الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Поддержание родственных связей



В современном обществе появилась весьма плохая тенденция - разрыв родственных связей между людьми. Это огромная проблема, которую нужно решать. Многие родственники не общаются и не навещают друг друга, забывают о существовании родственных уз (!) Это категорически противоречит учениям Ислама. Все учёные едины во мнении, что поддержание родственных уз является обязательным (ваджиб) действием, а разрывать отношения с родственниками запрещено (харам).

Всевышний говорит в Коране:

«Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» ( 4:1).

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть поддерживает родственные отношения» (Бухари, Муслим).

Люди в наше время стали пренебрегать родственными узами. Даже многие из тех, которые поддерживают эти связи, делают не должным образом, воспринимая это как тяжелое бремя. Это очень плохо. Так не должно быть. Поддержание родственников должно быть приятным процессом, за которую человек получает награду от Аллаха. И поддерживать узы нужно не только в дни похорон и свадеб, как это происходит зачастую у наших народов, а постоянно. Также мы зачастую слышим от некоторых людей: «Мои родственники мне не звонят и не посещают меня. Так почему же я тогда должен это делать». Эти люди заблуждаются. Мы обязаны поддерживать родственные связи, даже если с нами их не поддерживают.

Какие люди считаются родственниками и близкими?

Родственники – это те близкие, которые связаны кровным родством либо со стороны отца, либо со стороны матери. Именно о таких родственниках говорится в словах Аллаха (Велик Он и Славен):

«Однако родственники ближе друг к другу по установлению Аллаха» (8:75).

Самыми близкими из них являются отцы, матери, дедушки, бабушки, дети, внуки и правнуки. Затем другие по мере близости: братья и сестры и их дети, затем дяди и тёти по отцовской линии и их дети, затем дяди и тёти по материнской линии и их дети.

В достоверном хадисе говорится, что один человек спросил Пророка (САС): «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о Посланник Аллаха?» Пророк (САС) ответил:

«К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?» Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?» Пророк снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил еще раз: «А затем к кому?» И пророк (САС) сказал: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим).

Что касается родственников жены, то они действительно не считаются кровными родственниками для её мужа, если они не имеют друг с другом реального родства, однако они считаются кровными родственниками для его детей, рождённых этой женой.

Для поддержания родственных уз существует много способов, например: человек может навещать своих родственников, дарить им подарки, интересоваться их делами и проблемами, помогать бедным из их числа, поддерживать приятные и добрые отношения, уважать старших. Также следует приглашать их в гости, оказывать им радушный прием, радоваться их успехам и достижениям, сочувствовать их бедам и печалям, просить у Аллаха для них благ и защиты от всего дурного. Человек не должен испытывать зависть к ним, а сердце его должно быть всегда открыто к ним и не замышлять ничего плохого. Если они приглашают, то следует откликнуться на приглашение и навещать их, когда они болеют.

В современном мире существуют множество видов коммуникаций, посредством которых можно поддерживать связь с родственниками (Интернет, мобильная связь, социальные сети, Skype, Wats up, Viber и т.д). Этого всего не было у наших предков, но они поддерживали родственные связи, преодолевая огромные расстояния пешком или на лошадях. Также в поддержании родственных связей большое значение имеет призыв родственников к Исламу и наставление их на прямой путь, призыв к благому и предостережение от запретного. Ибн Абу Хамза (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддержание родственных связей иногда происходит посредством денег, иногда оказанием помощи при нужде, защитой их от какого-либо вреда, а иногда просто радушным выражением лица и молитвой за них». Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддерживание родственных связей – это оказание благодеяний родственникам. Это происходит в соответствии с возможностями тех, кто желает поддерживать родственные связи, и с потребностями тех, с кем их поддерживают. Иногда имуществом, иногда услугой, иногда посещением, иногда просто приветствием и другими делами».

Поддержание родственных связей не должно быть основано только на взаимности.

Родственные отношения не должны быть по рассчету. Надо поддерживать их, даже если со стороны ваших родственников нет взаимности. Настоящее соблюдение родственных связей осуществляется ради Аллаха, вне зависимости от того, делают ли они то же самое в ответ или, напротив, разрывают родственные узы. Поэтому Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, а тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Бухари, Муслим).

«Поддержание родственных связей является обязательным по Исламу (ваджиб), и не разрешается мужу запрещать жене делать это, потому что разрыв родственных уз является одним из величайших грехов. За исключением тех случаев, когда от таких посещений исходит вред в том, что касается прав мужа, например, если родственники жены настраивают её против него и портят её, тогда он имеет право запретить ей навещать их, однако она должна продолжать поддерживать родственные связи без посещения теми способами, в которых нет вреда.

Большая награда за поддержание родственных уз

Сообщается со слов ибн Умара, что один человек пришел к Пророку (САС) и спросил его:

«Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?» Пророк (САС) спросил: «Есть ли у тебя мать?» Человек сказал: «Нет». Пророк спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (т.е. сестра матери)?» Человек ответил : «Да». Тогда Пророк (САС) сказал: «Оказывай ей благодеяния». (Тирмизи, аль-Хаким).

Сообщается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (САС) сказал:

«Кто хочет, чтобы раскрылся перед ним удел этой жизни, и продлились его годы, то пусть соединяет родственные узы» (Бухари, Муслим).

Сообщается со слов Абу Аюба аль-Ансари (РА), что однажды бедуин подошел к Посланнику Аллаха (САС) во время путешествия, взял его верблюдицу за узды и сказал: «О посланник Аллаха! Сообщи мне, что приблизит меня к Раю и отдалит меня от Ада?» Пророк (САС) немного помолчал, затем посмотрел на сподвижников и сказал: «Ему было дано сопутствие». Затем он переспросил: «Как ты сказал?» Бедуин повторил свой вопрос. Тогда Пророк (САС) сказал:

«Поклоняйся Аллаху и не поклоняйся никому (и ничему) наряду с Ним, соблюдай молитву (намаз), выплачивай очистительное пожертвование (закят), поддерживай родственные связи. Теперь отпусти верблюда». (Муслим).

Подготовила

Ильяс КУЧМЕЗОВ

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"