الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

Ученые Ислама




















Имам аш-Шафи’и

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и (767–820 гг.) - выдающийся богослов и мухаддис. Аш-Шафи’и родился в 150 году по хиджре (в год смерти имама Абу Ханифы) в Газе (Палестина), в семье военного. Отец имама аш-Шафи’и умер через некоторое время после его рождения.

По достижению Мухаммадом двухлетнего возраста, мать мальчика Фатима отправилась с ним в Мекку на родину его предков и поселилась неподалеку от мечети аль-Харам. Будущий имам происходил из рода курайшитов-хашимитов, то есть рода Пророка Мухаммада (САС).

Через некоторое время аш-Шафи’и стал обучаться в школе, но в связи с бедностью платить за учебу возможности у него не было. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, но получилось наоборот. Ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с энтузиазмом. Он садился непосредственно рядом с учителем и старался запоминать все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и пересказывал им урок. Благодаря этому у него стремительно развилась память, появились уважение и авторитет среди сверстников, а также внимание учителей. Учебу для него сделали бесплатной.

Помимо изучения религии Мухаммад обучался стрельбе из лука и верховой езде. Имам аш-Шафи’и также приобрел высокий уровень владения поэзией Востока.

Видя, что школа не даст большего, чем уже получил, он оставил ее и отправился в мечеть аль-Харам, через которую проходило множество людей, в том числе и ученых. Он начал посещать научные круги мечети и специализироваться на грамматических тонкостях арабского языка, а также наречиях разных арабских племен. Когда он многого достиг в этой области, ему посоветовали заняться подробным изучением исламского богословия (фикх), наук, связанных с постижением Корана и Сунны. Это пожелание находившихся рядом внимательных и доброжелательных людей стало для будущего имама судьбоносным. Все свое внимание, усилия, время, а точнее, весь остаток жизни Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и посвятил пути Всевышнего, пути наследников пророков, пути изучения и обучения.

За всю свою жизнь аш-Шафи’и побывал во всех центрах богословской мысли того времени: Мекке, Медине, Йемене, Куфе (Ирак), Палестине. Также он много путешествовал по областям Персии, Византии и другим неарабским территориям. В Медине аш-Шафи’и повстречал одного из самых главных учителей своей жизни — великого имама Малика ибн Анаса, рядом с которым в первое посещение он пробыл около восьми месяцев.

Однажды, после многих лет странствий и учебы, когда аш-Шафи’и находился в Палестине, прибыл караван из Медины. От людей он узнал о благополучии имама Малика и решил навестить его в радости и достатке.

Время прибытия имама в Медину совпало со временем третьей молитвы, поэтому он сразу направился в мечеть Пророка(САС). В мечети он увидел металлическое сиденье, вокруг которого было разложено несколько сот тетрадей.

Спустя некоторое время в сопровождении большого количества людей в дверях мечети показался имам Малик ибн Анас. Приятный аромат благовония распространился по всей мечети. Он сел на стул и начал урок с вопросов. Задав первый вопрос, он не получил ответа. Аш-Шафи’и, затерявшийся среди учеников, прошептал на ухо своему соседу ответ. Тот ответил учителю и оказался прав. Так продолжалось некоторое время. Имам Малик, удивившись четкости и правильности ответов, спросил у отвечавшего: «Откуда у тебя такие знания?» Тот ответил: «Рядом со мною сидит юноша, который подсказывает мне». Имам Малик подозвал к себе юношу и, увидев, что это аш-Шафи’и, обрадовался и обнял его. Затем воскликнул: «Заверши урок вместо меня!»

В Медине рядом с Маликом ибн Анасом аш-Шафи’и пробыл более четырех лет. Когда в 179 году имам Малик умер Мухаммаду было 29 лет.

Вскоре Медину посетил глава Йемена и группа курайшитов рассказала ему об очень одаренном молодом человеке. Мухаммаду ибн Идрису предложили отправиться в Йемен, для ведения свободной общественной деятельности на государственном посту и Аш-Шафи’и согласился.

В кратчайшие сроки он заслужил признание, почитание и доверие народа, а также уважение со стороны главы области. Но и завистников и недоброжелателей становилось все больше и больше.

Так совпало, что в те времена вспыхнуло восстание против халифа. Завистники так все организовали, плетя интриги, что халифу имама аш-Шафи’и представили, чуть ли не главным зачинщиком восстания, хотя на самом деле никакого отношения к этой смуте он не имел. В отчете, отправленном халифу, было написано: «Этот человек невероятно силен и опасен своим умом и красноречием. Он может сделать то, что другой не в состоянии выполнить мечом и зубами. Если ты, о правитель правоверных, хочешь оставить эту область в составе своего государства, то необходимо срочно казнить всех смутьянов». Халиф вынес приговор на основании этого заключения и приказал немедленно привести его в исполнение.

Арестанты прибыли к халифу Харуну ар-Рашиду поздно ночью, когда тот восседал за занавесом. Смутьяны шли вперед по одному. Каждый, кто проходил через занавешенное пространство, падал обезглавленным. Очередь имама постепенно продвигалась вперед, и он неустанно молил Всевышнего мольбой, которая и ранее часто сходила с его уст: «О Господи, о Милостивый! Я прошу у тебя милости, мягкости, доброты Твоей во всем том, что (почти) необратимо! (Тебе не составит труда изменить то, что тобою самим уже окончательно определено)».

Вскоре аш-Шафи’и подвели к халифу, и, благодаря своему остроумию и красноречию имаму удалось избежать смерти. После чего правитель начал его расспрашивать и о разных науках, а великий ученый все отвечал и отвечал с невероятной точностью и красотой речи. В свою очередь присутствующие были приятно удивлены и поражены познаниями молодого человека.

Благополучно пройдя через это жизненное испытание и обретя уважение, признание со стороны правителя, имам отправился в Мекку, где его встретили с любовью и почетом. Войдя в город, он раздал беднякам все золото и серебро (более 10 000 динаров), что было даровано ему. Шел 180 год по мусульманскому календарю... Великому богослову тогда исполнилось тридцать лет!

В Мекке имам провел последующие семнадцать лет, просвещая и обучая людей. За эти годы ушли из жизни величайшие имамы Абу Юсуф (182 г.), Мухаммад ибн аль-Хасан (188 г.) - ученики имама Абу-Ханифы, а также халиф Харун ар-Рашид (193 г.).

Однажды Мухаммад ибн Идрис решил на месяц посетить Багдад. Прибыв в столицу, он начал преподавание в западной центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции. Во время приезда имама в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них осталось только три, все остальные стали слушателями имама аш-Шафи.

Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправился в Египет. Жители Багдада вышли провожать великого ученого. Среди них был и его ученик имам Ахмад Ибн Ханбаль. Провожая имама, Ахмад, как и многие другие, заплакал...

27 числа месяца Шавваль 198 года имам приехал в Египет. Ученые-богословы Египта очень радушно встретили имама. Он начал проводить занятия, читая лекции в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта - в мечети ‘Амра ибн аль-‘Аса. Аш-Шафи‘и был первым, кто в Египте ввел положительное новшество (бид,а хасана) в стиле преподавания. Он начинал уроки по завершении утренней молитвы и до полуденной.

Сообщается, что имам аш-Шафи’и садился в круг после совершения утреннего намаза. Первыми возле него садились изучающие Коран. Когда восходило солнце, они уходили, а на их место приходили изучающие хадисы, их толкование и смысл. Когда солнце поднималось, приходили те, кто хотел обсуждать религиозные темы, задавать дополнительные вопросы, повторять. Когда приходило время обеда, приходили изучающие арабский язык, грамматику, стихосложение и оставались, изучая и получая знания до обеденного намаза.

Имам аш-Шафи’и был очень набожным человеком. Он делил ночь на три части, отводя одну треть для получения знаний, одну треть – для совершения обрядов поклонения Богу и одну треть – для сна.

Передается, что аш-Шафи’и полностью прочитывал Коран в месяце Рамадан шестьдесят раз.

Однажды имаму аш-Шафи’и задали вопрос, он промолчал, и когда его спросили: «Разве Вы не будете отвечать, да смилуется над Вами Аллах?» Он ответил: «Нет, пока не выясню, в чем больше пользы - в моем молчании или в моем ответе».

От Ахмада ибн Яхья передают, что однажды имам аш-Шафи’и, выходя с рынка, наткнулся на человека, порочившего имя одного ученого. Аш-Шафи’и, повернувшись к своим ученикам, сказал: «Сохраняйте свой слух от слушания непристойностей, также как вы сохраняете ваши языки от их произношения. Воистину, слушающий - соучастник говорящего. Скверный человек смотрит на самую отвратительную вещь в своем сердце и старается выплеснуть это в ваши сердца. Если слово сквернослова будет брошено ему обратно, то отразивший его обрадуется так же, как огорчился бы произнесший его… Если ты опасаешься в своих деяниях самолюбия, то подумай, чье довольство ты ищешь? Какого воздаяния ты желаешь? Какого наказания страшишься? За какое благополучие благодаришь (возносишь шукру) и какие испытания и беды ты вспоминаешь? И если ты поразмыслишь над одной из этих вещей, то уменьшатся в твоих глазах твои деяния… Кто не уберегает свой нафс, тому не принесут пользу его знания…»

Имам аш-Шафи’и очень любил напиток из сахарного тростника и порой шутил: «Я остался в Египте из-за любви к сахарному тростнику».

Глубокими познаниями этого величайшего ученого и невероятными масштабами его общественной деятельности восхищались многие светила исламского богословия. Так сын имама Ахмада ибн Ханбаля спросил однажды своего отца: «Кем был аш-Шафи’и? Я вижу, ты постоянно упоминаешь его в своих молитвах». Величайший имам ответил: «Я упоминаю его имя в своих молитвах уже сорок лет, прося у Всевышнего милости и прощения. О сын мой! Аш-Шафи‘и (по своей значимости) был подобен солнцу для этого мира, здоровью — для тела. Есть ли что-то, что могло бы заменить эти вещи?!»?


Имам аш-Шафи’и говорил:
Не бывает печаль постоянна, а также и радость,
Не будет постоянной для тебя беда, как и изобилие.
Если твое сердце умеет довольствоваться малым,
То ты и самый богатый человек на земле — равны!
Когда время придет умирать,
То тебе не поможет ни земля, ни небо!
Планета Всевышнего широка, однако,
Когда приходит неизбежное, пространство сужается.
Оставь эти дни, которые обманывают тебя постоянно,
А вот от смерти — нет исцеления.?

Трудов по мусульманскому праву, хадисоведению и хадисам у великого богослова немало, среди них: «Аль-худжа», «Аль-умм», «Аль-муснад», «Ас-сунан», «Ар-рисаля» и др.

Через несколько лет по прибытию в Египет имам заболел, силы быстро начали покидать его. В последнюю пятничную ночь месяца Раджаб 204 года после ночной молитвы душа великого ученого покинула тело.

Незадолго до смерти имам завещал, чтобы его тело после смерти было омыто правителем Египта. Наутро в пятницу правителю области Аль-‘Аббасу ибн Мусе сообщили предсмертное пожелание. Придя на похороны он спросил: «Остался ли имам должен кому-то?» Ему ответили: «Да». Правитель приказал подчиненным расплатиться со всеми долгами ученого и, обращаясь к родственникам, заключил: «Имам, прося омыть его тело, имел в виду именно это».?

Правитель Египта возглавил джаназа-намаз. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам аш-Шафи’и, последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.?

Да смилуется Всевышний над имамом Мухаммадом ибн Идрис аш-Шафи’и.?

Подготовил Расул РАХАЕВ.
 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"