Терпение

Терпение

Высоко ценимым качеством мусульманина является терпение, стойкость. Терпение — это один из знаков величия и признаков совершенства, а также один из показателей гла-венства души над окружающим ее миром. Вот почему Ас-Сабур (Многотерпеливый) — одно из Прекрасных Имен Аллаха (хвала Ему!). Он всегда дает отсрочку и не торопится, медлит с наказанием в то время, как многие люди торопятся и совершают опрометчивые поступки, отчаиваются перед трудностями.

Терпение — это один из элементов зрелого мужества и высокого героизма. Ведь тяготы этой жизни не может переносить слабый, и если человек имеет какие-то тяжелые вещи, которые он хочет везти, то он не будет нанимать для этого детей, больных и изнемогших, а выберет для этого обладателей крепких плеч и выносимых рамен!!! Также и в жизни — никому не дано взваливать на себя ее великую миссию и нести ее, кроме гигантов и терпеливых героев. Посланника Аллаха (С.А.С.) спросили: «Кто из людей (подвержен) испытаниям?» Он сказал: «Пророки, потом самый примерный и менее примерный… Люди испытываются по мере их религии. Так, чья религия «толста», усилится его испытание. А чья религия слаба, ослабляется его испытание. И, воистину, человека будет непременно постигать испытание до тех пор, пока он будет идти по земле, не имея на себе ни единого прегрешения» (Ибн Хиббан).

Терпение — это добродетель, в которой нуждается мусульманин в своей религии и на своем жизненном пути, и именно на нем он должен строить все свои дела и надежды, ибо иначе он будет немощен… Он должен приучить себя переносить неприятности без досады, ожидать результатов как бы ни были они тяжелы, с сердцем, которому не пристало сомнение, с разумом, которому не свойственно легкомыслие в печали. Он должен обладать непоколебимой уверенностью, настоящей стойкостью, не страшиться тучи, которая неожиданно появится на горизонте, даже если за ней последует другая и третья. Более того, он должен твердо верить, что предвестники прояснения неизбежно проявятся и что их терпеливое ожидание с непоколебимостью и спокойствием является проявлением мудрости.

Аллах (хвала Ему!) предопределил неизбежность испытания людей, чтобы они пребывали в полной готовности на случай предполагаемых потрясений, чтобы неожиданность не заставала их врасплох и не приводила в уныние: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (С. 47:31).

Совершение того, что велел делать Аллах Всевышний, и отказ от запрещенного Им являются обязанностью, и нет сомнения в том, что выполнение их сопряжено с опреде-ленными трудностями для человеческой души. Это, в свою очередь, требует приложения усилий, чтобы человек получил возможность одержать победу над своими истинными врагами, коими являются душа, страсти и шайтан. Аллах Всевышний сказал: «… поистине, душа повелевает зло» (С. 12:53). Он также сказал: «… и не следуй страстям, ибо они собьют тебя с пути Аллаха…» ( С. 38:26); «Поистине, шайтан вам враг…» (С. 35:6).

Эти скрытые враги предстают перед человеком, начиная соблазнять его, разукрашивая для него то, чего он желает, и внушая ему отказаться от повиновения Создателю и склониться к послушанию им. Эти враги неизменно проявляют упорство в своих действиях и не испытывают ни утомления, ни усталости. Из этого следует, что человеку необходимо прилагать определенные усилия, чтобы одержать над ними победу, побуждая свою душу к подчинению и подчиняя свои желания установлениям Всемогущего и Великого Аллаха. И все это требует терпения, способности переносить трудности, борьбы и проявления усердия, ведь Аллах Всевышний сказал: «Следуй тому, что ниспосылается тебе в Откровении, и терпи, пока Аллах не примет решения…» (С. 10:109).

Человек, испытывающий в этой жизни боль и преодолевающий ее, перед Аллахом (хвала Ему!) намного выше, чем потерпевший поражение, голосящий издалека, которому нечего и некого бояться.

Те великие вознаграждения, которые Всевышний приберег для страдающих и терпящих, намного выше, чем те, которые он приготовил за исполнение других действий выражения Веры: «Возжелают обладатели благополучия в День Воскрешения, когда (будет) дано вознаграждение обладателям испытаний, дабы их кожа была изрезана при жизни ножницами» (Ат-Тирмизи).

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что терпение приводит к удовлетворению и спокойствию, ощущению счастья, славе, почету и благу и делает человека достойным поддержки Аллаха Всевышнего, Его помощи и любви. Но помимо всего этого, человек вкусит плоды терпения и в мире ином, что найдет свое выражение в вечных наслаждениях, которые терпеливые будут испытывать без счета. Создатель сказал: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета» (С. 39:10).

Литература: Шейх Мухаммад Аль-Газали. «Нравственность мусульманина» «40 хадисов имама Ан-Навави» Подготовила Мариям Шаханова

Терпение

« …Терпение-освещение…»

Терпение- это добродетель, в которой нуждается мусульманин в своей религии и на своем жизненном пути, и именно на нем он должен строить все свои дела и надежды, ибо иначе он будет немощен… Он должен приучить себя переносить неприятности без досады, ожидать результатов как бы ни были они тяжелы, — с сердцем, которому не пристало сомнение, с разумом, которому не свойственно легкомыслие в печали. Он должен обладать непоколебимой уверенностью, настоящей стойкостью, не страшиться тучи, которая неожиданно появится на горизонте, даже если за ней последует другая и третья. Более того, он должен твердо верить, что предвестники прояснения неизбежно проявятся и что их терпеливое ожидание с непоколебимостью и спокойствием является проявлением мудрости

Аллах постановил неизбежность испытания людей, чтобы они пребывали в полной го-товности на случай предполагаемых потрясений, дабы неожиданности не заставили их врасплох и не приводили их в уныние

« И Мы испытаем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых, и испытаем сообщения о вас» ( С, 47:31)

Совершение того, что велел делать Аллах Всевышний, и отказ от запрещенного Им яв-ляется повинностью, и нет сомнения в том, что выполнение ее сопряжено с определенными затруднениями для человеческой души. Это, в свою очередь, требует приложения усилий, чтобы человек получил возможность одержать победу над своими истинными врагами, коими являются душа, страсти и шайтан. Аллах Всевышний сказал: «… поистине, душа повелевает зло» (С, 12:53). Аллах Всевышний также сказал: «… и не следуй страстям, ибо они собьют тебя с пути Аллаха…» ( С, 38:26). Аллах Всевышний также сказал: « Поистине, шайтан вам враг». ( «Сура создатель, 6 аят»). Эти скрытые враги предстают перед человеком, начиная соблазнять его, разукрашивая для него то, чего он желает, и внушая ему отказаться от повиновения и склониться послушанию. Эти враги неизменно проявляют упорство в своих действиях и не испытывают ни утомления, ни усталости. Из этого следует, что человеку необходимо прилагать определенные усилия, чтобы одержать над ними победу, побуждая свою душу к подчинению и подчиняя свои желания установлениям Всемогущего и Великого Аллаха. И все это требует терпения, способности переносить трудности, борьбы и проявления усердия, ведь Аллах Всевышний сказал: «Следуй тому, что ниспосылается тебе в откровении, и терпи, пока Аллах не примет решения…» (С,10:109)

Терпение- это один из знаков величия и признаков совершенства, а также один из пока-зателей главенства души над окружающим ее миром. Вот почему Ас-Сабур ( Многотер-пеливый) — одно из прекрасных имен Аллаха. Он всегда дает отсрочку и не торопится, и медлит с наказанием, в то время, как люди торопятся в преступлении, и посылает Свое предопределение для того, чтобы они действовали во все века, а не короткий период жизни в рамках обширного времени, а не в пределах своих бурных желаний и возбужденных чувств.

Терпение — это один из элементов зрелого мужества и высокого героизма. Ведь тяготы этой жизни не может переносить слабый, и если человек имеет какие-то тяжелые вещи, которые он хочет везти, то он не будет нанимать для этого детей, или больных, и изнемогших, а выберет для этого обладателей крепких плеч и выносимых рамен!!! Также и в жизни — никому не дано взваливать на себя ее великую миссию и нести ее кроме гигантов и терпеливых героев. Посланника Аллаха (С.А.С.) спросили: « Кто из людей (подвержен) испытаниям?» Он сказал: « Пророки, потом самый примерный и менее примерный…Люди испытываются по мере их религии. Так, чья религия «толста», усилится его испытание. А чья религия слаба, ослабляется его испытание. И воистину, человека будет непременно постигать испытание до тех пор, пока он будет идти по земле, не имея на себе ни единого прегрешения» ( Ибн Хиббан)

Человек, испытывающий боль этой жизни, которая одолевает его, а он преодолевает ее, перед Аллахом намного выше, чем потерпевший поражение голосящий издалека, которому нечего бояться и которому некому бояться.

И те великие вознаграждения, которые Аллах сберег для страдающих и терпящих ,-намного выше, чем, те, которые он сберег за исполнение других действий выражения веры: « Возжелают обладатели благополучия в День Воскрешения, когда ( будет ) дано вознаграждение обладателям испытаний, дабы их кожа была изрезана при жизни нож-ницами» («Ат-Тирмизи»)

Из всего сказанного, ты можешь сделать вывод о том, что терпение приводит к удовле-творению и спокойствию, ощущению счастья, славе, почету и благу и делает человека достойным поддержки Аллаха Всевышнего, Его помощи и любви. Но помимо всего этого, человек вкусит плоды терпения и в мире ином, что найдет свое выражение в вечных наслаждениях, которые терпеливые будут испытывать без счета.

Аллах Всевышний сказал: « Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета.» («Толпы», 10 аят).

Подготовила Мариям Шаханова Литература: Шейх Мухаммад Аль-Газали «Нравственность мусульманина», « 40 хадисов имама Ан-Навави»