Почему нас коснулись тяжелые времена: 5 ответов из Корана

Почему нас коснулись тяжелые времена: 5 ответов из Корана

Периодически мы испытываем не самые легкие моменты в жизни. Когда беда чередуется бедой, и кажется, что белая полоса так и не наступит, когда нет надежды на благоприятный исход, загляни, о мусуль­манин в Книгу Аллаха, которая дает силы слабому, ис­целяет больного, дает уверенность сомневающемуся и наделяет надеждой отчаявшегося.

Загляни, и ты увидишь там премудрые слова Всевышнего: «Воис­тину за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (94:5-6). Что может быть более успокаивающим, чем обещание Господа миров, что, как бы ни было, беды прекратятся, на смену которым последует спокойствие.

Несчастья обрушиваются, как мы знаем, не только на отдельных личностей, но и целые народы подверга­ются тяжелым испытаниям. На сегодняшний день мы наблюдаем сложную ситуацию, связанную с мусуль­манской общиной. Это и война в Палестине, Сирии, геноцид мусульман в Мьянме и можно долго перечис­лять. И многих посещают такие мысли, как «Почему мусульмане так страшно страдают? Неужели Аллах не поможет тем, кто придерживается Его религии?». Читая слова Аллаха в Коране, мы сталкиваемся с от­ветами на такого рода вопросы и начинаем понимать всю мудрость, заключенную в происходящем.

  1. «… Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних вас посредством других…» (47:4).

Возможно самое важное объяснение того, почему люди истины должны столкнуться с трудными време­нами, представлено в данном аяте. Аллах утверждает, что Он может отомстить врагам без чьей-либо помощи. Аллах Велик, и Он способен на всякую вещь! Однако решение Аллаха – испытать таким образом людей. Вся наша жизнь – это сплошные испытания: «Кто со­творил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).

Посредством бедствий Всевышний Аллах показы­вает тех, кто твердо стоит на пути истины. Если бы не было таких положений, то люди всегда утверждали бы, что стоят на истинном пути. Поэтому такие за­явления должны быть проверены через испытания и трудности. Аллах говорит: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (29:2). Ал­лах затем разъясняет нам причину послания людям испытания: «Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:3).

Тяжелые времена имеют решающее значение: они вы­являют истинно верующих и тех, чья вера проявлялась только на словах.

  1. «… «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Посредством данного аята Великий и Мудрый Аллах дал понять всем верующим, что путь к Аллаху полон трудностей и сложностей: «Или вы полагали, что во­йдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Сложности помогают верующим приблизиться к Аллаху, ведь в такие периоды, как никогда, человек искренне и с упованием обращается к Творцу.

  1. «…и чтобы Аллах очистил тех, которые уве­ровали…» (3:141).

После битвы при Ухуде, когда мусульманская армия понесла частичное поражение, Аллах ниспослал данный аят, чтобы утешить верующих, дать возможность про­анализировать ситуацию. Всевышний предопределил, чтоб такая беда произошла с Его Посланником (да благословит его Аллах и приветстсвует) и объясняет это следующим образом: «Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконни­ков, и чтобы Аллах очистил тех, которые уверовали, и уничтожил неверующих» (3:140-141). Верующие нуж­дались в этом, что и очистило их от грязных помыслов, от любви к земной жизни и от проявления трусости.

Аллах называет сложные времена «фитной». Язы­ковое значение данного слова – это «использовать огонь». Фитна такая же опасная, как и огонь. Огонь не может повредить золото, наоборот, пламя делает его более совершенным. Точно также и фитна не может навредить верующим, а только помогает укрепить их стопы на истинном пути.

Что касается того, когда люди спрашивают о при­чинах бедствий или жалуются на все происходящее, то будет уместным привести слова Великого Аллаха: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?». Скажи: «От вас самих». Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (3:165).

  1. «… чтобы Он узнал верующих и узнал ли­цемеров…» (3:166-167).

Тяжелые времена имеют решающее значение: они вы­являют истинно верующих и тех, чья вера проявлялась только на словах.

  1. «… «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Посредством данного аята Великий и Мудрый Аллах дал понять всем верующим, что путь к Аллаху полон трудностей и сложностей: «Или вы полагали, что во­йдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Сложности помогают верующим приблизиться к Аллаху, ведь в такие периоды, как никогда, человек искренне и с упованием обращается к Творцу.

  1. «…и чтобы Аллах очистил тех, которые уве­ровали…» (3:141).

После битвы при Ухуде, когда мусульманская армия понесла частичное поражение, Аллах ниспослал данный аят, чтобы утешить верующих, дать возможность про­анализировать ситуацию. Всевышний предопределил, чтоб такая беда произошла с Его Посланником (да благословит его Аллах и приветстсвует) и объясняет это следующим образом: «Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконни­ков, и чтобы Аллах очистил тех, которые уверовали, и уничтожил неверующих» (3:140-141). Верующие нуж­дались в этом, что и очистило их от грязных помыслов, от любви к земной жизни и от проявления трусости.

Аллах называет сложные времена «фитной». Язы­ковое значение данного слова – это «использовать огонь». Фитна такая же опасная, как и огонь. Огонь не может повредить золото, наоборот, пламя делает его более совершенным. Точно также и фитна не может навредить верующим, а только помогает укрепить их стопы на истинном пути.

Что касается того, когда люди спрашивают о при­чинах бедствий или жалуются на все происходящее, то будет уместным привести слова Великого Аллаха: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?». Скажи: «От вас самих». Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (3:165).

  1. «… чтобы Он узнал верующих и узнал ли­цемеров…» (3:166-167).

Аллах сказал, повествуя о битве при Ухуде: «То, что постигло вас в тот день, когда встретились две армии при Ухуде, произошло с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих и узнал лицемеров…» (3:166-167).

Лицемеры представляют собой большую угрозу обществу, в котором они находятся. Ведь заявляя о своих чистых помыслах, они усердно действуют только для того, чтобы обмануть людей. Самое страшное – это то, что они воюют не открыто, а действуют скрытно, разрушая умму изнутри.

Трудные периоды времени выявляют лицемеров и защищают общество от вреда, которое они могут нанести.

  1. «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Поклонение в Исламе не ограничивается рядом ри­туалов для совершения. Оно охватывает все стороны, как психологическую, так и физическую. Во время бед проявляются очень важные аспекты поклонения такие, как терпение (сабр) и упование (тауаккуль).

Сабр – понятие всеобъемлющее, которое включает в себя терпение, стойкость, упорство. Тауаккуль – это возлагание надежд только на Аллаха, быть покорным Ему и предоставлять исход дел только Ему.

В трудные времена (и не только) также необходимо взывать к Аллаху с покаянием. Когда Пророк Юнус (мир ему) был во чреве рыбы, он обратился к Аллаху со следующей мольбой: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконни­ков!» (21:87)

Мы не можем жаловаться на то, что предписано Аллахом. Мы должны принимать каждое Его решение с довольством и благодарностью, должным образом встречать трудности на пути, твердо и стойко пере­носить испытания, дарованные нам. Нам не обещан Рай на земле, но зато нам обещана награда за про­явление терпения и упования: «…Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета» (39:10).

Альфия ХАСАНОВА