الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Исламский календарь в жизни мусульманина















Совсем недавно наступил новый, 1438-й, год от хиджры посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину. Мусульмане установили точкой отсчёта нового календаря дату переселения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и с тех пор, вот уже почти полтора тысячелетия, исламский календарь стал неотъемлемой частью жизни арабов и других мусульманских народов.

Однако в силу разных причин большая часть мусульман Дагестана, России и даже некоторые жители арабских стран практически не заметили наступления нового мусульманского года. Более того, некоторые из них совсем не знают, какой год наступил и какой по счёту закончился. Исламский календарь стал для них преданной забвению традицией, которая давно ушла в прошлое вместе со многими другими положениями шариата. Об исламских месяцах они вспоминают только на Ураза-байрам, когда заканчивается месяц Рамадан, или Курбан-байрам, когда мусульмане раздают бедным мясо после жертвоприношения и отправляются в хадж в месяце Зу-ль-Хиджа.

К великому сожалению, в то же время приходится наблюдать, как часть мусульман не упускает возможности поздравить своих друзей, а то и подруг, с наступлением нового года по григорианскому календарю. Они готовят подарки друг для друга, устраивают вечеринки, фейерверки, собираются на площадях вокруг ёлок.

Подобное положение мусульман, фактически забывших свою культуру, наводит на мысль о том, что это может быть только началом. Сначала ты забываешь о своей культуре, потом перенимаешь другую, далее забываешь о своей религии, и в конце концов сам становишься другим. Поэтому тема исламского календаря представляет определённую важность.

История исламского календаря

С давних времён люди создавали календари для отсчёта текущих лет. У каждого народа были свои календари. Вспомните народы Майя, иудеев и другие цивилизации. Точкой отсчёта для них были разные даты, связанные с их историей, рождением правителей этих народов и тому подобные яркие события. Мусульмане, представляющие огромную цивилизацию, заложившую основы почти для всех современных наук, также не остались в стороне. У нас появился свой календарь для отсчёта текущего времени.

Несмотря на то что исламский календарь берёт своё начало от хиджры посланника, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников из Мекки в Медину, принят он был при правлении второго праведного халифа –Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. При жизни самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, такой надобности не возникало по причине приоритетности других задач в тот период.

Зачатками появления мусульманского календаря стали нестыковки, связанные с письмами и другой документацией. Передаётся, что один из сподвижников написал Халифу, что его послания очень долго доходят до них из-за огромного расстояния между провинциями государства мусульман. И иной раз им приходится думать, о каком месяце Шаабан было сказано в письме: это прошедший недавно Шаабан, или в письме имеется в виду месяц Шаабан прошлого года? Поэтому появилась необходимость связывать месяцы с годами, и было решено, что мусульманам нужно установить точку отсчёта.

Сподвижники долго совещались и дискутировали о том, какая дата или событие станет нулевой точкой. Кто-то предложил взять за основу начало ниспослания божественного откровения. Другие предложили взять за основу переселение мусульман в Медину. Третьи предлагали начать летоисчисление со дня рождения посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. После многочасовых дискуссий сподвижниками было принято назначить датой отсчёта переселение мусульман из Мекки в Медину, потому что это символизировало начало новой страницы в их жизни и истории в целом. Оно стало началом становления исламского общества и первым камнем в фундаменте нового государства.

А первым месяцем, с которого начинался календарь, сподвижниками был принят месяц аль-Мухаррам. Потому что месяц аль-Мухаррам – это первый месяц после сезона хаджа, после которого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал планирование переселения, отправлял сподвижников с призывом к исламу.

Исламский календарь, так же как и григорианское летоисчисление, содержит в себе двенадцать месяцев. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл):

«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «Покаяние», аят 36).

Он, в отличие от григорианского, лунный, поэтому короче солнечного календаря на 10–11 дней. Именно с этим связано то, что каждый год даты мусульманских праздников приходятся на разные дни по григорианскому календарю.

Дней недели также семь, праздничным и выходным из которых является пятничный день, когда мусульмане собираются в мечети для совершения обязательной коллективной молитвы.

Первым днём нового исламского календаря, по одному из мнений учёных, стал четверг, по другому – пятница. Эта дата соответствует 15–16 июля 622 года н. э.

Названия исламских месяцев

Так же как многие забыли о наступлении нового исламского года и забыли календарь в общем, они предали забвению и названия исламских месяцев. Мало кто в нашем обществе может назвать все двенадцать месяцев без ошибок. Мало даже тех, кто может назвать хотя бы шесть месяцев из двенадцати.

Предлагаем вашему вниманию названия всех месяцев в надежде на то, что вы их выучите в скором времени.

1. Аль-Мухаррам.

2. Сафар.

3. Рабиуни-ль авваль.

4. Рабиуни-ль ахир.

5. Джумада-ль уля.

6. Джумада-ль ахира.

7. Раджаб.

8. Шаабан.

9. Рамадан.

10. Шавваль.

11. Зу-ль Каада.

12. Зу-ль Хиджа.

Исламский календарь в современных странах мира

Несмотря на существование в наши дни многих арабских стран, большинство жителей которых причисляют себя к исламу, а также неарабских стран, исповедующих ислам, исламский календарь принят на государственном уровне только в Саудовской Аравии и Марокко. Остальные страны перешли на григорианский календарь в силу разных причин. Не представлявшие свою жизнь без привычного мусульманского календаря арабские страны сегодня практически забыли о нём, перейдя на григорианское летоисчисление.

Почему важно не забывать свой календарь

Необходимость прогноза видимости новой луны требовала изучить её движение с учётом угла наклона к горизонту, а решение этой задачи требовало знания сферической геометрии, то есть раздела геометрии, изучающего геометрические фигуры на поверхности сферы. Первым человеком, разработавшим сферическую геометрию, впоследствии активно применявшуюся в астрономических исследованиях, был аль-Кинди – учёный IX века из Багдада.

Сферическая геометрия также требуется мусульманам для определения Киблы, то есть направления в сторону Мекки, необходимого для совершения молитвы. Мечети располагаются по направлению к Мекке, и первым, кто разработал систему определения направления к Кибле из любой точки Земли, был аль-Бируни. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времени, и его иногда называют Леонардо да Винчи тех дней. Что касается Луны, он описал её затмение от 24 мая 997 года, находясь в городе Кяте (ныне г. Бируни на территории современного Узбекистана). Это событие наблюдалось и в Багдаде, и Бируни заранее договорился с багдадским коллегой Абу аль-Вафой аль-Бузжани, что тот также произведёт наблюдения, но из своего города. Когда они сравнили разницу во времени, то на основе её рассчитали разницу долготы между городами.

Наблюдение за луной считалось серьёзным делом. Как в наши дни, так и тогда Луна завораживала умы, ведь расчёты за её движениями указывали на то, что и на небесах установлен божественный порядок. А на основе наблюдений за Луной построен мусульманский календарь, которым пользуются уже более 1 400 лет.

Безусловно, важность лунного календаря для мусульман не означает, что они не могут пользоваться григорианским. В конечном счёте основные вопросы, связанные с отсчётом времени, возвращаются к пользе и вреду. В большей части современного мира используется именно григорианский календарь, и в этой связи является проблематичным и нецелесообразным призывать мусульманские народы, привыкшие по нему жить, переходить на лунный. Однако мы ни в коем случае не должны его забывать. С лунным календарём связаны важные даты, шариатские нормы, исламская история и другие факторы, ориентация в которых необходима каждому мусульманину.

Умар Бутаев

Источник islamcivil.ru

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"