الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

СТАТЬИ

Мечети не музеи, а места поклонения, а посему оживляйте их своим посещением















Мечети являются домами Аллаха на Земле. Они играют очень важную роль в жизни мусульманина, поэтому их нужно оживлять. Мечети не должны строиться ради того, чтобы быть достопримечательностью, они не должны быть музеями и объектами посещения туристов. Они не должны быть закрытыми большую часть времени, подобно заброшенным зданиям. Мечети строятся, дабы из них возносились молитвы и слова поминания, чтобы распространялся из них свет поклонения, и постоянно стекались к ним толпы мусульман, гостей Всевышнего Аллаха. Количество благ извлекаемых из посещения мечети огромное множество. А что мы видим сегодня в наших селах? Очень много мечетей стоят закрытые и пустые! В них не проводятся намазы, и не возглашается азан. Некоторые из них открываются только на праздничные молитвы. Даже в тех мечетях, где проводятся фард-намазы, людей приходит очень мало. Как же так!? Ведь за намаз в мечети человек получает награду в 25 раз большую, чем за намаз дома в одиночестве. Дома Аллаха существуют не только для праздничных молитв, в них должны поминать Аллаха, проходить все фард-намазы, проводить уроки ежедневно. Ведь для этого мы возводим мечети на наших землях. Всевышний в Коране сказал:

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 36-38).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) побуждал возводить мечети и нёс радостную весть о награде тем, кто возводит дома Аллаха:

«Кто построит мечеть, стремясь к Лику Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю».

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, совершив переселение из Мекки, то первым, что он сделал, было возведение мечети. Это говорит о великой значимости мечетей и их особом статусе в Исламе. Мечети – это дома Аллаха, обители Его ангелов, места, куда нисходит Его Божественная милость, где совершаются посвящённые Ему обряды поклонения и где встречаются друг с другом Его верующие рабы Аллаха. Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективной молитвы, то один шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит по пути туда и обратно.

Мусульманин, пребывающий в мечети в ожидании наступления времени намаза, подобен воину, несущему караул (рибат) на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не указать ли вам на дело, которым Аллах стирает грехи и возвышает степени добродетели?»

Сподвижники сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха». Он сказал:

«Качественное совершение омовения (тахарат), большое количество шагов на пути к мечетям, ожидание наступления молитвы после завершения предыдущей – все это есть рибат, это рибат, это рибат».

Если человек привыкает к посещению мечети, и это становится для него обычной жизненной практикой, то это говорит об обладании крепости Веры (Имана).

Когда человек пребывает в мечети, ожидая наступления молитвы, он получает за это ожидание такую же награду, как за саму молитву и всё это время ангелы просят у Аллаха для него прощения и милости. Пророк (мир и благословение ему) сказал:

«Каждый из вас пребывает в намазе, пока намаз удерживает его [в мечети]. И ангелы говорят: «О Аллах, прости его. О Аллах, даруй ему свою милость». Это продолжается до тех пор, пока человек не покинет место своей молитвы или не испортит своё омовение (тахарат)».

Несмотря на то, что заблаговременный приход в мечеть и ожидание времени наступления молитвы содержат в себе столько блага, многие люди приходят в мечеть поздно. Некоторые выходят из дома, когда в мечети уже начинается намаз, пропуская начало молитвы или большую её часть. Они не стремятся посвятить часть своего времени мечетям, но их небрежность по отношению к домам Аллаха оборачивается для них большой потерей. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал: «Если люди будут опаздывать [на намаз], то, в конце концов, Аллах сделает их отставшими».

Если человек всё время опаздывает на намаз, это говорит о том, что он ленится его совершать, а это, в свою очередь, является качеством лицемеров.

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почетного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Не следует человеку вставать на молитву лениво, намаз надо читать с довольством, с большим желанием и искренней радостью, ведь молящийся беседует с Аллахом. Воистину, Аллах перед молящимся, прощает его, принимает его молитвы, если тот просит о чём-то. Затем Ибн Аббас прочитал:

«…Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

Аллах (Свят Он и Возвышен) велел мусульманам отправляться в мечеть, когда они слышат призыв на молитву, и оставлять торговлю. Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62: 9).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Всевышний Аллах говорит, что услады и прикрасы мирской жизни, покупки и торговля, работа и сделки не отвлекают этих людей (верующих) от поминания их Господа, Того, кто создал их, дал им средства к существованию, одарил своими милостями. Они знают: то, что находится у Аллаха, лучше и полезнее того, что находится в их руках, ведь то, что у них — исчезнет, а то, что у Аллаха — вечно».

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) увидел людей, которые торговали на рынке, затем, когда был произнесён азан (призыв на обязательную молитву), они оставили свою лавку и отправились в мечеть. Ибн Масуд сказал: «Это те, о ком Аллах упомянул в своей Книге:

«…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37)

. То же самое сообщается со слов Абдуллы ибн Умара (да будет им доволен Аллах). Когда он увидел, что некоторые люди, торгующие на рынке, услышав призыв на намаз, закрыли свои магазины и отправились в мечеть, то сказал: «Именно в их честь был ниспослан аят: «…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха». Матар аль-Варрак говорил: «Такими были праведные предшественники, они покупали и продавали, но если кто-либо из них слышал призыв на намаз, а в руках его были весы, он сразу же опускал весы и отправлялся совершать молитву». Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал приходить на пятничный намаз пораньше. Сообщается в сборнике имама Ахмада, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто омоет голову и тело в день Джум’а, выйдет пораньше и застанет начало проповеди, пойдёт пешком, не садясь верхом, приблизится к имаму, будет слушать, не отвлекаясь, то за каждый свой шаг он получит награду, словно соблюдал пост и молился на протяжении целого года».

Ибн Касир сказал: «Этот хадис имеет много путей передачи, в разных версиях его также привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Но большинство людей пренебрегают этой великой наградой, оставляют её и приходят на пятничный намаз лишь тогда, когда уже произносят икаму, а некоторые даже упускают часть намаза, пропуская пятничную проповедь, хотя она призвана быть для них наставлением, назиданием, уроком и предупреждением».

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Особенностью пятничного собрания является то, что на нём произносится проповедь, в которой говорят слова восхваления Аллаха, свидетельство Единобожия и пророчества, напоминание людям о великих событиях, связанных с Исламом, и предостережение их, дабы страшились они Его кары и праведного отмщения. Проповедь велит им то, что приближает их к Аллаху и Его Раю, и запрещает им то, что приближает их к Его гневу и Аду. Это и есть смысл проповеди и собрания».

Когда человек приходит в мечеть для проведения пятничной молитвы, то ему следует внимательно слушать проповедь, так как именно в этом и заключается суть данного собрания. Если же прихожанин не слушает, то противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не получает пользы от данного собрания, а это, в свою очередь, делает сердце чёрствым, отворачивающимся от поминания Аллаха, обрастающим пеленой невежества и беспечности.

Дома Аллаха вновь должны стать центром жизни мусульман. Для того, чтобы понять подлинную роль мечети в жизни уммы и нормы поведения в ней, необходимо обратиться к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В его времена мечеть выполняла самые разные функции. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. К сожалению, сегодня это – единственная роль, которая сохранилась за некоторыми мечетями. Вместе с тем, даже и здесь мы находим различие между нынешним и существовавшим в то время положением. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего мы иногда не видим сейчаc. Из них легко понять недостатки, имеющие место в мечетях в наше время. Сегодня, особенно на Западе, можно увидеть отдельно стоящие мечети для арабов, турок, африканцев, мечети для последователей определенных мусульманских групп или направлений и т. д. Все это не соответствует Исламу. Сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) были представителями самых разных племен и народов, они отличались друг от друга, но молились все вместе. Мусульманская община обычно собиралась в мечети. Говорят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) справлялся об отсутствовавшем на молитве на протяжении одного-двух дней человеке. Если выяснялось, что человек заболел, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) навещал его. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, куда мог зайти любой человек, интересующийся Исламом, чтобы задать волнующие его вопросы. В те времена не существовало запрета входить в мечеть немусульманину, что, к сожалению, иногда мы наблюдаем сегодня. Также во времена ниспослания Корана мечеть была еще и местом проведения собраний и обсуждения важных вопросов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно собирал своих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в мечети для обсуждения серьезных вопросов. Именно там принимались наиболее важные решения.

В конце хочется отметить, что показателем духовности населения какой либо местности является то, какое место в их жизни занимают мечети. Если они заброшены, это говорит о плачевном духовном состоянии общества. Это подобно человеческому организму, если сердце больное то и весь организм не в порядке. А если мечети процветают (они переполнены во время намазов, в них проводятся уроки, проходят собрания мусульман для обсуждения важных вопросов), это говорит о благополучии общества. Дома Аллаха должны стать исламскими центрами, «сердцами» общества, источником духовности людей. В наше время необходимо возрождать роль мечетей. К ним должны быть привязаны наши сердца. О мусульмане, оживляйте мечети и вы преуспеете в обоих мирах.

Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют Его дома, проводят в них свои молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём:

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 17)

.

Ильяс КУЧМЕЗОВ

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"