Переписчики Корана

Переписчики Корана

Как известно, Священный Коран ниспосылался пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) более двадцати лет. Секретари пророка записывали текст на тех материалах, которые были у них в тот момент под рукой. Нередко это были пальмовые листья, кожа или даже гладкие камни.

«Когда несколько сур ниспосылалось сразу и посланнику, мир ему и благословение Аллаха, ниспосылалось какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из секретарей и говорил: “Поместите это в суру, в которой говорится о том-то”»(Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Вскоре после смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение), по указанию праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), Коран был собран воедино. До этого у многих сподвижников пророка были свои списки. Абдаллах ибн ‘Амр однажды помянул ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда и сказал:

«Я всё так же люблю его. Я слышал, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Берите Коран от четырёх людей: ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, Салима, Му‘аза и Убаййа ибн Ка‘ба”» (аль-Бухари).

Работа по сбору полного текста Корана была поручена одному из секретарей пророка Зейду ибн Сабиту. В этой работе принимали участие сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение), многие из которых были хафизами, а также все жители Мекки, у которых были фрагменты Корана.

По приказу третьего праведного халифа Усмана, было создано шесть копий Корана, которые были отправлены в важнейшие исламские центры государства. С этого начинается история многочисленных рукописных копий священной книги.

Древнейшие фрагменты рукописей Корана были найдены в мечети йеменского города Сана. А совсем недавно, в библиотеке Университета Бирмингема, в Великобритании, было найдено несколько страниц Корана, написанных на овечьей коже. По мнению исследователей, проведших радиоуглеродный анализ находки, записи были сделаны еще при жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Коран был ниспослан пророку на арабском языке. Во те времена переписчики писали куфическим стилем, который с XI столетия был постепенно вытеснен арабской скорописью, которая с небольшими изменениями сохранилась до наших дней.

Шедевром куфического стиля является Голубой Коран, созданный в тунисском городе Кайруане на рубеже IX и X веков. Для его создания пергамент был окрашен в цвет индиго, а затем каллиграфы украсили страницы серебряными розетками. Сам же текст написан золотом.

Следует сказать, что технология золотого письма была крайне опасна для здоровья. Порошковое золото растворяли в ртути, и оно превращалось в своеобразные чернила. Такими чернилами каллиграфы писали особо ценные книги. Вдыхание паров ртути неблагоприятно отражалось на самочувствии мастеров книжного дела. Не все из них доживали до конца работы.

На Востоке в качестве знака глубокого уважения было принято дарить Коран. Однажды правитель Персии Надир-шах отправил в подарок Сурхай-хану небольшой Коран, который легко умещался на ладони. В ответ Сурхай-хан написал письмо, в котором выразил удивление размерами книги.

«Неужели, во всей твоей империи не нашлось бумаги, чтобы мне выслать нормальный экземпляр Корана?»

Вскоре Сурхай-хан получил новый подарок от персидского шаха. Это были семь томов Корана в кожаном переплете. Каждый из них весил по 15 килограмм.

До Х века в Арабском халифате писали на папирусе и пергамене. Для письма на папирусе использовались специальные тростниковые перья, которые затачивались и расщеплялись на конце. По мере износа, кончик такого пера обрезался. Позднее, стали использовать гусиные и павлиньи перья.

Папирус производился только в Египте и потому не имел широкого распространения. Гораздо более распространенным и долговечным материалом был пергамен. Папирус и пергамен изначально сворачивали в свитки, что было не совсем удобно. Во времена римского императора Константина Великого получила распространение новая форма книги – кодекс, когда листы пергамена сшивались в виде тетрадки.

Письменный стол средневекового переписчика

Пергамен представляет собой недубленую сыромятную кожу. Его, как правило, изготовляли из овечьей или козьей шкуры. После очистки от волос и жира, шкуру шлифовали пемзой и отбеливали мелом. Стоил пергамен очень дорого, что сказывалось и на цене книг.

В Х веке из Китая в мусульманские страны пришла технология производства бумаги. Она быстро вытеснила из употребления папирус и пергамен. В качестве компонентов при изготовлении бумаги использовали измельченную ткань, клейстер и известковую воду. В мусульманских странах в качестве клейстера применялся крахмал, а в Европе желатин.

Бумага позволила резко увеличить производство книг. В этот период при дворах халифов и других правителей мусульманских государств возникают китабхане — книжные мастерские, в которых трудились многочисленные переписчики и художники.

Китабхане

Начальником китабхане был китабдар — наиболее знающий и мастеровитый каллиграф. Помимо переписчиков и художников в китабхане работали также оформители и переплетчики. Благодаря книжным мастерским, в крупнейших городах исламского мира были созданы прекрасные библиотеки, в которых хранились сотни тысяч манускриптов по Исламу, истории, медицине, математике и географии.

В средние века китабхане были своеобразными университетами, где молодые мастера познавали тонкости ремесла. Впоследствии, набравшись знаний и опыта, они становились разработчиками новых приемов и технологий книжного дела.

Китабхане просуществовали в мусульманских странах вплоть до конца XIX века, когда они уступили место типографиям.

 

  Александр Степанченко

Источник