الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

СТАТЬИ

Али Евтеев: «В университет попадают и случайные люди»



Мы продолжаем интервью с экс-муфтием Республики Северная Осетия Али Евтеевым.

– А нужно вообще кавказским мусульманам такое объединение?

– Думаю, да. Если есть проблемы, которые нужно решать, то делать это вместе – эффективнее. А иногда это вообще может быть единственный способ. Также объединение, по моему мнению, должно быть в первую очередь культурное, как это случилось в странах Европы – имею в виду новейшую историю. Без войны и насилия. Ну и коль скоро речь идёт о Кавказе, то обязательно ещё и религиозное. В данном случае, конечно же, исламское.

Ведь значительный пласт культурных и нравственных традиций совпадает у кавказцев с исламскими. Я не буду вдаваться в полемику о том, откуда у кавказцев такая схожесть: от исламского прошлого ли или по причине уникальности души кавказской и её природной возвышенности. Не в этом суть. Тут разговор о другом: кавказцы проживают на территории одного региона. У них много общего. У них есть общие проблемы. А вся мировая практика показывает, что сообща решать вопросы проще. Вот от этого надо отталкиваться. И исламские принципы только поощряют объединение верующих в одну дружную общину.

– Насколько кавказские традиции в общем идут вразрез с шариатскими нормами?

– Что касается противопоставления кавказских традиций и шариатских норм, то я неоднократно высказывался по этому поводу. На мой взгляд, это ошибка молодых проповедников. Молодёжи присуще стереть и обнулить всё, что было до них, а затем занять роль строителя и идеолога нового общества. На самом деле всё это чаще является причиной детского максимализма. Когда юноша абсолютно уверен, что ему под силу воплотить в жизнь все свои мечты. Но проходит время, и практика показывает, что построить он ничего не в состоянии. А смута и раздор вокруг него всё больше и больше. Ведь, по сути, множество традиций были выверены исламской культурой уже до нас, если не сказать, что они были рождены ею. Вот только молодёжь ввиду слабого знания своей религии не подозревает об этом. Они не ведают, что в случае успеха по искоренению адатов им придётся восстанавливать во многом то, что они в молодости разрушали. Это если они, конечно, станут вообще когда-либо строителями. Очень важно также понимать, что на Кавказе люди очень сильно чтут свои традиции, даже если они идут вразрез с законами Создателя. Поэтому постепенное исправление к лучшему – единственный путь к успеху.

– Почему за последние десятилетия на постсоветском пространстве не появился ни один исламский учёный большого уровня, несмотря на многочисленность молодёжи, приобретающей шариатские знания?

– Я около 15 лет провёл в среде изучающих шариатские науки. И не раз задумывался над этим вопросом. Думаю, препятствием являются несколько причин:

Первая – отсутствие преемственности. Долгое правление воинствующих атеистов практически уничтожило в обществе класс шариатских учёных. И, как следствие, на момент падения СССР и появившейся возможности свободно получать знания религии, в том числе за рубежом, мы не имели серьёзных студентов, которые переняли уже какую-то часть знаний у старшего поколения. Были исключения, конечно. Но это единицы.

Вторая причина – стереотип изучающего религию молодого человека был крайне негативен в обществе. Такую молодёжь считали бесперспективной. Поэтому способные и старательные направлялись родителями в светские вузы. Ну а остаток уже, на худой конец, – в исламские.

Третья причина – высокая популярность идеи вооружённого джихада и скорой победы всех и везде. Это способствовало массовому оттоку способной молодёжи и изрядно отвлекало и мешало кропотливому и долгому учебному процессу.

Четвёртая причина – отсутствие шефства над студентами со стороны старших по возрасту и более знающих студентов. А также отсутствие ясной программы, по которой должен учиться студент. Зачастую, приезжая в арабские страны, студенты учились у выходцев из своей же страны. И это неплохо на первых порах. Но, к сожалению, многие так и остались в этом положении до конца своей учёбы.

Пятая причина – ошибочная убеждённость в том, что уж если я выеду учиться и буду предоставлен изучению шариата с утра до вечера, то в любом случае преуспею. Но прошли годы и десятилетия, и многие поняли на своём примере, каких стараний стоит свет знаний. И как ленива душа и искушён шайтан в желании помешать человеку получить хотя бы мизерную толику знаний ислама.

Ну и шестая причина – это, наверное, отсутствие общего плана на свою жизнь в целом. Мало кто из студентов ясно представлял, зачем он приехал, чего хочет добиться и сколько у него на это времени.

– Насколько важно получение исламского образования в исламских вузах арабских стран? Нельзя заменить его чем-то другим в наше время?

– Думаю, вполне логично предположить, что лучшее исламское образование наиболее вероятно получить в арабской стране.

Во-первых, это арабоязычная среда, в которой студент быстро осваивает арабский язык, который, в свою очередь, является ключом к знаниям ислама.

Во-вторых, это место проживания самых крупных исламских учёных. Ведь преемственность знаний является обязательным принципом их перенимания.

В-третьих, в арабских странах есть большие университеты, в которых можно обучаться. Я бы заметил, что и в России есть очень неплохие учителя и учебные заведения. Но всего необходимого комплекса знаний и преподающих учёных всё-таки в нашей стране нет. Да и количественно они не могут охватить всех. Может быть, Дагестан и Казань в какой-то мере могут дать неплохой уровень знаний фикха и языка. Но учащимся в них студентам вдвойне сложнее это делать. Я очень уважаю людей, которые, не выезжая в арабские страны, изучили арабский язык, исламское право и другие направления. Однозначно это очень старательные и целеустремлённые люди. То же самое могу сказать о тех, кто умудрился получить достаточно приличный багаж знаний, обучаясь дистанционно, через Интернет и просмотр уроков и лекций. Прошу Аллаха прибавить им и нам стараний и знаний.

– Российское руководство в последнее время всё чаще даёт сигналы о необходимости выработки государственной программы исламского образования. Как вы оцениваете подобные инициативы?

– Думаю, будет неплохо, если появится такая программа. Но, боюсь, есть большая вероятность, что составлять её будут чиновники и работники псевдонаучных религиоведческих комиссий.

– Как выпускник Исламского университета Медины, какие положительные и отрицательные качества студентов кавказских республик вы могли бы отметить? Желательно в сравнении.

– Мне сложно говорить о студентах. Так как они все очень разные. Каждый человек индивидуален. И не хотелось бы обидеть кого-либо. Но если говорить об общих качествах, то мне хотелось бы видеть в их среде больше людей, уже до Мединского университета получивших высшее образование в светских вузах. Как показывает практика, они наиболее продуктивны и уже сформированы как личности. Их не бросает из стороны в сторону. Но, к сожалению, закон об абитуриентах позволяет брать на учёбу только до 23 лет. А к этому возрасту мало кто заканчивает ВУЗ у себя на родине. Поэтому такие студенты попадают в Медину больше в порядке исключения.

Проблемным вопросом, как и на родине, остаётся также вопрос воспитания, полученного или скорее не полученного у себя на родине. Хотелось бы, чтобы в университет попадали уже зарекомендовавшие себя дома студенты, прошедшие какой-то отбор. Но, к сожалению, такой системы отбора практически нет. Поэтому в университет могут попасть и совершенно случайные люди, проезжавшие мимо, в хадж, например, ну и заодно подавшие документы на приём. Такие люди уже после приёма в университет начинают задумываться, зачем им вообще эти знания.

Также во многом из-за отсутствия в России мощной религиозной инфраструктуры многие студенты не совсем понимают, как они будут применять полученные навыки у себя на родине. Отсюда вытекает неопределённость их намерений и, как следствие, рассеянность, мешающая плодотворно учиться. Я говорил об этом уже выше.

Бунтарство – ещё одно нехорошее наше качество. Этим мы сильно отличаемся от других народов. Наверное, 80 лет гнёта властей над народами СССР выработало определённый стереотип поведения со всем официальным. Нам всегда кажется, что нам все должны и что мы недополучаем внимания, снисхождения и т. д. Не скажу, что в КСА нет бюрократии. Там это часто доходит до абсурда. Но и наше поведение часто не соответствует статусу мусульманина, которого приняли учиться по его же просьбе, оплатили ему все расходы, кормят, поят, дают жильё и бесплатное медицинское обслуживание. Оплачивают дорогу на каникулы, чтобы дать повидаться с родными.

Мне всё-таки кажется, что большинство проблем обусловлено двумя основными факторами: отсутствие хорошего образования и воспитания. Причём наличие второго значительно может компенсировать первый недостаток. Практика показывает, что студенты, воспитанные в классических кавказских традициях, очень красиво и приятно выглядят. И учёба им даётся легче, и дело с ними иметь приятно. Ну а в общем, конечно, всё идёт к лучшему, ин шаа Аллах. Приятно видеть, что всё больше и больше студентов из России приезжает учиться в исламские вузы. И качество их заметно растёт. Если раньше были у нас единицы, поступившие в магистратуру или на защиту докторской диссертации, то сейчас показатели вполне даже радостные.

(Продолжение следует)

Абдулмумин Гаджиев

Источник islamcivil.ru

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"