Коран был руководством его жизни

Коран был руководством его жизни

«Лучший из вас тот, кто изучил Коран и обучал ему» (Пророк Мухаммад)

 

Одной из главных задач каждого мусульманина является добросовестное изучение и постоянное чтение Корана в котором заключены все необходимые для нас знания. И это позволит лучше познать Аллаха Всевышнего, религию Ислам и Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Мусульманин, о котором хочу рассказать был одним из лучших знатоков Корана, Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в наших краях. Его хорошо знали и искренне уважали многие в республике. Это Жабелов Тахир хаджи, который отдал много сил и энергии на пути приобретения знаний, служения Всевышнему Аллаху и распространения Ислама.

В роду Жабеловых было не одно поколение посвятивших себя делу служения Всевышнему. Прадед Омар, дедушка Мухаммад в селе Думала, что находится высоко в горах, у подножия Главного Кавказского хребта в Чегемском районе Кабардино-Балкарии были эфенди и занимались религи­озным просвещением односельчан. Они в совершенстве владели арабской письменностью, знали толкование многих аятов и хорошо читали Коран. И вместе с тем отличались своей высокой нравственностью и добрыми делами. Мно­гие балкарцы старшего поколения, которым пришлось пережить страшные годы переселения, хорошо помнят, белобородого аксакала доброжелательного дедушку Тахира — Мухаммада. В Киргизии, куда попала семья Жабеловых, она пользовалась большим уважением среди киргизов и переселенцев. Киргизы, которым было известно, что к ним приедут, мягко говоря, варвары, у которых нет ничего свя­того, человеческого, были поражены, в первую очередь, их глубокими религиозными знаниями, отношением к Исламу, добропорядочностью и высокой нравственностью.

Среди них был и Мухаммад Жабелов. И это, в свою очередь, послужило взаимопониманию, сближению и со­чувствию коренных народов средней Азии к переселенцам. Это естественно во многом помогло пережить трудные годы переселения.

У Мухаммада Жабелова была большая семья: три сына и пять дочерей. И он их всех обучил арабской письменности и дал знания об основах исламской религии.

Прошли годы, один из сыновей Мухаммада Хамид сам в годы переселения создал семью с Биттировой Фатимат, которую он научил совершать намаз, читать Коран. И они вырастили пятерых сыновей и четырех дочерей. На сегод­няшний день у них 45 внуков.

Хамид всю жизнь проработал на большегрузном авто­мобиле. В годы Советской власти были сложности с транс­портным обслуживанием населения страны, так как было мало автомобилей, и многие из них были плотно заняты в народном хозяйстве. К Хамиду часто обращались за по­мощью, и он никогда не отказывал своим односельчанам и даже незнакомым людям. Если нужна была помощь в погрузке и разгрузке, Хамид подключал своих сыновей. И это делалось, впрежде всего, чтобы найти довольство Все­вышнего. Хамид со своей супругой Фатимат обучили всех своих детей арабской письменности, чтению Корана и осно­вам Ислама. Они им привили, прежде всего,нравственную составляющую воспитания по Исламу.

Хамид помимо своих детей обучал арабской письмен­ности и чтению Корана многих из односельчан, хоть это и не приветствовалось властями в те времена и могло иметь нехорошие последствия.

Когда в стране произошли известные перемены отно­сительно религии, и разрешили строить мечети, Хамид со своим большегрузным самосвалом и членами своей семьи принял самое активное участие в строительстве сельской мечети, в родном селении Каменка.

В такой семье и в такой обстановке воспитывался Тахир и это, естественно, оказало большое влияние на его станов­ление, как личности. Среди всех детей Хамида и Фатимат Тахир был особенным. Это и его воспитанность, и стремле­ние к знаниям, исполнительность, трудолюбие, нравствен­ная чистота и отношение к вере, которую он принял всей своей искренней душой. Так как он был старшим в семье, то помогал родителям по дому, старался быть примером для младших. В школе Тахир всегда учился хорошо, был примерным учеником. Особенно ему нравились история, русская литература, балкарский язык. Кроме того, Тахира очень интересовали вопросы теологии, он самостоятельно занимался чтением Корана, его толкованием, благо от де­душки Мухаммада осталось много религиозной литературы.

После окончания школы, когда встал вопрос о дальней­шем продолжении своего образования, Тахир уверенно и без колебаний решил посвятить свою жизнь делу Ислама. Для чего ему необходимо было получить религиозное образование. В те годы на огромный Советский Союз при­ходилось одно учебное заведение — медресе «Мир-араб» в древнем городе Бухаре в Узбекистане, котором можно было получить официальное начальное духовное исламское образование. Необходимо отметить, что в этом учебном заведении была замечательно поставлена работа по об­учению студентов. Это учебное заведение в свое время закончили многие видные религиозные деятели страны и многих республик Северного Кавказа. Для поступления, в это зведение необходимо было пройти огромный конкурс. И это осуществить сразу было практически невозможно. И тогда Тахир вместе со своим земляком, жителем селения Куркужин, Баксанского района КБР поступают на курсы подготовки.

В этом благородном деле огромную помощь им оказал, бывший муфтий Северного Кавказа Махмуд-хаджи Геккиев, который в свое время закончил это учебное заведение.

О годах учебы Тахира Жабелова в медресе «Мир-араб» рассказал Шафиг-хаджи Пшихачев, который долгие годы руководил Духовным Управлением мусульман Кабардино-Балкарии. Сегодня он является Председателем Центра­лизованной религиозной организации «Международная Исламская миссия», офис которой находится в Москве.

«В 1979 году они вместе с Тахиром поступили на подготови­тельные курсы медресе «Мир-араб» и на протяжении многих лет были рядом». Тахир и Шафиг жили в одной комнате и после занятий в медресе, устраивали соревнования по зна­нию Исламских знаний. Тахир хорошо знал и читал Коран, а Шафиг лучше знал мусульманское право фикх (в чем была большая заслуга его дедушки Хабаса, который много занимался с ним по этой дисциплине). И это, несомненно, приносило большую пользу им обоим.

Между ними сложились братские отношения, которые они пронесли через многие годы жизни. Приехав, как-то на летние каникулы Шафиг поехал в гости к Тахиру, его здесь хорошо приняли, а мать Тахира Фатимат предложила ему стать одним из ее сыновей.

Шафиг-хаджи отмечает, что характерной чертой Тахира было усердие на пути получения Исламских знаний.

В 1980 году Тахир с Шафиг-хаджи после годичных под­готовительных курсов учебы, поехали в Ташкент для сдачи вступительных экзаменов, для поступления в медресе «Мир-араб». Успешно сдав экзамены, они решили отметить это знаменательное событие, для чего на базаре купили большую дыню.

А весной 1981 года их призвали в армию. При прохождении приемной комиссии Тахир выразил военкому желание про­ходить службу вместе с Шафигом-хаджи, на том основании, что они являются близкими родственниками. На замечание военкома, что они так не похожи, Шафиг-хаджи ответил, что их матери сестры. В конечном итоге они пошли слу­жить вместе. Службу пришлось проходить в строительных войсках. На первых порах Тахира взяли писарем, так как у него был очень красивый почерк. Через короткое время командование разглядело в Тахире его организаторские способности, умение находить общий язык с сослуживца­ми, его добросовестное отношение к поручениям и своим прямым обязанностям, честность, порядочность. А разве могло быть иначе у глубоко верующего молодого человека. И это послужило тем, что через короткое время службы ему доверили командовать строительной бригадой и присвоили звание старшего сержанта. В те годы в Армии процветало такое явление, как «дедовщина», то есть были неуставные отношения между солдатами. Но в своей бригаде Тахир их не допускал. С Шафигом-хаджи они жили в одной казарме, и Тахир всегда оказывал братскую поддержку ему. Тахир и Шафиг-хаджи и в Армии, не смотря на нехватку времени и занятость, продолжали в свободное от службы время из­учать арабский язык.

Осенью 1983 года они вернулись из Армии в Бухару и продолжили свое духовное образование. В 1987 году по­сле окончания учебы они вернулись в родную республику. Некоторое время Тахир работал в селении Яникой. А затем он перешел работать в Вольный Аул. Здесь он многие годы плодотворно и успешно занимался религиозной деятель­ностью, возглавлял религиозную общину балкарской части населения. За время своей практической работы, и в резуль­тате долгих раздумий, Тахир понял, что нельзя резко ломать религиозные взгляды, обряды, обычаи, которых многие годы придерживались, проводили и соблюдали большая часть верующих. Они появились не просто так сами по себе. За ними стояли уважаемые религиозные деятели, у которых были большие знания, опыт и мудрость жизни.

Сегодня в нашей жизни появился замечательный, очень нужный для нас интернет, из которого за очень короткое время можно получить сведения по любым интересующим нас вопросам, в том числе и по Исламу. И это хорошо. Но к великому сожалению, по интернету на один и тот же во­прос можно получить несколько вариантов ответов, которые диаметрально противоположны. И в результате этого, мы разделяемся, что не способствует нашему единению и сплочению. В конечном итоге Ислам, как религия Аллаха ослабевает. А в Священном Коране Аллах нас обязывает держаться за единую ветвь, которая ведет к нему.

Тахир Жабелов очень ответственно относился к своим прямым обязанностям и люди отвечали ему взаимностью. В таком ключе работал и его брат по религии Шафиг Пши­хачев. И это не осталось без внимания. Через некоторое время мусульмане республики на своем съезде выбирают его своим руководителем, то есть он становится муфтием Духовного Управления Мусульман Кабардино-Балкарии. А Тахир Жабелов становится руководителем мусульманской организации города Нальчика, то есть раис-имамом.

К этому времени Тахир выполнил одну из основных обя­занностей мусульманина, совершил хадж, к святым местам Ислама. И стал семейным человеком. Спутницей жизни его стала Фатима Геккиева, дочь известного религиозного деятеля Северного Кавказа Махмуд-хаджи Геккиева, ко­торый искренне уважал и любил Тахира-хаджи. Тахир был примерным семьянином. Вместе с Фатимой они вырастили троих детей. Двух сыновей: Мухаммада и Самада, и дочь Джамилю. Всем троим они дали прекрасное воспитание и образование. Вместе с Фатимой Тахир-хаджи прожил 25 лет. За эти годы между ними не было разногласий и недомолвок. Он очень любил своих детей. В глазах супруги Фатимы он был и остался очень открытым, светлым, благородным человеком.

Работа Тахир-хаджи в большинстве случаев была связана с не очень простыми и тяжелыми случаями в жизни мусуль­ман своей общины. Это похороны их близких и связанных с этим событием обычаями. Тахир-хаджи мягко, тактично и очень аргументировано с точки зрения Корана и сунны объяснял родным и близким, как надо принять это событие. И это было как бальзам на их страдающие души.

Тахир-хаджи постоянно занимался над повышением уровня своих знаний. Ислам придает важность их приоб­ретению. В Коране сказано: «Скажи: неужели равны те которые знают и те, которые не знают?» (Аз-зумар» 9 аят). Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своем хадисе сказал: «Кто отправился в путь, за приобретением знаний находится на «пути Аллаха», и Аллах упростит ему путь в Рай» (Муслим). Приобретение знаний – обязанность мусульманина: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие», сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

У Тахира-хаджи была такая замечательная черта, как тяга к самосовершенствованию и саморазвитию, которую он пронес через всю свою жизнь. Тахир-хаджи несмотря на хорошее духовное образование, знание Корана и Сунны Пророка поехал на годичные курсы в Сирийскую Арабскую республику. Ему хотелось еще лучше изучить арабский язык. На этих курсах он занимался и искусством арабской каллиграфии, которая особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения Божественного Послания, заключенного в Коране.

Есть широко известный среди мусульманских народов учебник арабского языка «Шифахия», написанный татар­ским просветителем Ахмат Хади Максуди более 100 лет назад, который до сих пор сохраняет популярность. Тахир-хаджи искал его по всему Советскому Союзу, но нашел в Карачаево-Черкессии в селении Учкекен. Он сделал его полную копию. По этой книге занимались, углубляя свои знания многие наши известные религиозные деятели. Тахир-хаджи каждую свободную минуту использовал для изучения Корана и религии Ислама.

В 2014 году Тахир-хаджи Жабелов тяжело заболел, а 11 июля 2015 года Всевышний забрал его к себе. На похоро­нах присутствовали многие видные религиозные деятели Северного Кавказа: это муфтий, председатель духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской республики Бердиев Исмаил-хаджи Алиевич, муфтий Ставрополь­ского края Рахимов Мухаммад-хаджи Загитович, муфтий Кабардино-Балкарской республики Дзасежев Хазретали Олиевич. Участвовали на похоронах раис-имамы многих районов, имамы сельских поселений и большое количество мусульман, лично знавших Тахира-хаджи. Джаназа-намаз по умершему возглавил Бердиев Исмаил-хаджи Алиевич.

Тахир-хаджи рано ушел из этого мира. Конечно, обидно, что мы не до конца использовали его знания, его умение красиво и четко излагать свои религиозные воззрения, его организаторские способности. Может быть нам чаще нужно было предоставлять ему слово для выступления на радио, телевидении, в периодической печати. Но ничего не поделаешь, на все воля Аллаха.

С родным братом Тахир-хаджи Баширом, который очень внешне похож на него, мне часто приходится бывать на различных мероприятиях в разных селах республики. И по прошествии двух лет, как не стало с нами Тахир-хаджи, многие мусульмане республики продолжают выражать свои соболезнования и вспоминать его хорошими, добрыми словами.

Свою статью хочу закончить словами близкого друга Та­хира-хаджи и его брата по вере Шафига-хаджи Пшихачева – Председателя религиозной организации «Международная исламская миссия», который сказал: «Я каждый день мо­люсь за него, чтобы Аллах простил ему его грехи, проявил милость и милосердие и наградил Раем». И к этим словам уважаемого Шафига-хаджи присоединились бы многие мусульмане республики.

Эрменби ЭФЕНДИЕВ