Занятия по экологии в средней группе
Цель: дать детям понятие о значении комнатных растений, содержании их в чистоте, правильном поливе и бережном уходе.
Материалы к занятию:
Три растения – с сухой землей, с пыльными и чистыми листьями, 4-5
растений с несложными названиями и внешне отличающиеся; лека с водой,
лопаточка, 2 тряпочки и ванночка с водой.
Ход занятия:
I. Дети на стульчиках полукругом, на столе по середине- 3 растения- с сухой землей; с чистыми и пыльными листьями.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у нас стоит на подоконниках? (комнатные растения).
Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей).
Правильно, Никита, для красоты.
С растениями красиво и уютно.
А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
Ребята, а еще растения очищают воздух.
Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями).
А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и
радовали нас красотой, что нужно для них делать? (ухаживать за ними).
Правильно. Как нужно за растениями ухаживать, мы сейчас попробуем
разобраться.
II. Посмотрите, на столе стоят растения.
Вот в этом горшке, какая земля? (сухая)
А почему она сухая? (её не поливали давно).
Правильно, землю долго не поливали, и, посмотрите, как цветочек засох. Нужно скорей накормить его водичкой. (полить из лейки).
А для того, чтобы земля долго оставалась влажной, нужно взрыхлить ее
лопаточкой. Посмотрите ребята, теперь земля даже красивее стала. Давайте
пока поставим его в сторонку, а позже посмотрим, что с ним случится.
А теперь посмотрите как эти 2 растения, на их листья. Какие листья у
этого растения? (ответы детей, а самый главный – «чистые»). Конечно
чистые даже блестят. А спатифиллюм как будто радуется, сверкает на
солнышке. А у этого растения, Амариллиса, какие листья? (пыльные). Да, к
сожалению, листики у Амариллиса пыльные, тусклые и он грустит, жалуется
нам, что ему невесело и тяжело от пыли. Как вы думаете, ребята, какому
растению легче дышать - Спатифиллюму с чистыми листьями или Амариллису с
пыльными? (с чистыми). Конечно же, Спатифиллюму, потому что у него
чистые листья, правильно. Значит, что нужно сделать у Амариллиса, чтобы
ему стало легко и весел дышать? (протереть листья). Хорошо! Давайте
протрем их. Для этого нужно взять небольшую тряпочку, намочить и немного
выжать, взять в ладошку лист и осторожно протирать его тряпочкой,
придерживая ладошкой по всей длине листа, передвигая ее, не забывая
прополаскивать тряпочку. Вот так! (показать). Кто хочет попробовать?
(вызвать несколько пар по очереди, объясняя и помогая детям аккуратно
протирать листья, следить за тем, чтобы не повредить их). Молодцы,
теперь у нас и Спатифиллюм, и Амариллис стали красивые, чистые и
блестящие, им будет легко дышать.
Сегодня мы узнали, как нужно
ухаживать за комнатными растениями. Кто назовет, что мы сегодня делали,
чтобы растениям было хорошо и спокойно? (вовремя поливать, протирать
пыль с листьев, рыхлить землю).
Физкультминутка
На лужайке, над ромашкой
Жук летал в цветной рубашке-
« Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь».
III. Д/и « Угадай, какого растения не стало? »
На столе стоят 4 растения: фиалка, амариллис, бегония, финик. Вспомнить с детьми как они называются. Убирать по одному растению, когда дети закроют глаза. Когда откроют, спрашивать, какого растения не стало (5 раз). « Молодцы, ребята, вы были внимательными, и сразу видели, какое растени е я убрала». В конце занятия закрепить названия этих растений.
Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей
В гостях у волшебницы воды.
Средней группы.
Цель:
дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
Задачи.
Обучающие:
-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,
— познакомить с круговоротом воды в природе,
Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,
— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,
Воспитательные:
— формировать умение работать в коллективе,
— воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
Наблюдения за разными состояниями воды, отгадывание загадок о явлениях природы, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.
Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
И здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою и очень твёрдой.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться. (Вода)
Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.
-Где мы можем встретить воду?
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?
Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.
И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).
Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).
Чтобы , а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.
Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.
Задание №1.
Нужно ответить на вопросы:
-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?
-Куда поднимается пар?
-Что помогает воде испаряться?
-Как появляются лужи?
-Откуда берётся дождь?
Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).
Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.
Пар поднимается вверх в тучу.
Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.
Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».
Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».
Динамическая пауза «Круговорот воды».
Задание №2.
Проведение опыта « Очистка воды»
Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).
– А как мы можем очистить воду?
Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?
Дети рассказывают.
Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.
Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).
Задание №3.
Отгадайте загадки.
Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.
Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.
Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.
Готовую открытку ставят на видное место.
Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики . Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.
Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).
– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.
Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.
Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.
Название:
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению
Месторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области
Занятие по экологии в средней группе «Кто во что одет?» по дидактической
системе деятельностного метода «Школа 2000…» (с элементами моделирования)
ДОУ № 000 г. Липецк
1) сформировать у детей представление об «одежде» зверей, птиц, рыб;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закреплять умение систематизировать животных по покрову тела;
4) учить детей классифицировать предметы одежды;
5) формировать навык пользования моделями;
6) прививать интерес к животным, птицам, рыбам;
7) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: мягкие или резиновые игрушки медведя, белки, зайчика, вороны; картинки животных, птиц, рыб, земноводных; три «волшебные» коробочки с мехом животного, перьями птиц и чешуей рыб.
Раздаточный: карточки-модели (на каждого) с изображением покрова тела животных, птиц, рыб.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Какое сейчас время года? (ответы детей)
Поздняя осень уже закончилась, по утрам бывает легкий морозец; на прошлой неделе мы с вами наблюдали за первым снегопадом. Зима начинает вступать в свои права.
Когда вы шли в детский сад вы сильно замерзли? (разные ответы)
А почему вы не замерзли, что вас согревало? (ответы детей)
Как одним словом назвать все вещи, которые согревают человека? (одежда)
Воспитатель говорит детям, что Незнайка пошел в зимний лес, никого там не нашел и очень волнуется, как же звери и птицы будут зимовать, ведь людей согревает в холод одежды, а животные не могут купить себе в лесу одежду. Что же им делать?
Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке разобраться в создавшейся ситуации.
Приглашаю вас в лес. Дети идут цепочкой за воспитателем, проходят змейкой по группе, садятся на ковер.
2.Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о том, что всем животным необходима «одежда».
Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в лесу летом. Собрались звери на полянке, стали жаловаться на зной и жару. Услышала их ворона на ветке и рассмеялась: «Да снимите вы свои шубы, тогда вам и жарко не будет». (Во время рассказа выставить на столик игрушки медведя, белки, зайчика, вороны).
Ребята, как вы думаете, разденутся животные или нет? Почему? (Ответы детей).
Это вы так думаете, а давайте послушаем, что на самом деле ответили животные вороне:
Белка первая заговорила: «Я не могу шубку снять – она меня от колючих сосновых веток спасает». Медведь сказал: «А моя шуба помогает сберечься от комаров и мошек в малиннике». Зайчик тоже проговорил: «А моя серая шубка на земле не видна, охотник меня не замечает».
Никто не захотел шубку снимать – очень она им нужна, защищает их.
Но вот пролетело лето, прошла осень, наступила зима. Только и теперь зверята в шубках ходят, не желают их снимать.
Ребята, подумайте, почему? (Ответы детей)
Шубки такие же остались или изменились? (Ответы детей)
Шубки животным очень нужны. Летом они были не очень теплые, а зимой стали теплее; летом были не очень густые, а зимой стали гуще; летом они были пуховые, а зимой еще пуховее.
Игра «Превращения»:
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Ребята, хотите превратиться в зверят? (Ответы детей) Тогда давайте поиграем. (Дети становятся в круг, имитируют движения и голоса животных, птиц, рыб: медведь, заяц, воробей, гусь, петух, рыбка и т. д.)
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о покровах тела животных, птиц и рыб; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором стоят три «волшебные» коробочки, говорит, что в этих коробочках лежат «одежды» животных.
Давайте угадаем, что лежит в первой коробочке. (При затруднении показывает изображение некоторых зверей). Дети догадываются, что это - мех. Открываем коробочку, рассматриваем мех, ощупываем его.
Какие шубки у зверей? (Мягкие, теплые, густые и т. д.)
Какая еще «одежда» может лежать во второй коробочке? (При затруднении показывает изображение птицы)
Чем покрыто тело птиц? (Перьями) Открываем коробочку, рассматриваем перья.
Да, ребята, у птиц тело покрыто перьями, которые защищают их от холода и ветра.
У нас осталась еще одна «волшебная» коробочка. Как вы думаете, какая «одежда» может лежать здесь? (Предположения детей)
Давайте откроем и посмотрим.
Открываем коробочку, рассматриваем содержимое, пробуем на ощупь. Возникает затруднение. Воспитатель предлагает подойти к соседнему столику на котором лежат картинки с изображением животных с разными покровами тела (слон, жираф, кабан, лев и др.), птиц (пингвин, страус и др.), людей, морских животных и рыб.
Выберете того, кому, на ваш взгляд, принадлежит «одежда», лежащая в коробочке. (Дети делают разный выбор)
Смогли мы точно определить, кому принадлежит эта «одежда»? Почему? (Мы точно не знаем.)
Как нужно поступить, если что-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает).
У кого вы можете спросить прямо сейчас?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, логическое мышление, инициативность.
Воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос и говорит, что эта « одежда» принадлежит рыбам.
Давайте посмотрим еще раз, кто нашел правильное решение. Молодцы, вы нам помогли найти ответ.
А как же называется эта «одежда»? Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности. Если найдутся дети, которые назовут слово «чешуя», воспитатель хвалит их.
Да, ребята, тело рыб покрыто чешуей.
А может ли быть у рыбок тело покрыто шерстью или перьями? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Рыбки живут в воде, а шерсть или перья в воде намокнут, и рыбки не смогут плавать.
Да, всем живым существам, как и человеку, нужна одежда. Давайте еще раз назовем, кто во что одевается. Воспитатель делает вывод: тело животных покрыто шерстью, тело птиц – перьями, тело рыб – чешуей.
5. Включение нового в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить умение правильно распознавать покровы тела животных, птиц, рыб; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание.
Игра «Покажи правильно». (с использованием схем – моделей)
Дети салятся за столы. Перед каждым лежат три карточки: на одной изображено перо, на второй – шерсть, на третьей – чешуя. Воспитатель показывает изображения птиц, рыб или животных, дети должны поднять правильную карточку.
Молодцы, ребята, все справились с заданием. Все звери, птицы и рыбы благодарят вас за то, что вы правильно подобрали им одежду.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Кому мы сегодня помогали?
Смогли ли помочь?
Что вам было интересно делать?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли правильно подобрать «одежду»для обитателей леса и водоема , потому что точно знают, что тело животных покрыто шерстью, тело птиц – перьями, а тело рыб – чешуей.
Занятие по формированию элементарных экологических представлений для детей средней группы "Путешествие в осень"
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми входят в зал украшенный осенними листьямиМаленькие ножки бегут по дороге,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок-прыг по дорожке,
А большие ноги идут по дороге."
Воспитатель:
"Послушные у нас ножки. А куда же мы идём? "
Дети:
«Идём искать Осень.»
Воспитатель:
"У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. Я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
" Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад-
Это просто...(листопад)"
Туча по небу плывёт.
И поверх садов о рощь
Моросит холодный...(дождь)
Воспитатель:
" Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала?
В этом ей помогла волшебная кисточка и музыка. Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. А где живёт мелодия?
(Дети слушают...и в это время демонстрируются слайды как осень рисует на листьях)
Воспитатель:
Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетел, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Ребята, давайте его попросим чтобы он больше не шалил.
Дети говорят
: "Ветер, ветер не шали,
Краски взял, так положи!"
Воспитатель:
Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. Дети давайте с вами потанцуем под музыку, изображая листики.
Под фонограмму П. И.Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года" дети танцуют.
Воспитатель цитирует:
Листья дубовые, листья кленовые,
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Воспитатель:
Но вот полил сильный дождь. Упали капли воды на листья, и потекла краска, смешались все цвета.
Ой, какая красота!
Название:
Номинация:
Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Средняя группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Детский сад «Нурлан»
Месторасположение: Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент
Возраст. группа: Средняя группа «Жұлдыз»
Дата:
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум»
Раздел: Основы экологии
Тема: Насекомые.
Цель: Расширять представления детей о насекомых, показать их многообразие. Познакомить со, строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умение находить сходство и различия. Формировать интерес к жизнедеятельности насекомых. Развивать наблюдательность, разговорную речь, внимание, память. Воспитывать заботливое отношение к насекомым и природе.
Билингвальный компонент: жәндіктер — насекомые, қанқыз — божьякоровка, құмырсқа — муравей.
Словарная работа: насекомые
Технологическое обеспечение: картины насекомых, игрушка, пазлы, материал для творчества.
I. Оргмомент
II. Псих.настрой
Утренний круг
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
— Ребята посмотрите к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся!
Дети стоя в кругу повторяют движения за воспитателем
Дети здороваются на двух языках
Сюрпризный момент: Кто то нам в нашем уголке природы оставил письмо.
Посмотрим что там? Открываю письмо, а там загадки.
Загадываю загадки:
1.Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её…
2. Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
4. Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром, -
Завитой укроет дом!
5. В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
— Молодцы все загадки отгадали.
Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, как одним словом можно их назвать?
Правильно! И так мы сегодня с вами будем говорить о насекомых.
Пальчиковая игра «Паучок»
Стихотворения о насекомых
Дети читают стихотворения
1 задание: Соединить насекомое с растением (2 детей выполняют задание)
2 задание: Собрать пазлы «Насекомые» (2 детей выполняют задание)
Хитрые вопросы
— Насекомое с рогом?
— Самое опасное насекомое?
Физминутка «Кузнечики»
— Пока ребята выполняют задания поиграем
Хитрые вопросы
Дети отвечают на вопросы и смотрят ответ на экране
— Я вам буду задавать вопросы, а вы если правильно ответите, то на экране появится это насекомое:
— Кого называют «Дети солнца»?
— Насекомое с рогом?
— Самое опасное насекомое?
— Насекомое которое свой дом носит с собой?
— Насекомое которое поднимает груз тяжелее себя?
Дидактическая игра: «4 лишний»
Физминутка «Кузнечики»
3 задание: «Посади божью коровку на листочек»
Дети работают у доски. (Дерево с листочками, на листочках точки, на божьих коровках цифры, нужно посадить божью коровку на нужный листок)
4 задание: «Найди для пчелки улей»
Упражнение «Небылицы»
Муравей живет в улье?
Бабочка стрекочет?
Комар ловит птиц?
Паук собирает нектар с цветов?
Муха плетет паутину?
Шмели строят муравейники?
— Ребята мы с вами прочитали много сказок о насекомых, назовите их.
— Ребята наши детки тоже решили сочинить сказки давайте их послушаем.
Вам понравились сказки?
— Посмотрите какие красивые поделки сделали наши ребята со своими родителями.
Я предлагаю и вам сделать насекомых различными методами и способами
Творческая работа
Оказываю помощь в изготовлении поделок
Итог занятия
Релаксация:
Играет музыка
— Ребята закройте глазки и представте что вы маленькие пчелки и летаете с цветка на цветок.
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
— Ребята скажите что будет если на земле исчезнут все насекомые?
— Можно ли убивать насекомых?
Ожидаемый результат:
Знать: строение, средой обитания, способами передвижения. названия.
Иметь: представления о насекомых, их многообразие, особенностях и отличия насекомых.
Уметь: проявлять заботу о насекомых, отвечать на вопросы, вступать в беседу.
Воспитатель: Попова И.В.
Методист: Қоңыратбай Ж.М.