الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Прекраснейшие имена Аллаха

«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

Посланник Аллаха Мухаммад (САС) сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Прекраснейшие Имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в котором Про¬рок (САС) сказал:

«Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай».

Ученые говорят, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить - значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропитание и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значе¬ние атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не придаст никого в сотоварищи Творцу…

В Священном Коране сказано:

«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему по¬средством их…» (7:180).

Ал-Латыф – Добрый, Благостивый















Ал-Латыф – одно из прекрасных имен Всевышнего Творца. Этимология этого имени происходит от корневого слова «лютф», что означает «мягкость», «доброта», «вежливость», «привлекательность» и т. д. Таким образом, ал-Латыф как атрибут Аллаха Всевышнего значит: Добрый по отношению к Своим рабам Бог, Милостивый по отношению к ним, Облегчающий им жизнь, Содержащий их, Милующий их. Также слово «лютф» означает иногда «тонкость», «изящество», а как атрибут - Знающий тонкости, нужды Своих созданий во всех подробностях и Удовлетворяющий их неведомыми путями Создатель.

В Священном Коране имя «ал-Латыф» встречается в семи местах. Например, в аяте 14, суры «аль-Мульк» Всемогущий Аллах говорит:

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:14).

Разве Творец, Который сотворил все сущее и придал всему совершенный и прекрасный облик, не будет знать о своих творениях? Среди Его прекрасных имен – аль-Латыф (Проницательный, Добрый) и аль-Хабир (Всеведущий). Он обладает утонченным знанием обо всем, даже о тайных помыслах, секретах и сокровенных мыслях.

Чаще всего имя «ал-Латыф» связывают со значением «Обращающийся с добротой и милостью [со Своими рабами]». Примеров доброго, милостивого и щедрого отношения Всемогущего Творца со Своими рабами предостаточно в нашей жизни. К примеру, возьмём то, как до рабов Аллаха доходит их удел и все, в чем они нуждаются. Они даже не чувствуют и не замечают этого, потому что Всевышний Господь окружает полной заботой и вниманием Своих рабов. Сказано в Коране:

«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий» (6:102).

Аллах – Тот, Кто постигает взоры. Он ведает все очевидное и сокровенное, слышит все, что произносят вслух или шепотом, и видит большие и маленькие творения. Среди Его прекрасных имен – Проницательный (ал-Латыф), Ведающий. Благодаря Своей проницательности, Он постигает даже самые тайные, скрытые и незаметные вещи. По Своей доброте Он помогает рабам обрести набожность и заслуживает вечное счастье и ведет их к этому путями, о которых они даже не подозревали. Он помогает им заслужить вечное счастье такими путями, о которых они даже не помышляли. Он желает, чтобы иногда на долю рабов выпадали трудности, которые причиняют им страдания и от которых они хотят избавиться, потому что Ему известно, что так лучше для их набожности и только так можно достичь совершенства. Пречист и славен Господь, Который милосерден к правоверным и осеняет Своей милостью, кого пожелает! (тафсир Корана, пер. Кулиев Э.).

К щедротам, которыми нас наделил Добрый и Благостивый Аллах относится воздух, окружающий нас, которого мы не видим и не чувствуем его запаха, если что не поднимется сильный ветер. Также и вода, которую пьем, но при этом не замечаем те микроорганизмы и живности, которые обитают в ней, кроме как посредством микроскопа. Все это является проявле- нием милости и великодушия со стороны Всемогущего Господа нашего.

Величайшим проявлением милости, мягкости и доброты Всевышнего является то, что Он все время с нами, слышит нас, видит наши действия, знает то, что в наших сердцах. Он сведущ о наших планах и желаниях, знает, что мы замышляем, о чем думаем, знает, чему радуемся, чему печалимся. При всем этом, Его присутствие нисколько не беспокоит нас и не тревожит, потому что Своей милостью Господь устроил так, что мы не чувствуем Его присутствия, но постоянно ощущаем помощь и поддержку Его.

Аллах (хвала Ему!) предписал Своим рабам быть послушными и возложил на них религиозные обязанности. Но Он милостив, добр и снисходителен к своим рабам и поэтому эти обязательства и ритуалы не обременительны для них, наоборот, истинно праведные находят успокоение и наслаждение в исполнении всех предписаний Создателя. Также Всевышний, зная, что человек существо слабое, допустил облегчение и амнистию при исполнении некоторых религиозных предписаний. К примеру, во время совершения одного из главных столпов Ислама – хаджа, в день стояния у горы Арафат разрешено совмещать и сокращать некоторые из пяти обязательных намазов. Это потому что в этот день из-за большого скопления паломников, создаются огромные очереди людей в местах совершения ритуального омовения (вуду). Также, стоит отметить, что путнику разрешено сокращать все четырехракаатные намазы, совмещать обеденный и послеполуденный, вечерний и ночной намазы. Также путник освобождается от соблюдения поста. Женщины в период критических дней своих вообще освобождаются Шариатом от исполнения всех религиозных ритуалов, пропущенные дни поста они восполняют, а намазы – нет.

Аллах Милостивый и Милосердный щедр и добр к Своим рабам. Еще одним из величайших Его щедрот по отношению к рабам является то, как Он принимает искреннее покаяние грешников и прощает их. К проявлению милости по отношению к рабам со стороны Всевышнего можно отнести и градацию – постепенность наложения запрета на то или иное действие раба. В качестве примера можно привести запрет распития спиртных напитков и вина, который проходил в несколько этапов. Арабы в доисламский период были народом, который отличался сильным пристрастием к вину, поэтому, зная, что им будет трудно отказаться от него (вина), Милостивый Аллах решил запретить это постепенно. Сначала Всевышний ограничился лишь тем, что упомянул в Коране, что Он одарил рабов Своих плодами финиковых пальм и виноградников, которые также приносят людям многочисленную пользу. Они используют их в качестве продуктов питания, которые можно употреблять в пищу в свежем виде, а можно высушивать и хранить в течение продолжительного времени. Более того, из них можно изготавливать соки и вино, которое разрешалось употреблять до того, как был ниспослан запрет по этому поводу:

«Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (16:67).

В следующий раз Господь повелел, чтобы люди не приближались к намазу будучи пьяными:

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (4:43).

Арабы употребляли вино и играли в азартные игры во времена невежества и в первые годы распространения Ислама. Очевидно, по этой причине мусульмане сталкивались с определенны- ми трудностями. Они часто спрашивали Пророка, мир и благословение Аллаха ему, о том, как религия относится к подобным поступкам, и тогда Всевышний приказал Своему Пророку разъяснить людям полезные и вредные стороны употребления вина и азартных игр: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи:

«В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». (2:219).

Всевышний в этом аяте сообщил, что вред этих поступков заключается в том, что они лишают человека разума и имущества, меша- ют ему поминать Аллаха, удерживают его от намаза, сеют между людьми вражду и ненависть. Этот вред во много раз превышает пользу, которую человек может получить от торговли вином, выигрыша в азартной игре или душевного возбуждения от совершения этих поступков.

Подобного разъяснения было достаточно для того, чтобы люди воздержались от употребления вина и азартных игр, ведь благоразумный человек всегда совершает поступки, которые приносят ему больше пользы, и сторонится всего, что причиняет ему больше вреда. Однако арабы были сильно привязаны к этим поступкам и не могли сразу отказаться от них, и поэтому обсуждаемый нами аят стал предвестником последующего категорического запрета. И только в четвертый раз Аллах Всемогущий и Всезнающий ниспослал аят, в котором окончательно запретил вино(спиртное, опьяняющее):

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете» (5:90).

Всевышний изобличил порочность этих отвратительных поступков и назвал их скверной и деяниями сатаны. Люди должны избегать их для того, чтобы обрести успех, поскольку они не смогут добиться его, пока не перестанут совершать то, что запретил Аллах. Первым из них является употребление опьяняющих напитков. К ним относится все, что лишает рассудка, опьяняет или одурманивает. Вторым из них являются азартные игры.

Так как Всевышний Аллах назвал Себя «аль-Латыф» - Добрый, то Он желает, чтобы Его рабы также были добрыми и милостивыми в отношениях друг к другу. Примером подражания в этом является Божий Посланник, мир и благословения ему. Он был самым добрым и благочестивым из людей, когда-либо живших на земле. Передается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему, совершал намаз со своими сподвижниками, и в момент упоения чтением аятов Священного Корана раздался детский плач. Пророк, мир ему и благословение, нарушив свою традицию, ограничился чтением короткой суры. Тем самым он проявил сострадание по отношению к ребенку и его родителей, прочитав короткие суры Корана, завершил намаз. Также передается, что однажды один из сподвижников Посланника Аллаха, мир и благословение ему, опоздавший на коллективный намаз, войдя в мечеть, создал шум и внес некоторую путаницу в рядах молящихся, поторопившись, чтобы успеть на намаз за Пророком, мир и благословение ему. По завершении молитвы Посланник Аллаха, мир и благословение ему, подошел к нему и мягко сказал ему:

«Да прибавит Аллах стремления в тебе! Ты стремился присоединиться к молящимся, и создал некоторую суету в рядах, но свой намаз не переделывай из-за этого!»

Божий Посланник вежливо, с добротой указал своему сподвижнику на ошибку, совершенную им, объяснив, что из-за этого переделывать свой намаз не стоит.

Человек, познавший смысл атрибута «аль-Латыф» знает, что Всевышний Аллах есть Добрый и Милостивый Бог. Он понимает, что должен воспитывать в себе доброе отношение ко всем людям и творениям Всемогущего на земле. Милосердие, доброта и мягкость должны быть главными принципами каждого из нас в отношениях в семье – с детьми, родителями, супругами и родственниками. Мы должны быть добры и к соседям, и друзьям, и коллегам по работе, да и всем людям, кто нас окружает. Девиз мусульманина – относись к рабам Аллаха так, как желаешь, чтобы Он относился к тебе! На мусульман возложена ответственность - показать красоту и чистоту Ислама остальным людям на земле. Господь желает, чтобы Его Истина была донесена до людей с мягкостью, с мудростью, добрым увещеванием. Всевышний повелевает Своему Посланнику в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125). Также следует обратить внимание на то, что говорит Аллах Мудрый в Коране Своим Посланникам Мусе и Харуну, мир им обоим, посылая к фараону – правителю Египта, который возомнил себя богом на земле:

«Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится». (20:44).

Аллах – Всемогущий Творец небес и земли велит им «говорите мягко», мягко с человеком, поставившим себя рядом с Ним, возомнившим богом себя, тогда как надо говорить с простыми людьми (!!!)

Завершить этот материал хотелось бы хадисом Пророка, мир и благословение Аллаха ему, который сказал:

«Не рассказать ли вам о человеке, кого сделал [Аллах] запретным для огня Ада и для кого огонь Ада станет запретным?! Это каждый, кто по-доброму относится к другим, тот, кто имеет мягкий нрав и кто помогает людям в трудную минуту» (Тирмизи).

Шауки БАЛАГ.

Перевел и подготовил Хасим АККАЕВ.

1 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-ФАТТАХ – ОТКРЫВАЮЩИЙ(РАЗЪЯСНЯЮЩИЙ))

2 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-КАРИМ – ЩЕДРЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ)

3 Прекраснейшие имена Аллаха (Аль-Малик)

4 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-РАЗЗАК)

5 Прекраснейшие имена Аллаха (АС-САЛЯМ)

6 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-КУДДУС)

7 Прекраснейшие имена Аллаха (АШ-ШААФИЙ)

8 Прекраснейшие имена Аллаха (АР-РАХМАН – МИЛОСТИВЫЙ АР-РАХИМ - МИЛОСЕРДНЫЙ)

9 Прекраснейшие имена Аллаха

10 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-АЛИМ – ВСЕЗНАЮЩИЙ)

11 Прекраснейшие имена Аллаха (АШ-ШААКИР - ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ, АШ-ШАКУУР –БЛАГОДАРНЫЙ )

12 Прекраснейшие имена Аллаха (Ахаду-с-Самад (Единственный и Постоянный))

13 Прекраснейшие имена Аллаха (Аль-Азым – Великий (Великолепный))

14 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-А’АЛЯ – ВЫСОЧАЙШИЙ)

15 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-МУХАЙМИН – ХРАНИТЕЛЬ, ПОПЕЧИТЕЛЬ )

16 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-МУ’МИН – ОБЕРЕГАЮЩИЙ, ДАРУЮЩИЙ ВЕРУ )

17 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-МУТАККАББИР – ПРЕВОСХОДЯЩИЙ АЛЬ-КАБИР – ВЕЛИКИЙ )

18 Прекраснейшие имена Аллаха (АР-РАКИБ – СМОТРИТЕЛЬ (СЛЕДЯЩИЙ, НАБЛЮДАЮЩИЙ) )

19 Прекраснейшие имена Аллаха (Ал-Латыф – Добрый, Благостивый )

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"