Упражнения на развитие навыка активного слушания. Психология. Тренинг активного слушания Примеры и упражнения активного слушания

Астрология

Люди любят говорить и любят, когда их слушают. Техника активного слушания помогает развивать в себе навыки внимательного слушателя. Техника активного слушания улучшает вашу коммуникацию, как в деловой сфере, так и в личных, и дружеских отношениях.

Недостаточно только кивать головой, показывая, что вы слушаете. Это лишь первый уровень в так называемом «активном слушании». Большинство людей, если вы будете только кивать головой, заподозрит вас в том, что вы «симулируете» интерес к его болтовне. Вам надо освоить все четыре уровня «активного слушания».

1. Начав разговор с каким-то человеком, сначала просто совершайте кивки в знак того, что слушаете.

2. По ходу развития разговора начните повторять за партнером по коммуникации отдельные слова и фразы («вчера…», «красивая…», «три килограмма…», «в последний раз»). Не стоит повторять первые попавшиеся слова и фразы — повторяйте значимое.

3. Пробуйте перефразировать слова и фразы , что-то можно дать в вопросительной или восклицательной интонации («в понедельник…», «прелестная?», «три тысячи граммов!», «значит, этого больше не будет…»). Такое перефразирование для собеседника — почти полная гарантия того, что вы на самом деле слушаете с интересом, активно.

4. На четвёртом уровне давайте интерпретации («то есть ты хочешь сказать, что вчера было собрание?», «тебе понравилась…», «ага, значит не четыре килограмма, а только три!», «то есть ты с этим завязал полностью?»). Интерпретируя слова собеседника, вы можете помочь ему самому разобраться в своих мыслях и суждениях, а также перехватить, если надо, инициативу разговора.

Контакт глаз

Для активного слушания несомненно важен контакт глаз. Без контакта глаз не только не получится внимательно слушать, но также и тёплое, дружеское, открытое общение практически невозможно. Если вы отводите глаза в сторону, избегаете смотреть прямо в глаза, лишь на секунду-другую останавливаясь взором на лице собеседника, волей-неволей будете производить впечатление замкнутого человека, не желающего общаться. И самое плохое — то, что вашему собеседнику может показаться, что он вам безразличен и даже неприятен. Смотреть пристально, совсем не отводя глаз,— это тоже не очень хорошо: у собеседника может сложиться впечатление, что вы его «гипнотизируете», подавляете.

В норме при разговоре надо смотреть секунд 10-30 в глаза, потом на время отводить свои глаза в сторону. Лучше всего для этого подходят моменты, когда ваша очередь говорить и вам надо слегка (или сильно) подумать над ответом.

Если вам «психологически тяжело» смотреть в глаза другим людям, с этим надо работать, это можно развить как любое другое умение.

Для этого каждый день старайтесь хотя бы несколько раз добиться контакта глаз продолжительностью секунд 15-20. Запоминайте каждый такой контакт, при каких обстоятельствах он произошёл, какие чувства в вас вызвал. Обязательно ведите учет в своей записной книжке и каждому своему контакту поставьте оценку по пятибалльной шкале. Оценивайте свои ощущения:

1 — это было ужасно,

2 — было неприятно,

3 — нормально,

4 — было приятно,

5 — это было прекрасно.

Попробуйте поразмышлять, почему вам приятны контакты или неприятны. Ни в коем случае не забрасывайте тренировку. Будьте последовательны.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Успех


    Яркое и живое
    упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе .

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов . Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме .

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"


    Отличная возможность!
    Вы оплачиваете всего 990 руб . и получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продаж . Ваша выгода составит более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус" .
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

Упражнение «Три качества слушания»

Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые профессионалу педагогичес­кой профессии.

Задание: выбрать три самых важных качества и выработать строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контро­лирует использование приемов слушания. Затем функции ме­няются. После работы в тройках- дискуссия на заданную тему со всей группой (представители из разных троек).

Упражнение «Слушание»

Группа делится на две части по 5-6 человек. В каждой из подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5-6 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и сре­ди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, не спо­рить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.

79 Находящийся в центре должен говорить все отведенное для него время, если же он высказал все до истечения времени, то он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководи­теля другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же - 5 - 6 минут. После того как выс­тупят все, идет обмен мнениями и своими ощущениями.

Упражнение «Конкурс ораторов»

Один из участников произносит речь в течение 5-6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, кото­рая не воспринимает этого оратора. Задача последнего устано­вить контакт во что бы то ни стало. Затем происходит обмен ситуациями выступающего и группы.

Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники выходят за дверь и по приглашению ведуще­го входят в класс по одному. Каждому входящему дается инст­рукция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену груп­пы. Главное - как можно точнее отразить содержание».

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т. е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо пере­дать завучу, что он должен изменить расписание уроков стар­ших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополни­тельно 2 часа по астрономии».

После выполнения упражнения участники группы анали­зируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Упражнение «Внимательный слушатель»



Участники разбиваются по парам. Партнер X будет говоря­щим, партнер Y - слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах,

предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мыс­ли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказыва­ет свои замечания по поводу поведения слушателя, подчерки­вает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повто­ряет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X дви­жениями головы подтверждает или опровергает слова Y, в за­висимости от того, насколько тот правильно передает его соб­ственные слова. Затем участники меняются ролями. В заклю­чении все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упраж­нения.

Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 1994.

Психология делового общения /Авт.-сост. Ю.А. Фомин. Минск, 1990.

Упражнения и задания

На овладение умениями вести спор, диалог

И дискуссию

Перебивание в беседе

Информация к размышлению: «Перебивание... в беседе кон-фликтогенно, так как препятствует удовлетворению потребно­сти собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.

Как поступить, если собеседник перебивает вас?.. Дать пе­ребить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлет­ворит.

Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере-



81бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, го­ворите, я подожду...» (только постарайтесь обойтись без иро­нии и издевки в голосе - они все испортят)».

Вопросы для обсуждения:

Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке?

Считаете ли Вы конфликтогенным фактором неумение учи­теля выслушать ребенка? Приведите примеры.

Какое умение у Вас более выражено: говорение или слуша­ние?

Согласны ли Вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»?

Как бы Вы реагировали, если бы перебили Вас?

А.Егидес. Психотехника общения // Воспитание школьника. 1996. № 2.

Упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начи­нает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Упражнение «Нет-диалог»

Ведется диалог между двумя участниками. Задача участни­ков диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем пе­речить, возражать вежливо, но настойчиво. Группа оценивает эффективность диалога.

Упражнение «Да-диалог»

Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное - во всем соглашать­ся, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т. е. не стали возражать друг

другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают в ре­жиме «да-диалога».

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий задает дискуссионную тему:

Например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме».

«Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недо­вольны и поэтому в семье возникают споры».

Участники делятся на две группы: 1-я группа - условно со­гласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зре­ния), 2-я группа - придерживается другой точки зрения.

Ведется дискуссия по заданной теме.

Упражнение «Стиль общения»

Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5-6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуж­дения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-балльной сис­теме: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т. е. что помогало и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему каждый учас­тник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время старать­ся определить, какое задание получили остальные. Через 15 - 20 минут преподаватель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли рол и друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полнос­тью противоречила ей, как они переживали свою роль.

83 Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

Как научиться понимать друг друга?

Что значит для человека общение?

Набор заданий для участников дискуссии:

1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не ме­нее 2-3 раз, каждую свою реплику начинать с той, что гово­рил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» - и вносить необходимые по­правки в свои слова.

2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дис­куссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.

3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пе­режил.

4. Ты - ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не согла­шаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дис­куссии.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дис­куссии так, как обычно ведешь себя во время групповых об­суждений.

6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.

7. Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть аб­солютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь ве­сти себя так, словно совершенно не слышал того, что гово­рили до тебя...

8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что­бы помогать другим как можно полнее выражать свои мыс­ли, а после выступления каждого участника делать неболь­шое резюме.

9. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что­бы сплотить группу, способствовать взаимопониманию меж­ду ее членами.

10. Как минимум три раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других, для того чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить.

11. Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бес­полезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвес­ти черту» и «сделать выводы».

12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя со­вершенно не волнует.

13. У одного участника совершенно пустая карточка, он высту­пает в своей естественной роли.

Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить.

Упражнение «Правила поведения в дискуссии»

Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии - свое и собе­седника.

Порядок работы

1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»:

На доске записываются все предложенные темы;

Темы систематизируются по общности смысла;

Выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана).

2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при по­мощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут воз­никнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Это могут быть такие правила:

Предельная доброжелательность;

Обсуждение и аргументация не переводятся на личность;

Не отнимать время, решая свою личностную проблему - желание выглядеть лучше (не «рисоваться»);

85 - непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления.

3. Дискуссия.

а) Тренировочный вариант.

Предлагается утверждение «День начинается с восхода солн­ца». Участники делятся на согласных с утверждением и оп­понентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме.

б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студен­тами. Можно воспользоваться такими, как «Интеллигент­ный человек», «Деловой человек».

1-й вариант. Участники делятся на две команды, устанавли­ваются правила дискуссии. _

2-й вариант - «Аквариум». Участники делятся на три груп­пы: 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выпол­нение правил дискуссии.

3-й вариант. 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личност­ным качествам.

Критерии оценки:

Умение слушать и выслушивать;

Умение понять собеседника;

Доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

Организованность и умение объединяться для групповой деятельности;

Умение встать на точку зрения партнера и оппонента;

Умение склонить собеседника к своей точке зрения.

Обсуждение:

Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других.

Что мешало, что помогало в процессе дискуссии?

Какие принципы нарушались чаще? Почему?

Чему научились в процессе дискуссии?

Григорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск - М., 1997.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностно­го общения. М., 1991.

Упражнения на отработку техники «Я-высказывания»

Упражнение «Вербализация чувств»

Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (одно положительное и одно отрицатель­ное), сформулировав к ним сначала «Ты-высказывание». Затем то же чувство выражается через «Я-высказывание». Проанали­зировать, какие чувства испытывает человек, к которому обра­щались с Я- и Ты-высказыванием.

Упражнение «Конфликты»

Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы или семьи. Второй партнер реагирует тремя разными способами:

а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы);

б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений;

в) использует «Я-высказывание» (по схеме).

Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правиль­ность использования приема «Я-высказывания».

Упражнение «Анализ проблемной ситуации»

Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию:

Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин^он опаздывает часто.

87 гося учителя», позиция родителя, что ведет к стандартизирован­ному уровню общения.

Барьер «Гамлет»

Учитель такого типа из-за страха перед неудачей обеспоко­ен отношенческой, а не содержательной, стороной обучения, стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зави­симость от их мнения, т. е. занимает детскую позицию в обще­нии с ними. При наличии интереса к детям, способным ока­зать данному учителю необходимую эмоциональную поддерж­ку, и любви к ним, смешанной со страхом, «гамлет» общается на манипулятивном уровне, когда то он сам, то дети являются объектом манипуляции.

Барьер «Приятель»

Учитель недооценивает значение своей личности, забыва­ет, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой, гражданской культуры и профессио­нальных знаний. Он не уверен в себе, занимает позицию ре­бенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приво­дит к манипулятивному уровню общения с детьми, при кото­ром объектом манипуляции выступает учитель.

Барьер «Локатор»

Учитель работает только с сильными или слабыми ученика­ми из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандар­тизированного уровня общения.

Большой воспитательный эффект возникает тогда, когда на эти роли выбираются студенты, для которых характерны именно такие барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель под­черкивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого - подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления.

Схема обсуждения барьера «Я сам»:

Ваше отношение к данному персонажу. Был л и контакт меж­ду Вами и учителем?

Можно ли назвать Ваше ощущение барьером в общении?

Что способствовало возникновению барьера?

Какую эмоцию испытывал учитель?

Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербально­го общения выдавали его неуверенность в себе?

На какой позиции находился учитель?

Что выдавало его детскую позицию?

Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?

Был ли открыт в общении?

На каком же уровне он остался?

По такой же схеме проводится обсуждение второго персо­нажа и всех последующих барьеров.

Обсуждение:

Что способствует возникновению барьеров общения учи­теля на уроке? (эмоция страха, агрессии, несоответствую­щая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к детям, закрытость в общении).

Что помогает избегать барьеров между учителем и ученика­ми на уроке? (интерес к личности учеников, открытость учи­теля, умение правильно и гибко менять позицию в обще­нии в зависимости от ситуации).

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. М.Р. Гин­збурга. М.-Воронеж, 1998.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается выполнить следующие задания:

Понаблюдать за характером своего общения с другими людьми, постараться определить свою искренность в общении, стремле­ние понять позицию собеседника, умение слушать другого.

Подготовить 1-2 ситуации для обсуждения в группе, когда человек, стремясь подняться в собственных глазах, самоут­вердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрица­тельное отношение к себе. Проанализировать, насколько это психологически оправданно.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовер­шенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога является его компетентность как субъекта невербальных коммуникаций. Невербальное поведение явля­ется индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности, выполняет функцию контроля аффекта, его нейтра­лизации.

Среди наиболее распространенных эмоциональных состоя­ний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряжен­ность. Если учитель имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических про­явлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание со­циальной дистанции и др.).

К сожалению, в педагогическом общении многих современ­ных учителей доминирует экспрессивная скованность или же­стикуляционная избыточность, неоправданность или неумес­тность телодвижений. Неадекватное употребление невербаль­ного языка может дать нежелательный эффект в общении учи­теля с учениками. Такие «пустяки»: «как стоять», «как сидеть», «как повысить голос», «как улыбнуться», «как посмотреть» - были в деятельности А.С. Макаренко решающими. «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».

Одной из серьезных проблем профессиональной деятель­ности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства. Стрем­ление соответствовать социальному статусу в самом начале пе­дагогической деятельности закрепляется в «типичном учитель­ском невербальном языке» (Е.А. Петрова):

Указательные жесты, направленные на ребенка (выполня­ется указательным пальцем или указкой);

Взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критичес­кий, агрессивный);

Жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессив­ности:

Руки, перекрещенные перед собой, с оставленными на­показ большими пальцами;

Руки в бока или перекрещенные позади туловища;

Руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;

Руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке.

Жесты-сигналы критичного и негативного отношения:

Указательный палец слегка подпирает щеку, большой па­лец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки;

Рот прикрывается ладонями;

Рука опирается на подбородок, указательный палец под носом;

Жесты неосторожности, подозрения, недоверия:

Крепко сцеплены пальцы рук;

Жесты-сигналы нервозности, защиты:

Постукивание пальцами по столу;

Застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца;

Защитные жесты - скрещенные на груди руки, перекре­щивание ног.

При невозможности преодолеть неуверенность, внутреннее беспокойство перед аудиторией желательно отказаться от пе­рекрещивания рук и ног, а оставить «скрытые барьеры» с помо­щью предмета. Таким предметом могут быть указка, классный журнал, ручка.

Неотъемлемым элементом педагогической экспрессии явля­ются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или су­тулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения - круглая спина, выпяченный жи-

93вот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широ­ко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание па месте - критически осмысливаются детьми, вызыва­ют насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.

В общении учителя с учениками используются закрытые позы - когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеонов­ская» поза). Такие позы воспринимаются детьми как знак не­доверия и несогласия. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, спо­собным своей эрудицией и обаянием, профессиональным ма­стерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большин­ства же недооценка телесной экспрессии оборачивается воз­никновением труднопреодолимых психологических барьеров.

Не менее важный компонент педагогического взаимодей­ствия - визуальный контакт. Контакт глазами выполняет серь­езную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на со­беседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бе­гающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.

Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с настав­ником, его внимательном, личностно заинтересованном взгля­де. Однако взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собе­седника чувство дискомфорта. Если учитель сопровождает свое замечание пристальным взглядом, ребенок может слишком сильно разволноваться. Скользящий безразличный взгляд тоже неприятен для ребенка - непонятно, видит тебя учитель или смотрит «сквозь тебя».

Роль взгляда велика и при выслушивании ответа ученика. Внимательный, доброжелательный взгляд позволяет поддер­живать обратную связь. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находит­ся ребенок. Дистанция способна как сближать, так и разъеди­нять собеседников. Изучением расположения людей по отно­шению друг к другу во время общения занимается особая отрасль психологического знания - проксемика (от лат. proximux - бли­жайший).

Проксемикой выделено несколько видов возможных дис­танций между партнерами: интимная (15-46 см), личная (45- 75 см), социальная (75-200 см) и публичная (3-7 м).

/. Интимная

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее чело­век охраняет так, будто это его собственность. Человек разре­шает проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне име­ется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проник­нуть посредством физического контакта, - это сверхинтимная зона.

2. Личная дистанция

Это расстояние, которое обычно разделяет людей, находя­щихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вече­ринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное обще­ние преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т. д.

3. Социальная зона

На таком расстоянии человек держится от посторонних людей.

В данной зоне общение носит формальный или официаль­ный характер. В социальной зоне общается лектор с аудитори­ей, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).

4. Публичная зона

Когда человек адресуется к большой группе людей и не нуж­дается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на

95сцене), то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. В этой зоне общения как такового нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения- важна выра­зительность поз, жестов, интонации и пр.

С педагогической точки зрения межличностное простран­ство можно рассматривать как средство повышения продук­тивности речевого общения, ибо оно связано со снятием за­щитных барьеров между учителем и учащимися. Дистанции являются основными чертами социальных связей наряду с же­стами, мимикой и языком.

Доминантой пространственного поведения учителя явля­ется бережное, осторожное отношение к личностному про­странству каждого ребенка, уважение его права на территори­альную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.

Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уро­ке по классу облегчает использование этого приема. Не преры­вая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отме­тить удачный ответ.

Однако у многих людей прикосновение может вызвать на­стороженность. Для таких людей, как правило, всякое сокра­щение психологической дистанции создает неудобства и окра­шено тревогой. Особенно внимательно следует отнестись к от­тенкам всевозможных реакций в педагогическом общении. Ре­бенок всегда моложе учителя по возрасту, к тому же находится в зависимой ситуации и, следовательно, не может позволить себе уклониться от прикосновения, даже если оно неприятно. К чис­лу неприятных могут относиться и «внеурочные» прикоснове­ния. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальней­шем заставляют избегать учителя. Неприятно для ребят прикос­новение, несущее оттенок давления, силы. Прикосновения, спо-

собствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные и необязательные.

Педагог, общаясь с учащимися, использует разнообразные возможности оформления своей речи. Голосовой аппарат яв­ляется главным рабочим инструментом учителя. От того, на­сколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуля­ция (произношение) - те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изме­няя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отноше­ния к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему противоположное зна­чение. Интонация играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внуша­ет определенный строй мыслей.

Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям рече­вого поведения учителя: ясности произношения, чистоте, пра­вильности, мелодичности речи. Поэтому педагогу необходимо овладеть данными техниками общения. Для этого нужна по­стоянна работа и упорные тренировки. А.С. Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда на­учился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками и добился 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.

Для предупреждения возможных негативных последствий невербального взаимодействия необходима отработка правиль­ного их применения в педагогической деятельности.

Овладение приемами невербального общения оптимизиру­ет систему воздействия учителя на учеников, создает условия для благоприятной, творческой атмосферы совместной деятель­ности.

Достижение оптимального жестикулирования реализуется через расширение знаний будущего педагога о жестикуляции как знаковом средстве общения (о системе жестов обыденного общения, о роли и функциях жеста как компонента педагоги­ческой техники, о влиянии жеста педагога на результаты учеб­ной деятельности); изучение и совершенствование собствен­ной жестикуляции (осознание типичных особенностей своей

Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации

Упражнение «Выступление без подготовки» (экспресс-диагностика невербального компонента стиля выступления)

Каждому участнику предлагается выступить на любую тему «экспромтом», без специальной подготовки. Продол­жительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступ­ления участники узнают за несколько секунд до начала выс­тупления.

Заранее готовятся «билеты» - слова на карточках, обозна­чающих темы выступлений.

Название знакомых предметов, животных: гитара, корова, тюльпан.

Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плава­ние, аплодисменты.

Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ура­ган, откровение.

Основные пункты формального содержания выступления:

Определение.

Внешность - внешний вид предмета, характерные при­знаки.

«Внутренность» - состав и структура предмета.

Среда - типичная обстановка, в которой встречается предмет.

Использование - возможные способы использования пред­мета.

Происхождение.

Перспективы - прогноз на будущее.

Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, ис­пользовать свой способ выступления.

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли Вам установить контакт с аудиторией? Если нет, почему?

Куда Вы смотрели во время выступления? Почему?

Было ли Ваше выступление ярким, выразительным?

Во время выступления остальные участники фиксируют ха­рактерные позы и жесты выступающего, выразительность ин­тонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сооб­щаются и обсуждаются.

Упражнение «Прикосновение»

Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно при­ятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикос­новения в этом упражнении вызывали напряжение.

Это упражнение можно анализировать, но очень деликат­но. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.

Обсуждение:

Как прикосновение влияет на процесс общения?

Насколько приятны были прикосновения при столкнове­нии?

Упражнение «Расстановка»

Предлагается расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки:

а) от теплых до холодных;

б) от мягких до жестких;

в) от добрых до жестоких.

99Предложить участникам попытаться сделать что-то, чтобы руки у всех стали:

а) доброжелательными;

б) жесткими;

в) добрыми.

Упражнение «Анабиоз»

Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в не­подвижности, воображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом.

Задача «реаниматора» - в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реани­матору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обра­щаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располага­ет, - это взгляд, мимика, жесты и пантомима.

Признаками успешной работы «реаниматора» можно счи­тать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.

Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать - от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица.

Упражнение «Зеркало»

Участникам предлагается разделиться на пары и встать ли­цом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро науча­ются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений.

От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще воз­никают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, уча­стники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ве­домого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Упражнение «Жесты»

В разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разно­образные жесты, причем как можно более активно. Группа сле­дит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естествен­ными в разговоре.

Упражнение «Приветствие»

Каждой участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пан­томимы (движения тела). Если приветствия однообразны, сле­дует напомнить способы приветствия из фильмов или нацио­нальные способы приветствия.

Упражнение «Актеры и зрители»

Участники делятся на две труппы: первая - актеры, вторая - зрители.

Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:

а) - идти против ветра;

Туда, куда не хочется;

Так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

б) - идти с тем, кто веселее всех;

С тем, кто напоминает кого-нибудь из знакомых;

С самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;

С тем, кто вызывает настороженность;

С тем, кого бы ты хотел изменить.

101Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются для разыгры­вания следующая ситуация:

Мы куда-нибудь идем, и вдруг (встреча с неожиданностью)

Понимаем, что забыли что-нибу

Упражнение «Три качества слушания»

Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые профессионалу педагогичес­кой профессии.

Задание: выбрать три самых важных качества и выработать строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контро­лирует использование приемов слушания. Затем функции ме­няются. После работы в тройках- дискуссия на заданную тему со всей группой (представители из разных троек).

Упражнение «Слушание»

Группа делится на две части по 5-6 человек. В каждой из подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5-6 Минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и сре-Ди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, не спо-Рить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком

Находящийся в центре должен говорить все отведенное для него время, если же он высказал все до истечения времени, то он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководи­теля другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же - 5 - 6 минут. После того как выс­тупят все, идет обмен мнениями и своими ощущениями.

Упражнение «Конкурс ораторов»

Один из участников произносит речь в течение 5-6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, кото­рая не воспринимает этого оратора. Задача последнего устано­вить контакт во что бы то ни стало. Затем происходит обмен ситуациями выступающего и группы.

Упражнение «Испорченный телефон» Все участники выходят за дверь и по приглашению ведуще­го входят в класс по одному. Каждому входящему дается инст­рукция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену груп­пы. Главное - как можно точнее отразить содержание».

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т. е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо пере­дать завучу, что он должен изменить расписание уроков стар­ших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополни­тельно 2 часа по астрономии».

После выполнения упражнения участники группы анали­зируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Упражнение «Внимательный слушатель» \, Участники разбиваются по парам. Партнер X будет говоря­щим, партнер V - слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах, 80

предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мыс-лИ- Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказыва­ет свои замечания по поводу поведения слушателя, подчерки­вает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повто­ряет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X дви­жениями головы подтверждает или опровергает слова У, в за­висимости от того, насколько тот правильно передает его соб­ственные слова. Затем участники меняются ролями. В заклю­чении все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упраж­нения.

Акти́вное слу́шание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Приемы активного слушания. Выделяют следующие приемы активного слушания:

Пауза - это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника - одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.

Уточнение - это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.

Пересказ (парафраз) - это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.

Развитие мысли - попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии - слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

Сообщение о восприятии себя - слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы - попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Перечислите какие приемы слушания вы знаете? Что такое пересказ?(обратная связь)

Первое правило активного слушания – это установление контакта глаз. Если человек чем-то занят, то ему нужно либо оторваться от своего занятия и полностью уделить время своему партнеру, либо попросить отложить разговор на некоторое время. Важно, что если ты просишь о том, чтобы отложить разговор, то необходимо указать точное время, через которое ты сможешь освободиться, и подтвердить, что через указанное время ты самостоятельно подойдешь, чтобы обсудить вопрос. При этом слова не должны расходиться с делом. Визуальный контакт необходимо держать в течение всего разговора. Это не значит, что нужно все время смотреть друг другу прямо в глаза. Достаточно повернуться друг к другу лицом.

2) Важна интонация, с которой произносится парафраз . Твои реплики должны произноситься в утвердительной форме, а не в вопросительной. В парафразе, а также в твоих мимике, жестах и взгляде, не должно быть осуждения, недовольства, «немого укора». Должно присутствовать, как минимум, понимание, как максимум, сочувствие (т.е. присоединение к чувствам говорящего).

3) Не стоит торопиться. В диалоге бывает очень полезно «держать паузу». То есть после того, как ты пересказал (-а) и назвал (-а) чувства партнера, необходимо дождаться, пока партнер сам отреагирует на твою реплику. Не стоит его подгонять или давать еще один парафраз («а то вдруг не понял меня!»). Как правило, самое важное в человеческом общении происходит во время таких пауз.

4) Не бойся ошибиться, называя чувство собеседника. Даже если ты ошибся (-лась), то собеседник тебя поправит, но он, в любом случае, оценит твою попытку установить контакт. Это будет хорошим поводом для собеседника прояснить свои чувства.

Какое первое правило активного слушания(установление контакта глаз)? Зачем в диалоге бывает полезно держать паузу(вдруг человек не понял)?(обратная связь)

Активное слушание – это такое слушание, при котором мы активно даем понять собеседнику, что мы его не только слушаем, но и слышим, и понимаем, и даже разделяем его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания. Активное слушание крайне необходимо при возникновении конфликтов, так как помогает прояснить чувства и позицию всех сторон конфликта, а также смягчить эмоции и выйти на спокойный диалог. Также техника активного слушания очень эффективна, когда один из собеседников эмоционально возбужден. Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. В любом случае эти эмоции требуют выхода, и активное слушании лучший способ «принять» эти эмоции и дать обратную связь. Итак, активное слушание подразумевает, что мы пересказываем все то, что услышали от собеседника, при этом называя чувства собеседника.

Что такое активное слушание?(обратная связь)

Прием пересказывания только что услышанного называется парафразированием. Иногда возникает вопрос: зачем нужно пересказывать? Как это поможет? В большинстве случаев, человек, у которого проблема, не нуждается в жалости, советах и нравоучениях. Каждый человек обладает способностью мыслить и решать свои проблемы. За частую этому мешает эмоциональный накал и проблема с тем, чтобы разобрать по полочкам бардак мыслей и перевести эмоциональные переживания в сферу мыслей (другими словами вербализовать чувства). В большинстве случаев даже просто написать на листке бумаги свои переживания помогает найти выход из сложной ситуации. Кроме того, когда человек слышит пересказ собственных мыслей, он получает возможность посмотреть на свою проблему с нейтральной позиции. Для многих людей парафраз покажется неестественным способом общения. Такое чувство возникает потому, что мы редко получаем от окружающих такое понимание и не привыкли к нему. Попробуй вспомнить какую-нибудь ситуацию, когда ты последний раз рассказывал кому-либо о своих переживаниях и представь себе, как твой собеседник пересказал тебе все, что от тебя услышал. Что бы ты почувствовал? Некоторые люди считают технику парафраза сложным инструментом. Действительно, чтобы пересказать, нужно вникнуть в самую суть услышанного. А ведь как часто мы просто киваем головой: мы понимаем, что у человека проблема, и он переживает, но мы не хотим вникать в суть. Поэтому я предлагаю начать изучение с эхо-парафраза. При эхо-парафразе мы дословно повторяем окончание фразы говорящего. Попробуй потренироваться с телевизором. Выбери передачу (очень хорошо выступление какого-нибудь политика), когда говорящий произносит речь медленно и делает значительные паузы, в которые ты как раз сможешь вставить парафраз. И ты сразу почувствуешь силу и действенность парафраза. Люди, которых эхо-парафразировали, говорили, что им было очень приятно слышать из уст другого человека свои мысли

Активно слушать собеседника - означает:

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания :

Cобеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

2.2. Упражнения на умение слушать

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

1. упражнение. Участники группы сидят по кругу. Инструкция : "Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря.

2 упражнение

"Продолжи искренне" Инструкция: Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать как можно меньше, продолжает мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимут свою руку. Если большинством (хотя бы в один голос) высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще попытка "вытянуть" карточку и продолжить высказывание. Обмен мнениями запрещен. Реплики по поводу высказываемого запрещаются, но разрешено задать вопрос говорящему - всего один вопрос от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: "теперь каждый сделает выдох, затем медленно глубокий вдох - и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов - издать резкий звук, все что угодно. Вперед!" После такой голосовой эмоциональной "разрядки", обычно людям становится весело. Текст карточек-высказываний:

В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...

У меня немало недостатков. Например...

Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню...

Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню...

Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например...

Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я...

Чего мне по настоящему хочется, так это...

Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...

Однажды, мне было обидно и больно, когда родители...

Когда я в первый раз влюбился, я...

Я чувствую, что моя мать...

Я думаю, что секс в моей жизни...

Когда меня обижают, я готов...

Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда...

Честно говоря, учеба в институте мне совсем...

Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на произвольную тему.

Упражнение «Говорю и слушаю»

Цель : показать участникам, что невозможно воспринимать информацию на 100%, если одновременно и говорить, и слушать.Время проведения : 10 мин.Материалы : не требуются.

Все встают вкруг и поворачивают голову направо. По команде все начинают рассказывать что-то о себе своему соседу справа и одновременно слушать своего соседа слева! Через минуту участники занимают свои места и рассказывают о соседе, которого они слушали, т.е. о своем соседе слева. В обсуждении данного упражнения ведущий должен подвести к тому, что очень часто мы увлекаемся собой и готовы рассказывать о себе бесконечно. И в это время мы никого не слушаем и не слышим. Либо наоборот, человек только слушает, но ничего не говорит сам. Таким образом, необходимо научиться и говорить и слушать.

Упражнение «Слушай внимательно»

Цели : В этой игре можно понять, как интересно слушать другого, и понять, что они чувствуют участники, когда слушают их самих. Особенно полезна это упражнение в конфликтных ситуациях, когда никто никого не слушает.

Инструкция : Порой мы что-то говорим и чувствуем, что наш собеседник в своих мыслях находится где-то далеко-далеко. Как мы это узнаем? Каким образом вы можете заметить, что вас, наоборот, внимательно, хорошо слушают - ваша мама, лучший друг или лучшая подруга?

Я задам вам тему в которой вы сможете поупражняться в настоящем слушании. Тема следующая: «Что я делаю, когда бываю по-настоящему разъярен». (2 минуты дается на раздумие ответа и спрашивает тренер по очереди).

Другие возможные темы для разговора:

Что я делаю, когда сильно радуюсь?

Как я приобретаю новых друзей?

Что меня тревожит (заботит)?

Что мне нравится в нашей группе?

Что мне не нравится в нашей группе?

Как я себя чувствую в группе?

Что я делаю для нашей группы?

Когда я бываю одинок?

Анализ упражнения:

Кто особенно внимательно тебя слушал?

Как ты это заметил?

Ты сам прилагаешь усилия для того, чтобы слушать других?

Кто хорошо слушает тебя?

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Время проведения: 10 мин, обсуждение 5 минут

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном, либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...». После фразы потому что можно выявить, как внимательно тебя слушал собеседник.

потренироваться в умении слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию;

потренироваться в «отзеркаливании» собеседника, пристройке.

Время : зависит от числа участников и их готовности к диалогу.

Ход упражнения

Вся команда разбивается на пары. В течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе в свободной форме. Следующие пять минут они меняются ролями. Когда игроки в парах перезнакомились, все участники тренинга собираются вместе. Начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени, т.е. должна возникнуть иллюзия самопредставления.

Завершение

Завершая упражнение, интересно обсудить те чувства, которые возникли у участников в связи с восприятием себя со стороны. Помогло ли «отзеркаливание» и партнерское взаимодействие увидеть в себе самом что-то, на что раньше не обращали внимания? Как слышится со стороны ваш голос? Как воспринимаются в зеркале действий партнера ваши мимика, жесты, тон разговора? Что понравилось игрокам в такой картинке, а что захотелось изменить?

3.упражнение Цель: Научиться эффективному слушанию.

Члены группы делятся на пары. Один человек должен что-то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную историю из своей жизни, а второй должен мимикой, жестами, выражением лица и другими невербальными и вербальными способами продемонстрировать свое внимание и интерес к информации.

Все остальные члены группы оценивают по десяти бальной системе эффективность слушания и определяют его уровень. Процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы примут участие в игре.

4.упражнение Участники группы объединяются в пары. Инструкция: "Сейчас каждый из партнеров по очереди будет рассказывать о какой-то своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы общения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника". Упражнение рассчитано в среднем на 30 минут. Для усиления объективации поведения и, вследствие этого, возрастания тренировочного эффекта, можно написать на доске приемы общения(безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника), на которых написаны названия перечисленных в инструкции приемов. Каждый раз, прежде чем вступить в беседу, он должен выбрать и показать своему собеседнику карточку с названием приема, который он собирается использовать. Упражнение можно проводить в "тройках". В этом случае двое беседуют так, как это описано выше, а третий выступает в роли "контролера", его задача – после высказывания первого участника пары (т. е. того, кто рассказывает о своей проблеме) показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен использовать, отвечая собеседнику. В ходе обсуждения можно обратиться к группе с такими вопросами: "Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?", "Какие приемы вы использовали чаще, какие реже?", "Использование каких приемов вызывало у вас затруднение?", "Что давало использование приемов?" Таким образом, данное упражнение позволяет участникам занятий осознать и проанализировать то, как им удается слушать других людей, какого рода ошибки они при этом допускают и почему. Это упражнение, кроме того, позволяет тренировать умение слушать.

Упражнение «Как дела?»

Участники, расположившись по кругу, произносят по очереди с разной интонацией фразу: «Как дела?».Запомнить интонацию и смысл, который подразумевался вами при задавании вопроса:« Как дела?»

Обычный вопрос «Как дела?» при встрече близких людей может быть чем угодно. В частности, он может быть ничего не значащим приветствием, повседневным ритуалом. Другое «Как дела?» может быть деловым вопросом: мне нужна информация, и мне ее дают, человек здесь для меня – только источник информации, не более того. «Ну, как дела?», произнесенное с соответствующей интонацией, может быть началом игры-манипуляции: «Ну, попался?», когда спрашивающий уже уверен, что здесь что-то «не то», и собирается по этому поводу «врезать». «Привет! Как дела?» – может быть и началом развлечений с соответствующим подтекстом: «Рассказывай, что знаешь интересного». Тогда начинается более или менее занимательный треп, в котором люди привычно коротают время. Ну и, конечно, «Как дела?» может стать моментом близости, живым контактом любящих друг друга людей. «Как дела?» здесь значит: «Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хорошо?», а ответное «Хорошо» может расшифроваться: «Я тебя тоже очень рада видеть, и теперь с тобой рядом мне просто замечательно...» – эти двое встретились.

Фраза «Как дела?» – это короткое высказывание и не требует развернутого ответа, если оно произнесено с определенной интонацией и мимикой.

Психология. Тренинг активного слушания

Андрей Ворожейкин

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Диалог”
Участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров получает карточку с описанием поведения, которое он должен демонстрировать (один из признаков плохого слушания). Другой партнер, не зная о содержании инструкции первого, начинает рассказывать о каком-либо интересном событии из своей жизни или говорить на одну из перечисленных тем в течение трех минут (варианты тем: 1. Интересное событие этой недели; 2. Где бы я хотел отдохнуть; 3. Мой любимый фильм; 4. Моя любимая телевизионная передача). Инструкции по выполнению действий, отражающих плохое слушание:
- не смотреть на собеседника;
- начать заниматься своими делами, например, завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало;
- постоянно перебивать собеседника, пытаясь рассказывать об аналогичном событии в своей жизни, преувеличенно жестикулируя руками;
- устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова.

После истечения указанного времени психолог обращается к тем, кто говорил, с вопросом: что мешало им и насколько комфортно они чувствовали себя в этом диалоге. В процессе группового обсуждения выясняется, что такое хорошее слушание, каким бы школьники хотели видеть своего слушателя. Высказывания фиксируются на доске.

Теоретическая вставка (материалы для информирования)
Слушать – значит понимать чувства и состояния собеседника. Когда к нам обращаются за помощью, важно проявить расположенность и симпатию, чтобы другой увидел и почувствовал, что мы испытываем в отношении его.

Правила слушания:
- поза, мимика, жесты должны говорить о том, что ты заинтересованный слушатель, или наоборот;
- покажи говорящему, что ты его понимаешь (кивок, уточняющие вопросы, парафраз позволяют это сделать);
- не давай оценок;
- не давай советов.

Выражение дружеских чувств происходит в общении прежде всего с помощью невербальных сигналов, выполняющих роль способов поддержки. Ими являются улыбка, открытая поза, наклон вперед, касание, контакт глазами, кивок, позиция “на равных”.

Улыбка
Это наиболее простое средство, чтобы показать человеку, что ты его уважаешь и желаешь поддерживать с ним контакт. Улыбка говорит “Ты мне приятен”, “Мне хорошо”, “Ты можешь мне доверять”. Так как другие не знают, о чем ты думаешь, у них – если ты не улыбаешься – может сложиться впечатление, что они тебя не интересуют или что ты настроен недружелюбно.

Открытая поза
Чтобы установить с другими хороший контакт, важно выражать свое дружелюбие, которое проявляется с помощью раскованного, расслабленного положения туловища. Открытая поза – это не сложенные крест-накрест руки и ноги, близкое нахождение друг к другу, обращение к другому.

Наклон вперед
Сидеть или стоять прямо напротив кого-либо и чуть наклоняться в его сторону – важный знак для твоего собеседника: он понимает, что ты относишься к нему с интересом и вниманием.

Касание
Наиболее интенсивная форма коммуникации – касание (прикосновение). Потребность в нем является очень глубокой. Для маленьких детей ласка служит залогом их хорошего состояния и самочувствия. И если прикосновения имеют такое большое значение в начале жизни, то очевидно, что это будет важным и в дальнейшем. При этом большое значение имеет степень близости с собеседником. В зависимости от отношений, которые мы имеем или хотим иметь, мы создаем пространство вокруг своего тела.

Контакт глазами
Смотреть друг на друга – это условие любых контактов. Контакт глаз – сильный сигнал внимания и уважения, он помогает нам узнать другого. Более длительное рассматривание собеседника может служить приглашением к углублению отношений. И наоборот, если не смотреть на собеседника – значит, не хотеть с ним иметь никаких дел.

Кивок
Мало людей понимают в полной степени, насколько важно кивание. Если ты совершенно не киваешь, когда с тобой разговаривают, то другой предполагает, что ты или больше не слушаешь его, или тебе неинтересно. Кивание побуждает к продолжению сообщения или рассказа, оно также воспринимается как понимание.

Упражнение II. “Выработка навыков невербальной коммуникации”
Участники тренинга разбиваются на тройки. В малых группах каждый имеет возможность в течение пяти-восьми минут побывать в трех ролях:
- говорящим;
- слушателем своего собеседника (одноклассника);
- наблюдателем, который объективно следит за происходящим процессом и позже дает оценку состоявшемуся разговору.

Затем участники тренинга делятся впечатлениями об этом упражнении. Вопросы для обсуждения:
- Что мешало говорить, что помогало? (для тех, кто был в роли говорящего);
- Какой способ поддержки было легче всего использовать, какой труднее? (для тех, кто был в роли слушателя);
- Какая позиция была проще (слушателя или говорящего)? Почему?

III. Упражнение “Парафраз”
Участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров – слушатель, другой – говорит о своих проблемах. Темы бесед могут быть следующими:
- Мои трудности в общении с учителями;
- Мои трудности в общении с одноклассниками;
- Мои трудности в общении со старшими;
- Мне трудно познакомиться с новым человеком.
Задача слушателя – использовать парафраз. Через пять-шесть минут партнеры меняются ролями. Можно выполнить это упражнение еще раз с новыми парами. Затем участники тренинга делятся впечатлениями об этом упражнении. Вопросы для обсуждения:
- Когда слушали, трудно ли было использовать парафраз и другие способы поддержки? Что получилось и что нет?
- Когда говорили, насколько комфортно чувствовали себя в этом контакте, что в слушателе помогало говорить, располагало к доверию, а что мешало?

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника - означает:

· Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

· Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания :

· Cобеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

· Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

· Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

· Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Правила активного слушания:

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать распросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Пример активного слушания

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно... (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти... (Пауза.)
ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
Пример взят из книги Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком - Как?»

Практика активного слушания .

Предположим, вы пытаетесь применить активное слушание к человеку, который на вас обиделся непонятно на что:

Вы:
- Ты обиделся на меня. (мягко)
Собеседник:
- Нет. (раздраженно)

Что делать дальше? Ведь собеседник не дал вам никаких зацепок, чтобы сформулировать следующее предложение. На самом деле, когда человек вам что-то говорит, работают не только слова, но и мимика, тон, осанка и т. д. Собеседник посылает вам ответ на 2-х уровнях: открытом (само сообщения) и скрытом (чувства). В примере выше мы имеем недостаток информации на открытом уровне, но информации более чем достаточно на скрытом.

Пример следующей фразы:
- Ты отрицаешь, что обиделся, потому что не хочешь ссориться со мной.
- Твой голос очень сердитый, потому что ты недоволен моим поведением.
- Ты недоволен тем, что... (предположение)

Можно просто вернуть инициативу собеседнику.
- Не обиделся... (пауза)
Если собеседник настроен на общение, он что-нибудь скажет.

Техника активного слушания

Иван Тычинин

Бывает, что мы не можем понять человека, уделить ему внимание, запомнить, что он нам говорит. Оказывается),очень важно слушать и слышать собеседника, чтобы избежать недопонимания и разлада общения. И тут есть техника "активного слушания". Кстати в применении подобных коммуникативных техник есть один крайне ценный посыл - нужно взять ответственность за результаты общения на себя. Вы отвечаете за то, что и как понял ваш собеседник, что и как поняли вы, какие эмоции возникают у вас обоих в процессе общения и т.д.

Итак "активное слушание". Оно помогает: услышать собеседника, прояснить суть его речи, лучше запомнить содержание беседы, управлять эмоциональной стороной беседы, наладить контакт с человеком. И еще очень важно - активное слушание способствует говорению вашего собеседника. Собеседник сможет рассказать вам больше.

Чтобы ваше слушание превратилось в активное, необходимо следовать нескольким советам:

Поощряйте собеседника

Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.

Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.

Прояснение

Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.

Когда, как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....

Переспрашивание

Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.

Т.е вы бы хотели, чтобы ваши партнеры вам больше доверяли. Не так ли?

Эмпатия

Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.

Вы кажется расстроены этим фактом...?

Выражение сопереживание

Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника.

Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему...

Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом....

Подведение итогов

Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.

Правильно ли я понял, что...?

В итоге, можно сказать что...

Насколько я понял это..., речь шла о....

Кажется, это была ключевая идея...

Давайте подведем итог....В результате....

Данные вещи, скорее всего, покажутся вам знакомыми и простыми. Однако, они весьма эффективны и иногда делают с качеством нашего общения чудеса. Основное правило - это не воспринимать их и не пользоваться ими механистично. Их использование не должно превращаться в попугайничанье и напряженное следование правилу "активного слушания". Будет гораздо лучше если вы просто будете иметь их в виду, достигните уровня, когда их использование придет не из правила и совета, а из сердца. Важно искренне испытывать интерес к собеседнику, видеть его исключительность и уникальность. И относиться к нему бережно и с любовью! Вот тогда все получится!

Обязательные правила активного слушания:

1. Не давать оценку мнению рассказчика. Сохранять нейтрально-одобрительную позицию. Его точка зрения может расходиться с вашей, он имеет право на свое личное мнение, которое вы принимаете и уважаете.

2. Будьте доброжелательны и учтивы. Сохраняйте спокойствие и избегайте категоричных высказываний. Устанавливайте контакт, смотря в глаза собеседнику с вниманием и участием, но не испытующе. Не перебивайте его и не заполняйте паузы, если он замолкает.

3. Будьте искренни в своем желании выслушать человека. Если на самом деле вам не интересно, то техника активного слушания не принесет никаких результатов.

Применение приема активное слушание и искреннее желание выслушать и понять собеседника сделают общение приятным и более доверительным, позволит собеседнику выпустить пар и сказать больше, чем он намеревался. Это поможет быстрее и проще устанавливать контакт с людьми, а также сделает ваше общение более позитивным и эффективным.

Первое правило активного слушания – это установление контакта глаз. Если человек чем-то занят, то ему нужно либо оторваться от своего занятия и полностью уделить время своему партнеру, либо попросить отложить разговор на некоторое время. Важно, что если ты просишь о том, чтобы отложить разговор, то необходимо указать точное время, через которое ты сможешь освободиться, и подтвердить, что через указанное время ты самостоятельно подойдешь, чтобы обсудить вопрос. При этом слова не должны расходиться с делом. Визуальный контакт необходимо держать в течение всего разговора. Это не значит, что нужно все время смотреть друг другу прямо в глаза. Достаточно повернуться друг к другу лицом. 2) Важна интонация, с которой произносится парафраз. Твои реплики должны произноситься в утвердительной форме, а не в вопросительной. В парафразе, а также в твоих мимике, жестах и взгляде, не должно быть осуждения, недовольства, «немого укора». Должно присутствовать, как минимум, понимание, как максимум, сочувствие (т.е. присоединение к чувствам говорящего). 3) Не стоит торопиться. В диалоге бывает очень полезно «держать паузу». То есть после того, как ты пересказал (-а) и назвал (-а) чувства партнера, необходимо дождаться, пока партнер сам отреагирует на твою реплику. Не стоит его подгонять или давать еще один парафраз («а то вдруг не понял меня!»). Как правило, самое важное в человеческом общении происходит во время таких пауз. 4) Не бойся ошибиться, называя чувство собеседника. Даже если ты ошибся (-лась), то собеседник тебя поправит, но он, в любом случае, оценит твою попытку установить контакт. Это будет хорошим поводом для собеседника прояснить свои чувства.
| следующая лекция ==>