الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Ислам – легкая религия. Зачем ее усложнять?



«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым»

(4:28).

Поистине, Ислам – это умеренная религия без каких-либо крайностей. Всевышний Аллах сказал:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих…»

(2:143). Только в Исламе достигается истинное человеческое счастье в этом мире, и в мире вечном.

Невежественные люди и средства массовой информации всегда стараются показать Ислам как трудную религию, полную запретов и ограничений. Многие ассоциируют Шариат с чем-то строгим, агрессивным. Объясняется это, по большому счету, тем, что мусульмане сами же вносят различные новшества и нововведения в нашу чистую религию, тем самым усложняя ее. Они в Исламе несут только разрушительный характер, отдаляют от пути, указанного нам Всевышним Аллахом в Коране и от Сунны Пророка (САС).

Аллах предназначил для нас легкость

Ислам - это полноценная религия, которой Аллах облагодетельствовал все человечество. Она легка, красива и безупречно проста. В Коране говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185). «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей…» (2:286)

Ислам – религия, которой легко следовать. И вышеупомянутый аят указывает нам на это. К сожалению, некоторые мусульмане находятся под неправильным представлением того, что, чем более строго они будут соблюдать религию, тем более благочестивыми станут. Бесспорно, мы должны, как истинные мусульмане, обязательно придерживаться всех законов Аллаха, но все должно быть умеренно, без излишеств. Ведь Пророк (САС) сказал:

«Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Бухари).

Люди отклоняются от религиозной сущности, внедряя различные обычаи и суеверия. Они, в свою очередь, и отдаляют людей от чистого Ислама. Наша религия направлена на обеспечение человечеству счастья в этом мире и в последней обители. Человек не подвергается трудностям и тяготам, т.к. Ислам требует от него по мере его сил и возможностей. В Коране сказано:

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрагима. Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (22:78).

Из этого следует, что повеления и запреты Аллаха ниспосланы не для того, чтобы создавать для человека затруднения, а чтобы облегчить ему жизнь, сделать удобным его существование.

Что говорит Посланник Аллаха (САС) о чрезмерности в религии

Умеренность в религии – это следование пути Пророка (САС). Чрезмерность в религии – это попытка превзойти его, а небрежность – не следовать его пути. Ислам – религия умеренности и соблюдения баланса между мирским и вечным. Пророк Мухаммад (САС) был против религиозной чрезмерности (крайности). Абу Хурайра (РА) передал, что Пророк (САС) сказал:

«Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (Бухари).

В данном случае речь идёт о том, что попытки делать нечто непосильное для себя, например, молиться днём и ночью до полного изнеможения или поститься ежедневно, всегда приводят к нежелательным последствиям, поскольку рано или поздно человек лишится сил и окажется не в состоянии делать даже то, что могут делать все остальные.

Говоря о легкости, мы подразумеваем умеренность. Наша религия умеренная, и мы, мусульмане, не должны никоим образом усложнять ее. Пророк Мухаммад (САС) в вышеупомянутом хадисе намечает определяющие качества умеренности:

«…так придерживайтесь же правильного (саддиду)…»

Арабское слово «саддиду» буквально означает «правильность всех слов, действий и преследуемых целей, что подобно действиям человека, стреляющего в цель и поражающего её». Это говорит о том, что умеренность никогда не влечет за собой выход за пределы исламского права.Идея легкости и умеренности ни в коем случае не означает ни слабину исламских законов, ни то, что человек может следовать своим собственным убеждениям в религиозных вопросах. Наоборот, если мы выйдем за пределы исламских законов и его постановлений, то важное качество умеренности будет потеряно.

В другом хадисе говорится, что Ибн Аббас (РА) сказал:

«Однажды Пророк (САС), произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: «(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься». Тогда Пророк (САС) сказал: «Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени, и садился, а пост свой пусть доведёт до конца» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Самура (РА) сказал: «Я часто молился вместе с Пророком (САС), молитвы и хутбы которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными» (Муслим).

Сообщается, что Анас (РА) сказал:

«Однажды Пророк (САС), вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов веревку и спросил: «Что это за верёвка?» [Люди] сказали: «Это верёвка Зайнаб, за которую она держится, когда устает (от молитв)». Тогда Пророк (САС) сказал: «Отвяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать» (Бухари, Муслим).

Передают со слов Ибн Мас’уда (РА), что (однажды) Пророк (САС) сказал:

«Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!» (аль-мутанатти’уна), — повторив это трижды. (Муслим).

«Аль-мутанатти’уна» — углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно.

Пророк Мухаммад (САС) не одобрял любые склонности к излишеству в религии. Так, передают со слов Абдуллаха ибн Амра, что однажды Посланнику (САС) стало известно, что он соблюдает пост каждый день и молится в течение целой ночи. Не то он послал за ним человека, не то он встретил его и сказал:

«Мне рассказали, что ты постишься и не разговляешься, а по ночам совершаешь намаз. Не поступай таким образом! Ты должен уделять внимание своим глазам, себе самому и своей семье. Посему постись и разговляйся, молись и спи…» (Бухари, Муслим).

Данные хадисы указывают на то, что важно придерживаться тонкого баланса между различными обязанностями, которые требуют нашего внимания: баланс между обязанностями перед Аллахом, обязанностями перед людьми и обязанностями перед самим собой.

Не впадать в крайности

Много случаев, когда люди отдаляются от Ислама из-за того, что им не удается понять и увидеть его красоту, так как они считают, что их жизни будут стеснены исламскими ограничениями.

Аллах, Создатель всего сущего, знает, что лучше для нас, поэтому Он осведомил все человечество о Своих превосходных законах, которые мы можем вычитать в Коране. И заблуждаются те, кто считают, что жить станет легче и приятнее без каких-либо ограничений. Великий Творец никоим образом не запрещает нам пользоваться благами мирской жизни:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует. Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:31-32).

Передают со слов Анаса (РА), что Пророк (САС) сказал:

«Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)»

(Бухари).

Аллах создал естественный баланс между тем, за чем легко следовать, и тем, что является минимальным требованием для духовно благочестивого, морального, этического человека. Мы должны помнить, легкость в религии – то, что Всевышний пожелал нам. Это не должно ошибочно приниматься за небрежность.

Внедрение в религию излишеств – это одна из уловок нашего злейшего врага, шайтана. Он не дремлет и не устает в своих кознях против мусульман. У шайтана есть два пути, посредством которых он искушает и вводит в заблуждение. К одному из этих путей он подталкивает тех, кто склонен к грехам, подвержен упущениям и халатному отношению к религии, а к другому пути шайтан подталкивает тех, кто усерден в поклонении и подчинении Аллаху. Для такого человека он приукрашивает чрезмерность и толкает к излишеству в религии, чтобы сбить его с прямого пути и повлечь впоследствии за собой в Ад.

Шейх Ибн аль-Къайим (РА), упомянув о разновидностях козней шайтана, сказал: «Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Большинство людей, кроме лишь малого количества, находятся в одном из этих двух состояний: либо в упущении, либо в излишестве. И лишь немногие крепко стоят на прямом пути, на котором были Посланник Аллаха (САС) и его сподвижники!» (Игъасату-лляхфан 1/116.)

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймия (РА) говорил: «Во время Пророка (САС) были такие, кто причислял себя к Исламу, однако вылетал из него, несмотря на свое усердное поклонение. Так пусть же будет известно, что причисляющий себя к Исламу и Сунне в наше время может выйти из религии Ислам по различным причинам, одной из которых является излишество (гъулюу), которое порицал Аллах в Своей Книге!» (Маджму’уль-фатауа 3/383). Он также сказал: «Необходимо знать, что довольство и любовь Аллаха нельзя снискать причинением мучений самому себе и устремлением к трудностям. Некоторые невежды полагают, что чем труднее деяние, тем оно лучше, и что величина награды зависит от степени трудностей. Нет! Это абсолютно неверное убеждение! Величина награды за деяние зависит от (степени) той пользы, которую оно приносит» (Маджму’фатауа 25/281).

Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо!»» (18: 103-105).

Хафиз Ибн Касир говорил: «Этот аят является обобщенным и касается каждого, кто поклоняется Аллаху неустановленным способом, считая, что он поступает правильно, и, считая, что деяния его принимаются, тогда, как на самом деле он ошибается и деяния его отвергаются!» (Тафсир Ибн Кассир 3/174.).

Все упомянутое указывает на то, что религия Ислам – легкая религия! Однако следует заметить, что в Ислам не нужно вносить какие-либо упрощения, которые противоречат велениям и запретам Корана и Сунны.

Ислам - это оптимально сбалансированный подход к жизни, в котором учтено все до мелочей. Наша религия обладает достаточной степенью применения в самых разных ситуациях, с которыми может столкнуться человек. Законы Ислама не теряют актуальности и сейчас, и они направлены на решение различных проблем, что, конечно же, облегчает жизнь человека. Невозможно придумать более справедливых законов, чем те, которые нам ниспослал Всевышний, желая нам облегчения, за что мы и должны быть Ему благодарны.

Подготовила

Зульфия РАХАЕВА.

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"