الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

  ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО   ЖЕНСКАЯ ДЕТИ  МОЗАИКА   ВИДЕО ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Аль-Кинди – отец исламской астрономии

Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак аль-Кинди – основоположник арабской философии. Западной Европе он был известен под именем Alkindus. По скудным сведениям Ибн-ан-Надима, ал-Кыфтыя, Джахиза и других средневековых арабских историков и ученых, «философ арабов» аль-Кинди происходил из знатного рода правителей Кинды (в Йемене) – отец его был эмиром Куфы. Родился аль-Кинди в г. Басра около 800 г. Образование он получил в Багдаде в астрологической школе, которая была основана Якобом ибн Тариком в 777 году; здесь же он провел зрелые годы своей жизни.

Аль-Кинди был подлинно энциклопедическим умом среди арабов. Вероятно, нет такой области знаний того времени, которой он не коснулся бы в той или иной мере в своих многочисленных трактатах (число их, согласно средневековым арабским источникам, достигало 238, но большинство этих работ, к сожалению, до нас не дошло). В круг научных интересов аль-Кинди входили и метафизика, и логика, и этика, и математика, и астрономия, и медицина, и метеорология, и теория музыки, и оптика. «Философ арабов» много содействовал ознакомлению своих соотечественников с трудами античных мыслителей (некоторые исследователи утверждают, что сам аль-Кинди хорошо знал греческий язык). По приглашению халифа аль-Мамуна (786-833), работал в Доме мудрости, где занимал должность каллиграфа. Совместно с аль-Хорезми, который возглавлял библиотеку Дома мудрости, был инициатором переводов различных греческих книг на арабский язык. Им были отредактированы переводы «Метафизики» Аристотеля, «Географии» Птолемея и работы Эвклида. Кроме того, он дал сокращенные изложения на арабском языке «Поэтики» Аристотеля и «Введения» Порфирия, написал комментарии на аристотелевские «Категории», «Вторую Аналитику», на книгу «Альмагест» Птолемея и «Элементы» Эвклида.

Также, аль-Кинди писал собственные сочинения по разным наукам. Многие его работы по философии считались утерянными. Однако в 30-х годах прошлого столетия немецким востоковедом Хельмутом Риттером была обнаружена рукопись с трактатами аль-Кинди по философии, логике и гносеологии. Книга «Философские трактаты аль-Кинди» под редакцией египетского ученого Абу-Рида вышла в Каире в 1950 году первая часть, и в 1953 году – вторая часть. Одними из самых известных сочинений аль-Кинди по философии являются «Трактат о количестве книг Аристотеля», «О пяти сущностях», «Объяснение ближайшей действующей причины возникновения и уничтожения» и «О первой философии». Последняя работа адресована халифу аль-Мутасиму, поэтому у нее есть и другое название – «Послание аль-Мутасиму о первой философии». Некоторые ученые уверены, что благодаря этим произведениям аль-Кинди прозвали «философом арабов».

Убеждение аль-Кинди, что для занятий философией, обязательно знание математики, послужило поводом для написания таких сочинений как: «О применении индийской арифметики», «О гармонии чисел», «О делимости величин до бесконечности и параллельных линиях», «О правильных многогранниках», «О приближении хорды круга» и многих других.

Аль-Кинди считается «отцом исламской астрологии». Он написал множество работ по астрологии и астрономии, например, «Об определении расстояния до Луны», «О небесных явлениях», «О движении планет» и другие. Крупнейший переводчик арабских текстов на латынь, Иоанн Севильский (жил в XII веке) перевел труд аль-Кинди «Предсказание смен годов и рождений», однако он или более поздние ученые ошибочно называли автором этого произведения великого арабского ученого Абу Машара (787-886). Кинди был его учителем. Об их первой встрече существует такая легенда. Разозлённый острой критикой своего профессора медицины со стороны Кинди, Абу Машар решил убить критика в том же зале, где он выступал, и вооружился кинжалом. Но Кинди подошел к нему со словами: "Не ты ли Абу Машар из Балкха? Ты станешь самым знаменитым астрологом столетия, если откажешься от своего дурного намерения. Брось кинжал, успокойся и прими мою доктрину". После этого Абу Машар стал наиболее верным сторонником Кинди, и, как показало время, он стал самым знаменитым астрологом.

Кроме того, аль-Кинди переводил и писал сочинения по теории музыки, например такие как: «О мелодии и звуке», «Об опытах составления мелодий», «О ритме», «О важных разделах музыки». Он впервые на Востоке нотировал музыку, используя для этого арабские буквы и табулатуру для уда (уд – струнный щипковый музыкальный инструмент).

Метод дешифровки криптограмм, известный сегодня как частотный анализ, также принадлежит аль-Кинди. Работая с различными греческими и римскими зашифрованными сообщениями и над методами шифрования, он описал криптоанализ в трактате «О дешифровке криптографических сообщений». «Один из способов решить зашифрованное сообщение, если мы знаем язык, на котором оно написано, заключается в том, чтобы на основе другого открытого (незашифрованного) текста размером приблизительно в один лист высчитать частотность появления каждой буквы. Мы называем наиболее часто встречающуюся букву "первой", следующую за ней по своей частотности в тексте "второй", далее - "третьей", и так до тех пор, пока не будут учтены все буквы данного образца открытого текста. Затем мы смотрим зашифрованный текст, который нужно расшифровать, и также классифицируем его символы. Мы находим наиболее часто встречающийся символ и меняем его на "первую" букву из образца открытого текста. Следующий наиболее частотный символ меняется на "вторую" букву и так далее, пока мы не найдем соответствия всем символам криптограммы (шифрованного сообщения), которую мы хотим дешифровать».

Очень интересна книга аль-Кинди «О химии благовоний и дистилляций». В ней содержится более ста рецептов различных ароматных масел, бальзамов, ароматических вод, собраны методы и рецепты создания духов, и описано оборудование для производства парфюмерии.

Аль-Кинди так же написал множество трактатов по естественным наукам: «Об определении расстояний до горных вершин», «О построении солнечных часов», «О причине снега, града, молнии, гроз, грома», «О дождях, ливнях и ветрах», «О различных видах мечей и железе хороших клинков и местностях, по которым они называются» и другие.

Во времена правления халифа аль-Мутаваккиля (821-861, правил с 847 года) аль-Кинди подвергся гонениям со стороны халифа. Вероятно, поэтому год смерти аль-Кинди точно не установлен. Исследователи называют промежуток времени между 860 и 879 годами. Аль-Кинди оказал большое влияние на развитие науки не только на Ближнем Востоке, но и в Средневековой Европе. Сочинения аль-Кинди переводились известными учеными Х-XII столетий, среди которых видное место занимает Герберт Орильякский (ок. 946-1003), который больше известен как Папа Римский Сильвестр II. На этих переводах учились Роджер Бэкон (XIII век) и итальянский ученый Иероним Кардан (XVIII век). Кардан назвал аль-Кинди в числе двенадцати самых выдающихся мыслителей мира.

Материал подготовил

Расул РАХАЕВ.


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"