АР-РАКИБ – СМОТРИТЕЛЬ (СЛЕДЯЩИЙ, НАБЛЮДАЮЩИЙ)

АР-РАКИБ – СМОТРИТЕЛЬ (СЛЕДЯЩИЙ, НАБЛЮДАЮЩИЙ)

Прекраснейшие имена Аллаха

 

 

«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

Посланник Аллаха Мухаммад (САС) сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Прекраснейшие имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в котором Пророк (САС) сказал: «Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай».

Ученые говорят, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить — значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропитание и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значение атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не придаст никого в сотоварищи Творцу…

В Священном Коране сказано: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (7:180).

 

АР-РАКИБ – СМОТРИТЕЛЬ (СЛЕДЯЩИЙ, НАБЛЮДАЮЩИЙ)

 

Одним из прекрасных имен, с которым мы хотим вас познакомить в этот раз – это ар-Ракиб. Этимология этого атрибута происходит от слова «муракаба», что означает: наблюдение; надзор; контроль. Наблюдать, значить следить, контролировать. Как атрибут ар-Ракиб – это Следящий за состоянием своих созданий Бог, Знающий все их деяния, Фиксирующий все их деяния. Тот, от кон

троля Которого никто и ничто не уходит. В Священном Коране имя «ар-Ракиб» упоминается несколько раз. В суре «аль-Ахзаб» Всевышний сказал: «Аллах наблюдает за всякой вещью» (33:52).

Воистину, Аллах видит все деяния Своих рабов и знает, к чему они могут привести. Он управляет всем происходящим во вселенной самым совершенным образом и в соответствии с самыми прекрасными законами.

Аллах – ар-Ракиб ведает обо всем, что происходит с Его творениями, Своим все видением, знает об их деяниях. Он контролирует состояние рабов Своих. От Него не возможно скрыть абсолютно ничего. Наблюдающий/ ар-Ракиб значит: Всевидящий и Всезнающий Бог. Он знает то, что скрывают наши сердца, ведает о тайном и явном, движущемся и находящемся в покое. Он Тот, Кто поручил ангелам-писцам, которые находясь справа и слева от нас, записывают наши деяния, фиксируют все благие и плохие дела. От Его всевидения ничего не ускользнет, ведь Им не овладевают ни дремота, ни сон. Также ар-Ракиб означает, что Аллах есть Всеслышащий. Он ведает о каждом движении малом и большом. Без Его воли на то не двигается атом, не падает с дерева листочек: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6:59).

Это – один из тех аятов, в которых подробно говорится о всеобъемлющем знании Аллаха. Ему известно обо всем сокровенном, часть которого Он открывает тому из Своих рабов, кому пожелает. Однако большая часть этого знания сокрыта даже от херувимов и посланников, не говоря уже обо всех остальных творениях.

Аллах знает обо всех живых тварях, растениях, камнях и песках, которые занимают бескрайние земные просторы. Он знает обо всех животных и сокровищах, которые находятся в морях и океанах и сокрыты под толщей воды. Он знает о каждом листочке, падающем с деревьев на поверхность земли или воды, в населенных городах или безлюдных пустынях, в земном мире или Последней жизни. Он знает обо всех зернах и фруктовых косточках, которые сажают люди и которые самостоятельно попадают на благоприятную почву для того, чтобы из них произросли всевозможные растения. Он знает обо всем влажном или сухом, и упоминание об этом является примером упоминания общего после частного (тафсир Корана, пер. Кулиев Э.).

 

СВИДЕТЕЛИ ПРОТИВ НАС

 

Аллах (хвала Ему!) Своим всеобъемлющим знанием объемлет все и вся вокруг. Есть много наблюдателей за деяниями сынов Адама, которые станут свидетелями против них в Судный день.

Первый из этих наблюдателей – это Сам Всемогущий Аллах. Вся вселенная находится под Его контролем и наблюдением. Он слышит и видит все, от Него ничто не укроется. Сказано в хадисе Пророка Аллаха (мир и благословение Аллаха ему!): «Поклоняйся Аллаху так, как будто ты Его видишь. А если ты не видишь Его, то поистине Он видит тебя».

Второй свидетель – это ангелы-писцы, которые фиксируют все наши деяния – хорошие и плохие. Все, что мы совершаем, каждое наше слово, каждое движение записывается ими в книге наших деяний, чтобы в день Суда мы могли это увидеть. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (50:18).

Стоит человеку сказать что-либо доброе или злое, как недремлющий страж [ангел] вносит это в свою книгу, и поэтому Всевышний сказал в другом аяте: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете» (82:10-12).

Третий наблюдатель, который станет свидетельствовать в Судный день – это части нашего тела. Руки, ноги, глаза, уши, язык, даже кожа – все они станут свидетельствовать против нас в день Суда. Поэтому сказано в Священном Коране: «Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (36:65).

В этом аяте Аллах Всевышний говорит, что каждая часть тела человека будет признаваться в совершенных им грехах, ибо Создатель вселенной может заставит заговорить всякую вещь.

Четвертый свидетель наших деяний – это земля, по которой мы ходим, на поверхности которой совершаем свои деяния. В день Суда она заговорит и станет свидетельствовать против нас. Аллах Всемогущий сказал: «В тот день она расскажет свои известия» (99:4).

Прочитав это аят Пророк Мухаммад, мир и благословение Аллаха ему, спросил своих сподвижников: «Знаете ли вы, что это за известия?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». «Известия – это то, что земля станет свидетельствовать против каждого человека, рассказывая о тех грехах, совершенных им на ее поверхности», — сказал он.

Говоря о контроле Всевышнего Аллаха над Своими рабами уместно вспомнить рассказ об Абдуллахе ибн Умаре, который передал Нафигъ: «Однажды сын вто¬рого праведного халифа Абдуллах бин Умар отправился в путешествие и недалеко от Медины остановился со своими спутниками, чтобы перекусить. В это время к ним подошёл пастух, который пас невдалеке овец, и по-приветствовал их. Абдуллах бин Умар пригласил пастуха присоединиться к трапезе, но тот отказался, сказав, что соблюдает пост. Абдуллах бин Умар удивился тому, что в такую жару этот пастух держит пост, и, желая испытать его и оценить его богобоязненность, предложил ему продать одну из овец, что они зарежут его приготовят еду и он тоже поест с ними и прекратит свой пост. Тот от¬казался, сказав, что овцы не его, а он – лишь чей-то раб. Тогда Абдуллах бин Умар предложил: «Скажи хозяину, что овцу съел волк». Пастух разгневался и отошёл от них, проговаривая: «А где же Аллах!? А где же Смотритель!?» Из глаз Абдуллаха бин Умара потекли слёзы, и он стал повторять слова пастуха: «А где же Аллах? А где же Смотритель?» Когда Абдулла бин Умар возвратился в Медину, то выкупил у хозяина и раба и овец, а затем освободил раба и подарил ему отару овец».

 

НАСТАВЛЕНИЕ ИБН СИУАРА

 

Мухаммад ибн Сиуар, в свое времязавещал своему племяннику Сахлю ат-Тустари, чтобы он неустанно по¬вторял слова: «Аллах смотрит на меня. Аллах всегда со мной. Аллах мой Свидетель». Однажды он спросил его: «О, Сахль! Тот, кто помнит, что Аллах [рядом] с ним, наблюдает за ним, смотрит на него и является Свидетелем его, сможет ослушаться Его и совершить грехопадение?» Получив отрицательный ответ, Ибн Сиуар продолжал: «Повторяй эти слова до тех пор, пока не окажешься в могиле!»

Дорогой брат мусульманин! Дорогая сестра мусуль¬манка! Если мы будем помнить, что Аллах есть ар-Ракиб –Наблюдающий, что где бы мы ни находились, дома, на работе, на улице, с друзьями, детьми, с коллегами, или наедине с собой, мы находимся под контролем Аллаха Всевидящего, Смотрителя, тогда мы не сможем совершить чего-либо, заслуживающего Его гнев. Представьте, как вы будете вести себя на работе, зная, что на вас нацелена камера слежения?! Тогда почему же мы забываем о контроле Всевышнего Аллаха над собой. Ведь Его «камеры» наблюдают за нами и записывают наши деяния всегда и везде. наши части тела, земля…

Помни всегда слова Ибн Сиуара: «Аллах смотрит на меня. Аллах со мной. Аллах мой Свидетель».

 

Шауки БАЛАГ.Перевел и подготовил Хасим АККАЕВ