الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Мы и шутки



Поистине, каждый человек - это в первую очередь член общества. С расширением городов и появлением свободного времени у людей, распространились места общественного сбора, для прогулок и отдыха. Также увеличились поездки, распространились средства связи и места скопления людей. Все это в купе привело к распространению среди них шуток, которые без должных правил становятся губительными, сеют вражду и злобу.

Цель шутки заключена в распространении добродушия, благожелательности, благонамеренности и радости. Все это из дел прямого наставления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как об этом упоминает Аль-Бухари в главе о хорошем расположении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к людям, приводя хадис, в котором Пророк, мир ему и благословение, в шутливой форме обращается к брату Анаса, который играл с птичкой: "О Абу Умейр, что ты сделал со своей птичкой".

Также Абу Дауд приводит от Анаса, что к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение, пришел один мужчина и сказал:

- О Посланник Аллаха, перевези меня.

На что он сказал:

- Поистине мы перевезем тебя на детеныше верблюдицы.

- Что я буду делать с детенышем верблюдицы?! - сказал он.

- А кого еще рожают верблюдицы, кроме верблюдов?! - ответил Пророк, мир ему и благословение.

Также от Анаса передается что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему шутя: "О двуухий" (Привел Ат-Тирмизи).

Нет сомнения, что приветливость и хорошее расположение прогоняет скуку и тоску. Легкая шутка в собрании несет огромное благо. Сказал Ибн Теймийа: "Обращение к прекрасной шутке в отстаивании истины – из праведных дел". Некоторые факихи относили шутку к мужским качествам и считали ее хорошей манерой. Но конечно все это верно при условии следования определенным правилам. А именно:

1. В ней не должно быть насмешек над религией.

Сказал Всевышний:

"Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали". (сура Покаяние, аяты 65-66).

Сказал Ибн Теймийа: "Насмешки над Аллахом, аятами и Посланником - есть неверие, совершивший это впал в неверие после веры". Это относится и к насмешкам над Сунной, как то: оставление бороды, хиджаб, укорачивание одежды и прочее. Сказал шейх Мухаммад ибн Усеймин, да будет милостив к нему Аллах: "Божественное Господства, откровение и религия – есть область почитаемая, и не может быть подвергнута глумлению, насмешкам, высмеиванию и издевательствам. Кто поступит так - становится неверующим, так как это свидетельствует об умалении им достоинства Аллаха, Его посланников, откровений и законов. Тому, кто поступит так, следует покаяться, потому что это лицемерие. Он должен просить у Аллаха прощения, совершать благие дела и убояться Его, Славен Он и Велик, в своем сердце. Возвеличить Его и проявить к Нему любовь. И Аллах податель всякого успеха".

2. В шутке должна быть только правда.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Горе тому, кто рассказывает и врет, для того чтобы рассмешить людей" (Передал Абу Дауд).

Он предостерегал от такого поведения, которое стало обычным для некоторых шутников, так он говорил:

"Поистине, если человек говорит что-нибудь лишь затем, чтобы рассмешить сидящего рядом, он тем самым ввергает себя на семьдесят лет в огонь Ада" (Привел Ат-Тирмизи).

3. Шутка не должна основываться на испуге.

Особенно это касается тех, кто обладает влиянием и силой, либо владеет оружием, использует для этого темноту или же пользуется слабостью людей, для того чтобы испугать их.

4. Не должна содержать высмеивания, клеветы и злословия.

Люди отличаются друг от друга степенью постижения вещей, глубиной разумения. Некоторые слабые души, любители насмешек, издевок, легко находят для себя объекты для злословия. Да убережет нас от этого Аллах, который запретил это:

"О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал" (сура Комнаты, аят 11).

Сказал Ибн Касир толкуя этот аят: "Здесь имеются ввиду презрение, уничижение и насмешки, а это запрещено и относится к качествам лицемеров". Пусть некоторые насмехающиеся над видом, походкой и наружностью людей устрашаться, что Аллах, Славен Он и Велик, воздаст им за это. Так Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Не проявляй злорадства к своему брату, иначе Аллах проявит к нему свою милость и испытает тебя" (привел Ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, предостерегал от издевок и причинения страданий своим братьям, так как это путь ведущий к вражде и злобе. Так он говорил:

"Мусульманин брат мусульманину, он не притесняет его, не оставляет без поддержки и не презирает, богобоязненность здесь и он трижды указал на грудь. Достаточно для человека зла в том, что он игнорирует своего брата мусульманина"

(привел Муслим).

5. Шутка не должна быть частой.

В некоторых людях шутливость настолько превалирует, что сделалась их привычкой. Это увлечение является свойством противоположным качествам верующих. Частые шутки расхолаживают души. Сказал Умар ибн Абдельазиз: "Бойтесь шуток - поистине это глупость сеющая злобу". Сказал имам Ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах: "Недозволенная шутка – это та, в которой имеется чрезмерность и постоянство. Поистине, она порождает хохот и делает черствым сердце, она отвлекает от поминания Аллаха и ведет к пренебрежению людьми, она лишает людей степенности и благоразумия. Та же шутка, в которой нет таких свойств, подобна шутке Посланника, Аллаха да благословит его Аллаха и приветствует".

6. Необходимо учитывать положение собеседника.

Поистине некоторые шутят не отдавая себе отчета с кем имеют дело. Так необходимо отдавать должное ученым, ценить старших, уважать стариков. Нужно знать с кем разговариваешь, чтобы не выдать глупых шуток или же шуток, которых собеседник не поймет. В этой связи сказал Умар ибн Абдельазиз: "Бойтесь шуток, ведь поистине они лишают человека мужественности". Сказал Саад ибн Абу Ваккас: "Будьте умеренны в своих шутках, ведь поистине чрезмерность в них удаляет от тебя блеск и привлекает к тебе глупцов".

7. Шутка должна быть подобно соли в еде.

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Не будьте чрезмерны в своем смехе, частый смех умерщвляет сердце" (Сахих Аль-Джами 7312).

Сказал Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Кто много смеется, тот умалят свое достоинство, кто часто шутит, того серьезно не воспринимают, и каждый известен тем, в чем он постоянствует".

8. В ней не должно быть сплетен.

Эта скверная болезнь поразила некоторых, которые распространяют сплетни посредством шуток.

9.Шутка должна быть уместной.

Она может принести пользу, например в поездке, во время праздничного собрания или же при встрече друга. Когда добрая шутка, интересная история или же смешной рассказ, может заронить в его сердце любовь или обрадовать его, или же в случае семейных проблем. Легкая шутка может развеять одиночество и вернуть ход жизни в обычное русло.

Спросил как то один человек Суфьяна ибн Уйейну, да будет милостив к нему Аллах:

- Шутка, что это- недостаток или грех?

- Нет, это Сунна для тех, кто проявляет ее должным образом, в должном месте - сказал он.

Спросили Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах:

- Смеялись ли сподвижники Посланника Аллаха?

- Да - сказал он и продолжил – однако вера в их сердцах была подобна горам".

Пусть же Аллах сделает нас из числа тех, кто будет обезопашен в день величайшего страха, к кому воззовут в тот великий день: "Войдите в рай и не будет над вами страха, и не будете вы опечалены". Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка, его род и всех тех, кто последовал за ним.

Источник salyaf.ru

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"