الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

СТАТЬИ

Сахабы, о которых нам надо знать больше

Мы так много слышим и знаем о таких великих сподвижниках Пророка (мир ему и благословение), как Салман аль-Фариси, Билял, Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах). Истории их пути в ислам, их жертв ради истины вызывают у нас то улыбку, то слезы, и неизменно дают нам, современным мусульманам, почувствовать связь с нашим исламским прошлым.

Но не обо всех сподвижниках мы слышим так часто, тогда как их жизнь была наполнена не менее тяжкими испытаниями и они ничуть не в меньшей степени заслуживают того, чтобы быть для нас образцом благочестия.

Один из сподвижников, чьи имена мы порой неоправданно обходим вниманием, это Саид ибн Амир аль-Джумахи. Хотелось бы поведать о его жизни словами из книги доктора Абдальрахмана Раафат аль-Баши (`Abd al-Rahman Ra’fat Al-Basha) «Сувар мин хайят аль-сахаба» (Очерки о жизни сподвижников). Надеюсь, что вы найдете его историю не менее трогательной и воодушевляющей, и она также глубоко затронет ваши сердца, умы и души.

Жизнеописание Саида начинается с его детства в Мекке. Ему выпала судьба стать свидетелем сцены, которая навсегда врезалась в его память и бесповоротно изменила его жизнь.

Он оказался в числе тысяч людей, приглашенных наблюдать расправу над сподвижником Пророка (мир ему и благословение) Хубайбом ибн Ади, схваченным курайшитами. Саид был молод и проворен и пробрался сквозь толпу в первые ряды, чтобы посмотреть вблизи на пленника курайшитов. Он увидел закованного в цепи Хубайба, которого со всех сторон толкали к месту казни. Убийством Хубайба толпа хотела воздать Мухаммаду (мир ему и благословение) и отомстить за курайшитов, погибших в битве при Бадре.

На глазах у Саида Хубайба подвели к месту расправы. Среди воплей женщин и детей он услышал его тихий, твердый голос, попросивший разрешить ему совершить перед смертью два ракаата намаза. Он увидел, как приговоренный к смерти обратился к кибле и спокойно и с достоинством начал молиться. После молитвы Хубайб повернулся к предводителям курайшитов и бесстрашно сказал:

«Клянусь Аллахом, если бы я не предполагал, что вы расцените продолжение моей молитвы как страх смерти, я продолжил бы молиться».

Затем Саид своими глазами увидел, как Хубайба подвергли страшным пыткам: у него отрезали куски плоти и издевательски спрашивали, не хочет ли он, чтобы на его месте был Мухаммад. На это мученик непреклонно отвечал:

«Клянусь Аллахом, я бы не желал спасения и возвращения к родным, если бы за это Мухаммаду пришлось вытерпеть хотя бы укол колючки».

Толпа была в ярости. Она вопила еще громче и требовала смерти Хубайба. Саид увидел, как с креста Хубайб поднял глаза к небу и произнес:

«О Аллах, сократи их число и не позволь уйти от кары никому из них».

После этого он испустил последний вздох, а его исколотое и израненное тело осталось висеть на кресте.

Толпа разошлась. Курайшиты занялись своими делами и постепенно забыли о Хубайбе и его смерти. Но этому человеку, Саиду ибн Амиру, не суждено было забыть о ней никогда. Он стал видеть мученика во сне, его образ стоял у него перед глазами наяву, мысленным взором он снова и снова смотрел на человека, тихо совершающего последних два ракаата в своей жизни. В его ушах постоянно звучал голос Хубайба, призывающего кару на курайшитов, и юноша боялся, что его в любую минуту поразит гром или на него с неба упадет камень.

От Хубайба Саид узнал что-то, чего не знал ранее. Он узнал, что истинная жизнь – это жизнь с верой в Бога и готовностью ради этой веры принять любые испытания, даже саму смерть. Он также узнал, что настоящий иман (вера в Бога) дает невообразимую силу. И он понял еще одну вещь: человек, любимый своими сподвижниками до такой степени, несомненно Посланник, получающий божественную помощь с небес.

Даровав ему это осознание, Аллах привел Саида в ислам. Не медля, Саид перед группой людей объявил себя мусульманином и отрекся от грехов и злодеяний курайшитов, от их идолов и лжебогов.

После этого Саид переселился в Медину и стал сопровождать Пророка (мир ему и благословение). Он был свидетелем битвы при Хайбаре и последующих сражений. Когда его любимый Пророк (мир ему и благословение) скончался, Саид служил халифам Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) и прожил образцовую жизнь праведника.

Последователи Пророка знали о честности и богобоязненности Саида и часто обращались к нему за советом. Однажды в начале правления халифа Умара, Саид пришел к Умару и сказал:

«О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми, а не бояться людей в отношениях с Аллахом. Пусть твои слова не расходятся с делами, ибо лучшая речь – это речь, доказанная действиями…»

«О Умар, никогда не теряй из виду тех, за кого ты отвечаешь перед Аллахом, мусульман близких и далеких. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье, отвергай для них то, что отвергаешь для себя и своей семьи. Пройди через любые испытания ради истины, и не бойся ничьих обвинений».

«Кто способен на все это, Саид?» — воскликнул Умар.

«Тот, кому, как тебе, Аллах даровал руководство над уммой Мухаммада, мир ему, и тот, между кем и Аллахом никого нет».

Тогда Умар решил воспользоваться помощью Саида. Он назначил его правителем Хомса, на что Саид стал заклинать его Аллахом избавить его от этого испытания.

В ответ разгневанный Умар произнес:

«Горе вам… вы возложили это дело на меня (т.е. халифат) и теперь бросаете меня! Клянусь Аллахом, я от тебя не отстану».

Так Умар назначил Саида правителем Хомса и спросил, не назначить ли ему жалование. Саид сразу отказался:

«Что мне с ним делать, о амир аль-муминин?! Моя доля из казны превышает мои потребности».

И Умар отправил Саида править Хомсом. Через некоторое время через город проезжали люди из Хомса, которым Умар доверял. Он попросил их написать имена нуждающихся жителей. Когда они подали ему список, он с удивлением обнаружил в нем имя Саида ибн Амира.

Не веря своим глазам, Умар спросил, кто такой Саид ибн Амир, и услышал в ответ, что это правитель Хомса.

«Ваш амир беден?», — спросил пораженный Умар.

Они подтвердили:

«Клянемся Аллахом, в его доме уже много дней не разжигали очага (для приготовления пищи)».

Узнав это, Умар залился слезами и плакал так сильно, что у него промокла борода. Он взял тысячу динаров, положил их в мешок и велел людям из Хомса:

«Передайте ему мой салям и скажите, что повелитель правоверных посылает эти деньги, чтобы помочь тебе в нужде».

Гонцы привезли деньги Саиду. Он открыл мешок и сразу отложил в сторону со словами:

«Мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», как будто на него обрушилось несчастье.

Его жена удивленно спросила:

«Что случилось, Саид?... Не умер ли повелитель правоверных?»

«Нет, хуже», — ответил Саид.

«Мусульман постигло какое-то бедствие?»

«Нет, еще хуже».

«Но что же может быть хуже?!»

«Дунья (материальный мир) вторглась в мою жизнь, чтобы сокрушить мой ахират (положение в загробной жизни), и фитна (соблазн) вошел в мой дом».

Ничего не зная о деньгах, она просто сказала:

«Так избавься от нее».

Вместе они разложили динары по мешочкам и раздали бедным мусульманам.

Незадолго до этого Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) прибыл в Шам, чтобы узнать положение дел. В те времена Хомс называли Аль-Кувайфа (уменьшительное от «Куфа»), потому что его жители, как и жители Куфы, постоянно были недовольны своими правителями. Неудивительно, что на вопрос халифа, что они скажут о своем правителе, они сразу стали жаловаться на четыре вещи – одна хуже другой. Умар пригласил Саида и помолился Аллаху о том, чтобы Саид, которому он доверял, его не разочаровал.

На вопрос, что же не нравится им в Саиде, люди ответили:

«Он не выходит к нам ранним утром».

«Что скажешь на это, Саид?», — спросил Умар.

Чуть поколебавшись, Саид ответил:

«Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но приходится: у моей семьи нет слуги, поэтому я встаю рано утром, замешиваю тесто и жду, пока оно подойдет, а потом пеку хлеб. Затем делаю омовение и выхожу к людям».

«На что еще вы жалуетесь?», — спросил людей Умар.

«Он не отвечает нам по ночам», — сказали они.

«Как ты это объяснишь, Саид?», — спросил Умар.

«Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но приходится: день я посвящаю им, а ночь – Достославному и Всемогущему Аллаху».

«Какая еще у вас жалоба?», — спросил Умар.

«Один день в месяц он вообще не выходит».

«Что такое, Саид?», — спросил Умар.

«О амир аль-муминин, у меня нет другой одежды, кроме той, что на мне. Раз в месяц я стираю ее и сижу дома, пока она не высохнет, и только к вечеру выхожу к людям».

«И какая же ваша последняя жалоба?», — спросил Умар.

Они сказали:

«Время от времени на него что-то находит, и он не понимает, кто сидит рядом с ним».

«Как ты это объяснишь, Саид?», — воскликнул Умар.

«На моих глазах убили Хубайба ибн Ади, когда я был мушриком. Я видел, как курайшиты изувечили его тело, спрашивая, не хотел бы он, чтобы на его месте оказался Мухаммад. Но Хубайб отвечал: "Клянусь Аллахом, я бы не желал спасения и возвращения к родным, если бы за это Мухаммаду пришлось вытерпеть хотя бы укол колючки…". Клянусь Аллахом, с тех пор не было ни дня, чтобы я ни вспоминал об этом и о том, что не помог ему тогда, и я боюсь, что Аллах не простит меня за это. Поэтому я становлюсь сам не свой».

Тогда Умар воскликнул:

«Хвала Аллаху, Который не позволил мне разочароваться в Саиде!»

Позже он послал Саиду еще тысячу динаров на его нужды. Когда жена Саида увидела эти деньги, она сказала:

«Хвала Аллаху, тебе больше не нужно будет заниматься домашними делами. Пойди купи еды и приведи слугу».

«Хочешь кое-чего лучшего, чем это?», — спросил Саид.

«Что же это может быть?», — спросила жена.

«Мы отдадим эти деньги Тому, кто нам их вернет, когда мы будем в большей нужде, чем сейчас».

«Как это?», — снова спросила она.

«Мы одолжим Аллаху этот прекрасный заем» [«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас…» (Коран, 64:17)].

«Да вознаградит тебя Аллах добром (за это)», — отвечала жена.

И Саид не сошел со своего места, пока они не разложили все динары по мешочкам. Потом он сказал кому-то из семьи:

«Возьмите их и отдайте вдове такого-то, сиротам, беднякам, таким-то нуждающимся семьям».

Это была простая, скромная и благочестивая жизнь человека, который всегда думал, в первую очередь, о других, несмотря на собственную бедность.

Да будет Аллах доволен Саидом, Хубайбом и всеми сподвижниками! И да очистит Он наши сердца, дарует нам силы и смелость следовать по стопам этих праведников.

Источник islam.com.ua

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"