الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Мусульмане и демография - угроза или надежда?



Вопросы демографии в Исламе

Из всех религий современного мира, пожалуй, именно Ислам представляется наименее совместимым с рациональным подходом к воспроизводству населения. «Исламский мир» в сознании большинства современных людей прочно ассоциируется с экономической отсталостью, нищетой и многодетными семьями.

Хотелось бы обратиться к исламскому богословию, чтобы понять, какие для такого плана взглядов имеются основания.

Исламская религиозно-правовая система, Шариат, представляет собой свод обязательных и желательных предписаний и запретов, которые должны быть обоснованы ссылкой на текст Корана и (или) на тексты достоверных хадисов – рассказов современников Пророка Мухаммада (САС) о том, что говорил и как поступал сам Пророк (САС). В шариатском праве есть понятие «фард» - обязательное предписание, приказ Аллаха для всех верующих. Фард (обязанность) должен быть обоснован ссылкой на аят Корана, который содержит повеление поступать именно таким образом.

Итак, что говорится в первом по важности источнике шариатского права - в Коране - по поводу обязанности для мусульман иметь много детей? Коран содержит требования поклоняться только одному Аллаху и не приобщать Ему сотоварищей, совершать ежедневную молитву, вести борьбу на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, проявлять милосердие, давать милостыню, подчиняться Пророку (САС). Но ни в одном аяте Корана не сказано, что верующий обязан иметь много детей, и что верующий мужчина и верующая женщина, не имеющие потомства, неполноценны и не исполняют свой долг. И нигде в Коране не сказано, что произведение потомства - главный смысл жизни человека.

Коран не предписывает безграничное самоотречение родителей ради детей, напротив, отрицает всяческое идолопоклонство и служение чему-то, кроме Аллаха. Коран предписывает гармоничное соотношение интересов детей и родителей.

«Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка» (2:233).

В то же время Аллах Всевышний напоминает людям, что дети, наряду с материальным имуществом, представляют собой один из соблазнов преходящей, земной жизни, ценность которой относительна:

«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» (9:24).

Пророк Мухаммад (САС) сам не имел многочисленного потомства, не имел сыновей-наследников, но это нисколько не умаляет его пророческий авторитет и миссию.

Ислам отрицает монашество, безбрачие. Сунна Пророка Мухаммада (САС), то есть одобряемое действие - вступать в брак, вести естественный образ жизни, заботиться о женах и детях. Но в брак следует вступать, обязательно имея средства для обеспечения жены и детей. Безответственность в вопросе обеспечения жизни потомства не допускается.

В Исламе «смертным» грехом являются внебрачные половые отношения. Однако нормальные супружеские отношения не считаются греховными и не требуют деторождения в качестве «искупления». Дети в Исламе - радость и милость Бога, но не «искупление» якобы «греховных» отношений между мужчиной и женщиной. Напротив, нормальные сексуальные отношения между супругами считаются в Исламе одобряемым, богоугодным делом, и имеют ценность сами по себе, безотносительно к появлению ребенка, который также есть благо сам по себе. Ислам дозволяет естественные, безопасные для здоровья методы предупреждения беременности. Пророк Мухаммад (САС) разрешил практиковать метод прерванного полового акта для предупреждения беременности (Абу Давуд, Аль-Бухари и Муслим). Современные же алимы на этом основании разрешают использование презервативов.

Ислам, как и все другие религии, категорически осуждает аборт. Однако, в отличие от других религий, Ислам разрешает аборт в случае угрозы жизни женщины, даже на позднем сроке. В этом случае выплачивается выкуп, как за неумышленно убитого человека (Юсуф Кардави «Дозволенное и запретное в Исламе»).

Таким образом, нет никаких веских богословских доказательств для утверждения того, что религия Ислам не позволяет рационально относиться к воспроизводству населения.

Ситуация в РФ

Считается, что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.

Д. т. н., профессор Антонов А. И. выделяет комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы, таких как: изменение положения семьи среди других социальных институтов, укрепление нового фамилизма в обществе и ликвидация убыли населения. По его мнению, «проблема формирования и укрепления массовых норм среднедетности (3- 4 детей в семье) требует долгосрочных усилий по ликвидации ущемлённого положения института семьи среди других социальных институтов, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного производства на основе соединения места работы и дома, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введения семейной зарплаты в системе наёмного труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер…». Он считает, что «это направление политики предполагает, прежде всего, централизованную политику государства».

Обращаясь к вопросам демографии в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, В. Путин сказал, что в начале 2000-х годов эксперты ООН предрекали России дальнейший демографический спад. По прогнозу ООН, население нашей страны к концу 2013 года должно было сократиться до 136 миллионов человек. На 1 января 2014 года население России составило почти 144 миллиона человек, на 8 миллионов больше прогноза ООН. И далее добавил, что уже два года подряд, в 2013 и 2014 году в России отмечается естественный прирост населения.

Но хотелось бы обратить внимание на столь примечательный факт, что, по данным, за последние годы заметна яркая картина регионального дифференцирования рождаемости.

Так, по Центральному федеральному округу на 1000 человек — 10.8 родившихся, по Ленинградской области — 8.5, по Тамбовской области — 9.4, по Тульской — 9.6, по Смоленской — 10.1, по Воронежской, Рязанской и Пензенской — 10.2, по Республике Алтай — 22.5, по Республике Тыва — 27.1, Дагестану — 18.2, по Ингушетии — 22.5, по Чечне — 26.9.

По г. Москве и Московской области показатели ниже среднего по РФ (12.7) — 10.8 и 11.1 соответственно. Вследствие этого возникает и различие в демографических процессах.

Смертность в стране в 2014 году относительно предыдущего года снизилась на почти 15 тыс. человек. Это 8,2 процента.

Итого, естественная убыль населения России в 2014 году уменьшилась на 27,8 тысячи человек, в сравнении с 2013 годом. Естественный прирост населения в этот период отмечен в 39 регионах страны ( Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа).

Особое место в решении данной проблемы на Северном Кавказе отводится Чечне, где

Рамзан Кадыров считает, что многоженство могло бы способствовать решению демографической проблемы в Чечне.

«Я не вижу ничего плохого в том, что кто-то возьмет вторую жену, если у него есть силы и средства для содержания двух жен и воспитания детей», - сказал Р.Кадыров в интервью Интерфаксу. Он объяснил свою позицию тем, что в Чечне сложная ситуация с демографией. «Война нанесла непоправимый удар по демографической ситуации. Погибли десятки тысяч молодых людей. Я говорю, что тысячи молодых женщин овдовели, тысячи девушек не имеют шансов стать чьей-то женой, матерью, ибо молодых людей на десятки тысяч меньше, чем девушек», - отметил глава Чечни. При этом он подчеркнул, что многоженство никому не навязывает. «Мне приписывают, что я пытаюсь ввести многоженство. Как можно человека заставить иметь две жены? Над этим никто не задумывается», - сказал Р.Кадыров.

Также рождаемость в России в последние годы характеризовалась увеличением среднего возраста матери при рождении детей и соответственно сдвигом рождаемости на более старшие возрасты. Повышение рождаемости в первой декаде 21 века связано с реализацией старшим поколением своих репродуктивных установок благодаря оценке жизненных условий, как благоприятствующих рождению очередного ребёнка. Вместе с тем в России сохраняется тенденция на снижение потребности в детях: в 2015—2025 гг. прогнозируется падение суммарного коэффициента рождаемости до 1,0.

Одним из вероятных последствий демографического кризиса некоторые исследователи называют изменение в будущем этно-конфессионального состава населения (при доле мигрантов более 20 % появляются замкнутые этнические группы, ассимиляция затрудняется и обостряются межнациональные конфликты). К 2030 году каждый пятый житель России будет исповедовать Ислам. Наглядный пример этнического аспекта демографического кризиса: в настоящее время треть всех рождений в Москве приходится на мигрантов, что приведёт к изменению этно-конфессиональной структуры населения Москвы в будущем. Уменьшение коренного населения при увеличении доли мигрантов, по мнению некоторых исследователей, может привести в будущем к утрате территориальной целостности России. Прогнозируют, что первыми территориальными потерями России будут Сибирь и Дальний Восток. Это связано как с внутренней миграцией в европейскую часть России, так и с демографическим давлением со стороны азиатских стран.

Решение демографических вопросов должно стать, но пока не стало общенациональным делом. К сожалению, многие представители бизнеса и средств массовой информации пока «не прониклись» важностью демографической проблемы для общества. А между тем, бизнес мог бы активно поддерживать работников с детьми, соблюдать трудовое законодательство в отношении женщин, имеющих детей и т.п.; средства массовой информации могли бы более активно «продвигать» образ семьи с несколькими детьми, семейные ценности и пр. Конечно, существуют отдельные положительные примеры, но пока не произошло «перелома» в массовом сознании.

Ситуация в КБР

Рождаемость в КБР за последние десять лет выросла в 1,5 раза, естественный прирост – более чем в 30 раз. На каждую тысячу человек населения республики родилось 16 детей (в среднем по России – 13,3), умерло девять человек (в среднем по России – 13,3). Если вспомнить, что в 2005 году смертность вплотную подошла к рождаемости, можно определенно сказать, что демографический кризис успешно преодолен. После перехода к рыночной экономике в 1990 году многие предприятия, не выдержав конкурентной борьбы, закрылись. Массовая безработица, неуверенность в завтрашнем дне привели к резкому сокращению рождаемости. В 1989-1990 годах на каждую тысячу женщин 15-49 лет приходилось 83 рождения, в 1995 году – 51, а в 2000 году – всего 43.

Количество браков с 1990 по 2000 год снизилось на 37,6 процента. Именно в те годы однодетная модель семьи стала вытеснять все другие. Сейчас, спустя четырнадцать лет, можно говорить о доминировании трехдетной модели. Что же случилось? Психологи утверждают, что внутренняя растерянность людей при переходе от социалистической экономики к рыночной уже прошла. Подавляющее большинство населения осознали: их жизнь – в их руках. Как только туман рассеялся, и определилась новая система координат, все вернулось на круги своя. Нехарактерная для Кавказа однодетная модель семьи быстро сошла со сцены. У нас традиционно считается: главное богатство человека – его родственники. Человек без солидной армии сестер, братьев, племянников на уровне подсознания автоматически воспринимается как несчастный, одинокий, ущербный, обделенный судьбой. Поэтому, как только ужасы перестроечных и постперестроечных лет прошли, все начали активно пополнять свои ряды. Надо сказать, материнский капитал тоже подогревал благородные порывы. Возрождение традиционной многодетной семьи, где воспитываются трое и более детей, вернуло общество не только к привычному многолюдью в доме, но и к традициям в воспитании.

Немного статистики. По данным загса г. Нальчика, в 2014 году первый ребенок родился в 1334 семьях, второй – в 1356 семьях, третий – в 592, четвертый – в 136, пятый – в 20, шестой – в шести, седьмой – в четырех, восьмой – в одной, десятый - тоже в одной семье. То есть в каждой седьмой семье родился третий ребенок. За один из последних месяцев в 69 семьях появился первый малыш, в 74 – второй, а в 31 - третий!

А каждый ребенок - чудо!

Без всякого сомнения, возвращение к традиционной модели семьи вернет не только многодетность, но и изрядно пошатнувшееся за последние годы главенство мужчины в семьях.

Подготовила

Лейла СУЛЕЙМАНОВА.

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"