Аль-Хайй — Живой и Аль-Къаййюм – Вечносущий, Самодостаточный

Аль-Хайй - Живой и Аль-Къаййюм – Вечносущий, Самодостаточный

Прекраснейшие имена Аллаха

 

«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

Посланник Аллаха Мухаммад (мир и благословение Аллаха ему) сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Прекраснейшие имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в котором Пророк (мир и благословение ему) сказал: «Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай». Ученые считают, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить — значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропитание и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значение атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не придаст никого в сотоварищи Творцу… В Священном Коране сказано: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему по- средством их…» (7:180).

 

Аль-Хайй — Живой и Аль-Къаййюм – Вечносущий, Самодостаточный

 

В прошлый раз, раскрывая смысл атрибутов «аль-Къабид» и «аль-Баасыт», мы подчеркнули, что некоторые имена Всевышнего Аллаха, свят Он и велик, являются парными и, не упоминаются не иначе как в паре с другими именами. По смыслу такие имена являются антонимами друг другу. К таковым, к примеру, относятся Аль-Хафид и Ар-Рафигъ (Принижающий и Возвышающий), Аль-Музилль и Аль-Му’изз (Ослабляющий и Возвеличивающий). Продолжая тему, в этот раз мы хотим вас познакомить еще с двумя такими именами нашего Творца. Это «аль-Хайй» и «аль-Къаййюм». Аль-Хайй – это значит, что Аллах есть Вечно Живой Бог. Тот, жизни Которого нет ни начала и нет конца. Бог, Который всегда был живым и останется навечно живым. Живой, Вечный. Аль-Къаййюм – Самостоятельный, Вечносущий, Независимый ни от кого и ни от чего. Не нуждающийся ни в ком и ни в чем. Самодостаточный, благодаря Которому существует все сущее. Бог, Который сотворил все творения и содержит их. Который владеет знанием обо всем.

Эти два прекрасных имени передают всю полноценность и совершенство сущности Всемогущего Аллаха, потому что вобрали в себя весь смысл, заключенный в других атрибутах, придающих Творцу совершенство и самодостаточность, таких как Могущество, Знание, Величие, Высокомерие и т. д. Следовательно, мы можем с уверенностью сказать, что аль-Хайй и аль-Къаййюм – это самые величественные качества Всемогущего Аллаха.

 

В Коране и Сунне

 

Аль-Хайй и аль-Къаййюм встречаются в Священном Коране не один раз. Так, в суре «Ааль-Имран» Всевышний сказал: «Алиф. Лам. Мим. Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего (Вседер- жителя)» (3:1-2). Всевышний Аллах есть аль-Хайй, аль-Къаййюм. Это значит, что Он живет самой совершенной жизнью, самостоятельно поддерживает ее, как и поддерживает существование всех творений. Он управляет их религиозными и мирскими делами, претворяет в жизнь Свое предопределение. Также в самом величественном аяте Священного Корана – аят аль-Курсий сказано: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего (Поддерживающего жизнь)» (2:255).

Аллах обладает всеми божественными качествами и является Единственным, Кто заслуживает обожествления и поклонения, и поэтому обожествление других существ несправедливо и бесполезно. Когда Всевышний говорит о Себе аль-Хайй — Живой, то это означает, что Аллах объединяет в Себе самые прекрасные признаки жизни, среди которых – слух, зрение, могущество, воля и другие качества, связанные с Его сущностью. Аль-Къаййюм — Сущий, Поддерживающий жизнь — означает, что Всемогущий Творец совершает самые совершенные дела. Он является Самодостаточным Властелином и не нуждается в творениях, но создает их, поддерживает их существование и обеспечивает их всем необходимым. Еще в одном месте Священного Корана Господь описывает Себя этими двумя прекрасными именами: «Лица смирятся перед Живым (аль-Хайй) и Поддерживающим жизнь (аль-Къаййюм), и разочарование постигнет тех, кто понесет бремя несправедливости» (20:111).

Имена аль-Хайй и аль-Къаййюм встречаются также и в хадисах Пророка Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда он находился у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один человек совершил молитву, после чего обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя, поскольку Тебе следует воздавать хвалу, и нет бога, кроме одного лишь Тебя, Всемилостивого, Создателя небес и земли, о Обладатель величия и щедрости, о Живой, о Вечносущий /Аллахумма, инни ас’алю-кя би-анна лякяль-хамду ля иляха илля Анталь-Маннану, Бади’у-с-самауати уаль-арди, йа Заль-джаляли уаль-икрами, Йа Хаййу, йа Каййуму!/» [Услышав это], Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он обратился к Аллаху Всевышнему с мольбой по Его великому имени, (знайте же), что, когда к Нему обращаются с мольбой, (называя это имя), Он отвечает, а когда Его просят, называя это имя, Он дарует (просителю то, о чём тот просил)» (Ан-Насаи и Ат-Тирмизи). Также передается от Зайда ибн Хариса, мир ему: «Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, сказал: «Тому, кто скажет: «Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет (иного) Бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние /Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хуаль- Хаййаль-Каййума уа атубу иляй-хи/», простятся его грехи, даже если он бежал (с поля боя во время) наступления». Стоит заметить, что бежать с поля боя считается большим грехом в Исламе (!) Еще в одном хадисе от Анаса ибн Малика, мир ему, мы узнаем, что Посланник Аллаха, мир и благословение ему, в самые трудные моменты своей жизни обращался к Аллаху следующими словами: «О Вечно Живой, Вечносущий! Прошу Твоей помощи, по- средством Твоей Милости!»

Как видим, во всех трех молитвах-дуа, упомянутых в вышеприведенных хадисах, упоминаются имена Всевышнего Аллаха: аль-Хаййю и аль-Къаййюму.

 

Аль-Хайй и Аль-Къайюм в жизни верующего

 

Аль-Хайй – Живой — Дарующий жизнь другим, Вечно Живой. Жизнь Всевышнего Аллаха не похожа на жизнь Его рабов, она совершенна и выше всяких недостатков, присущих нам – Его творениям. Люди и другие творения Аллаха сотворены Им из ничего. Нам всем присуща смерть, потому что наша жизнь имеет начало и конец, чего нельзя сказать о жизни Творца. Сказано в Священном Коране: «Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?»(76:1). Аллах упоминает в этом аяте первый, промежуточный и последний этапы жизни человека. Он упомянул, что до сотворения человека прошел тот долгий срок, когда его не было вообще. Аль-Къаййюм – Вечносущий, Самодостаточный, Который устраивает и поддерживает жизнь Своих творений, во всех ее сферах. Вечно Сущий – значит Тот, Который будет существовать всегда, ведь для Него не присущи понятия начало и конец, пространство и время. Он Вечный и Самодостаточный, не был сотворен, ни в ком и ни в чем не нуждается, но в Нем нуждаются Его же творения. То, что Он устраивает жизнь рабов Своих и занимается их делами нисколько не делают Его слабым и не умаляют Его Величия.

Человек, познавший смысл атрибута «аль-Хайй», уповает всегда во всех своих делах на Него. Когда ему трудно, он просит и обращается только к Нему. Он же в Коране обращается к Своему Посланнику, мир и благословение ему: «Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов» (25:58).

Познавший смысл имени Аллаха «аль-Къаййюм» твердо убежден, что его жизнь от начала до конца принадлежит Творцу небес и земли. Именно Он устраивает жизнь человека и остальных тварей по Своему усмотрению. Следовательно, он проявляет смиренность, оставив гордыню и высокомерие. Просит только у Него и уповает только на Него. И в трудные минуты своей жизни такой человек, следуя примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение, обращается к Создателю со словами: «О Вечно Живой, Вечно Сущий! Прошу Твоей помощи, посредством Твоей Милости!» Он также не забывает просить у Него — Живого, Самодостаточного прощения за содеянные грехи, как это делал Божий Посланник: «Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет (иного) бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние».

Шауки БАЛАГ.

Перевел и подготовил Хасим АККАЕВ