Как делают ювелирные украшения. Как делать украшения Как делать ювелирные украшения своими руками

Совместимость знаков

Можно ли создать ювелирные украшения своими руками в домашних условиях? Да так, чтобы получилось классно, неординарно и просто красиво? Ответ – да, вполне даже можно! Ведь, как говорится, не боги горшки обжигают. Но для того, чтобы получилось действительно ювелирное украшение в прямом смысле этого слова, необходимо учесть некоторые моменты.

Какие именно, поговорим чуть ниже. А вначале вспомним, что представляют из себя ювелирные украшения.

«Ювелирный» в переводе с иностранного языка значит драгоценный. То есть изначально предполагается, что материалы для будущего украшения будут достаточно дорогостоящими: серебро, платина, золото, их сплавы, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Впрочем, нередко используют и менее дорогостоящие сплавы металлов (мельхиор, нейзильбер, пьютер, бронзу, латунь) с последующим покрытием из золота или серебра, а также инкрустацией стразами и синтетическими камнями (цирконием, фианитом). Можно использовать . Такие изделия называются бижутерией.

К ювелирным украшениям относятся браслеты, серьги, броши, кулоны, подвески, колье, перстни, кольца, бусы, цепочки.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое ювелирные украшения, поговорим о способах самостоятельного их изготовления.

Создание украшения: с чего начать?

Во-первых, необходимо определиться, что именно вам нужно. Будет ли это кольцо, браслет или бусы? Или вы хотите изготовить колье либо головное украшение? Для каждого изделия существуют свои тонкости и технология изготовления.

Во-вторых, нужно подобрать необходимые материалы и вооружиться инструментарием, без которого не обойтись. Материалы – это обработанные, ограненные камни или бусины, проволока разного диаметра и жесткости (как многожильная нержавеющая с полимерным покрытием, так и однородная из цветных металлов, в том числе благородных), золотые и серебряные пластины. Эти материалы продаются в специализированных магазинах.

Инструменты могут быть как самыми простыми, так и специализированными.

Первые – это плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы, кусачки, молоток с наковальней, тиски, ручная дрель.

Второй тип инструментов встречается реже и используется в основном профессиональными ювелирами. Помимо перечисленных инструментов, включает в себя анки и пунзели – высокоточные инструменты для изготовления пустотелых шаров и других элементов ювелирных украшений. Также к специальным инструментам относятся прессы, вальцы, намотчики, полировальные машинки, конические стержни (ригели) с разметкой и без, специализированные кусачки и пассатижи с самой различной формой рабочих поверхностей, шаберы, выколотки, пуансоны, расколотки кастов различных конфигураций и т. д.

Как видим, чтобы создать ювелирное украшение своими руками, может потребоваться много чего. Но вполне возможно обойтись и необходимым минимумом.

Создаем ювелирные шедевры подручными средствами

Первая группа ручных инструментов, несмотря на относительную малочисленность и доступность, все же должна быть высокого качества. Лучше сразу отказаться от инструментов с выщербленными рабочими поверхностями и сделанных из непрочных материалов. Хорошо бы приобрести инструменты фабричного отечественного, немецкого, американского, корейского производства или сделанные по лицензии известных брендов в других странах. Такие изделия могут стоить значительно дороже «базарных», но они себя окупят. К тому же ими гораздо легче работать.

Теперь перейдем к технологии изготовления некоторых украшений.

Простые кольца из проволоки

а) проволоку (любую цветную средней жесткости или мягкую) отрезают от бобины куском длиной около 15-20 см;

б) накручивают на подходящий по диаметру цилиндрический стержень три витка проволоки, оставляют оба ее конца длинными;

в) сняв проволоку со стержня, нанизывают на нее требуемое количество бусин или камней с отверстиями так, чтобы украшения были со стороны, перпендикулярной концам проволоки, которые на следующем этапе загнут;

г) концы загибают и плотно закручивают вокруг полученного кольца несколькими витками с помощью круглогубцев и отрезают излишки ножницами либо бокорезами. Концы проволоки должны быть расположены снаружи кольца, чтобы не доставлять дискомфорта при носке кольца.

Полученное кольцо смотрится очень красиво и стильно, а сделать его весьма просто и быстро.

Создание бус, браслетов, ожерелий и колье

а) отрезают многострунную проволоку с полимерной оболочкой на требуемую длину;

б) нанизывают на нее бусины, камни, кулончики и т. п. элементы в желаемой последовательности;

в) к концам проволоки прикрепляют подходящий замок-застежку – карабинного либо другого типа.

Вместо проволоки либо наряду с ней можно использовать различные цепи, также допустимо вплетать в композицию разноцветные нити мулине. В случае ожерелий используют несколько рядов проволоки с нанизанными по заданному эскизу или в соответствии с фантазией декоративными элементами. Кроме того, приобретя камни с колечками и цепочками, можно дополнить полученное нашейное или запястное украшение подвесками. Как говорится, разгуляться творческому воображению и фантазии есть где.

В случае изготовления головного украшения типа короны, диадемы или венца сначала готовят основу из жесткой или полужесткой одножильной цветной проволоки. Затем на нее с помощью пайки или другим методом прикрепляют проволочный каркас с бусами и/или камнями.

Всех способов создания ювелирных украшений своими руками в домашних условиях не перечесть, так как их существует большое множество. Но отметим, что это – великолепная возможность собственными руками сделать настоящий шедевр красоты! Данное рукоделие может быть в свободное время.

Золото — металл, который воспевают, чтут, ненавидят и за который гибнут люди не одно столетие. Самый магический металл на Земле.

А между тем ювелиры утверждают, что в обработке он — один из самых податливых и удобных. Может, потому из него создано столько произведений искусства еще с незапамятных времен. Отринув мифическую составляющую, корреспондент Sputnik Юлия Балакирева решила выяснить, как создаются ювелирные украшения и легко ли строить бизнес на металле, за расходом каждого грамма которого пристально следит государство.

О ювелирных тонкостях работы Sputnik рассказали начальник отдела маркетинга компании ZIKO Сергей Бадылевич и начальник производства литьевых изделий Кирилл Козлов.

© Sputnik / Сергей Пушкин

Где берут золото?

Совершить экскурсию по предприятию, где создают золотые украшения, как выяснилось, очень непросто. Первым делом меня попросили снять с себя все украшения. Чтобы не было проблем на выходе. И повсюду с нами вместе ходил сотрудник службы безопасности.

Чистое золото выглядит совсем не презентабельно — порошок, похожий на песок. И непросто поверить, что когда-нибудь из него получится изящное украшение.

Мне разрешили подержать небольшую (но увесистую!) пластину из этого металла — чуть больше смартфона. Ничего необычного — металл как металл. Если только не знать его стоимость — около 35 тысяч долларов.

Золото для будущих украшений предприятие закупает у Министерства финансов, рассказал Сергей Бадылевич. Отсюда оно приходит чистым, то есть 999-й пробы, в форме как слитков, так и в ломе. А вот в какой стране его добыли, не сообщается.

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Главные месторождения золота известны даже школьникам, и Беларусь, к сожалению, не входит в их число", — отметил Бадылевич.

Также металл покупается в местах скупки золота у населения. В этом случае украшения подвергаются металлургической обработке — аффинажу, при которой золото отделяется от примесей и снова становится чистым.

"Бриллианты, которые используются в украшениях, покупаем в Бельгии, России. Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни — в азиатских странах, среди которых лидирует Таиланд", — продолжил собеседник агентства.

Если не вдаваться в подробности, то на предприятии изделия создаются тремя способами. При первом металл заливается в подготовленную форму. Получается готовое украшение, но оно требует обработки.

Второй способ — штамповка. С помощью пресса и штампа создаются детали для будущего ювелирного изделия. Но самый интересный метод используется при изготовлении обручальных колец. Отливается труба из золота, которая весит около 2,5 килограмма. Делится на части, которые потом протягиваются под разные размеры колец. Дальше происходит формообразование будущего кольца с помощью токарных станков. Получается бесшовное изделие, которому никакие трудности во время долгой семейной жизни не страшны. Оно не погнется и не треснет.

Почему не 999-я проба?

О золоте слагают множество легенд и мифов. Конечно, мы не могли не расспросить о них специалистов.

Например, почему для украшений не используется высшая проба золота?

"Чистое золото — это очень пластичный и мягкий металл. Поэтому изделия были бы непригодны для носки", — пояснил Кирилл Козлов.

Украшения из чистого золота были бы не только мягкими, но и очень дорогими, отметил специалист. Поэтому чаще используются сплавы. За основу берется золото, к которому примешивают другие металлы для повышения прочности.

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Например, 585-я проба золота означает, что 100% общей массы изделия состоят из 58,5% золота, а все остальное — легирующие компоненты, в состав которых входят другие металлы — серебро, медь, палладий, никель и так далее", — отметил Кирилл Козлов.

"Но в ряде стран создаются традиционные предметы интерьера, выполненные из чистого золота, что, безусловно, носит очень эксклюзивный характер", — добавил он.

Есть популярное выражение "золотой унитаз". Неужели сиденье действительно из золота делается?

"Возможно, где-то у очень состоятельных людей с богатой фантазией они и есть, но мы ни одного не изготавливали", — улыбается собеседник.

Другое дело — золотые коронки. Те, кто вырос в Советском Союзе, прекрасно помнят то время, когда золотые коронки считались признаком достатка.

Интересно, для коронок металл используется той же пробы, что и для украшений? Если они лежат дома, можно ли их как-то использовать?

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Перед тем как применить такой металл, на предприятии его очищают до 999-й пробы. Только после этого он будет пригоден для изготовления ювелирных изделий. Если же у вас дома без дела хранятся золотые коронки, то лучшим решением будет сдать их в пункты скупки золота. Также в наших магазинах есть возможность обменять свое старое золото, в том числе и зубные протезы, на новые драгоценные украшения", — посоветовал Кирилл Козлов.

Что модно?

Прежде чем попасть на прилавок, украшение из золота проходит долгий путь. Все начинается в кабинете дизайнера, который готовит эскиз. И порою на этот процесс уходит до полугода.

В связи с этим в компании вспоминают популярный вопрос от обывателей: почему покупать золотые украшения дорого, а сдавать — дешево?

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Помимо стоимости самого металла, на цену изделия при покупке влияет и ряд других параметров: используемые камни, трудоемкость изделия и прочее. При сдаче лома вы получаете деньги исключительно за металл, который необходимо еще очистить для дальнейшей работы", — пояснил Сергей Бадылевич.

В ювелирном деле тоже есть своя мода. Особенно удачной получилась последняя коллекция компании "Бриз", признался Бадылевич. Спрос на нее очень высокий. В этой ситуации дизайнеры угадали с сезонностью. Украшения выполнены в летней тематике — из серебра и со шпинелью цвета аквамарин. Получились легкими и яркими.

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Тренды в ювелирном деле зависят от времени года. Также влияет возрастная категория аудитории. Например, молодежь больше любит минимализм и когда в украшении используются необычные детали. Категория постарше предпочитает классику. Этим летом популярен жемчуг", — рассказал Бадылевич.

В компании не скрывают, что стараются следить и за мировыми брендами.

"На самом деле все, что можно, в ювелирном деле уже придумано. Остается только возвращаться к хорошему прошлому. Но уже в новом прочтении. Так ведут себя все компании мира", — пояснил собеседник.

Но это не значит, что золоту не нужны забота и уход. Нам предоставили целый список, что любит и не любит этот металл. Вот некоторые из пунктов:

  • Украшения лучше хранить в шкатулке, обитой внутри мягкой тканью, отдельно друг от друга. Иначе драгоценные камни и ювелирные изделия царапаются или повреждаются.
  • Категорически запрещен контакт парфюма с ювелирными изделиями.
  • Не стоит носить ювелирные изделия во время домашней работы. Необходимо их снимать на время сна, принятия душа, посещения сауны или бассейна.
  • Каждый раз, когда снимаете украшение, его следует протирать специальной тряпочкой из микрофибры. Но чистить надо аккуратно.Пыль и грязь обычно содержат микрочастицы кварца, которые могут поцарапать металлические элементы изделий.

Роскошные, элегантные, влюбляющие в себя с первого взгляда - все это можно сказать о ювелирных изделиях. Кажется, что драгоценные камни и изящные линии благородных металлов соединяются легко, словно по взмаху волшебной палочки. Но что стоит за видимой легкостью?

Сложный, кропотливый труд, требующий большого мастерства. Процесс изготовления любого украшения начинается с идеи: сначала разрабатывают дизайн, рисуют и корректируют эскиз, создают 3D-модель будущего изделия. Когда утверждены все детали, начинается производство.

На ювелирных предприятиях художники работают в тесном контакте с технологами, ведь далеко не всегда есть реальная возможность создать то, что красиво выглядит на эскизе. К сожалению, технологические возможности ювелирного дела не безграничны.

Как изготавливают ювелирные изделия

В наше время ювелиры-универсалы, которые в одиночку делают украшения, встречаются все реже - основной ассортимент на рынке производится совсем иначе. На ювелирных предприятиях каждый мастер занимается исключительно своим делом: одни специалисты работают с заготовками, другие отвечают за закрепку драгоценных камней, третьи занимаются полировкой. И если каждый делает свою работу не просто хорошо, а безупречно, то качество готовых ювелирных изделий будет очень высоким.

Основные технологии изготовления ювелирных изделий

  • Литье. Эта технология чаще всего используется для украшений, которые состоят из нескольких деталей.

Принцип ювелирного литья достаточно прост: восковые модели собирают в «елку», припаивая их на один стержень. Эту «елку» заливают формомассой и запекают, и если все сделано правильно, то воск вытапливается и вытекает, а форма с пустотами остается. Теперь в эту форму заливают сплав, остужают, убирают формомассу - остается металлическая «елка», с которой буквально обрезают изделия из металла. Остается скрепить части украшения (это делают ювелирные монтировщики) и придать ему товарный вид - отшлифовать, отполировать, закрепить камни.

  • Штамповка. Эту технологию обычно применяют для создания плоских форм - медальонов, крестиков и т.д. Изделия выдавливают прессом по форме из пластины драгметалла, после чего придают им товарный вид и выпускают в продажу.

Как делают ювелирные изделия из золота и серебра на заказ


Чтобы изготовить украшение по или заказу или другое изделие из драгоценных металлов заказу, необходимо продумать мельчайшие детали, особенно если клиент хочет заказать эксклюзивную вещь. Простого наброска для начала производства недостаточно, хотя заказчик может даже просто описать словами, какое украшение ему хотелось бы получить.

Сначала на основе пожеланий клиента дизайнеры делают эскиз, а после на основе эскиза модельеры создают 3D-модель. Если заказчика все устраивает, то после утверждения эту модель распечатывают на 3D-принтере. Также заранее обсуждается, из чего могут быть сделаны желаемые украшения (учитываются особенности дизайна и материалов).

На основе полученной модели создают форму для литья драгоценного металла. Уже отлитые части украшения переходят в руки мастерам для шлифовки, покрытия эмалью или закрепки камней. Поверхность изделия должна быть идеальной, камни не должны треснуть или выпасть, ведь украшение низкого качества никто не захочет купить. Поэтому на этапе доведения украшений до совершенства без ручного труда не обойтись - даже при наличии высокотехнологичного оборудования некоторые этапы доверяются только опытным, квалифицированным мастерам.

Перейдем к фотоотчету? ;)

Мастерская находится на развивающемся заводе Кристалл. Так как уже смеркалось, шел дождь и я опаздывала, фотографировать его не стала. Но он очень атмосферный, поэтому иллюстрирую рассказ фотографией из интернета:

Завод находится около Яузы, через реку от Винзавода и Артплея. Сейчас, когда искала фотографию, увидела, что завод будут реконструировать: здесь планируют сделать приятное общественное пространство с кафешками, магазинами, креативными офисами и прочим. Уже прошлым летом там проходили ярмарки и фестивали, много народу побывало в новом месте. Концепция и внешний вид напоминают дизайн-завод Флакон, не правда ли? Конкуренция! :)

Но о заводе в другой раз, я туда хочу вернуться, когда погода будет получше, чтобы исследовать новое тусовочное место;) А сейчас вернемся к мастер-классу, который проходил в творческой мастерской. Она совмещена с небольшой, но симпатичной фотостудией, поэтому здесь много фотоаппаратов разной степени винтажности, картин и заляпанных краской мольбертов. Атмосферное место!

Так выглядит рабочее место ювелира - ничего роскошного, а ведь здесь обрабатывается не только серебро, но и золото, и драгоценные камни. Внизу педалька для шлифовочной машинки.

Сначала мы взяли небольшое количество серебра и расплавили его.

После этого вылили расплавленную массу в форму, где она застыла, но не крепко. Вообще серебро довольно податливый металл и некоторое время с ним можно работать без нового плавления.

Охладив получившуюся «колбаску» в холодной воде, мы перешли к обкатке. Она происходит в два этапа: сначала нужно задать ширину кольца (правая часть машинки), а потом - толщину (левая часть). Колбаску вставляешь в проем, крутишь ручку и она проползает через отверстие. Обкатка происходит постепенно, на каждый из этапов примерно 30 прокруток. То есть нельзя сразу взять и за одну прокрутку сплющить металл - он тогда треснет и надо будет начинать заново.

Во время последней прокрутки можно было отпечатать на металле (он еще мягкий, помните?) какой-нибудь узор. Мне предложили кусочек кружева, еще что-то - я выбрала листик, потому что совсем недавно у меня появилось кольцо в виде веточки, а это колечко я решила делать на фалангу. Получилась такая эко-тема:)

После этого с помощью ниточки я измерила обхват пальца и отрезала требуемое количество. Это было сложно, потому что лобзик нужно держать строго вертикально и следить за тем, чтобы он не «уезжал» в сторону. Здесь мне помогли, так как это важный этап - спилы должны быть идеально ровными, чтобы потом соединиться.

Потом из полоски формируется кольцо вокруг конусовидной палки при помощи мягкого молоточка. Я очень сосредоточенная и напряженная:)

Теперь пора отбелить серебро в кислоте, чтобы вернуть изначальный цвет - оно после переплавки темнеет.

Следующий этап: шлифовка несколькими способами. Сначала шлифуются боковые грани кольца при помощи наждачной бумажки.

Потом шлифуются внешняя и внутренняя сторона наждачной бумагой, закрученной в бормашину. Кольцо нужно держать крепко-крепко, иначе может вылететь в глаз. А это не так-то и просто, потому что оно под воздействием бормашины сильно вибрирует - у меня пару раз улетало, так что этот этап я предпочла пофотографировать:)

После этого кольцо проходит последний этап шлифовки на машинке с быстро крутящимся резиновым «колесом». От быстрого трения кольцо мгновенно нагревается и после каждого прикосновения к «колесу» его нужно опускать в холодную воду.

Все, кольцо готово! Осталось только очистить его в ультразвуковой ванне - оставляем его там на 10 минут. Можно отдохнуть и вытереть со лба пот усердия:)

А вот и результат!

Непередаваемое ощущение, когда ты сам делаешь какую-то вещь: теперь это кольцо ношу, не снимая - вот она, сила хэндмейда. Так что советую съездить на мастер-класс, он совсем не дорогой. Или вариант для парней: купить сертификат на МК и подарить его 14 февраля или 8 марта;)

Спасибо моим ювелирным наставникам, которые помогли мне в создании фотоотчета!

Вам понадобится

  • - оборудование и набор ювелирных инструментов;
  • - драгоценные и цветные металлы;
  • - драгоценные и полудрагоценные камни.

Инструкция

Оборудуйте собственную ювелирную мастерскую, включающую рабочее место и подсобное помещение. Предусмотрите в мастерской приточно-вытяжную вентиляцию для вывода вредных паров и пыли, выделяемых при плавке, травлении и шлифовке материала.

Приобретите необходимое оборудование. Потребуется рабочий стол-верстак, ювелирная горелка, подвижная лампа, бормашина, набор ванночек, ящик с отделениями для хранения камней и драгоценных металлов. Снабдите помещение пылеулавливателем. Поставьте в подсобном помещении рукомойник с отстойником для сбора частиц металлов.

Подготовьте необходимые для работы инструменты: напильники различных профилей, надфили для опилки металла, пинцеты, плоскогубцы, кусачки, ножницы для работы с металлом, лобзик, молотки, миниатюрную наковальню. Понадобятся также плиты и пуансоны для формовки деталей и волочильная доска. Обработка изделий при помощи бормашины потребует набора сверл, фрез и абразивных кругов.

Для проведения измерений запаситесь настольными с разновесками, штангенциркулем, микрометром, металлической линейкой. По мере овладения технологиями изготовления изделий, вероятно, вам потребуются дополнительные инструменты и приспособления.

Запаситесь необходимым для начала работ количеством драгоценных и цветных металлов, камней. Чаще всего в ювелирном деле используются , серебро, платина, палладий и их сплавы.

Определите для себя типы и виды ювелирных изделий, которые вы предполагаете изготовить. Их существует бесконечное множество, но не всякое изделие возможно смастерить в обычной мастерской. Наиболее подходящими вариантами, которые по силам индивидуальному мастеру будут кольца, серьги, броши, кулоны, медальоны, некоторые виды цепочек (с простым плетением).

Изготовление ювелирных изделий начните с подготовительных операций, включающих подготовку сплавов и отдельных деталей будущего изделия. Они включают в себя плавку, ковку, волочение, штамповку, отливку по образцу и так далее.

Используйте механическую обработку материала, которая в большинстве своем производится ручным способом. Для этого перенесите рисунок будущего изделия на заготовку, разрежьте ее по разметке или отпилите деталь лобзиком. Используйте также сверление и опиливание будущего изделия для придания ему требуемой формы.

После выполнения работы по формированию контуров изделия переходите к заключительному этапу изготовления украшений: пайке, монтажу подвижных соединений, шабрению.