الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

Современные вызовы и подход Ислама к их решению



Человечество в целом, а в частности западное и восточное общества, отошедшие от заданных Богом принципов, сегодня находятся в глубоком духовном кризисе. Как следствие духовной пустоты, они, страдают от множества проблем. Это и внутрисемейные разногласия, и душевный дисбаланс внутри самого человека, охваченного борьбой между его естественной чистотой, вложенной от Бога и совестью с одной стороны, и животными, низменными страстями с другой стороны. В результате люди совершают неоправданные преступления против самих себя, детей и семьи.

АБОРТЫ - ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА

Одна из самых больших проблем современного мира - аборты. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не раз предупреждала об увеличении количества абортов и об отрицательных последствиях этой операции для женского здоровья. По статистике, которую приводит организация, ежегодно в мире совершается 46 млн. абортов. Только в одной Швеции ежегодно совершается 38 тыс. абортов, на долю Российской Федерации приходится 62.6 тыс. случаев. К великому сожалению, эта проблема поразила также мусульманские и арабские страны. К примеру, в Тунисе ежегодно происходит 14000 случаев преднамеренного прерывания беременности женщинами. Печально, но ежегодно в мире, преднамеренно лишают жизни 46 млн. младенцев. И это только официальные данные (!)

Что касается семейных отношений, то и в этой сфере ситуация не менее печальна, даже критическая, во многом благодаря феминистическим движениям на Западе, для которых брак - это «изобретение» на благо мужчин, и «способ» подчинения женщин. Пионеры феминистских движений еще в прошлом веке начали призывать к разрушению институтов брака и семьи, чтобы тем самым «освободить» женщину от «оков» угнетения и эксплуатации мужчин. Одними из главных девизов этих движений были: «Женщина останется порабощенной до тех пор, пока не будет покончено с легендами о семье и материнстве, пока не будет покончено с инстинктом отцовства…». И в действительности, они во многом преуспели, им удалось разрушить устои брака и семьи. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия среднее количество зарегистрированных браков в мире сократилось на 33%, в то время как количество разводов увеличилось на 50%. Число незамужних женщин в 1970 году превысило 68%. Статистические исследования показывают, что из года в год количество женщин, не желающих рожать, увеличивается. Данные показывают, что среди женщин, достигших 45 лет, 20 % не имеют вообще детей. Другая проблема – дети, рожденные вне брака. В 1994 году в США 50% детей родились вне брака, среди чернокожего населения это цифра достигала 70%, а в 15 американских городах, количество незаконнорожденных детей достигло 90%(!). Стоит отметить, что 5.5 млн. пар в США живут вместе без какой-либо регистрации брака. Отдельного внимания заслуживает увеличение количества гомосексуалистов и однополых браков, что категорически противоречит общечеловеческим нормам морали и здравой натуре.

С сожалением приходится отмечать, что ООН через различные программы и мероприятия поддерживает большинство вышеперечисленных направлений и тенденций в современном мире.

СЕМЬЯ - ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА

Стоит отметить, что в 1948 году ООН утвердила Международную хартию прав человека, 16 статья которой гласит, что семья – это фундаментальное, классическое объединение в обществе, и, что мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия вправе вступать в брак и создавать семью. Но, к сожалению, в последнее время, издаваемые этой ведущей международной организацией мира документы зациклены на «катании белья» и рассматриваются с радикальной точки зрения, с той, которая наделяет гомосексуализм всеми правами из прав человека. В результате, традиционная семья почти что перестала функционировать полноценно, кроме как в мусульманских странах. Понятие и функции ее (семьи) ограничены до минимума. Ее превратили в жалкий образец «союза партнеров». Для продвижения вышеупомянутых принципов во многих государствах были внесены изменения в законодательства, чтобы они отвечали и соответствовали «современному» пониманию терминов семьи и брака.

Таким образом, мусульманское сообщество сегодня стоит перед угрозой, которая вступает в противоречие с принципами Шариата и разрушает нормы общечеловеческой морали. Религия и религиозные ценности являются основой безопасности любого общества, способствующие сохранению устоев семьи и брака. Это подчеркивали многие разумные, здравомыслящие люди в мире. Причиной большинства проблем, поразивших сегодня западное общество, являются либеральные принципы и отход от религиозных ценностей. В свое время бывший американский президент Джон Адамс заявил, что только религия и принципы морали являются опорой безопасности общества, и что без них само государство не в состоянии обуздать аморальные страсти в обществе.

Многие немусульманские реформаторы и мыслители, как на Западе, так и на Востоке с тревогой отмечают, что человечество приближается к опасной черте своего развития, что угрожает даже существованию самого человека на Земле. Большинство цивилизованных обществ сегодня охватили тревога и волнения, как следствие духовного дисбаланса. Отсутствие понимания смысла жизни и своего предназначения, постоянное ощущение себя несчастными, приводят многих к краху личности. Как следствие всего этого возросло число самоубийств во всем мире.

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ И ИСЛАМ

Если говорить о положении женщины в обществе, то история знает немало примеров того, каковым было отношение к женщине в обществах, которые были далеки от света Божественного откровения. К примеру, возьмем древнегреческую, римскую, индийскую, китайскую цивилизации, а также доисламское арабское общество, везде статус женщины был равен товару, который продавался и покупался. Она была почти бесправной и униженной. Сегодня борцы за равноправие полов и за «свободу» женщины своим радикальным подходом также лишили ее отведенного ей Творцом высокого статуса в обществе. Таким образом, мы видим, что человеческое желание и страсть подобны ветру, который швыряет его из одной крайности в другую, если они не подпитаны Божественным откровением. Всевышний в Коране говорит:

«Аллах является покровителем верующих, выводит их из [разноликой] тьмы к свету. Покровителями же безбожников являются Сатана и идолы, выводящие их из света и заводящие во тьму [греха, разврата, насилия, мирских услад и кровавой, беспринципной борьбы за власть]. Таковые [последние, которые так и проживут всю жизнь в темноте безбожия] являются обитателями Ада, причем навечно» (2:257).

Ислам вывел женщину из мрака унижения, невежества и бесправия к свету справедливости, уважения и обеспечил ее всеми правами. В поисках кардинальных решений современных проблем в сени Священного Корана, в частности проблем семьи и брака, я пришел к выводу, что ни западный, ни восточный методы подхода к решению этих проблем не смогут дать ощутимого результата. Хочу подчеркнуть, что теории, основанные на равенстве полов, попытки навязать западные понятия, как основу для современного исламского мышления, являются жалким образцом модернизации, потому что утратили свою самобытность и сущность, и в большинстве своем не могут называться, ни западной, ни восточной.

КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРЕДЛАГАЕТ ИСЛАМ

Ислам предлагает масштабное решение проблем брака и семьи, основанное на всеобъемлющем принципе равновесия и баланса, по которому устроена сама Вселенная, как об этом сообщает Всемогущий Творец:

«Произрастили Мы на ней все то, что поддается взвешиванию» (15:19).

Равновесие, с точки зрения Ислама, – это не аннулирование одного из двух вещей, и не смешение их, в результате чего появляется новая третья вещь, а правильное использование потенциала каждого из них и направление на благо всех, разделение ролей так, чтобы каждый из них выполнял свою желанную функцию в «колесе жизни». Это можно понять на примере работы организма человека, в котором каждая его часть выполняет определенную функцию в соответствии с ее ролью и потенциалом. Что касается баланса и равновесия между мужчиной и женщиной с точки зрения Ислама, то это, прежде всего, знание в точности каждым из них своего предназначения, роли и потенциала, положения и статуса. Это, когда каждый получает в точности столько права, сколько предписано ему (ей). Таково и равновесие во всем остальном, между каждыми двумя противоположностями, подобно балансу между предписаниями, от исполнения которых зависит успех в обоих мирах, подобно балансу между правом и обязанностью, между правом личным и правом общественным, между разумом и желаниями…

Сохранение равновесия и баланса, есть способ для достижения справедливости в отношениях между противоположностями и воплощения идей центризма, как метода сопоставления и поведения, способа соблюдения прав людей, должного обращения с окружающей средой.

Цель Ислама - установление гармонии и согласия между человеком и окружающим миром, посредством выполнения законов равновесия так, чтобы человек стал уравновешенным и сохранял баланс во всем. Только тогда он будет в состоянии жить и созидать на благо Вселенной, как того желает Всемогущий Аллах, как сказано в Коране:

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).

Воплотить идеи умеренности и центризма в обществе невозможно кроме как через соблюдение принципов равновесия и соотношения. Священный Коран гласит:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

Серединность, к которой призывает Ислам – это серединность в убеждениях и мышлении без излишества, преданность духовным ценностям без злоупотребления мирскими и материальными ценностями.

Священный Коран подчеркивает, что все во Вселенной размерено, а цель Ислама, как религии, – достижение полной гармонии и согласия между человеком и всем тем, что его окружает во Вселенной, через сохранение баланса так, чтобы он (человек) был уравновешенным во всех своих действиях. Только тогда он будет в состоянии освоить Вселенную, как того желает Всемогущий Создатель, и отвечать критериям Божьего наместника на Земле. Аллах (хвала Ему!) говорит:

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).

Серединность, о которой так много говорят сегодня мусульманские ученые, осуществима только через исполнение принципов равновесия. Священный Коран гласит:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

Это серединность в мышлениях и убеждениях, соразмерность в преданности духовным ценностям и увлечении материальными благами, как того требует природа человека, состоящего из души и тела.

Права человека, обязанности человека, а также его деятельность и вещи материальные не могут иметь одинаковый вес с точки зрения равновесия, первые всегда весомее и приоритетнее. Сохранение вот этого необходимого баланса в среде понятий и ценностей - есть один из главных составных элементов справедливости, умеренности и истинной серединности.

Второй главный элемент достижения справедливости и умеренности в обществе – это Священный Коран и Сунна Пророка (САС). Всевышний Аллах привязал достижение справедливости на Земле к этим двум вышеупомянутым составным элементам, и в Коране доказательств этому немало, приведем лишь некоторые:

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25). «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (55:7-9).

В этих аятах ясно указано на связь между Кораном и весами, как главного условия устроения полноценной счастливой жизни на земле. Аллах Всевышний, Создатель Небес и Земли, подчеркивает, что Он сотворил весы и все должно быть соразмеренно. Человек, как наместник Творца на Земле должен сохранять баланс, заданный Богом и относится ко всему соразмеренно, принимая в расчет вес и значение каждого творения Бога. Он должен проявить милосердие ко всем тварям и знать, что Земля это общий дом всех людей, вне зависимости от их пола расы, религиозной принадлежности.

ОСНОВЫ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСЛАМЕ

Что касается внутрисемейных отношений, то здесь гармония необходима во всех сферах. Мусульманин, как учит его религия Ислам, сохраняет равновесие и баланс во взаимоотношениях со своей второй половиной. Для этого необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Согласно исламскому вероучению, женщина вместе с мужчиной, является фундаментом человеческой жизни и основой ее продолжения. Человечество берет свое начало от одного праотца и одной праматери – Адама и Евы (Хава), а они в свою очередь, сотворены из земли, которая также имеет женское и мужское начала. Мужчина и женщина – это два источника, которые дают начало новой жизни (ребенку), их участие в процессе одинаково, научно доказано, что эмбрион вбирает в себя 23 хромосомы от мужчины и 23 – от женщины. Невозможен этот процесс (зарождение жизни) без участия одного из них, как об этом говорит Коран:

«Мы создали человека из смешанной капли» (76:2).

2. Для стабильного протекания жизни нужны как мужчины, так и женщины, с учетом их физиологических различий, ролей и предназначения каждого. А это невозможно без соблюдения необходимого баланса и равновесия. Исламская доктрина разделения ролей, прав и обязательств исходит из принципа различий между двумя полами. Женщина по своей природе не как мужчина, а мужчина – не как женщина. Аллах (хвала Ему!) сказал:

«Ведь мужской пол, не то, что женский» (3:36).

Это истина, которую невозможно опровергнуть. Даже если взять самое начало зарождение ребенка, когда зародыш получает генную информацию от своих родителей, то эта разница очевидна. Девочка зарождается от XX-хромосомы, а мальчик – XY-хромосомы.

3. Цель сотворения Богом женщины и мужчины – это служение Ему Одному, заселение Земли в качестве наместников Его, созидание и развитие во благо всей планеты. Женщина и мужчина дополняют друг друга. Только вместе, правильно распределив между собой роли и обязанности, они смогут достичь гармонии, любви и милосердия в отношениях, но никак посредством разногласий, борьбы и споров, кто лучше, и кто кого эксплуатирует. Священный Коран гласит:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (30:21). В другом месте Корана Всевышний говорит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49;13).

4. Согласно Исламу, для достижения гармонии и взаимопонимания в отношениях между людьми необходимо, чтобы человечество достигло уровня зрелости в вопросе справедливого распределения прав и обязательств, ролей и функций между мужчиной и женщиной без какого-либо злоупотребления, двойственности в нормах и стандартах.

5. Права женщины в Исламе соразмеряемы с правами мужчины, и это главное условие для достижения гармоничных отношений между членами общества без какой-либо борьбы за лидерство и столкновений. Иначе, будут всегда разногласия и конфликты, которые оставляют отпечаток в личности человека.

6. Настоящий баланс во взаимоотношениях среди всех членов общества требует установления равенства между мужчиной и женщиной, как равноправных творений, равенства во всех видах деятельности, за исключением тех, которые не противоречат их природе и не отнесены к чисто женским или мужским занятиям. И мужчина, и женщина уравнены в таких правах и свободах, как вероубеждение, свобода слова и самовыражения. Они равны в праве получения вознаграждения за добрые дела в этом и следующем мирах. Оба несут одинаковую ответственность за правонарушения, преступления и грехи. Стоит отметить, что некоторые виды обязательств или наказаний в отношении женщин смягчены или совсем отменены с учетом ее естества. Женщина и мужчина уравнены также в праве на собственность и правоспособности. Шариат опередил остальных законодателей в справедливом распределении прав, свобод и обязательств. Позитивные, человеческие законы не так давно востановили права женщин на собственность, тогда как Шариат более 14 веков назад гарантировал им право на свою собственность.

МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ - ОБРАЗЦОВАЯ СЕМЬЯ

Всевышний Аллах желает, чтобы в семье были сбалансированные, гармоничные отношения, начиная с момента ее зарождения. Вот основные требования для создания образцовой семьи в Исламе:

- равноправие, религиозные и нравственные критерии основные для создания семьи.

- семья – добровольный союз мужчины и женщины, их обоюдное согласие и желание вступить в брак обязательное требование Шариата.

- мужчина является главой семьи, но он управляет ею, советуясь с женой. Аллах (хвала Ему!) говорит в Коране:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (4:34).

Попечительство, о котором говорит Создатель, не нужно понимать как диктат и демонстрация силы со стороны мужчины. Это добровольное согласие женщины подчиниться мужу, который физически превосходит ее и соглашается опекать, заботиться о ней. Женщина при этом не лишается права голоса и совета. Вот, что Коран говорит:

«Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха» (2:233).

В этом аяте заложен главный принцип управления в семье – взаимное согласие и совет в решении всех вопросов.

- после заключения брака и создания семьи, муж и жена распределяют роли и обязанности между собой. Это своего рода организация управления в новом союзе. Мужчина получает должность главы, но как уже подчеркнуто выше, это не диктатура мужчины над женщиной, а почетная должность, ограниченная необходимостью советоваться с другой стороной договора. Для сохранения согласия и баланса внутри семьи, муж и жена должны хорошо знать свои права и обязанности и стремиться от чистого сердца исполнять их.

- Исламский Шариат обязывает мужчину и женщину, чтобы их отношения внутри семьи строились на любви, взаимопонимании, милосердии и согласии, а какие-либо разногласия и проблемы решались путем мудрого диалога, если не получается прибегнуть к помощи мудрых родственников.

«Если вы опа саетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им» (4:35).

И наконец, перечислим основные условия, необходимые, согласно Исламу, для обеспечения согласия и взаимопонимания в семье, в обществе и в целом для сохранения необходимого жизненного баланса:

- справедливость, которая достигается защитой всех прав и выполнением всех обязательств

- взаимопонимание всех сторон, вне зависимости от рода их отношений

- признание прав других, уважение их чести и достоинства

- помощь друг другу в благочестии и богобоязненности

- довольство и совет во всем, что касается взаимоотношений в семье

- отношение к семье, как к главной ячейке общества, а, следовательно, тщательное планирование, регулирование и управление всеми семейными вопросами, вплоть до воспитания детей и их будущего.

И в заключении, хотелось бы добавить, что тот баланс, который Шариат предлагает во внутрисемейных отношениях через распределение наследства, является самым идеальным решением этой немаловажной проблемы на сегодняшний день. Потому что, как подтверждают научные исследования вопроса наследования и распределения наследства, доли, определенные Шариатом, связаны с рядом экономических и социальных причин, и поэтому в нескольких случаях мужчина берет долю больше доли женщины. Но стоит отметить, что в более, чем 30 случаях женщина получает долю от наследства больше той, которая достается мужчине.

При подготовке материала был использован доклад Генерального секретаря Всемирного Союза мусульманских ученых доктора Али аль-Карадаги на конференции по проблемам семьи в Стамбуле.

Подготовил Хасим АККАЕВ.

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"