الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Отношения полов в Исламе: 10 принципов (часть 1)















Правила, регулирующие отношения между полами, происходят из благородной любви. Она богобоязненна и полна того качества, которое называют «хайя».

Иногда это слово переводят как «стыдливость» и ошибочно связывают с желанием спрятаться, нервозностью, неловкостью, неспособностью говорить, которыми часто сопровождается чувство стыда. На самом деле, смысл «хайя» в другом, а уж если говорить о стыде, то это действительно стыдно, что порой мужчинам и женщинам под видом «хайя» прививают настоящую социофобию.

На самом деле, хайя вытекает из сознания присутствия Аллаха (хвала Ему): раб Аллаха стыдится открыто совершать нечто непристойное в присутствии Всевышнего, он стесняется в присутствии Создателя и уважает Его создания.

Один из самых благодатных способов служить Аллаху — это служить Его творениям и почитать их так, как Ему угодно. Таков кодекс нашего поведения как братьев и сестер по вере.

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Коран, 9:71).

1. Искренность в общении

Пророк (мир ему и благословение) учил:

«Поистине, дела (оцениваются) по намерениям» (Бухари).

Любое общение с созданием Аллаха – это отражение нашего общения с Создателем. Когда человек действительно уповает на Аллаха и ищет, в первую очередь, Его довольства, он избавляется от потребности в одобрении людей. Как результат, образ его взаимодействия с людьми ориентирован только на одобрение Аллаха.

В отношениях с противоположным полом важно убедиться, что вы не нуждаетесь в какой-то форме одобрения от них, особенно, одобрения того рода, которого следует ждать только от супруга/супруги (т.е. сексуального внимания, восхищения). Если вы стремитесь к одобрению Аллаха, то общаетесь с людьми с открытым сердцем, максимальным тактом и доброжелательностью. Выражение лица, поза, жесты, тон и вся энергия, направленная на общение, должны говорить об уважении и профессиональности.

Как это выглядит в реальности:

Представьте, что говорите с начальником, преподавателем или старшим человеком в мечети. В большинстве ситуаций, даже если у вас дружеские отношения, вы все равно будете соблюдать уважение и общаться с ним не так, как со школьным приятелем. Точно так же должно быть и при общении с противоположным полом. Это не значит, что обязательно быть холодным, откровенно грубым или заносчивым. Если вы веселый человек, любите шутить, то не нужно радикально менять свое поведение. Просто будьте собой, но с должной почтительностью, и старайтесь не выходить за пределы профессиональных отношений.

Как это выглядит в соцсетях:

Будьте внимательны в своих разговорах онлайн, избегайте говорить то, что не сказали бы при своих родителях или авторитетном для вас человеке. Прежде чем комментировать или писать сообщение, проанализируйте свои намерения. Только вам и Аллаху известно, действительно ли у вас благие намерения. Это одно из самых мощных и действенных ограничений, наложенных Аллахом, потому что действительно укрепляет в вас уверенность. Привычка проверять свои намерения закладывает почву для искренности между вами и Аллахом и благожелательности между вами и Его творениями.

2. Общение должно быть содержательным и профессиональным

В исламском праве есть принцип, который гласит: «В истоке всего – дозволенность». То есть, если нет прямого запрета, значит, действует разрешение, и это касается общения и житейских вопросов. Однако если говорить об отношениях полов, некоторые ученые руководствуются другой максимой: «В истоке отношений полов – недозволенность, если нет прямого разрешения». Иными словами, взаимодействия полов следует избегать, если оно признается вредным в конкретном культурном контексте, за исключением случаев, когда в нем есть абсолютная необходимость, оно ведет к достижению большого блага и предотвращению большого вреда.

Ученые также ссылаются на принцип садд аль-сариах – «что само по себе ведет к запретному, является запретным». В этом отношении приобретает важность культурный контекст, поскольку в некоторых культурах определенные действия могут быть истолкованы как приглашение к чему-то запретному, а в других — они просто признак уважительного отношения.

Если взять оба подхода: «взаимодействие разрешено, кроме случаев, когда оно запрещено» и «взаимодействие запрещено, кроме случаев, когда оно допустимо» — оба ведут к одному выводу, а именно: взаимодействие должно быть содержательным, его причина не должна вызывать подозрений в рамках конкретной культуры, оно регулируется определенными ограничениями.

Как это выглядит в реальной жизни:

«Мусульманская студенческая ассоциация» проводит совещание, на котором обсуждается какое-то предстоящее мероприятие. Как видим, в данном случае собрание мужчин и женщин имеет совершенно конкретную причину. Разумеется, они не будут, как роботы, задавать только предусмотренные протоколом вопросы и в ответ говорить только «да» и «нет». Вероятна вежливая беседа на уровне вопросов об учебе и здоровье родных. Но и в данном случае все вновь сводится к намерению (пункт 1). Если внешне все выглядит разумно и целесообразно, а на самом деле это не так, это вызовет недовольство Аллаха.

Кто-то из братьев может возглавить группу братьев и сестер по изучению какого-нибудь важного вопроса, который они будут вежливо обсуждать. И он может сделать то же самое, чтобы привлечь внимание девушек и использовать эту возможность в своих интересах. Со стороны никто не заметит никакой разницы, но Аллах всегда знает, что у нас внутри. Тогда как богоугодное общение полезно и безупречно и снаружи, и изнутри.

Как это выглядит в соцсетях:

Держитесь целесообразности и профессиональных рамок. Не заигрывайте с представителями противоположного пола. Не начинайте общаться на личном уровне, отпускать шутливые и фривольные комментарии. В электронной почте, сообщениях чата и т.п. не пишите ничего, за что вам было бы стыдно перед тем, кого вы любите и уважаете, например, перед Пророком (мир ему и благословение). Помните, что Аллах (хвала Ему) вас видит и желает вам уберечь свое достоинство и целомудрие.

3. Прикрывайте аурат (наготу)

Ауратом у мужчины считается участок тела от пупка до колен. Но крайне желательно, чтобы мужчина прикрывал и остальное тело. Иными словами, нескромно появляться без футболки или в слишком узких джинсах, демонстрируя свои формы. Что касается женщин, то даже по самому снисходительному мнению женщине разрешается оставлять неприкрытыми только лицо, кисти рук и ступни. Остальное тело должно быть закрыто свободной, неприлегающей и непрозрачной одеждой. Эту тему можно раскрыть и глубже, но это базовый минимум для каждого, кто хочет следовать неоспоримому мнению ученых в рамках нашей традиции.

В этой связи следует разъяснить одну важную вещь. Говоря о том, как должна одеваться мусульманка в общественных местах, следует подчеркнуть, что Пророк понимал под этим более скромную одежду, чем у мужчин. Был случай, когда Пророк (мир ему и благословение) дал одному из сподвижников сауб (платье) и спустя какое-то время спросил, почему он его не носит. Сподвижник ответил, что отдал его жене. На это Пророк предложил сказать жене, чтобы она надевала что-то под него, а не носила на голое тело, как мужчина, рискуя показать свои формы. Иными словами, аурат женщины подразумевает и несколько иное представление о свободном платье.

Что же значит для мужчины и женщины соблюдение этих требований к одежде? Значит ли это, что им нельзя находиться среди мусульман противоположного пола, участвовать в каких-то совместных мероприятиях? Конечно, нет! Каждый из нас прилагает определенные старания в разных видах поклонения, и этот, пожалуй, довольно прост, потому что очевиден. Конечно, каждый из нас сам отвечает за то, на что смотрит. В то же время, даже если кто-то обычно не прикрывает весь аурат, но когда речь идет о таких местах, как мечеть, дом Аллаха, он должен особо постараться, чтобы облачиться самым приятным для Аллаха образом, показывая, таким образом, свое почтение к Творцу. И в этом не должно быть лицемерия, а только уважение. Это просто разъяснение данного принципа, тогда как у каждого свой путь, своя борьба и свои возможности ему следовать.

Ученые также различают аурат гализа и аурат хафифа как признание того, что некоторые участки тела в большей степени являются ауратом, чем другие. Можно пытаться постепенно расти в соблюдении данного правила, со временем переходя ко все более доскональному его выполнению.

Хотелось бы указать на пару важных моментов, которые нужно принять во внимание:

А. Хиджаб женщины не ради мужчин

Когда мусульманок спрашивают, почему они соблюдают хиджаб, обычно они отвечают «потому что так велит Аллах», а не «потому что так велят мужчины». Мусульманки соблюдают хиджаб исключительно ради Аллаха, подчинения Его воле и доверия к Нему.

В наше время решение соблюдать хиджаб имеет особое значение с духовной точки зрения, так как женщина из покорности Аллаху полностью подавляет в себе стремление к человеческому одобрению. Аллах сказал:

«Так чище для вас».

Хиджаб — это очищение. Кому-то хиджаб может помочь очиститься от склонности к тщеславию. Для других это просто постоянное физическое напоминание о том, что наша цель в жизни – это довольство Творца. Многие описывают опыт ношения хиджаба как «освобождение», «божественный дар», так как он заставляет найти в себе духовно-интеллектуальный стержень, побуждает уважать, даже гордиться самой сокровенной частью себя, когда мы имеем дело с миром.

Б. Хиджаб не стирает физическую красоту, а уважает ее

А если женщина надлежащим образом покрыта, но окружающие все равно испытывают к ней влечение? Красота женщины – это не «порок», который она должна прятать, так как окружающие не в состоянии сдерживать свои чувства. Наоборот, они должны опускать взоры и очищать свои мысли. Ибн Аббас сказал:

«Позади Пророка, мир ему, молилась красивая женщина из красивейших женщин. Чтобы ее не видеть, некоторые шли в первый ряд. Другие молились в последнем ряду мужчин и поглядывали на нее из-под подмышки. Из-за этого Аллах явил аят:

«Воистину, Мы знаем тех, кто жил прежде, и тех, кому суждено жить после них» (Коран, 15:24) (Ибн Маджа, Абу Дауд, Байхаки и др).

Этим аятом Аллах говорит не о том, что задние ряды женщин следует отгораживать или что женщины не должны ходить в мечеть. И он не приказывает женщинам носить никаб. Аллах обращается к мужчинам, и этот аят был явлен после ниспослания повеления о хиджабе. Аллах говорит мужчинам, что Он знает, что у них в сердцах. Хиджаб заключается не в том, чтобы лишать женщину красоты, а в том, чтобы раскрыть ее чувство прекрасного выбором одежды и поведения, угодных Аллаху.

4. Опускайте взгляд

Аллах велит верующим мужчинам и женщинам опускать взгляд (Коран, 24:30-31). Ключевое значение здесь имеет, от чего же следует отводить взор.

Согласно комментариям ученых, смотреть друг на друга не запрещено, но непозволительны взгляды определенного рода, и это согласуется с наставлениями Пророка (мир ему и благословение) о недозволенности похотливых взглядов, а также рассматривания аурата.

На собраниях мусульманских активистов присутствующие, как правило, избегают смотреть друг другу в глаза и всегда соблюдают хиджаб. По мнению многих ученых, это весьма похвальное проявление уважения. Однако в более широком западном контексте человек, который старается уйти от прямого зрительного контакта с собеседником, вызывает недоумение или даже недоверие. Поэтому в этом случае можно взять широкий культурный обычай для формирования способа общения в пределах исламской общины.

Как это выглядит в реальной жизни:

В общем, наилучший способ выполнить данное требование – это просто отводить взгляд, особенно, если чувствуете, что вами заинтересовались; стараться не привлекать внимание, избегать рассматривать определенные участки тела, на которые не следует смотреть, особенно, если они не покрыты. Разрешено просто вежливо смотреть человеку в глаза во время разговора. Это в равной степени касается пребывания в обществе мусульман и немусульман.

Как это выглядит в соцсетях:

Выставляя фото, думайте, что увидят люди. Если вы никогда бы не скорчили рожу в присутствии человека противоположного пола и не показали бы ему некоторые части тела, то не надо постить такого рода фото или рассматривать такие фото, присланные вам (кстати, почему их вам шлют?) Не надо сознательно тратить время на то, чтобы без цели рассматривать фото человека противоположного пола. В комментариях – даже в адрес представителя своего пола – избегайте отзывов типа «Милашка!» или «Секси!», особенно, если знаете, что у этого человека есть друзья противоположного пола, которые тоже прочтут ваш комментарий.

5. Общайтесь при свидетелях

Пророк (мир ему и благословение) учил:

«…Пусть ни один из вас не уединяется с женщиной, поистине третьим среди них бывает шайтан» (Ибн аль-Асир).

Этот хадис указывает на то, что пребывание наедине с представителем противоположного пола, который не является прямым родственником (махрам), в исламе запрещено. Под уединением подразумевается пребывание в одном закрытом помещении или открытом, но полностью изолированном.

Как это выглядит в реальной жизни:

Встречайтесь в общественных местах – библиотеке, кафе. Убедитесь, что ваши рабочие встречи тоже происходят в надлежащее время и на людях. Даже если встреча запланирована не в уединенном месте, приведите с собой одного или несколько знакомых людей, чтобы не оказаться с вашим визави один на один.

Если вы учащийся и работаете над проектом, и у вас планируется встреча в кафе или в другом неформальном месте, следует обязательно кого-то с собой привести. Если вы взрослый человек и встречаетесь, чтобы обсудить план работы совета мечети где-то за ее пределами, достаточно назначить встречу в общественном месте, можно не приводить с собой «компаньонов».

Например, у имамов есть часы приема в мечети, они не закрывают дверь или, если дверь закрыта для обеспечения конфиденциальности, они открывают шторы, чтобы остальные могли видеть, что происходит внутри. Всем остальным, если это встреча личного характера, например, человеку хочется посоветоваться по жизненно важному вопросу, достаточно будет встречи в общественном месте при условии, что собеседники ведут себя уважительно и не выходят за деловые рамки. Если можете привести с собой третье лицо, которое будет сидеть где-то поблизости, откуда нельзя услышать разговор – возможно, следует так и поступить.

Мы не утверждаем, что встреча с человеком не в общественном месте автоматически означает нечто порочное. Просто лишняя предосторожность не помешает, чтобы защитить себя, избежать чувств, слов и поступков, о которых вы будете жалеть, и позволить обоим собеседникам спокойно общаться в духе истинного уважения и любви к Аллаху.

Как это выглядит в соцсетях:

По возможности, подключите третье лицо. Например, если вы женщина и организуете какое-то мероприятие, для чего вам нужно списаться с мужчиной, убедитесь, что о предмете письма знает третье лицо, а потом постепенно приобщите его к вашему разговору.Иногда разумно дать знать адресату, что пароль вашего почтового ящика известен супругу или сестре – как если бы ваше общение, будь оно живым, происходило в помещении с открытой дверью. Смысл не в том, чтобы постоянно перед кем-то отчитываться, а в том, чтобы обзавестись определенным набором средств, обеспечивающих ощущение присутствия третьих лиц, а значит, делающих общение дружелюбным и не выходящим за деловые рамки.

Источник islam.com.ua

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"