Воспитание в современной семье по гендерным особенностям. Гендерное воспитание (II). Физическое развитие девочек

Заклинания

На чтение 6 мин.

С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить внимание родителям? Какие вопросы могут возникнуть в процессе воспитания?

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять и , что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.


На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

  • девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
  • для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
  • разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
  • между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
  • привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
  • больше хвалите девочек;
  • обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
  • обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.

У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:

  • для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
  • пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
  • для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
  • нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
  • мальчишкам очень важен контакт с родителями;
  • умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
  • мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.

Консультация для родителей

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Происходит унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность, т. е несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков с гендерной позиции.

Что же такое гендер?

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Гендер - социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения.

Понятие «Гендер»складывается из следующих компонентов

Когнитивный - гендерное самосознание: «Я знаю, что я женщина/мужчина»

Эмоциональный - гендерная идентичность: «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»

Поведенческий - гендерные роли и особенности поведения:
«Я веду себя как женщина/мужчина»

Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Их психика различается.

У мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций.

За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У них разный биологический возраст. Они развиваются и созревают разновременно. Мальчики младше девочек-ровестниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторения, много и с удовольствием говорят.

Так что воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям.

У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.

Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. В семье и школе девочки могут вытеснять мальчиков на периферию жизни в неформальные уличные сообщества.
Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Какие правила применимы к обоим полам?

Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.

Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.

Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.

Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратить (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

    Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

    Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

    Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

    Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»

    Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала»

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Все дети впитывают всё происходящее, как губки. Поэтому если не обратить должного внимания с рождения теме гендерного воспитания, ребёнок может разложить понятия не на «свои полочки». Причём речь идёт не только о физиологических различиях, но и об устоях, принятых обществом. Какими должны быть будущие настоящий мужчина и настоящая женщина?

Воспитание по половому признаку

Мы живём в обществе, и чтобы гармонично сосуществовать с друг другом, были установлены определённые нормы. Гендерные различия - одна из таких норм. Она включает в себя социальные, физиологические, психологические и культурные особенности женщин и мужчин.

В свою очередь, половое воспитание - это понимание ребёнком и его развитие с учётом его половой принадлежности.

  1. Понимание и принятие соей общественной роли.
  2. Урегулирование общения.
  3. Целенаправленное изучение навыков необходимых в бедующем.

Примерами такого развития являются детские игры. Девочки заботятся о куклах и готовят игрушечный обед. Мальчики строят из конструктора дома и катают машинки.

Понимания, с которых дети начинают различать гендерную принадлежность:

  • Первоначально ребёнок начинает различать пол по одежде, причёске и личным вещам. В три года он старается пародировать и придерживаться отличиям своего пола.
  • В пять лет ребёнок уже точно осознаёт свою принадлежность гендера и придерживается ее.

Важно учитывать характер ребёнка и не идти вразрез ему. Даже маленькая принцесса может быть по натуре своей сорванцом, а юный джентльмен милым тихоней. Каждый человек уникален вне зависимости от пола и возраста! Лучше не пытаться переделать, а дополнительно прививать и иные черты характера, тем самым воспитывая многогранную личность.

Ученые провели не один десяток исследований и выделили ещё несколько других различий:

Даже при рождении люди делятся на мужчин и женщин не только по физиологическому признаку.

С самого рождения ребёнок ориентируется в мире за счёт своих родителей. Он воспринимает их слова и поступки единственно верными и правильными. Именно поэтому они начинают повторять за тем, что видят. Так и гендерное воспитание начинается с родителей . Мать - эталон женственности, нежности и заботы, отец - символ мужественности, отваги, силы и защиты. При этом дети чаще всего смотрят на родителя своего пола.

Но важно смотреть не только на своё личное поведение, но и поддерживать тёплые, построенные на взаимном уважении отношения между супругами. Видя теплоту и заботу в семье, ребёнок, вырастая, будет стремиться к такой же обстановке дома. Мальчик будет искать жену под стать матери, а девочка мужа, похожего на отца. И относиться они к ним будут исходя из того, что видели в детстве. Поэтому даже если и происходят какие-либо ссоры необходимо их скрыть от малыша и избегать негатива, который может как-либо сказаться на нём в будущем.

Гендерное воспитание в семье играет самую важную роль в становлении человека.

Участие образовательных учреждений

Помимо семьи, в гендерном воспитании детей дошкольного возраста участвуют и образовательные учреждения . Они стараются регулировать поведение и отношения ребёнка вне дома. К тому же именно это первый «экзамен», который проходит малыш, появляясь в обществе.

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада происходит за счёт игр и занятий. Это первичное освоение полезных для будущей жизни навыков через ролевые сюжеты. Для гендерного воспитания используются новые специальные учебные пособия и технологии:

  • «Мальчики и девочки - кто они?» автор Радзивилова М. А.;
  • «Я человек» автор Козлова С. А.;
  • «Мальчики и девочки 3−4 лет в семье и в детском саду» автор Дорована Т. В.;
  • «Гендерное развитие ребёнка дошкольного возраста» автор Нохрина В. Н.

К тому же проводится и гендерное воспитание в школе. Мероприятия выстраивают так, чтобы дети чувствовали свои гендерные различия и учились правильно контактировать с человеком противоположного пола.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;

необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность гендерного воспитания возникла в России в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние советской системы воспитания, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей, отсутствие мужчин-педагогов в школе и другие.

Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия.

Воспитатели детских садов уже накопили определенный опыт в данной теме. В детском саду создаются условия для культивирования мужских и женских интересов, например, уголки для сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек. Педагоги включают в образовательную деятельность игровые ситуации, сказки, обсуждение мультфильмов – эти и другие формы работы помогают формировать гендерную принадлежность дошкольников.

Особенности гендерного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику.

От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности бывают связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

В речи ребёнок часто использует местоимения "он" или "она". При этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила).

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.

В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для "мужских" или девочек для "женских", это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли.

К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность.

Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой ребёнок или взрослый человек из окружения ребёнка.

В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек.

Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

В рамках полоролевого подхода легко впасть в "ошибочную линию гендера" и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.


Обращение к отцам на межрегиональной конференции "Трансформация роли отца в условиях формирования осознанного родительства", Уфа, декабрь 2015 года.

Уважаемые мужчины, отцы, гости и участники конференции!

Сегодня мы говорим с вами о гендерном воспитании детей в семье. Для тех людей, которые редко соприкасаются с педагогикой или психологией, словосочетание «гендерное воспитание» замысловато и непонятно. А понятие «осознанное родительство» для многих уже стало привычно. И интерес к нему активно растёт и у мужчин, и у женщин, желающих ладить с детьми и строить отношения в семье на основе любви и взаимопонимания. И одной из основ осознанного родительства является гендерное воспитание в семье.

В российской педагогической науке на стыке XX-XXI столетий появилось новое направление — гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер».

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Он формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Таким образом, гендерное воспитание — это организация воспитания в семье с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе их взросления и полоролевой социализации.

Тема гендерного воспитания становится очень популярной в современном обществе. Это объясняется тем, что социальные роли мужчины и женщины стали стираться, разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. Происходящее стало причиной многих конфликтов в семьях, вызвало непонимание, напряжение в семейных отношениях между мужчинами и женщинами и, соответственно, между родителями и детьми. Женщины зачастую берут на себя мужские обязанности, выполняют функцию мужчины. А некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность исполнять роль главы семьи и постепенно превращаются в «потребителей», возложив все обязанности по воспитанию детей на женские плечи.

Иногда женщины неосознанно стимулируют этот процесс отсутствием доверия к мужчинам. Отсутствие веры в мужчину является причиной многих конфликтов в семье. Я неоднократно в этом убеждалась на практике, в ходе проведения личных консультаций и чувственного практикума . Более того, на практикуме женщины выявили для себя, что недоверие к мужчине является для многих из них большим препятствием в создании счастливой семьи. А если семья уже создана, то неверие может стать причиной развода.

Что же происходит с нашими детьми на этом фоне? Обратимся к выступлению Захаровой И.Н. на семинаре педагогов ДОУ г. Волгограда 17 января 2013 года:

«На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка , не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность».

Как же так получилось, что мы допустили происходящие с нами и детьми?

Безусловно, сыграли роль исторические события, революции, войны, восстановление жизнедеятельности страны, активное освоение новых территорий, смешение профессий. Но это только видимый, «верхний слой» причин феминизации мужчин и «омужествления» женщин.

Есть более глубокие причины, чем те, которые очевидны для всех. Главной же причиной происходящего является тот факт, что мы «отгородились» от природы. Дело в том, что многие психологические проблемы у человека возникают именно тогда, когда у него нет поддержки от сил Земли . Вследствие этого нарушается мужская или женская природа самого человека. Мы построили большие города, оторвались от природы и перестали себя слышать, чувствовать своё тело, душу в погоне за современными материальными благами. Мы находимся в гонке за машинами, квартирами, возможностями, успехом в обществе, признанием, значимостью, известностью и т.д. Живём в небоскрёбах, практически перестали ходить пешком, и этот список можно продолжать. Мы не только живём в состоянии «унисекс», но и постепенно превращаемся в роботов. Но сколько бы мы ни говорили о проблематике, делу улучшения нашей жизни это не поможет. Когда мы проблему переводим в разряд задачи, то ситуация становится решаемой. Поэтому предлагаю переключить нам сейчас своё внимание с проблем на задачи.

Итак, первая задача: Вернуть связь с природой.

Мы все родились на Земле. И сама Земля часто нам подсказывает, как нам на ней жить.

Устройство природной системы — это пособие по выстраиванию взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

Для того, чтобы это увидеть и осознать, нам всего лишь следует внимательно оглядеться в природе, понаблюдать за ней, исследовать её с Любовью, без вторжения, в качестве наблюдателя. Затем перенести в свою человеческую жизнь принципы экосистемы (природного комплекса, образованного живыми организмами, связанными между собой обменом веществ и энергией), синхронизируя себя, своё тело, сознание с ней и её ритмами.

Мы не только отделили себя от природы, но и научно «закопались» в лабораториях, хитросплетениях внутренних психических процессов, вместо того, чтобы шире открыть глаза и посмотреть вокруг. Всё, что нас окружает в природе, есть и внутри нас. Познавая природу Земли, мы познаём и свою человеческую природу. Когда глубоко осознаем, что мы часть природы и неотделимы от неё, нам легко и просто будет выстраивать все социальные и межличностные связи так же, как они существуют в природе.

Самый лучший для меня учебник по психологии — это окружающая природа. Эта абсолютно откровенная и легкодоступная «книга» стала для меня кладезем мудрости и большим подспорьем в оказании психологической помощи людям.

Безусловно, много исследователей изучают природу, но эти знания зачастую научны и очень «далеки от народа». Наука пока разговаривает на своём специфическом языке, непонятном для большого количества людей, хотя она и развёрнута к людям, и очень старается привнести в наше общество блага.

И сейчас нам всем, не только научным деятелям, и мужчинам, и женщинам очень важно о «сложных» вещах научиться говорить просто. Это тоже очень важная задача в построении счастливых отношений в семье.

Следует максимально приблизить гендерологию к жизни. Сделать её понятной и доступной для всех, и для детей в том числе. В школе дети изучают экосистему, её устройство, а родителям важно провести параллель с организацией человеческих отношений. На примере окружающего мира показать, как строятся отношения между полами.

Нам, взрослым, самим важно осознать, что мужчины по своей сути более активны в физическом проявлении, женщины — в психоэмоциональном. Соединяясь вместе, мы образуем гармонию. Своими отношениями мужчина и женщина складывают в единое целое разности. Природа вложила и в мужчин, и женщин свой естественный инструментарий для построения счастливой и бесконфликтной жизни. Она дала нам прекрасные тела, психику, наделила разумом и сознанием. Более того, талант строить доброжелательные отношения друг с другом, с детьми и со всеми людьми на Земле нам тоже подарены природой. Эти способности вложены в нас изначально. Но только далеко не все люди пока осознают эту простую истину. Нам самим следует её постичь и затем передать нашим детям. Это ещё одна важная очередная задача.

Всё, о чём я пишу, основано на многолетней практике психологического консультирования и ведения развивающих тренингов для женщин и чувственных практикумов по раскрытию женственности, улучшению семейных отношений. Всё, что делаю в своей профессии я, и то, что мы реализуем совместно с мужем в творческом взаимодействии с людьми в «Мастерской Счастья», направлено на раскрытие природной мудрости, данной всем от рождения.

И ещё очень важен тот факт, что самой Землёй создаются наикомфортнейшие условия для нас, чтобы мы жили здесь счастливо. Безграничная красота природы, её моря и океаны, горы и равнины, её вкусные угощения фруктами, овощами, злаками, орехами, её богатые недра. Наблюдая за природой, за её процессами, мы познаём устройство жизни на Земле, мы познаём свою природу, мужскую или женскую. Всё устроено на земле так, чтобы человеку здесь жилось хорошо. Да и сама жизнь устроена мудро. Один из главных смыслов жизни человека здесь на Земле — это общение и построение добрых отношений с окружающими людьми. И мы все наделены этим талантом, без исключения. Его просто нужно раскрыть в себе и показать на собственном примере своим детям.

А ведь каждый рождённый на земле ребёнок — это чистое и чувствующее существо. Каждый ребёнок включает в себя всё разнообразие земного мира и безграничность космоса. Но насколько всё это богатство раскроется, распакуется в ребёнке и проявится — это напрямую связано с ролью родителей в его жизни. Вся информация обо всём хранится в ребёнке в виде "скрытых файлов", потенциалов.

Осознанно воспитывая своих детей, мы помогаем им извлекать из своего внутреннего мира жизненно важные файлы. В семье осознанных родителей дети естественным образом познают себя и окружающий мир, перенимая опыт своих родителей. Главное — им не мешать.

Важно родителям в первую очередь смотреть на себя, друг на друга, на собственные проявления, как мужчины и как женщины.

Именно на этот аспект родительства мы обращаем внимание участников чувственного практикума . Хочу обратить и ваше внимание на отношения между мужчиной и женщиной, как на важнейшую задачу в реализации гендерного воспитания в семье.

Образ жизни родителей, их взаимоотношения между собой и окружающими, их поведение, мысли, переживания и поступки — это те условия, в которых ребёнок развивается и раскрывает свои таланты, способности, красоту своего духовного мира. Но так бывает не всегда. Часто маленькое существо попадает в противоречия своего гармонично сложенного природой мира и деструктивного родительства взрослых.

Бывает, вместо того, чтобы поддерживать раскрытие талантов ребёнка в различных областях жизни, родители своим примером демонстрируют, как можно жизнь сократить, заработать болезни, создать себе препятствия. Однажды я наблюдала такую картину: отец с бутылкой пива в руках очень жёстко отчитывал свою дочь за то, что она курит. Дочь не перестала курить, впрочем, как и её отец продолжает по вечерам пить по бутылочке пива. Девочка знает о вреде курения, даже уже падала от этого в обморок, но курить продолжает — по одной, две сигареты в день. Сколько бы отец не внушал своему ребёнку о вреде курения здоровью, его собственный пример нагляднее всяких слов.

Итак, роль родителей в жизни детей — создать условия для естественного проявления мужской или женской природы ребёнка и оказать помощь в максимальном раскрытии потенциалов, вложенных в человеческое существо природой, мужских или женских качеств. И это первозадача осознанных родителей. Когда в семье основное внимание уделяется этой задаче, то все остальные решаются легко. Дети здоровы, с желанием учатся в школе, общительны, социализированы, успешны, счастливы и талантливы.

Решение этой задачи начинается с самовоспитания родителей и с развития женственности в женщине и мужественности в мужчине, с осознания мужчиной и женщиной своих функций в семье, в жизни, своих жизненных задач, смыслов жизни, предназначения, миссии, а также с осознания родителями роли самого ребёнка в семье.

Появление ребёнка в семье — это новый виток в личностном развитии каждого члена семьи, мама раскрывается как женщина, отец — как мужчина.

В момент самих родов в мужчине происходит естественная инициация мужских качеств, а в женщине, соответственно, женских.

А также происходит естественная «распаковка» внутренних потенциалов мужчины и женщины, что в дальнейшем благоприятно влияет на все сферы их жизни, включая физическую, психоэмоциональную, духовную, ментальную или умственную, профессиональную, социальную и т.д.

И это очень важный момент в жизни семьи, именно он влияет на то, как в дальнейшем родители совместно будут воспитывать мальчика или девочку. Если мама чувствует себя женщиной, осознаёт свою женскую функцию, то и в своём ребёнке она будет видеть либо мужчину, либо женщину. Когда мужчина осознаёт свою функцию и свою роль в воспитании ребёнка, то воспитание в такой семье происходит достаточно успешно. Самоосознание себя мужчиной или женщиной — эта та основа, на которой строится гендерное воспитание детей в семье. В момент появления ребёнка в семье, если он прожит глубоко и осознанно родителями,происходит естественная активация гендерного подхода к воспитанию детей в семье.

Приведу пример из практики взаимодействия с осознанными родителями. В одной семье родился мальчик. Родители подошли к рождению очень осознанно, они год готовились к зачатию, женщина вынашивала ребёнка при поддержке мужчины, соответственно, проживали и совместные роды. Отец принял мальчика сам, как было изначально в традициях наших предков.

Роды — это интимный процесс пары, так же, как и зачатие.

Принимая малыша из лона жены, отец пережил целый спектр различных чувств и ощущений, до того момента ему неизвестных. Это была мощнейшая волна, которая нахлынула на него, по ощущениям — это был сильнейший прилив сил, ни с чем не сравнимый. И первое, что он сказал жене: "Мужчина родился". Безусловно, он думал о первой встрече с малышом, но не предполагал, что первое своё обращение к ребёнку начнёт со слова "Мужчина". Это произошло спонтанно, слово само вышло из души отца. Врят ли в это время он подбирал слова умом.

Родители стали более детально изучать основы гендерного воспитания и начали применять его в своей семье. Эта семья пришла к гендерному подходу вроде бы интуитивно, спонтанно, но на самом деле, оно стало естественным продолжением непрерывного процесса саморазвития мужчины и женщины, уже в новых ролях — отца и матери.

Из этого примера мы видим, что природа всё предусмотрела, наша задача её не нарушать, а поддерживать, включая отца в процесс родов . Мы ищем методики, технологии, как ввести правильно, мудро в семью гендерное воспитание. И возвращение в семью совместных естественных родов станет важным этапом вхождения осознанных родителей в процесс гендерного воспитания своих детей. Родители будут проживать важный жизненный процесс объединения семьи, где каждый из них принимает активное участие, при этом выполняя свои мужские или женские функции.

Осознав глубину данной задачи, мы с мужем приняли решение в 2016 году провести ряд чувственных практикумов , где участники смогут перепрожить своё собственное рождение, рождение своих детей и смоделировать будущие естественные роды счастливых и здоровых детей.

Рассмотрим ещё один аспект роли ребёнка в семье. С появлением в семье детей происходит укрепление, улучшение межличностных отношений мамы и папы, как мужчины и женщины. Природа более разумна, чем мы предполагаем. В семье появляется ребёнок именно того пола, который важно укрепить в данное время, в этой конкретной семье. Получается, что ребёнок — это своеобразная группа поддержки для кого-то из родителей . Если в семье родилась девочка, то это значит, что мама в данный момент времени находится на этапе активного раскрытия своей женственности, чем когда -либо. Для мужчины — это тоже великое благо. Дочь, усиливая мать, помогает и мужчине-отцу проявиться в жизни ещё большим творцом-мужчиной и самореализоваться в жизни.

Сейчас для всех уже не секрет, что женщина своим состоянием существенно влияет на реализацию мужа в жизни, на воплощение его замыслов и идей. И роль женщины велика во всех делах мужа. Женщина вкладывает свою энергию, душу во всё, что вершит её муж. Объединяясь, они с дочерью наполняют мужчину Любовью в ещё большем количестве. Взращивание дочери по-женски помогает и самой женщине раскрывать свои женские качества, соответственно женщина транслирует в поле семьи своё новое женское состояние. Принимая свою жену в новом качестве женщины-матери и её преображённую женственность, мужчина-отец соответствующе относится и к своей дочери, создавая самые благоприятные условия для развития женщины в девочке.

Таким образом, появление в семье ребёнка того или иного пола существенно влияет и на саморазвитие родителей.

Новый родившийся ребёнок объединяет род физически — на бытовом уровне в заботе о нём, и энергетически — вокруг ребёнка формируется поле Любви, в котором всем родственникам эмоционально и ментально комфортно. Задача родителей при формировании этого поля включить в него всех близких родственников, старших детей, бабушек и дедушек. В этот момент формируются новые взаимосвязи с предшествующими поколениями и с уже рождёнными детьми. Родителям следует обратить своё внимание на то, как они сами относятся к старшему поколению. Важно поддерживать в бабушках состояние женщины, а в дедушках — мужчины.

Иногда бывает, что в семьях бабушка, придя к этому статусу, становится просто бабушкой, бесполым существом, она — няня, помощница. Состояние женщины в ней стирается. Её главная задача — облегчить жизнь своей дочери или сыну, переняв часть заботы об их ребёнке. То же самое может происходить и с дедушками.

Осознанным родителям важно создать условия, в которых все поколения будут чувствовать, проявлять себя, прежде всего, как мужчины и женщины. Ребёнок естественным образом будет перенимать мужское или женское из среды, где проявлены обе ипостаси. Первостепенно следует обращать своё внимание на межличностные родовые отношения, на то, как все родственники между собой общаются, как они позиционируют себя, свою социальную роль в семейной среде. И это важная задача родителей — окружить ребёнка не просто братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, тётями и дядями, а мужчинами и женщинами.

Более того, вспоминая народную мудрость "Бог даст ребёнка, даст и на ребёнка", хочется отметить ещё один важный факт. Когда в семье рождается ребёнок, то начинают раскрываться материальные и финансовые ресурсы семьи. Как правило, у отца появляется новая работа или прибавляется зарплата, открываются новые возможности и т.д., благосостояние семьи начинает расти. Безусловно, максимальный рост доходов происходит в тех семьях, где родители к своей роли относятся осознанно. Но и в тех семьях, где воспитание детей социально традиционное или интуитивное, тоже наблюдается рост достатка. И здесь очень важно, чтобы родители правильно распределили свой вклад в развитие семьи.

Иногда бывает так, что отец, прочувствовав рост финансового прихода в семье, начинает уделять этому вопросу больше своего внимания, как наиболее приоритетному в жизни. Его вдохновляет рост реализованности в материальной сфере, и он воспринимает это, как собственный успех, забывая о включенности в этот процесс всей семьи и непосредственно самого ребёнка. Такая ситуация приводит сначала к напряжению в отношениях между родителями ребёнка, затем к отдалению родителей друг от друга, энергетического, эмоционального спада матери и, соответственно, к болезням ребёнка, так как мать и ребёнок связаны тесно. Ребёнок чувствует состояние матери и перенимает его. Своими болезнями мудрое божественное маленькое существо старается привести семью в гармонию и равновесие, вернуть отца в семью. Мы предполагаем, что обладаем большим опытом жизни на Земле, а получается, что дети наши ещё более мудры, чем мы.

Многие родители воспринимают ребёнка, как данность, как некую человеческую обязанность, традицию продолжения жизни на земле. А так ли это на самом деле?

Предлагаю более детально определиться с тем, кто такой ребёнок, зачем дети рождаются именно в семье. Казалось бы, это самые простые вопросы. И есть различные традиционные, научные, психологические аспекты рассмотрения понятия "ребёнок". Они общеизвестны, и об этом можно прочитать в психологических учебниках, в учёных трудах.

Часто в теоретических выкладках науки мне было трудно найти ответы на многочисленные жизненные вопросы по улучшению взаимодействия с детьми. Даже применение современных прикладных методов психологии, психотерапии не давали желаемый результат до той поры, пока ребёнок воспринимался мной и родителями, как социальный субъект, которому нужно помочь адаптироваться к социальной среде, приспособиться и научиться жить в обществе людей.

Я исследовала вопрос эффективности психологической помощи родителям и детям. И когда вышла на первопричину, моя помощь людям в улучшении отношений с детьми стала более эффективной.

Я увидела, что дети — это не просто продолжение жизни на земле, дети — это формирование новой жизни на Планете Земля . Именно от этого постулата и стоит исходить. Это не они нас не понимают, когда мы их воспитываем, даже применяя современные методы. Это мы не принимаем детей с их большей мудростью, чем у нас.

Вы только вдумайтесь, прочувствуйте в своем сердце, что каждый родившийся ребёнок — это уникальность, новая важная частичка общей картины жизни. С каждым ребёнком на земле проявляется огромное количество энергии. Вы только представьте, сколько задействовано сил в создании, развитии и рождении одного ребёнка. Это колоссальный труд всей безграничной вселенной, звёзд, планет, галактик, нашей солнечной системы. В каждого ребёнка вложена информация о жизни всех предыдущих поколений, весь объём человеческого опыта, который накапливали люди за всё время жизни на Земле.

Мама и папа предоставляют ребёнку тело и возможность проявить новому родившемуся на земле человеку всё то богатство, которое вкладывается в него всеми силами — и физическими, и духовными, и энергетическими, и теми, которые человеческому сознанию даже трудно воспринять в силу нашей ограниченной ментальности. Вы только представьте — соединяются две клеточки, мамина и папина. Начинается ювелирная работа по созданию нового человека, которая не заканчивается с актом рождения, а продолжается на протяжении всей жизни. Вроде бы учёными многие процессы развития человека изучены, но многое остаётся до сих пор тайной, и у учёных объяснений нет. Я преклоняюсь перед мудростью природы, перед её талантом в деле создания человека. Чтобы осознать весь масштаб процесса формирования человеческой жизни на земле, следует обладать сверхсознанием, реальными знаниями устройства вселенной, галактик, солнечной системы и нашей Земли, а не теориями и предположениями.

Я бы очень хотела, чтобы вы на мгновение задумались о том объёме информации, который вложен в ребёнка в момент его появления на Земле. С каждым рождённым ребёнком на Земле проявляется огромный спектр способностей, новых возможностей. Задача родителей осознать тот факт, что их ребёнок — источник безграничной мудрости, талантов и способностей. С этим просто следует согласиться.

А от нас, от родителей, от мужчин и женщин, сейчас важен новый осознанный импульс в создании условий для естественного развития, воспитания детей. Когда мы все глубоко осознаем важность сближения с природой Земли, со своей природой, мужской или женской, объединим наши сердца, умы, сознание и действия, гендерное воспитание в семьях начнёт проявляться, как естественная среда гармоничного развития личности ребёнка. Мы перестанем соревноваться в уме и мудрости со своими детьми, менять их, подстраивать под себя, научимся быть довольными ими, даря Любовь, проявляя к ним уважение, принимая их такими, какие они есть. Вот тогда на Земле точно станет больше счастливых семей и соответственно, счастливых мужчин, женщин и детей.

А моя миссия — проявлять и показывать людям суть происходящих событий и явлений — для меня очень дорога и ценна. И я счастлива, что у меня есть возможность делиться опытом, знаниями со всеми теми людьми, которые идут дорогой Любви, Мира и Радости. Низкий вам поклон, отцы, за всё, что вы делаете для детей и для нас, женщин, за вашу мудрость, Любовь, заботу и поддержку. И благодарю вас всех за то, что вы слушали меня, и, возможно, ваш ум ещё сопротивляется услышанному, но сердце, я это знаю, чувствую, оно откликается. Прислушайтесь к нему, оно точно знает истину.

Также хочу поблагодарить организаторов конференции за их тонкое чувствование жизненно важных процессов нашего общества. Тема отцовства не просто актуальна, сейчас она основополагающее направление в развитии не только института семьи, но и всего человечества.