الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Прекраснейшие имена Аллаха

«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24)

.

Посланник Аллаха Мухаммад (мир и благословение ему) сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Прекраснейшие имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в котором Пророк (мир и благословение ему) сказал:

«Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай».

Ученые считают, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить - значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропитание и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значение атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не придаст никого в сотоварищи Творцу… В Священном Коране сказано:

«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему по- средством их…» (7:180).















АЛЬ-КЪАБИД – УМЕНЬШАЮЩИЙ (ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ) И АЛЬ-БААСЫТ – УВЕЛИЧИВАЮЩИЙ (РАСПРЕДЕЛЯЮЩИЙ)

У Аллаха Всевышнего, свят Он и велик, есть имена, которые, как сказал шейх Ибн Таймия, не упоминаются не иначе как в паре с другими именами. По смыслу такие имена являются антонимами друг другу. К примеру, это атрибуты Аль-Хафид и Ар-Рафигъ (Принижающий и Возвышающий), Аль-Музилль и Аль-Му’изз (Ослабляющий и Возвеличивающий). Такие атрибуты нашего Господа являются парными и упоминаются всегда вместе. К парным атрибутам также относятся имена «аль-Къабид» и «аль-Баасыт».

Этимология этих двух имен происходит от корневых слов «къабд», означающее: держать, сдерживать, ограничивать и «басат», означающее: разворачивать, щедро распределять. Следовательно, эти два имени означают соответственно: аль-Къабид - Бог, Который по Своему справедливому порядку сужает (уменьшает) блага, кому хочет. Тот, Кто удерживает души в Своей власти, подчинив их смерти, владеет благодеяниями своих искренних рабов и принимает служения их, удерживает сердца грешников и лишает их возможности познать его из-за их непокорности и высокомерия. Аль-Баасыт - Тот, Кто доставляет созданиям жизнь, одарив их тела душами, и доставляет щедрый удел как слабым, так и богатым.

В Коране и Сунне

Имена «аль-Къабид» и «аль-Баасыт» встречаются в Священном Коране не один раз. Так, к примеру, в суре «аль-Бакара» Всевышний говорит:

«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (2:245).

Аллах - Владыка всего и вся в мироздании. Ведь Он Творец неба, земли и всего, что находится между ними, создал все живое и неживое, обеспечил Землю необходимыми для жизни человека условиями и благами. Все виды богатства, которыми владеют люди, принадлежат лишь Аллаху. Он - Единственный обладатель всех богатств. Своим велением Он делает человека на земле богатым или бедным. Наш Творец приумножает материальные блага тому, кому пожелает, и, наоборот, по Своему желанию уменьшает благосостояние человека, таким образом испытывая людей на то, будут ли они Ему благодарны или не смогут совладать со своей гордыней и нафсом. Аллах, аль-Баасыт дарует от Своих щедрот без меры материальное и духовное богатство и изобилие тем из созданных Им людей, кто уверовал в Него всей душой, и с трепетом соблюдает Его повеления. Он открывает искренне верующим праведный путь в любом из жизненных испытаний. Поэтому верующие, сталкиваясь в мирской жизни с тяготами и испытаниями, и в сомнениях и в болезни уповают и обращаются в молитвах за помощью только к Аллаху и полагаются лишь на Его Милость. Атрибуты «аль-Къабид» и «аль-Баасыт» встречаются и в изречениях Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, цены на товары в Медине повысились, и тогда люди сказали: «О, Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Установи же для нас твердые цены». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, цены на товары устанавливает Аллах. Он [Ограничивающий, Распределяющий и Дарующий пропитание] дарует одним скудный удел, а другим – несметные богатства. Он дарует своим рабам пропитание. Я хочу, чтобы в тот день, когда я предстану перед Всевышним Аллахом, ни один из вас не мог упрекнуть меня в том, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество» (Ахмад, Тирмизи).

Имена «аль-Къабид» и «аль-Баасыт» охватывают всю нашу жизнь, каждую ее минуту и каждый миг. Когда нам не хватает чего-то, нам трудно, это значит, что Всемогущий Аллах удерживает наш удел, чтобы потом щедро вознаградить за терпение и смиренность, ну а когда нам хорошо, мы в достатке – Он дарует и увеличивает наш удел, а мы должны благодарить Его за это. Все в этой жизни протекает циклично. Не бывает, чтобы всегда было хорошо, так же как трудности не могут продолжаться всю жизнь. Всевышний Аллах испытывает всех по-разному. Он удерживает и увеличивает удел Своих рабов как пожелает, потому что знает что хорошо, а что плохо для них.

Аллах Всемогущий есть Ар-Раззакъ (Наделяющий уделом). Он делает богатым, кого пожелает, и бедным, кого пожелает. Сказано в Священном Коране:

«Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллах знает о всякой вещи» (29:62).

Господь наш есть аль-Къабид и аль-Баасыт (Удерживающий и Увеличивающий), если пожелает обогатить кого-то, то Он облегчает ему путь к этому. И наоборот, когда пожелает удержать чей-то удел, то усложняет ему путь к этому. Но стоит здесь оговориться и напомнить читателю, что Аллах есть Справедливый, Он не поступает несправедливо по отношению ни к кому из Своих рабов. Богатство и бедность, здоровье и болезнь, счастье и несчастье не являются показателями любви и нелюбви Господа нашего к нам. Он лучше знает состояние своих рабов и знает, кому, что даровать в этой жизни. Во всем этом есть проявление Его справедливости, милосердия и сострадания к нам.

Богатство может быть проявлением Божественной щедрости по отношению к рабу, так же как может быть испытанием для него. Ведь ему предстоит держать ответ в Судный день за то, как он приобрел и как потратил свое имущество. Бедность может быть испытанием для раба, так же как может быть и проявлением милости Создателя по отношению к нему. Ведь никто не знает, как распорядился бы имуществом, будь он богатым?! Все это касается и здоровья, и счастья, и всего что можно назвать мирским уделом. Аллах сказал в Коране:

«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (42:27).

Аллах не одаряет Своих рабов в этом мире многочисленными благами только из сострадания к ним, дабы богатство не лишило их благочестия и набожности. Если бы Он увеличил удел всем людям без разбору, то они пренебрегли бы поклонением и повиновением Аллаху и предались бы удовлетворению своих низменных страстей. Они всецело отдались бы тому, чего желают их души, не гнушаясь ни грехов, ни несправедливостей. Однако этого не происходит, потому что Аллах ниспосылает мирские блага не только по Своей доброте, но и в соответствии с Божественной мудростью. Воистину, Ему доподлинно известно обо всех творениях. Некоторые праведные богословы говорили, что Всевышний Аллах сказал:

«Среди Моих рабов есть такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они богаты, а нужда погубила бы их. Среди них есть и такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они бедны, а богатство погубило бы их. Среди них есть такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они здоровы, а болезнь погубила бы их. Среди них есть и такие, чья вера приходит в порядок только тогда, когда они больны, а благополучие погубило бы их. Воистину, Я управляю делами Моих рабов, зная о том, что кроется в их сердцах, ведь Я – Сведущий, Знающий» (тафсир Корана, пер. Кулиев Э.).

Показателем того, что Аллах есть аль-Къабид и аль-Басыт (Ограничивающий и Увеличивающий) являются облака, которые плывут по небу и приносят дождь на землю, оживляя ее после «смерти». Но есть территории, которых охватывает засуха, где месяцами, порой годами, не бывает дождя. Это все Божий промысел, Он знает явное и тайное. Ему, Одному ведомо, почему так происходит.

Знамением, подтверждающим то, что Аллах есть аль-Къабид и аль-Басыт является также смена дня ночью и наоборот. Аллах удерживает мрак и отпускает свет утором, который побеждает мрак, и наступает день. Он вечером удерживает свет и отпускает мрак, и вследствие чего темнота словно покрывало застилает землю и ночь вступает в свои права. Во всем этом есть знамение для людей размышляющих. Аллах говорит в Коране:

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (3:190). Также Он сказал: «Мы сделали ночь и день двумя знамениями» (17:12).

АЛЬ-КЪАБИД, АЛЬ-БАСЫТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Важно, чтобы правоверный правильно понимал смысл этих двух атрибутов, как и остальных атрибутов Аллаха. Осознав, что Аллах Всемогущий есть аль-Къабид и аль-Басыт (Ограничивающий и Увеличивающий), мусульманин в состоянии правильно оценивать различные жизненные ситуации. Сталкиваясь с трудностями финансовыми и другими, он понимает, что Аллах – Удерживающий, Ограничивающий испытывает его по-разному. Он осознает, что в этом есть Божественная мудрость, старается пройти этот этап достойно с упованием на Всевышнего. Если мусульманин находится в состоянии достатка и у него в жизни все хорошо, он понимает и осознает, что Аллах есть Увеличивающий и Наделяющий, благодарит Его за это, проявляет скромность и смиренность. Не позволяет шайтану подступиться к нему, не пропускает в сердце высокомерие и гордыню.

Стоит напомнить читателю о том, что мусульманин является носителем Ислама, в нем должны отражаться его учения и постулаты. Он должен уметь правильно и красиво призывать окружающих следовать учениям Ислама. А для этого важно помнить, что Аллах есть аль- Къабид и аль-Басыт, а это значит, что он не должен все время рассказывать о грехе и пугать людей Адом, так же как не может говорить только о Рае, о блаженствах его и забывать о запретном и греховном. Он должен соблюдать баланс и соразмерность во всем.

В заключение хотелось бы сказать, что правильное понимание смысла этих двух атрибутов есть путь к пониманию Божественной мудрости во всем. Это дает нам возможность правильно оценивать различные жизненные ситуации и уметь соблюдать баланс и соразмерность в нашей жизни.

Шауки БАЛАГ.

Перевел и подготовил Хасим АККАЕВ.

1 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-ФАТТАХ – ОТКРЫВАЮЩИЙ(РАЗЪЯСНЯЮЩИЙ))

2 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-КАРИМ – ЩЕДРЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ)

3 Прекраснейшие имена Аллаха (Аль-Малик)

4 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-РАЗЗАК)

5 Прекраснейшие имена Аллаха (АС-САЛЯМ)

6 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-КУДДУС)

7 Прекраснейшие имена Аллаха (АШ-ШААФИЙ)

8 Прекраснейшие имена Аллаха (АР-РАХМАН – МИЛОСТИВЫЙ АР-РАХИМ - МИЛОСЕРДНЫЙ)

9 Прекраснейшие имена Аллаха

10 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-АЛИМ – ВСЕЗНАЮЩИЙ)

11 Прекраснейшие имена Аллаха (АШ-ШААКИР - ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ, АШ-ШАКУУР –БЛАГОДАРНЫЙ )

12 Прекраснейшие имена Аллаха (Ахаду-с-Самад (Единственный и Постоянный))

13 Прекраснейшие имена Аллаха (Аль-Азым – Великий (Великолепный))

14 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-А’АЛЯ – ВЫСОЧАЙШИЙ)

15 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-МУХАЙМИН – ХРАНИТЕЛЬ, ПОПЕЧИТЕЛЬ )

16 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-МУ’МИН – ОБЕРЕГАЮЩИЙ, ДАРУЮЩИЙ ВЕРУ )

17 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-МУТАККАББИР – ПРЕВОСХОДЯЩИЙ АЛЬ-КАБИР – ВЕЛИКИЙ )

18 Прекраснейшие имена Аллаха (АР-РАКИБ – СМОТРИТЕЛЬ (СЛЕДЯЩИЙ, НАБЛЮДАЮЩИЙ) )

19 Прекраснейшие имена Аллаха (Ал-Латыф – Добрый, Благостивый )

20 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-БАСЫР – ВСЕВИДЯЩИЙ )

21 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-КЪАБИД – УМЕНЬШАЮЩИЙ (ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ) И АЛЬ-БААСЫТ – УВЕЛИЧИВАЮЩИЙ (РАСПРЕДЕЛЯЮЩИЙ) )

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"