную и культурную жизнь.

Многочисленный социальный слой пожилого населения Российской Федерации, обладающий правом получения социальных льгот, составляют ветераны. В настоящее время в стране проживает 34,4 млн человек, подпадающих под действие закона «О ветеранах», в т. ч. 11,6 млн ветеранов Великой Отечественной войны, 350 тыс. участников боевых действий на территориях других государств, 370 тыс. блокадников Ленинграда, 895 тыс. членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 20,7 млн ветеранов труда, 630 тыс. ветеранов военной службы. Объем средств из централизованных источников финансирования для предоставления льгот ветеранам увеличен более чем в 3 раза


(с 1,6 до 5 млрд рублей). При этом они аккумулируются по соответствующей бюджетной классификации с предоставлением субъектам Российской Федерации большего объема прав и ответственности за их использование. Положение осложняется неоднократно регистрируемыми случаями отказа отдельных хозяйствующих субъектов в предоставлении ветеранам льгот. Особое беспокойство вызывает лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны. Во многих субъектах Российской Федерации они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно либо по льготным ценам. Сложной остается обстановка с предоставлением жилья инвалидам и участникам войны. Для решения возникшей проблемы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решений по вопросам социальной защиты ветеранов необходимо активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов (ст. 25 Закона «О ветеранах»).

Укрепление у пожилых людей чувства защищенности требует постоянного изменения набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, каким образом это изменение сказывается на положении других членов общества - детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, отношениях в гражданском обществе, экономике и государстве. Во многих странах государственные ассигнования на социальные услуги становятся объектом бюджетных ограничений, связанных с реальными возможностями бюджетов и необходимостью проведения сбалансированной государственной социальной политики.


В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более активного участия гражданского общества, поскольку социальные издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки.

Различия среди пожилых людей углубляет существующая градация прав и предоставляемых льгот - следствие сформировавшегося разделения пожилых граждан на множество категорий. Государство несет большой груз социальных обязательств, выполнение которых напрямую зависит от экономических возможностей. Случаи неисполнения этих затратных для бюджетов обязательств, особенно в регионах с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, вызывают негативное отношение получателей льгот. По ряду причин система социальных льгот отдельным категориям граждан, в т. ч. пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода от предоставления социальных льгот в натуральном выражении к адресной социальной помощи.

Социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей видится в том, чтобы положения законов, защищающих каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Социальная политика призвана заботиться и об охране здоровья пожилых людей. По данным социологических исследований в различных регионах страны, в контингенте маломобильного населения около 80 % пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования.


В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами. Складывается интеграционная модель организации медицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические подразделения вливаются в существующие учреждения здравоохранения, социального обслуживания и другие структуры.

В последние годы получила развитие сеть врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства в городах Москве, Иркутске, Тюмени, Екатеринбурге, Смоленске, Краснодаре, Нижнем Новгороде и др.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что спрос населения, особенно граждан пожилого возраста, на социальные услуги устойчив
и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных сельских районов и др.) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. В связи с этим козникает потребность
в увеличении количественных и качественных показателей социального обслуживания.

В настоящее время главным направлением социальной политики становиться проведение конкретных мероприятий по повышению качества жизни и улучшению социального положения граждан старшего поколения, внедрение в деятельность учреждений социальной сферы инновационных социальных технологий в целях обеспечения свободного доступа


к общественным ценностям, благам и услугам. Для этого необходимо
в сфере защиты прав и интересов пожилых людей :

  • обеспечить реализацию федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других нормативно-правовых актов (с учетом федерального бюджета);

  • продолжить формирование на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы по предоставлению населению платных социальных услуг и стационарного обслуживания;

  • содействовать мерам социальной работы по защите от проявлений физического или психологического насилия лиц пожилого возраста;

  • содействовать обеспечению равных возможностей пожилых женщин и мужчин при получении социальных услуг;

  • обеспечить участие социальных работников и специалистов в области геронтологии и гериатрии в правовом просвещении граждан старшего поколения.
В сфере улучшения социального положения пожилых людей необходимы:

  • улучшение жизнеобеспеченности граждан старшего поколения
    с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения;

  • поддержка посильной занятости лиц пенсионного возраста, вовлечение в добровольную социально значимую деятельность;

  • организация работы по поддержанию социально-культурной
    активности пожилых людей;

  • создание возможностей для развития индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала в пожилом возрасте;

  • использование новейших информационно-компьютерных (в т. ч. сетевых) технологий для организации досуга, общения, удовлетворения познавательных потребностей, профессиональной и общественной деятельности, адаптации и реабилитации пожилых людей;

  • организация клубов для пожилых людей, активизация деятельности по созданию служб доверия для пожилых людей.
В сфере оптимизации отношений между поколениями и положения пожилых людей в семье :

  • активизация усилий по решению проблем взаимопонимания с младшими поколениями, предотвращение последствий конфликтных ситуаций в семье, профилактика жестокого обращения к пожилым людям;

  • разработка и апробация инновационных технологий семейного ухода за пожилыми людьми с целью продления пребывания в домашних условиях до тех пор, пока это возможно;

  • содействие семьям, обеспечивающим помощь и уход за пожилыми родственниками;

  • социально-психологическая поддержка лиц пожилого возраста, особенно одиноких, программа знакомств пожилых людей с целью образования семьи.
В сфере организации социального обслуживания пожилых людей :

  • повышение качества социального обслуживания на дому и в стационарных условиях как фактора повышения качества жизни в пожилом возрасте;

  • предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода, применение инновационных технологий;

  • развитие сети учреждений социального обслуживания новых типов, прежде всего геронтологических центров, домов малой вместимости, домов временного проживания, геронтопсихиатрических центров, мобильных социальных служб;

  • максимальное использование возможностей материально-техни-ческой базы стационарных учреждений с целью создания условий для участия проживающих в домах-интернатах в социальной , культурной
    и политической жизни;

  • развитие спектра дополнительных платных услуг в государственном и негосударственном секторе социального обслуживания;

  • концентрация усилий на оказание пожилым людям социально-медицинских услуг, в т. ч. на базе учреждений хосписного типа, включая хосписы на дому;

  • организация и проведение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, предупреждение преждевременного старения;

  • осуществление взаимодействия с общественными объединениями, благотворительными организациями, семьями и добровольцами в деятельности по предоставлению пожилым людям и инвалидам социальных услуг.
В связи с перечисленным нельзя забывать об уровне подготовки специалистов социальной сферы, который предполагает постоянное повышение интеллектуально-нравственного потенциала и формирование личной этической позиции на основе глубокого осмысления общечеловеческих ценностей и принципов социальной работы. Специалисты по социальной и медико-социальной работе с пожилыми людьми должны постоянно стремиться к повышению престижа своей профессии.

Вопросы для контроля

1. Сущность понятия «политика».

2. Понятие «социальное государство».

3. Параметры социального государства.

4. Критерии эффективности и неэффективности мер социальной политики.

5. Основные направления социальной политики.

6. Понятие «социальная безопасность».

1. Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

Применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам в Р.Ф. охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка через систему социальных служб, гарантируются условия для культурно-образовательной деятельности. Особое значение для создания пожилым людям и инвалидам достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. Конституционная гарантия права на свободный труд полностью распространяется на пожилых людей и инвалидов и не содержит каких-либо ограничений.

Законодательство Р.Ф., реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей и инвалидов, содержит 3 вида норм:

Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей и инвалидов;

Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и инвалидов и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

Нормы, регулирующие положение особых групп(ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

Кроме того, разрабатываются государственные программы. Основополагающие целевые установки Программ - это улучшение социального положения граждан старшего поколения и инвалидов, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей и инвалидов.



2. Деятельность государства в интересах пожилых людей и инвалидов.

3. Законодательство РФ. реализующее конституционные права пожилых людей и инвалидов.

В целях наиболее полной реализации, права пожилых граждан и инвалидов развиваются в указах Президента Р.Ф., постановлениях Правительства Р.Ф., актах федеральных органов исполнительной власти законодательстве субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Постановление правительства РФ от 25 ноября 1995г. № 1151 «О фед-ом перечне гарантированных гос соц услуг, предоставляемым гражданам пожелого возраста и инвалидам гос-ыми и муницип-ми учреждениями соц обслуживания».

I. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально -медицинские и санитарно -гигиенические услуги.

II. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию: услуги по организации питания, быта и досуга(покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов); социально - медицинские и санитарно -гигиенические услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями; содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.

III. Дополнительные услуги , оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения (социально - медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно - гигиенических услуг; кормление ослабленных больных; проведение санитарно - просветительной работы.

VI. Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовым и наборам и; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций.

V. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга; социально - медицинские услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственным и способностям и; правовые услуги.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Р.Ф., целью которой является обеспечение инвалидам равных с другим и гражданам и возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Р.Ф., а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международным и договорам и Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Определяет условия получения пенсий, в том числе по инвалидности.

4. Региональная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

5. Сущность социальной политики в отношении ветеранов.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;

4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Федеральный закон о ветеранах

Закон о ветеранах содержит три главы:

Глава I содержит общие положения для ветеранов: категории ветеранов, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, ветераны военной службы. Ветераны труда, ветераны государственной службы, расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов, организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов, государственная политика в отношении ветеранов, законодательство Российской Федерации о ветеранах и сфера применения этого Федерального закона.

II глава рассматривает социальную защиту ветеранов: социальная поддержка ветеранов, меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки инвалидов войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Рассматривает меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, меры социальной поддержки военнослужащих, меры социальной поддержки награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Также рассматривает меры социальной поддержки лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, меры социальной поддержки лиц, работавших операционных зон действующих флотов, меры социальной поддержки лиц, работавших на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки для ветеранов труда. Также эта глава рассматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем и оказание ритуальных услуг.

Глава III - это заключительные положения, которые включают в себя: общественные объединения ветеранов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах, Судебную защиту прав ветеранов, документы, подтверждающие права ветеранов.

6. Хартия третьего тысячелетия в отношении инвалидов.

Хартия третьего тысячелетия 1999 года. Отражает стремление создать мир с равными возможностями для инвалидов я обеспечить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества. Хартия призывает к устранению физических и психологических барьеров перед людьми с инвалидностью, к использованию всех ресурсов и достижений человечества для обеспечения инвалидам к социальной инфраструктуре в полном объеме. Особое внимание уделяется праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей инвалидов к самостоятельной жизни.

Для обеспечения эффективного осуществления права на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности Стороны, в частности, обязуются:

1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможность профессиональной подготовки (там, где это возможно) в рамках общей системы образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения

2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов.

3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.


Социальное партнерство.

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципы социального партнерства:

Равноправие сторон;

Уважение и учет интересов сторон;

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Полномочность представителей сторон;

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в

случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Уровни социального партнерства:

- На федеральном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- На межрегиональном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

- На региональном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- На отраслевом уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- На территориальном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- На локальном уровне , на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства:

Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Участия работников, их представителей в управлении организацией;

Участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Документы: Трудовой Кодекс РФ.