АЛЬ-КАРИБ – БЛИЗКИЙ

АЛЬ-КАРИБ – БЛИЗКИЙ

«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровен­ное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

Посланник Аллаха Мухаммад, мир и благословение ему, сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Пре­краснейшие Имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в ко­тором Пророк мир и благословение ему, сказал: «Воис­тину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай». Ученые говорят, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить — значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропита­ние и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значение атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не при­даст никого в сотоварищи Творцу…

В Священном Коране сказано: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посред­ством их…» (7:180).

 

АЛЬ-КАРИБ – БЛИЗКИЙ

 

Аль-Кариб – одно из прекраснейших имен нашего Творца. Стоит отметить, что, несмотря на то, что имя аль-Кариб не встречается среди известных 99 Прекрас­ных имен Аллаха, многие богословы относят его к пре­красным именам Всемогущего Аллаха. Этимология этого имени происходит от корневого слова «къаруба», что означает «быть близким, приближенным», а прилагатель­ное «къариб» будет означать: близкий, приближенный.

В Священном Коране имя аль-Кариб встречается несколько раз. К примеру, в суре «Саба» Всевышний сказал: «Скажи: «Если я заблуждаюсь, то заблужда­юсь только во вред себе. Если же я следую прямым путем, то только благодаря тому, что внушил мне мой Господь. Воистину, Он – Слышащий, Близкий» (34:50). Аллах, Свят Он и Велик, в этом аяте велит Сво­ему Посланнику сообщить многобожникам, что если он следует прямым путем, то это является не его заслугой, а милостью Всевышнего Господа, Который наставил его на прямой путь. Он помог найти истину Своему По­сланнику, мир и благословение ему, и помогает в этом всем остальным верующим. Воистину, среди Его пре­красных имен – ас-Самигъ (Слышащий, Внемлющий), аль-Кариб (Близкий). Он слышит слова и речи Своих рабов и внемлет молитвам всех, кто поклоняется Ему и обращается к Нему за помощью.

АЛЛАХ ОТВЕЧАЕТ НА МОЛЬБЫ ЛЮДЕЙ

Если мы говорим «Аллах Близкий», то это прежде всего означает, что Он отвечает на молитвы и обраще­ния Своих рабов.

Передается от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что однажды сподвижники спросили его: «О, Посланник Аллаха! Близок ли наш Господь, чтобы мы обращались к Нему шёпотом, иль далек [Он от нас], чтобы взывали мы к Нему громко?» Тогда Аллах Все­могущий ниспослал аят в Священном Коране, который гласит: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (2:186). Всевышний Аллах возвестил в этом аяте о том, что Он близок к Своим рабам и наблюдает за ними. Он знает об их секретах и самых сокровенных помыслах. Он ведает о том, что украдкой подсматривают взоры и что сокрыто в сердцах. Он близок к Своим рабам и внимает их зову, когда они обращаются к Нему с молитвами.

Молитвы бывают двух видов, поскольку одни из них являются проявлением поклонения, а другие содержат просьбы. Близость Аллаха к творениям также бывает двух видов:

  1. Близость в общем смысле, проявляющаяся в Его знании обо всём сущем. В этом смысле Он ближе к человеку, «чем его яремная вена». Так же трактуется присутствие Аллаха рядом со всеми творениями.
  2. Особая близость, проявляющаяся по отношению к тем, кто поклоняется Аллаху, взывает к Нему и любит Его. Из такой близости вытекает любовь к этим людям и помощь их: Аллах оказывает им поддержку, когда они трудятся и отдыхают, внимает их молитвам, принимает их поклонение и вознаграждает за него.

Если человек взывает к Аллаху от всей души и просит Его о чем-то дозволенном, если никакие обстоятельства не мешают удовлетворению его просьбы, а одним из таких обстоятельств является употребление запре­щенных продуктов питания, то его мо­литва непремен­но будет принята. Ведь Всемогущий Аллах обещал от­вечать на такие мо­литвы, особенно, если человек со­вершает деяния, способствующие скорейшему принятию его молитв. К деяниям, совершение которых способствуют скорейшему принятию молитв, относится выполнение повелений Аллаха словом и делом, отдаление от всего запрещенного, а также искренняя вера в Него.

Аллах Близкий, не оставляет мольбу, взывающего к Нему без ответа. Но всегда есть такие, которые считают, что они просят Всевышнего, но их молитвы остаются без ответа. Таким людям следует сказать, что человеку не стоит ждать быстрого ответа на свои мольбы. Ведь сказал Пророк, мир ему и благословение, в хадисе, переданном от Абу Хурайры: «Каждому из вас будет дан ответ [на его молбу], если только не станет он то­ропить [события] и говорить: «Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!»» (Бухари, Муслим).

В другом хадисе, который передал имам Ахмад от Абу Саида говорится о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто- бы из мусульман ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, если только не будет просить о грехов­ном или о разрыве родственных связей, то Аллах обязательно дарует ему одно из трёх: либо даст [то, что он просит], либо оставит это ему на Судный день, или отвратит от него зло, равное [по величине] тому, [о чём он просит». Люди сказали: «Тогда мы будем [обращаться с мольбами] чаще», на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А Аллах (дарует вам) больше!»

ВСЕВЫШНИЙ МАКСИМАЛЬНО

БЛИЗОК К СВОИМ РАБАМ

Аллах милостив по отношению к рабам Своим. Ми­лость Его проявляется во многом. Вот, к примеру, Он вы­делил определенные периоды, в которые максимально приближен к Своим рабам, чтобы те проявили большее усердие, чтобы их мольбы были услышаны.

К таковым относится последняя треть каждой ночи. Так имам Бухари передал хадис от Абу Хурайры, мир ему, в котором Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Наш Господь, Свят Он и Велик, каждую ночь нисходит к нижнему небу, когда [от ночи] остается последняя треть [ее], говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»» На заре каждого дня, Всевышний Аллах максимально приближен к Своим рабам. Он отвечает на их мольбы, прощает и дарует им то, о чем они Его просят. Не стоит пренебрегать этим временем суток…

Раб Аллаха в большей степени приближен к своему Господу, когда совершает земной поклон (суджуд). По­этому нельзя упускать и эту возможность, чтобы быть услышанным Милостивым.

Аллах близок всегда к тем рабам Его, которые каются в содеянных грехах и просят у Него прощения. Также Все­вышний наш Творец рядом с теми, кто воздает Ему хвалу, поминает Его и поклоняется. Сказано в Коране: «Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воис­тину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый» (11:61).

Правоверный мусульманин, познавший Творца по­средством атрибута «аль-Кариб» твердо убежден, что Аллах Всемогущий Близкий. Он слышит, видит и по­могает ему. Ему известно обо всем, что происходит с ним, о том, что приходит ему в голову и что он хранит в тайне от других. Да и как может быть иначе, если Аллах к человеку ближе, чем его собственная яремная вена. Сказано в Коране: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (50:16). Поэтому человек должен всегда помнить о том, что его Создатель видит его, где бы он ни был, и знает о его самых тайных помыслах и самых сокровенных желаниях. И тогда раб Божий будет сты­диться своего Господа и избегать того, что Он запретил.

Шауки БАЛАГ.

Перевел и подготовил  Хасим АККАЕВ.