الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Если хутба кажется скучной

Мы сидим в мечети. Нарядные, в первом ряду, готовые услышать нечто особое, важное, воодушевляющее, приобщиться к жемчужинам мудрости, извлеченным из Пророческого наследия. Наши сердца исполнены надежды на то, что вот сегодня выйдет хатыб – молодой, яркий, энергичный, или напротив, умудренный опытом и убеленный сединами – и скажет нечто такое, чего мы давно жаждем, и это станет ответом на самые главные наши вопросы.

Но вот на минбар ступает человек, в руках у него бумаги. Он начинает.

Нет, не говорить – читать. В буквальном смысле слова.

«Сегодня мы с вами поговорим о вере».

Первые пятнадцать минут уходят на то, чтобы довести до вашего сведения, что «иман» значит «вера» и это часть религии. Следующие десять минут вам рассказывают, что нужно иметь больше веры. Еще пять минут вас убеждают, что маловерие – это плохо.

Ваши надежды исчезают почти мгновенно, как только становится понятным, что ни молодого и энергичного, ни пожилого и мудрого сегодня не будет, а вместо этого вам будут читать лекцию, примерно такую же захватывающую, что и конспект ученика второго класса воскресной школы при местной мечети.

Что в таком случае делать?

Во-первых – понять, что пятничная хутба должна быть призывом, напоминанием, источником вдохновения и способом привлечения внимания общины к актуальным духовным, социальным, морально-этическим, философским, культурным и политическим вопросам, возвращением ее к служению и любви, прославлению Аллаха и улучшению человеческого положения. Если хутба ни в коей мере не отвечает этим требованиям, и это происходит постоянно, мы обязаны довести это до сведения руководства мечети: в мягкой, вежливой, но настойчивой форме. А если мы слишком ленивы, чтобы это сделать – то на что жаловаться?

Но если хутба кажется нам не слишком увлекательной именно сегодня, у нас все равно есть альтернатива – самим принять участие в хутбе.

Во-первых, мы должны научиться смиренно слушать. И тогда… мы сможем активно участвовать в процессе, и он станет для нас увлекательным и полезным.

Часть I. О чем нужно помнить, слушая хутбу

1. Мы поклоняемся Аллаху, а не неким духовным высотам, которые порой действительно приходят с поклонением Аллаху.

Бывает, что в процессе поклонения на нас нисходит невероятное чувство глубины, благоговения и трепетной преданности Творцу. Об этих чувствах и состояниях говорится практически во всех книгах о тазкие (душевной чистоте). Однако независимо от того, посещают ли нас подобные ощущения во время намаза или нет, все равно следует стремиться к наиболее полному поклонению Господу. То же самое касается и хутбы. Бывает, что она открывает слушателю новые духовно- интеллектуальные горизонты, бывает, что и нет. Но поклонение Аллаху означает исполнение Его заповедей, а не погоня за какими-то особенными духовно-интеллектуальными переживаниями.

Одна из самых больших ошибок саалика – человека, ищущего духовной близости с Аллахом – это стремление к духовным вершинам, а не к поклонению как таковому. И если новый духовный барьер не взят, он начинает сомневаться в своем поклонении, может дойти до лености и нерадения: ведь он сделал своей целью некое переживание, а не реальный акт послушания и покорности Аллаху.

Поэтому следует периодически напоминать себе, что пребывание в мечети и выслушивание проповеди уже само по себе – драгоценная возможность поклоняться Господу и следовать сунне Его Пророка (мир ему и благословение).

2. Сохраняйте смирение, даже если вы все это уже слышал

и

Шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда (Abdul Fattah Abu Ghuddah) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

«Если вам говорят… нечто, прекрасно вам известное, сделайте вид, что вы этого не знаете. Не спешите обнаружить свои познания, не перебивайте. Напротив – покажите, что внимательно слушаете.

Почтенный табиун имам Ата ибн Абу Раббах сказал: "Молодой человек может говорить мне нечто, что я слышал еще до его рождения. Однако я слушаю его так, как будто никогда не слышал этого ранее”.

Халид ибн Сафуан аль-Тамими, бывший имамом при двух халифах – Умаре бин Абдул-Азизе и Хишаме бин Абдул-Малике – сказал: "Если тебе говорят то, что ты слышал раньше, или новость, которую ты уже знаешь, не прерывай, чтобы показать свою осведомленность присутствующим. Это грубость и дурная манера".

Достопочтенный имам Абдуллах бин Вахаб аль-Кураши аль-Масри, сподвижник имама Малика, Аль-Ляиса бин Саада и Саида Ас-Саури, сказал: "Иногда человек рассказывает мне то, что я слышал еще до того, как поженились его родители. Тем не менее, я слушаю так, будто никогда не слышал этого раньше"».

Аль-Хафиз аль-Хатиб аль-Багдади в своем стихотворении написал:

«Никогда не прерывай, пусть даже знаешь сказанное А до Я».

Следует помнить, что повторение аятов и хадисов, неоднократно слышимых ранее, может открыть новые смысловые оттенки, новые контексты и новые идеи, а значит, надо слушать и смиренно ждать, чтобы нам явились новые грани понимания.

Часто, едва услышав начало аята или хадиса, мы мысленно завершаем фразу, и сразу перестаем слушать, потому что заранее знаем, что нам собираются процитировать и как растолковать. Когда это входит в привычку, мы теряем способность учиться чему-то новому, важному, что можно было бы почерпнуть из пятничной проповеди.

3. Ловите жемчужины: любая хутба, даже скучная и плохо подготовленная, содержит хотя бы одну драгоценную идею для нашего осмысления.

Даже если хутба кажется невероятно скучной или читается слово в слово с какого-нибудь древнего исламского текста, она все равно украшена мудростью Пророка (мир ему и благословение), а значит, содержит хотя бы одну жемчужину мысли.

Помню случай во время одной проповеди. В тот раз идеей было то, что дунья (земная жизнь) – это плохо, и имам снова и снова это повторял. После утомительного трудового дня меня клонило в сон. Имам же, как назло, бубнил и бубнил аяты с отвратительным арабским произношением.И вдруг в конце проповеди он прочел прекрасную цитату имама Газали:

«Верующий – это корабль, а дунья – это вода. До тех пор, пока вода остается за пределами корабля, он плывет. Но как только вода проникает в корабль, он тонет. Так плывите же через дунью, но не впускайте ее в свое сердце, дабы не потонуть».

От этой метафоры у меня едва не выступили на глазах слезы, и я подумал, сколько бы потерял, если бы, как другие, тихо дремал, играл в телефоне или смотрел на стену.

Кем бы ни был хатиб, если он напоминает нам о Господе, мы должны слушать, и тогда подобные жемчужины не пройдут мимо наших ушей и, если пожелает Аллах, сердец.

Часть II. Активная вовлеченность в хутбу

4. Сколь часто бы вам ни напоминали одно и то же, учтите, что вы не идеальны, поэтому, услышав напоминание в очередной раз, лучше подумайте, как начать двигаться к улучшению.

Часто во время хутбы нам дают одни и те же наставления и делают это не в самой увлекательной манере: хатиб просто читает какие-то аяты и хадисы о том, что нужно быть лучше. При этом вы даже не пытаетесь задуматься о том, как это касается лично вас: вы слышали все это сотни раз от родителей, учителей, в воскресной школе, от улемов, других хатибов, читали в книгах. Обычно эти советы заключаются в следующем:

o Молитесь (больше/лучше/вовремя);

o Читайте Коран (больше/лучше/вдумчиво);

o Не скупитесь на милостыню;

o Будьте добрее к людям;

o Будьте более благочестивыми и богобоязненными и т.п.

Ничто из этого нельзя назвать простым делом. За всеми этими рекомендациями – океан мудрости. Мудрые люди и хорошие ораторы умеют преподносить эти советы так, как они действительно того заслуживают, вкладывая в свои слова надлежащую энергию, энтузиазм, заразительность, отчего эти советы действительно приобретают огромную важность для слушателя. Но, может быть, в эту пятницу перед вами оказался не такой хатиб.

Вместо того чтобы самоуверенно говорить себе «Я это знаю» и отключать слух, лучше воспользоваться этим очередным напоминанием, чтобы задуматься и начать процесс осмысления, который даст вам достаточный заряд мыслительной энергии, и вам хватит сосредоточенности до конца хутбы.

Вместо того чтобы скучать и зевать, используйте это время, чтобы построить план и наконец-то воплотить этот многократно услышанный совет. Например:

o Повысить качество намаза: «Что я могу реально сделать, чтобы мой намаз был лучше. Возможно, следует лучше понимать, что я говорю? Что делать, чтобы точно не просыпать фаджр? Как лучше сосредотачиваться на намазе? Может быть, стоит выучить перевод других сур с пояснениями? И прочее.

o Чтение Корана: Что я могу сделать, чтобы улучшить отношения с Кораном? Какой мой любимый момент в Коране, читая который я всегда задумываюсь о Величии Господа и этой Книги? Могу ли я чаще переживать такие моменты, и как начать читать снова? Какая у меня любимая сура, и почему она мне нравится?

o Быть добрым: Когда я действительно теряю терпение по отношению к людям и забываю о доброте? Со всеми ли я груб? Как мне стать лучше в обращении с семьей? Детьми? Посторонними?

Итак, когда нам ясно, что хутба будет просто списком повторяющихся сентенций на одну и ту же тему, можно использовать это время для активного поиска своих недостатков и недоработок в разных аспектах религии и, пока слушаешь, начать разрабатывать стратегию по улучшению самого себя.

5. Если аяты Корана приводятся вне очевидной связи с посланием хутбы, подумайте о том, как они могут быть связаны с тем, что говорится. Если знаете более глубокое объяснение, задумайтесь о нем.

6. Если хадис звучит безо всяких пояснений, подумайте о том, какое отражение он имеет в вашей жизни, представьте, в каком контексте Пророк мог произнести эти слова.

Нередко во время хутбы те или иные хадисы приводятся без должного объяснения или связи с темой проповеди. Хатиб говорит: «О действиях судят по намерению», и нам сразу же становится скучно, потому что мы слышим это с того момента, как начали сколько-нибудь понимать ислам.

Но вместо того, чтобы скучать, можно вспомнить, какими были наши собственные намерения, когда мы что-то делали сегодня, на этой неделе, в этом месяце. Можно подумать о том, среди кого жил Пророк (мир ему и благословение) сразу после переселения в Медину, ведь тогда люди переселялись по разным причинам, а не только ради Аллаха и Его Посланника: кто-то ради денег, кто-то ради женитьбы. Представьте, как восприняли сподвижники Пророка его слова о том, что каждый получит по намерениям. Стоит и нам задуматься о том, почему столь многие сборники хадисов начинаются именно с этого.

Такого рода мысли и раздумья над многократно повторенными хадисами позволяют воспринимать их как призыв к реальному действию – только не надо сразу высокомерно говорить про себя: «Я сто раз это слышал!».

7. Когда ничего не помогает, начните вспоминать все, что знаете, все хорошее, что слышали на данную тему, и мысленно наложить все это на материал, который дает хатиб. Сосредоточьтесь на том, чтобы смягчить свое сердце этими мыслями, позволить им осесть у вас в сознании, а затем сосредоточьтесь на небольших конкретных шагах по воплощению того, что говорит хатиб.

Пусть в ходе этого мысленного путешествия вам откроется что-то новое, что отразится в вашей жизни.

8. Не судите хатиба – судите себя

Даже если хутба кажется плохой, это не конкурс ораторов и не шоу. Она не предназначена для разбора высоколобыми критиками.

Хутба должна наставлять и напоминать. Как бы ни была она скучна, мы тоже отнюдь не всегда преуспеваем на ниве угождения и поклонения Аллаху. Вместо того чтобы думать, как это надоело – опять слушать о благодарности – лучше задумаемся о том, что значит в действительности быть благодарными. Взять хорошее и отойти от плохого. Быть признательными за благо находиться в мечети и слушать наставления.

9. Для тех, кто изучает таджвид, арабский язык и исламские науки.

Слушая хутбу, будьте осторожны, не впустите в свое сердце надменность. Часто хутба предназначена для тех, кто не занимался освоением таджвида, арабского языка или исламских наук, вроде тех, которые, возможно, учите вы.

В противном случае вы дадите Шайтану шанс войти к вам в сердце и внушить вам мысли о том, что вы умнее всех присутствующих, и как же это скучно – сидеть тут и слушать вместе с ними. Это ловушка. Лучше вспомните себя 5, 10, 15 лет назад, и будьте благодарны за то, что Аллах позволил вам сегодня услышать Его слова.

Источник islam.com.ua

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"