АЛЬ-БАСЫР – ВСЕВИДЯЩИЙ

АЛЬ-БАСЫР – ВСЕВИДЯЩИЙ

АЛЬ-БАСЫР – ВСЕВИДЯЩИЙ

 

«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

Посланник Аллаха Мухаммад (САС) сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Прекраснейшие Имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в котором Про¬рок (САС) сказал: «Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай».

Ученые говорят, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить — значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропитание и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значение атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не придаст никого в сотоварищи Творцу…

В Священном Коране сказано: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (7:180).

Аль-Басыр – одно из прекраснейших имен Всемо-гущего Аллаха. Этимология этого имени происходит от корневого слова «басъар», что означает: видеть, зреть, замечать, понимать, знать, уметь. Следовательно, по отношению к людям и остальным творениям Бога «аль-басыр» означает только: видящий, понимающий (осознающий) то, что он видит. Когда арабы говорят: «раджуль басыр бильгъильм», что буквально означает «мужчина сведущ [в какой-либо области] знаний», то они подразумевают человека, который обладает углубленными знаниями в той области знаний (науки), которой он занимается.

Как атрибут Всевышнего Творца, аль-Басыр – это Тот, Кто видит открытое и скрытое, явное и тайное. Бог, для Кого не существует невидимого среди видимого, Тот, Кто объемлет Своим видением даже самое мельчайшее. Аль-Басыр – это Бог, Который доподлинно видит и знает, что происходит с Его творениями. Видение человека, и видение Аллаха — это совсем разные понятия. Нельзя сравнивать все видение Аллаха Всемогущего с нашей возможностью зреть и ощущать видимые предметы и понимать, что они из себя представляют. Зрительные возможности человека, несмотря на совершенство строения глаза, все же очень ограничены. Невооруженным глазом человек способен видеть крупные предметы на расстоянии максимум нескольких километров, да и то в ясный день и лишь с высокого места наблюдения. Однако, даже при наличии всех благоприятных условий, человек видит отдаленный предмет не четко, а лишь его размытые очертания. Но Аллах есть Всевидящий, Его зрение безгранично и абсолютно, охватывает все и вся, видимое и невидимое, великое и малое, далекое и близкое, видимое и скрытое…

 

ИМЯ «ВСЕВИДЯЩИЙ» В КОРАНЕ И СУННЕ

 

В Священном Коране имя «аль-Басыр» упоминается не один раз. Вот, к примеру, в 233 аяте суры «аль-Бакара сказано: «Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете» (2:233).

В другом аяте Корана Аллах (хвала Ему!) говорит: «Проси защиты у Аллаха! Поистине, Он – Слышащий, Видящий!» (40:56).

Здесь хотелось бы напомнить, что в этом аяте Всевышний велит нам искать защиты только у Него. Он не упомянул о том, от чего следует искать защиты у Аллаха, дабы это повеление носит общий характер. Поэтому мусульмане должны искать защиты от высокомерия и надменного отношения к истине, от дьяволов и неверующих людей, от всего существующего на свете зла. Воистину, Аллах – ас-Самигь (Слышащий), аль-Басыр (Всевидящий). Он слышит самые различные голоса и видит самые различные вещи, где бы они ни находились.

Также атрибут «аль-Басыр» упоминается в хадисах Посланника Аллаха, мир и благословение ему, который сказал: «Не кричите и успокойтесь, ведь вы не обращаетесь с молитвами к глухому или слепому, а воистину вы молитесь Слышащему, Всевидящему!»

Пророк Аллаха произнес эти слова, когда заметил, что некоторые из сподвижников молились (делали дуа) громко в надежде, что Аллах их лучше услышит. Но он их успокоил, объяснив, что Господь наш Слышащий и Всевидящий, слышит молитвы всех, как бы тихо они не молились…

Аллах, аль-Басыр объемлет Своим всезнанием и всевидением наши дела, все, что мы совершаем, говорим, делаем, даже намереваемся совершить. От Него невозможно утаить абсолютно ничего. Он видит все, что происходит и творится во вселенной. Осознав то, что Аллах Всевидящий, и от Него ничего нельзя утаить, мы должны призадуматься о своих деяниях. Отказаться от совершения всего того, что запрещено Им. Это касается особенно молодых людей, которым стали доступны достижения со¬временной науки – средства коммуникаций в виде телефонов, телевизоров, компьютеров, айпадов и. т. д. Точно так же, как от них есть польза для человечества, есть и большой вред. Стоит только напомнить, что многие порицаемые и запрещенные Шариатом деяния, в силу распространенности этих предметов среди масс, стали легкодоступными. Современная молодежь со всех сторон окружена разнообразием соблазнов, от которых многим не получается удержать себя. Лишь только богобоязненные из них, которые помнят о том, что находятся под пристальным наблюдением Всевидящего Творца, могут отдалить себя и оградить от грехопадения. Боязнь того, что Аллах видит все, и, что части тела человека будут свидетельствовать против него в Судный день, удерживают их слух и взор, их руки и ноги от совершения запретного (харама).

 

АЛЛАХ ВЕДАЕТ О НАШИХ ДЕЛАХ

 

Аллах Всевидящий. Он знает, что лучше и полезно для рабов Его, поэтому одаривает их разными благами соразмерено. Сказано в Коране: «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (42:27).

Всевышний разъяснил в этом аяте , что Он не одаряет Своих рабов в этом мире многочисленными благами только из сострадания к ним, дабы богатство не лишило их благочестия и набожности. Если бы Аллах увеличил удел всем людям без разбору, то они пренебрегли бы поклонением и повиновением Аллаху и предались бы удовлетворению своих низменных страстей. Они всецело отдались бы тому, чего желают их души, не гнушаясь ни грехов, ни несправедливостей. Однако этого не происходит, потому что Аллах ниспосылает мирские блага не только по Своей доброте, но и в соответствии с Божественной мудростью. Воистину, Ему доподлинно известно обо всех творениях. Некоторые праведные богословы рассказывали, что Всевышний Аллах сказал: «Среди Моих рабов есть такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они богаты, а нужда погубила бы их. Среди них есть и такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они бедны, а богатство погубило бы их. Среди них есть такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они здоровы, а болезнь погубила бы их. Среди них есть и такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они больны, а благополучие погубило бы их. Воистину, Я управляю делами Моих рабов, зная о том, что кроется в их сердцах, ведь Я – Сведущий, Знающий».

Людей много и они все разные, одни из них верующие, признают своего Создателя, повинуются и поклоняются Ему, другие — неверные, отрицающие Бога, третьи – мушрики, придающие Творцу сотоварищей, также есть среди них ослушавшиеся Его — фасики. Об этом Всевышний говорит в Коране: «Он – Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете» (64:2).

Аллах создал Своих рабов и сделал их либо правоверными, либо неверующими. Как вера, так и безбожие полностью зависят от предопределения и установления Его. Он пожелал, чтобы все произошло именно так, но на¬ряду с этим наделил людей волей и способностью выбирать между добром и злом, благодаря чему каждый человек самостоятельно решает, подчиниться приказам и запретам Аллаха или нет. Аллах же наблюдает за его выбором.

Признавая то, что Аллах Всемогущий есть аль-Басыр, мы должны признать и то, что Он сведущ о наших грехах, ошибках и упущениях. Сказано в Священном Коране: «Достаточно того, что Аллах знает и видит грехи Своих рабов» (17:17).

В дру¬гом месте Всевышний поясняет, что Ему ведомо и то, что неведомо нам с вами, т.е. не все мы можем видеть, потому что наше зрение ограничено: «О да! Клянусь тем, что вы видите. И тем, чего вы не видите» (69-28-29).

Как сказано выше, зрительные возможности человека ограничены, он не может видеть все, что сотворено Аллахом, каким бы ни был его глаз. Мы видим горы, леса, небесные тела, но не можем видеть ангелов и духов. Не можем видеть и потусторонний мир. Также человек одновременно не может видеть то, что находится впереди него и позади, как не может видеть то, что справа и слева от него одновременно. Только Аллах обладает таким совершенным зрением, что может охватить одновременно все, что на небесах и на земле, то что скрыто в темноте ночи и глубине морей и океанов.

Правоверный мусульманин, познавший смысл атрибута «аль-Басыр» верит и знает, что находится под пристальным присмотром Всевидящего Творца, хоть и не знает, как это происходит. Ведь сказал Всевышний в Коране: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (42:11).

Нет никого подобного Ему, потому что Он Один совершенен во всех Своих качествах. Он слышит голоса и речи всех творений, на каком бы языке они не говорили и о чем бы они Его не просили. Он Всевидящий, видит даже черного муравья, ползущего по темной скале во мгле ночи, даже частичку пищи, движущуюся по телу крошечного насекомого, и даже капельку воды, текущую внутри тоненькой веточки. Если мы допускаем, что находимся под пристальным наблюдением Всевидящего Творца небес и земли, и что нет на земле местечка, куда бы могли скрыться от Его взора, то нам должно быть стыдно сделать Аллаха свидетелем наших грехов и преступлений. Ведь сказано, что: «Ихсан (благодетель) – это по¬клонение Аллаху так, как будто ты Его видишь, а если ты не видишь [ты не можешь видеть] Его, то знай, что Он тебя видит [везде и всегда].

 

Завершая статью, хотелось бы поделиться с читателем следующей историей.

 

Жил на свете мудрец, у которого было трое сыновей. Однажды, он решил их испытать. Отдал каждому по птице и приказал зарезать ее в том месте, где никто не увидит… Спустя некоторое время сыновья вернулись, двое на руках несли мертвых птиц, а третий почему то держал все еще живую птицу. Отец стал расспрашивать каждого. «Поднялся на высокую гору, посмотрел вокруг, удостоверился, что меня никто не видит, и зарезал ее», — сказал первый. Второй поведал, что нашел заброшенный дом, вошел внутрь, и зарезал там свою птицу. Очередь дошла до третьего сына. «А ты, сынок, почему не зарезал свою птицу?» — спросил мудрец. «Я искал повсюду и не нашел места на земле, где меня не увидит Всемогущий Аллах», — ответил он. Мудрец обрадовался, похвалил своего сына и объяснил двум другим сыновьям, что Аллах Всевидящий (аль-Басыр), и нет на свете места, куда не достигает Его взор…

Шауки БАЛАГ.Перевел и подготовил Хасим АККАЕВ