الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

СТАТЬИ

«Нет лучшего напитка для нас, чем гнев, который мы проглотили»



Каждому из нас в жизни приходилось попадать в ситуации, когда гнев и раздражение одолевали и брали верх над разумом. Почти ежедневно мы сталкиваемся с проявлениями гнева как собственного, который видится нам справедливым, так и со стороны близких людей или просто случайных прохожих, гнева, вызывающего возмущение и потребность ответить тем же.

Один из признаков слабости человека– это подверженность гневу. Плох тот человек, который быстро впадает в гнев и поддаётся ему, даже если сам он обладает сильными руками и здоровым телом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари и Муслим).

Все мировые религии проповедуют добро и хорошее отношение к ближнему, никто не говорит, что можно проявлять свой гнев или другие негативные качества. Гнев – грех, его сравнивают с тяжелой душевной болезнью, прародителем страха и злословия, и противником человека на пути духовного совершенствования.

Согласно учениям Ислама, человек должен брать верх над своим нафсом (в данном случае, эго), уметь владеть собой и уповать на Всевышнего Аллаха, ведь все происходит по Его воле. Самым ярким примером человека с кротким нравом является Посланник Аллаха Мухаммад (САС), который не давал воли своим эмоциям, который на словах и поступках учил людей, как должен вести себя истинный, правоверный мусульманин.

Все мы хотим подражать этому великому человеку, но получается ли это у нас в полной мере? Можем ли мы сдерживать свой гнев, как это делал Пророк Мухаммад (САС)? Можем ли мы относиться спокойно к тому, что идет не в соответствии с нашими желаниями? Надо понимать, что все происходит по воле Аллаха, и Он, таким образом, выявляет терпеливых и богобоязненных рабов. Наша жизнь полна радостей и горестей. Аллах все время нас испытывает. Он посылает нам несчастья и избирает терпеливых и уповающих, Он посылает счастливые и радостные моменты и видит, кто является благодарным. А проявление гнева – это, прежде всего, проявление недовольства тому, что предначертал нам Великий Творец, Который создал нас и знает, что является для нас благом, а что нет.

Что же нужно для преодоления этого чувства?

1.Снискать убежища у Аллаха

После прочтения вышенаписанного, наверняка, вы сказали себе: «Я буду делать все возможное для того, чтобы повысить свое самосознание и самообладание, но что если в течение этого времени я все равно разозлюсь?»

Следует разработать план действий. Самый правильный ответ на начало гнева – искать спасения у Аллаха от шайтана, потому что чаще всего это сатана сбивает нас с толку, внедряя в наш разум такие мысли, якобы мы будем чувствовать себя легче, если дадим волю своим срывам. Иногда мы так сильно погружены в негативные мысли, что забываем о самом простом способе сдерживания гнева: обратиться к Аллаху и отвернуться от всего, что является причиной гнева.

Сообщается, что Суляйман бин Сурад (РА) сказал: [Однажды, когда] я находился в обществе Пророка (САС) двое из людей вступили в перебранку друг с другом, [из-за чего] у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. [Увидев это], Пророк (САС) сказал:

«Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана (А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим)», то перестал бы гневаться». И ему сказали:

«Пророк (САС) сказал: «Проси защиты Аллаха от проклятого шайтана»», а он воскликнул: «Разве я безумец?» (Бухари). Отказ этого человека на совет Пророка Мухаммада (САС) был записан на все времена. Он не прислушался к словам Посланника Аллаха (САС), потому что гнев преодолел его.

Поминание Аллаха помогает нам контролировать нашу речь и наши действия. Обращение к Аллаху в начале гнева, действительно, приближает нас к Аллаху в тот момент, когда кажется, что уже одолели сети сатаны. Когда вы чувствуете наступление гнева, в дополнение к поиску убежища у Аллаха от шайтана, следует изменить положение, что вернет чувство контроля и чувство самообладания. Сообщается, что Абу Зарр сказал: «Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Когда кто-нибудь из вас разгневается и он (в это время) стоит, пусть сядет. Если же его гнев не пройдет, пусть ляжет» (Ахмад, Абу Дауд).

2.Включить самосознание

Нам следовало бы некоторое время тратить на обдумывание наших действий, характера, на познание самих себя. Когда дело доходит до сдерживания себя от гнева, первым шагом, чтобы увеличить самосознание, должна быть попытка понять, что приводит нас к такому чувству. Очень часто мы видим и чувствуем признаки наступления гнева, но не проявляем достаточного самосознания, не обращаем внимания на это до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Подумайте над тем, по каким поводам вы раздражаетесь. Вспомните, из-за чего вы последний раз злились. Это произошло внезапно или до вас все-таки доходили «предупреждающие сигналы»? Смогли ли вы воспринять их или проигнорировали?

3.Увеличить самообладание

Всевышний Аллах в Коране описывает лучших среди Своих рабов такими словами:

«…которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3:134).

Мы должны стремиться не только к сдерживанию гнева, но и к готовности прощать тех, чьи слова или поступки заставили нас злиться. Пророк Мухаммад (САС) сказал:

«Когда Аллах назначил быть Своему творению, Он (возложил) на Себя (ответственность), записав в Своей Книге: «Милость Моя берет верх над гневом Моим» (Бухари, Муслим).

Человек в гневе – отличная возможность для шайтана управлять им, играть с ним, как ребенок играет с мячом. В приступе гнева человек не контролирует себя согласно религии, разуму и чести. Дело порой доходит до того, что разгневанный человек становится похожим на сумасшедшего, теряя облик адекватности. Один из мудрецов сказал: «Если нарисовать человека в гневе, то увиденная картина самого себя оттолкнула бы его от гнева».

Высота самообладания, конечно, – это значит не злиться. Пророк (САС) завещал:

«Не гневайся».

Он несколько раз повторил это тому человеку, который просил дать ему завещание, также отвечая

«Не гневайся» (Бухари).

Мир, спокойствие, терпимость являются результатами отсутствия гнева.

Неумение обладать собой во время злости – это один из признаков слабости человека. Мы должны стремиться к пониманию этого вопроса и следовать путём Пророка (САС), остерегаясь того, что противоречит законам Всевышнего.

Подготовила

Зульфия РАХАЕВА

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"