Что такое современный политический ислам

Что такое современный политический ислам

Со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мире произошли колоссальные изменения. В своем развитии мировое сообщество прошло через множество этапов, предполагающих политико-правовые, экономические, интеллектуальные, духовно-нравственные и многие другие компоненты. Наряду с прочим изменились политические институты и организации. Все это в полной мере коснулось мусульманской уммы, поставив по-новому вопрос о роли месте ислама в общественно-политической жизни, соответствии многих религиозных постулатов требованиям времени.

Одним из тех, кто ответил на вызовы современности, стал мусульманский мыслитель и политический деятель Рашид аль-Ганнуши. В настоящее время готовится к изданию его книга на русском языке об исламе и демократии, в которой автор предпринял попытку преодолеть распространенные в мусульманской среде стереотипы и предрассудки, касающиеся народовластия как политического режима и его соответствия религиозным канонам.

Известный общественно политический деятель Туниса, лидер и ветеран международного исламского движения Рашид аль-Ганнуши занимает, пожалуй, одно из самых уникальных мест среди современных мусульманских мыслителей. Последовательный сторонник исламского плюрализма мнений в умме, умеренности и центризма он одновременно является лидером ранее запрещенной, а ныне официальной в Тунисе исламской политической партии.

Как маленькая капля отражает весь мир, так и жизненный путь и эволюция политических взглядов этого человека отражает тернистый путь идеологических блужданий всего мусульманского сообщества мира.

В 1981 году аль-Ганнуши основал Движение исламской направленности. Вскоре эта организация была запрещена властями страны, а сам аль-Ганнуши был заключен в тюрьму. Во время пребывания в заточении он написал несколько книг, посвященных вопросам переосмысления исламского наследия с учетом современных реалий.

 После освобождения из тюрьмы аль-Ганнуши возродил свое Движение исламской направленности под новым именем «ан-Нахда» (Возрождение). Вскоре многих оппозиционных активистов диктаторскому режиму бросили в тюрьмы, а лидера Ганнуши приговорили к пожизненному заключению. Однако власть в результате переворота меняется и при смене одного диктатора на другого ему удается покинуть страну. И только через 22 года исламский деятель вернулся на родину. В 2011 году, в результате революции режим Бен Али пал, а сам бессменный диктатор бежал за границу.

Рашид аль-Ганнуши, которого считают умеренным исламистом, известен своим тезисом о том, что демократия, как инструмент контроля и смены власти, не противоречит исламу. Он выступает за диалог между религиями, а также за более активное привлечение женщин к общественной и политической жизни в мусульманских странах.

Аль-Ганнуши является одним из ученых, входящих в Европейский совет по фетвам и исследованиям, а также Всемирный союз мусульманских ученых.

По итогам состоявшихся в октябре 2011 г. выборов возглавляемая Ганнуши партия «Ан-Нахда» завоевала большинство в парламенте и сформировала правительство в коалиции с другими политическими силами.

В своей работе об исламе и демократии Ганнуши делится своими суждениями, основанными на огромном пласте знаний и личном опыте о том, каким должна быть современная концепция политических воззрений ислама. Учитывая богатый опыт общественной, политической и богословской практики его изыскания и идеи представляют большой практический интерес.

В представленном труде Ганнуши анализирует современные инструменты отношений у развитых стран мира, такие как демократия, плюрализм, и указывает на определенную их схожесть с исламскими предписаниями. Он предлагает уйти от иллюзий мусульманских деятелей, зародившихся в период противостояния с западной цивилизацией (во время колонизации и неоколонизации), которые называют все установки запада «кяфирскими» и враждебными для исламского общества. Мусульманский деятель призывает подойти взвешено и рационально без эмоций к этим вопросам в интересах сегодняшних потребностей уммы. Идеи, предлагаемые Ганнуши, направлены на конструктивное взаимоотношение в обществе.

Нападки на доктрину политического ислама еще больше подогревают мусульманских активистов и провоцируют на радикальные и даже экстремистские проявления.

Ганнуши предлагает пересмотреть распространившиеся радикальные взгляды среди мусульман и выступать осмысленно и конструктивно, учитывая и уважая воззрения всех представителей общества. При этом он апеллирует к исламским ценностям (Корану, сунне и классическим авторитетам).

Мусульманский мыслитель не только выдвигает актуальные для современности идеи, но и успешно реализует их на практике. Показателем успешной и конструктивной реализации идей Ганнуши служит Тунис, где исламское политическое движение успешно взаимодействует с секулярной правящей партией в интересах многоликого тунисского общества.

Перевод на русский язык воззрений авторитетного политического и исламского деятеля, представляющего конструктивную оппозицию в тунисском обществе, который уважает принципы плюрализма и демократии, могло бы способствовать вытеснению экстремистских, радикальных и деструктивных идей в российском мусульманском сообществе.

Источник