Образование или предписания религии

Образование или предписания религии

С нового учебного года школьников России обязали ходить на уроки в определенной форме. Преследуемая цель при этом — стереть социальные и религиозные различия. На деле большая часть запретов касается девушек, теперь им нельзя надевать очень короткие, или очень длинные юбки, ходить на уроки в брюках и ярких украшениях, табу наложено на косметику, высокие каблуки и пляжную обувь. Но, самое главное, категорически запрещаются головные уборы и косынки.

Закона, который строго закрепляет определенную форму для школьников, пока нет. Федеральный центр дал свободу регионам самим решать, какую форму одежды должны носить школьники. Но в День знаний в КБР девушки, одетые согласно предписаниям Ислама, не были допущены к занятиям под предлогом нарушения требований к внешнему виду учениц.

По словам заместителя муфтия республики Алима Сижажева, в Духовное управление мусульман поступило более 20 заявлений от мусульманок, которых не пускают в школу покрытыми. Об этом Сижажев заявил на брифинге в МВД. «Заставить мусульманку снять платок равнозначно тому, чтобы попросить девушку прилюдно раздеться. Мы просим не ущемлять права мусульманок в учебных заведениях», — заявил Сижажев. С его слов ситуация может дойти до того, что в мусульманской среде республики актуализируется вопрос создания альтернативной системы обучения.

В связи со сложившейся ситуацией совет улемов КБР обратился к главе КБР с просьбой защитить религиозные чувства мусульманок и позволить им посещать занятия в одежде, предписанной Исламом. «Женская одежда, закрывающая все тело, кроме лица, кистей рук и стоп, никак не может влиять на успеваемость или неуспеваемость учениц. Основной заботой преподавательского состава школ и других учебных заведений должно быть усвоение учащимися учебного материала. И если ученица в платке справляется с этой задачей, то её одежда не должна быть предметом пристального внимания, так как свой жизненный путь и соответствующую ему одежду каждый человек выбирает сам.

Сейчас, когда мусульманки поставлены перед выбором платок или школа, многие вынуждены оставить школу, что может увеличить раскол в обществе и будет на руку тем, чья цель — дестабилизация общественного порядка и безопасности», — сказано в обращении.

Совет улемов обращается к главе КБР, как гаранту конституционных прав и свобод, с просьбой при принятии нормативных актов, регулирующих внешний вид школьниц, учитывать национальные и религиозные интересы жителей республики.

Кроме того более трех с половиной тысяч человек подписали обращение к руководству республики с просьбой не запрещать мусульманкам посещать занятия покрытыми.

Азамата К. (имя изменено по просьбе собеседника) один из трех с половиной тысяч мусульман, подписавших обращение к главе КБР. «Через ДУМ КБР мы писали заявление, что девочек, одетых согласно Исламу, не пускали на занятия. Муфтий сказал, что он выходил на правительство, и этот вопрос обсуждается», — говорит Азамат.

С его слов, сейчас его дочери пошли навстречу, временно разрешили ходить в косыночке, которая не закрывает лицо.

«Нам объявили, что в республике принят правовой акт, или приказ, по которому запретили в головном уборе посещать уроки. С первого сентября моя дочь не ходила в школу, ее не пустили, но сейчас есть соглашение и она ходит в косыночке», — рассказал Азамат.

В школе, в которой учится дочь Азамата, еще несколько девочек ходят покрытыми, все они отличницы. «Конечно, дело не в поведении или успеваемости отдельных людей. Если человек заслуживает каких-то мер за неправильное поведение, его надо рассматривать лично. Но запрещать всем мусульманкам носить платок — это не мудрое решение. Оно может сыграть на руку тем силам, которые могут взять это как повод и ткнуть пальцем, вот, мол, вашим детям даже в платках ходить не разрешают. Это для них повод пропагандировать свои идеи.

Есть люди, которые обвиняют мусульман во всех грехах, говорят, что мы запрещаем девушкам учиться. Хотя сейчас ситуация ровно наоборот, нашим дочерям не разрешают ходить в школу. Нам ставят условие: если мы нарушим традиции и требования нашей религии, только в этом случае нам позволят получить образование. Но по Конституции доступ к бесплатному всеобщему образованию есть у всех людей, независимо от нации и вероисповедания.

Если закон все же примут, я буду вынужден забрать дочь из школы и просить предоставить ей индивидуальное обучение. Нам предлагают заниматься самообучением: самим изучать предметы, а потом сдавать экзамены.

Я не понимаю, как это можно организовать. Обучение в группе с преподавателем и самостоятельное изучение предметов это несопоставимые вещи, говорить о качестве знаний конечно не приходится. Я продумывал вариант с репетиторством, но оплатить услуги учителей по такому количеству предметов могут только единицы. По моим подсчетам, в месяц нужно не менее 40 тысяч рублей. Такие деньги есть не у всех.

Одни запретили Коран, другие – нашу одежду. Все эти шаги — прямой путь к разделению общества. Если девушка не пойдет в школу, где гарантия что она не будет искать альтернативные знания. А куда она пойдёт? Надеюсь, родители смогут направить их по верному пути. Но для горячих голов, для людей, которые руководствуются своими страстями, это может стать лишним раздражителем, поводом для конфликтов.

Хочу пожелать своим братьям и сестрам по вере терпения, чтобы они не отвечали глупостью на глупость. Проявляйте терпение ради Аллаха», — говорит мой собеседник Азамат К.

По мнению главного редактора газеты «Ислам в Евразии» Хасима Аккаева, ситуация с запретом исламской одежды может вызвать отчуждение мусульман от всего общества. «Боюсь, тогда мы превратимся в островок. Вот недавно запретили Коран в переводе известного ученого Эльмира Кулиева, а сегодня нашим девушкам отказывают в доступе к образованию. Инициаторы этих решений не могут не понимать всей серьезности проблемы.

Ислам за то, чтобы мусульмане были активной частью общества, участвовали в политической и социальной жизни страны проживания. Но, получается, нас этого права лишают. Ставят перед выбором: хиджаб или образование. Понятно, какой выбор сделает истинный верующий. Но какое будущее тогда у мусульман? Девушка – будущая мать. Каких детей может воспитать необразованная женщина? Это бомба, которая взорвется впоследствии.

Общество светское, этого никто не оспаривает. Но хотелось бы, чтобы чиновники, от которых зависит окончательное решение вопроса, отнеслись с пониманием. Это решение на годы вперед, если принять жесткий ограничивающий закон, он может вызвать недовольство мусульман», — говорит Хасим Аккаев.

Обсуждение вопроса введения школьной формы продолжается. На одном из заседаний Комитета по образованию и науке Парламента КБР депутаты вместе с руководителями управлений образования районов и городов республики пытались найти выход из сложившейся ситуации. Директора школ и чиновники от образования высказались против категоричных мер и за поиск компромиссов.

По словам руководителя комитета Муаеда Дадова, вопрос о школьных формах может быть обсужден на правительственном уровне. Там чиновники уже решат окончательно – смогут ли мусульманки ходить в общеобразовательные учреждения покрытыми, согласно требованиям Ислама, или платки и длинные юбки будут под строгим запретом.

Фатима ТИКАЕВА