Где находится душа умершего до 40 дней. Можно ли сорок дней поминать раньше? Что происходит с душой после смерти

Астрология

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Смерть близкого человека – это горе и душевная боль для родственников. По христианской религии, сороковой день является самым важным. В это время душа покидает окончательно землю и попадает на суд Божий, где решается ее дальнейшая участь. Помогите душе близкого человека обрести покой на том свете поминками и искренними молитвами.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение могилы

На сороковой день сходите на могилку к умершему человеку, чтобы проститься с ним. Это обязательная часть поминального ритуала. Правила посещения кладбища:

  • уберите венки, возложенные на могилу после похорон. Сожгите или отнесите в мусорный контейнер;
  • положите на могилу парное количество цветов;
  • зажгите свечу или лампадку;
  • помолитесь о душе усопшего, потом помолчите и вспомните все хорошие моменты из его жизни.

Нельзя устраивать в 40-й день на кладбище трапезу со спиртным и шумными разговорами. Поминальный обед организуйте дома или в кафе. Не ставьте на могилу рюмку с водкой и не выливайте туда алкоголь. На могилку часто кладут конфеты с печеньем. Это дело добровольное, но лучше всего заменить сладости тарелочкой кутьи, которую оставляете возле могилы. Печенье с конфетами раздайте присутствующим на кладбище и нищим. Не устраивайте шумных разговоров, все должно пройти спокойно и умиротворенно.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение храма

На сороковой день обязательно пойдите в церковь и закажите панихиду. Это самая лучшая помощь душе усопшего родственника. Учтите, что панихида заказывается только по умершему человеку, который был крещен. Правила поминовения в церкви:

  • приготовьте дома продукты, которые вы положите в храме на поминальный столик. Это милостыня в честь умершего. Из продуктов можете понести печенье, конфеты, муку, сахар и разные крупы, фрукты, растительное масло и красное вино. Не вздумайте нести колбасу и прочие мясные продукты;
  • напишите имя усопшего в записке «Об упокоении». Записки выдают в церковной лавке. Под его именем напишите имена других усопших крещеных родственников и знакомых;
  • отдайте записку в церковную лавку;
  • поставьте свечу за покойного. В момент ее установки помолитесь за него и попросите Господа простить все его грехи;
  • не уходите из храма, когда батюшка служит панихиду. Стойте со свечой, пока она не закончится, и от души молитесь за умершего родственника.

Можете заказать панихиду на кладбище. Заранее обговорите в храме со священником, когда она будет проводиться. Хорошо, если после похорон вы сразу закажете в церкви сорокоуст. За усопшего будут молиться со дня его смерти и до сорокового дня.


Как поминать 40 дней после смерти – поминальный обед

Цель поминального обеда на 40-й день – память об умершем человеке и молитвы за его упокой. Позовите всех людей, которым усопший был дорог. Не стремитесь приготовить множество деликатесов. Отдайте предпочтение простым блюдам. На поминальном обеде запрещается петь песни, веселиться и употреблять много алкоголя. Водка тут неуместна, поставьте на стол легкое вино. Правила организации поминального обеда:

  • организуйте поминки на 40-й день дома или в кафе;
  • обязательно поставьте на стол кутью из риса или пшена, сдобные блинчики и канун – маленькое печенье, сверху намазанное медом;
  • приготовьте пирожки с разной начинкой;
  • включите в меню поминального обеда рыбные блюда, суп с лапшой, фаршированный перец, котлеты, гуляш, салат «Оливье» или селедка «под шубой», а также разные салаты из овощей. В кафе вам предложат поминальное меню;
  • перед началом обеда прочитайте молитву «Отче наш».

Главное в поминках – не обсуждение усопшего и других людей за столом, а объединение тех людей, которые могут вспомнить умершего человека хорошим словом.


Как поминать 40 дней после смерти – что раздать людям

На 40-й день раздайте людям конфеты, печенье и пирожки, чтобы они помянули усопшего. Переберите вещи умершего и раздайте нуждающимся людям. Попросите, чтобы они помолились за душу усопшего. Это ваше личное дело, можете оставить вещи, которые вам дороги. Если остались никому не нужные вещи – отнесите в храм, там их отдадут нищим. Но, ни в коем случае ничего не выбрасывайте.


Не забывайте об умерших и потом, молитесь за них, ставьте в храме свечки за упокой, проявляйте милосердие к ближним, убирайте могилку. Добрая память об ушедшем в иной мир человеке останется в вашем сердце навсегда.

После его смерти. Многие религии утверждают, что дух вечен и незрим. В христианстве важными датами являются 3 день, 9 день, 40 день после смерти. Они несут в себе определенное сакральное значение.

После оставления тела душа 40 дней после смерти ещё тесно связана с миром живых. Часто случается, что даже после похорон умершего в доме ощущается чье-то незримое присутствие. С этим также связан обычай прикрывать зеркала, так как отсутствие собственного отражения сильно действует на душу. Некоторые поверья утверждают, что она может даже заблудиться в них. Поэтому в период 40 дней после смерти зеркала в доме покойного должны быть завешены. В христианстве данный обычай считается суеверием.

Согласно православию, душа умершего человека три первых дня пользуется практически полной свободой. Она сохраняет знания из своей земной жизни, а также многие чувства: привязанности, страхи, надежды, чувство стыда и стремление окончить незавершенные дела. В это время душа по собственному желанию может находиться там, где ей хочется.

Принято считать, что первые три дня дух находится рядом с телом или близкими людьми, либо в местах, которые были дороги и важны для человека при жизни. Именно поэтому не следует устраивать очень больших истерик и лить много слез. Ведь душа ещё не привыкла к своему новому плану существования, а дополнительный психологический груз от безутешных родственников только усугубит её состояние. По истечении этого срока дух утрачивает свободу и забирается ангелами на высшие планы бытия. Поэтому на 3 день необходимо провести панихиду.

Далее душе показывается то, что принято считать раем, чтобы она получила представление о нем. Она также встречается с Богом и с душами святых и праведников. Здесь у духа начинаются первые терзания из-за страха не попасть на высшие планы бытия. Данное путешествие длится шесть дней. Поэтому на девятый день также заказывают панихиду и проводят поминки.

Дальше начинаются мытарства. Они представляют собой испытания и препятствия, в которых от самого духа ничего уже не зависит. В период 40 дней после смерти определяется, в аду или в раю будет находиться душа человека до наступления Страшного Суда, где будет приниматься окончательное решение о её судьбе.

Во время мытарств измеряется соотношение положительных и отрицательных поступков, слов и даже мыслей за время земного существования. После своей смерти человек уже не в состоянии повлиять на них. Мытарства по своей сути являются судебными прениями между ангелами и бесами, выступающими, соответственно, адвокатами и обвинителями человека.

Период 40 дней после смерти важен ещё тем, что после прохождения мытарств душа опускается на нижние планы бытия, или в ад. Там ей показываются разнообразные ужасы и мучения грешников. По окончании сорокадневного периода дух снова предстает перед Богом, который решает его судьбу до Страшного Суда. Поэтому, по истечении 40 дней после смерти поминки и панихида также проводятся, как и после трех и девяти дней. Сороковой день воспринимается христианством и другими религиями как ключевой рубеж для души, после которого она окончательно утрачивает связь с миром живых.

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими , или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

В православной вере сороковой день, ровно так, как и девятые сутки после упокоения человека, считается особой датой. В эти дни дух на небе находит свое место, Господь определяет его в ад или в райский мир. Другими словами, происходит суд Божий.

Принято думать, что все 40 дней душа после физической смерти тела находится среди живых, возле своей семьи. Многие говорят, что ощущают весь этот период присутствие покойника, его запах, едва уловимые вздохи и шорохи. Первые три дня дух помнит свое физическое существование. На третий день проводят панихиду. По окончании сорокадневного срока дух покидает родные края и переходит в отведенное для него место. Верующие утверждают, что сороковой день – важное событие, дух встает перед Господом нашим, Творцом. А – это проводы души на небеса по окончанию подготовки к встрече с высшей силой.Христиане утверждают, что после того, как душа вышла из тела, изменить приговор для нее невозможно. Нельзя изменить вечную жизнь, покаяться перед Творцом.

Душа хранит все прижизненные воспоминания. Но, тем не менее, вымолить прощение для души перед Господом могут родственники. Священники твердят, что молитва за упокой на сороковые сутки имеет уникальные способности, может повлиять на решение Бога. Горячие и отчаянные молитвы за душу способны определить ее место в раю.Почему выбрано именно это число? Это время для прощания духа с земным миром и его приготовления к принятию распоряжения Господа-Бога. Кроме того, число часто встречается в священном писании:

  • 40 лет Моисей вел евреев по обетованной земле;
  • вознесение Христа произошло на сороковой день после распятия.
За сорок дней происходит странствие души. Пять суток после кончины душа преклоняется перед Богом. Ее терзают страх и беспокойство по поводу сделанных при жизни ошибок. На девятые сутки проводят панихиду и поминание. Ангелы показывают душе ад, а на сороковой день Бог озвучивает свое решение. За этот период душа ощущает настоящее испытание: она знакомится с адом и видит мучения грешников. Идет сравнение и важность ее положительных и отрицательных поступков. Только молитвы об упокоении духа и ангелы-хранители помогают выдержать пытку.Богословы считают сороковые сутки границей, которая делит существующую жизнь и небесную. Эта дата по религиозным канонам значится более трагичной и скорбной, чем физическая смерть. 40-й день предназначен напоминанием для людей, что душа отправляется к Богу.По традиции, молитвы и панихида на 40 сутки имеет особое значение. Усердные просьбы Бога о милосердии способны изменить судьбу духа. Молитва в этот период также помогает обрести веру близким и справиться с утратой родного человека. Женщины, чтобы проводить близкого, повязывают волосы черными платками, дома зажигают перед иконами свечи.

Как считать 40 дней после смерти?

Как правильно рассчитать дату сорокового дня? Отсчет ведут со дня смерти. Он считается как первый, не учитывая время, когда умер человек, хоть это произошло и поздно вечером. К этой дате на калькуляторе добавляют 40 и получают день, когда душа встречается с Господом на небесах. Подобным образом отсчитываются и девятые поминальные сутки. Третий, девятый и сороковой дни после кончины в православии – поминальные.

Принято искренне молиться за спасение души усопшего, вспоминать его хорошими словами. Молятся за христианина в церковном храме и дома. Особенно важна домашняя молитва, когда родственники покойного просят Бога простить погрешности и облегчить отход души в высший мир. В память о близком человеке проводят и жертвуют милостыню.

40 дней после смерти:

На сороковые сутки после упокоения духовная сущность человека возвращается домой, чтобы попрощаться с семьей и навсегда подняться к Богу. Существуют предания, гласящие, что в случае, когда душа не увидит поминок по себе, она будет обречена на вечные мучения и скитания. Поэтому в обязательном порядке в этот день стоит собраться, дабы . Утром родственники идут на кладбище к могиле человека, поминают там, а дома накрывают стол с заранее приготовленными блюдами. На могилу обязательно стоит взять цветы и свечу. Ее зажигают, таким образом выражая уважение к усопшему. Не рекомендуют громко разговаривать возле могилы, делать большие обеды, пить алкоголь. Как угощение на кладбище можно взять из дома небольшую тарелочку с кутьей как дань для покойника. Если человек был глубоко верующим прихожанином, то поминание проводят сразу после утренней молитвы в при церковном доме.Также в этот день непременно стоит посетить храм, чтобы помолиться Богу и заказать панихиду или сорокоуст. Панихиду читают перед специальным маленьким столиком в церкви под названием канун. Туда кладут пожертвования в память об умерших. Главной поминальной молитвой считается та, которую поют на литургии. Сорокоуст начинают в день смерти и проводят до 40 суток. По окончанию этого срока его рекомендуют повторить.Поминальный обед делают с целью вспомнить о человеке, помолиться за покой его души и провести ее к Богу. Это скорбный момент и прошение Бога о спасении души родного человека. Здесь неуместно распивать алкоголь, петь песни и развлекаться. Поминки длятся около двух часов. На обеде главное, чтобы присутствовали только православные христиане, которые поддержат в скорби семью усопшего морально. Пища должна быть скромной, она не является главным атрибутом поминок. Стоит избегать мясных блюд, и не жертвовать их на храм. Обед идет как продолжение обряда богослужения, поэтому все делать стоит правильно, чтобы не обидеть память и душу умершего. Проводить его можно как в домашней обстановке, так и в ритуальных кафе.
  1. Обязательным главным блюдом является кутья, приготовленная из риса или пшена;
  2. Рыбу можно готовить любым способом;
  3. Не желательно готовить мясные блюда в жареном или печеном виде. Цель такого требования – сделать поминальную пищу максимально простой и постной, чтобы облегчить душу и тело;
  4. Блины должны быть сдобные, но без начинки;
  5. Пекут пирожки с разными начинками – соленые и сладкие;
  6. Рыбные бутерброды с семгой, шпротами или селедкой;
  7. Котлеты классические из мяса или с грибной начинкой, с соленым сыром, если поминки не пришлись на время поста;
  8. Постные голубцы с рисом или грибами;
  9. Перцы, фаршированные мясом и рисом;
  10. Салаты на основе постных ингредиентов;
  11. Во многих семьях соблюдают традицию готовить на поминки любимое блюдо умершего;
  12. На десерт стоит подать творожные сладкие ватрушки, печенье, конфеты;
  13. В качестве напитков подойдут лимонады домашнего приготовления, квас, свежевыжатые морсы и соки. Рекомендовано варить кисель из ягод или овсяной крупы.
Все эти блюда просты в приготовлении, но вместе с тем сытные и вкусные. Кроме того, каждое из них несет свое сакрально-обрядовое значение. Крошки со стола после обеда не сметают и не выбрасывают. Их несут на могилу усопшего и оставляют там, чтобы сообщить покойнику, что состоялся. Стоит учесть при сервировке стола, что никакие острые предметы, ножи и вилки, не кладут на стол. Правильно кушать ложками. Их кладут на стол тыльной стороной к верху. Ложки потом по окончанию обеда раздают людям. Этот ритуал тянется с древности, когда в память о покойнике раздавали деревянные ложки. Но в противовес этой традиции существует следующее мнение, которое утверждает, что посуду раздавать нельзя – она «участница» ритуального поминания. На ночь где-то на столике, иногда на окне ставят рюмку с водкой. Сверху накрывают ломтиком хлеба. Если на утро спиртное убавилось, то душа его отпила. На могиле нежелательно оставлять алкоголь, это запрещают православные обычаи. Кроме того, в ночь на 40 сутки наглухо запирают двери и окна. Ни в коем случае нельзя в этот день плакать, чтобы не привлечь и не вернуть дух усопшего.Иногда возможность провести поминание строго на 40 день отсутствует. Священники не видят греха в том, чтобы провести их раньше нужного срока или позже. Не позволяется переносить поминание только на кладбище.

40 день после смерти: что нельзя делать?

Существует много обычаев насчет того, что не рекомендовано делать до окончания сорокадневного срока. Некоторых, возникших еще в Древней Руси, придерживаются и у нас. Интересным является тот факт, что многие из них – выдумка, и церковь это подтверждает. Самые известные запрещенные действия:
  1. На протяжении 40 дней не нужно стричь волосы, нельзя бриться – это жест неуважения к покойнику;
  2. До 40 дней не грызут семечки. Странная рекомендация гласит, что так можно заплевать душу и память умершего. Иная версия: долго будут болеть зубы у того, кто сделал нарушение. Третья версия утверждает, что щелканье семечек привлечет на себя чертей и злых духов;
  3. 40 дней запрещено убираться в доме и выключать свет – нужно, чтобы светила ночная лампа или хотя бы свеча;
  4. На месте усопшего нельзя спать;
  5. Все отражающие поверхности 40 дней прикрывают простынями. Душа, отраженная в них, может увести с собой живого человека;
  6. Проводя поминание, стоит отвести за столом и место для усопшего, ему поставить тарелочку, рюмку и кусочек хлеба ;
  7. Утром на подоконник нужно ставить теплую воду и полотенце, чтобы дух мог умыться.

Слова на сороковой день после смерти

обязательно произносят скорбную речь о памяти умершего человека и почитают его минутой молчания. Будет лучше, если некий распорядитель, близкий к семье покойника, будет руководить поминальным мероприятием. Он должен сохранять здравое мышление и держать свои эмоции под контролем. Он будет руководить персоналом кафе и распоряжаться по поводу организационных моментов и проконтролирует поминальные речи. Каждый член семьи желает высказаться о покойнике. Распорядитель должен руководить очередностью выступающих. Этот человек отвлекает внимание заплакавших в скорби людей на себя. Он напоминает, что умерший покинул наш мир только физически, духовно он всегда будет с нами. А в мире ином ему будет лучше, там царит мир и покой. , он обязательно отслужит молебен, прочтет проповедь и нужные молитвы. При отсутствии батюшки домашние делают ритуал: зажигают свечи и самостоятельно читают панихиду.

Что говорят в поминальной речи?

Вспоминают добрые поступки умершего, его положительные стороны и качества. Не время вспоминать обиды и проступки. Это самое время, чтобы простить. Уместно будет вспомнить совместные дела, проведенное время, трогательные случаи. Есть обычай, что о покойнике стоит говорить хорошее или ничего. Семье выражаются искренние соболезнования. Поминальные слова – речь, наполнена грустью и скорбью.