الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

1 Прекраснейшие имена Аллаха (Аль-Малик)

2 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-РАЗЗАК)

3 Прекраснейшие имена Аллаха (АС-САЛЯМ)

4 Прекраснейшие имена Аллаха (АЛЬ-КУДДУС)

5 Прекраснейшие имена Аллаха (АШ-ШААФИЙ)

6 Прекраснейшие имена Аллаха (АР-РАХМАН – МИЛОСТИВЫЙ АР-РАХИМ - МИЛОСЕРДНЫЙ)

Прекраснейшие имена Аллаха (АР-РАХМАН – МИЛОСТИВЫЙ, АР-РАХИМ - МИЛОСЕРДНЫЙ)

«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

Посланник Аллаха Мухаммад (САС) сообщил, что тот, кто запомнит и сосчитает все Прекраснейшие Имена Всемогущего Аллаха, войдет в Рай. В сборниках достоверных хадисов двух имамов Бухари и Муслима от Абу Хурайры (РА) передается хадис, в котором Пророк (САС) сказал:

«Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит [сосчитает] их — зайдёт в Рай».

Ученые говорят, что смысл хадиса сводится к тому, что запомнить - значит понимать смысл и значение каждого из атрибутов и использовать их во время молитвы-дуа. К примеру, знающий и понимающий значение имени «ар-Раззак» (Наделяющий уделом) попросит пропитание и удел только от Всевышнего Аллаха, понимающий значение атрибута «аль-Ахад» (Единственный) не придаст никого в сотоварищи Творцу…

В Священном Коране сказано:

«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (7:180).

АР-РАХМАН – МИЛОСТИВЫЙ АР-РАХИМ - МИЛОСЕРДНЫЙ


















Ар-Рахман и ар-Рахим – это два величественных имени Всемогущественного Аллаха. Оба являются однокоренными словами (в их основе лежит корень «рахма» (милость), производное от глагола «ра-хи-ма) – прощать, оказывать милость и т. д.) и указывают на милосердие, сострадание и милость Творца Небес и Земли. Атрибут ар-Рахман указывает на обширность милости Аллаха, а ар-Рахим указывает на проявление [милости] к Его творениям. В слове «ар-Рахман» чрезмерности больше, чем в слове «ар-Рахим». На это указывает сама структура построения обоих слов. Форма «фа’алан», по аналогии которой построено слово «рахмаан» в арабском языке указывает на обширность и изобилие чего-либо. Таким образом, ар-Рахман указывает на изобилие и обширность милости Аллаха (хвала Ему!). Что касается имени ар-Рахим, то оно указывает на то, что Аллах есть Милостивый, а также на проявление этого качества Творца по отношению к Его творениям, потому что форма «фа’иль», по аналогии которой построено слово «рахим», указывает на совершающего действие. Следовательно, фраза «ар-Рахман ар-Рахим» указывает на то, что милость Аллаха обширна, как это понимается из имени ар-Рахман, и что милость окружает все Его творения, как это понимается из имени ар-Рахим.

Имена ар-Рахман и ар-Рахим встречаются вместе в Священном Коране в шести местах, как это мы видим в суре аль-Хашр:

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный» (59:22).

В 45 местах Корана атрибут ар-Рахман (Милостивый) встречается отдельно от ар-Рахим. Аллах (хвала Ему!) сказал:

«Милостивый. Научил Корану» (55:1-2). «В тот день власть будет истинной и будет принадлежать Милостивому…» (25:26).

Что касается имени «ар-Рахим», то оно встречается более 100 раз в Священном Коране. Приведем лишь несколько аятов из них:

«Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный» (2:54). «Воистину, Аллах Сострадателен и Милосерден к людям» (2:143)

. В хадисе Посланника Аллаха (САС) говорится, что сподвижники произносили перед ним (пророком) сто раз слова:

«О Господь мой! Прости меня и прими [мое] покаяние. Воистину Ты Принимающий покаяния и Милосердный!»

Ибн Аббас (РА) говорил: «Ар-Рахман и ар-Рахим два мягких (нежных) имени Аллаха, один из которых мягче (нежнее) другого».

Священный Коран начинается с этими именами (Во имя Аллаха Милостивого Милосердного). Мусульманин начинает чтение суры аль-Фатиха в каждом из рекаатов намаза с произношением этих двух имен Аллаха. Все свои деяния каждый верующий начинает с упоминания этих двух имени. Он не ест, не пьет, не ложится спать и не встает с постели, не произносив эти два имени Всевышнего.

Рай - особая Милость Аллаха

Атрибуты ар-Рахман и ар-Рахим указывают на одно из качеств Аллаха ар-Рахма – Милость. Милость означает: мягкость и сострадание, прощение и жалость, оказание помощи нуждающемуся. Милость Аллаха объемлет всю Вселенную вместе со всеми творениями, живыми и неживыми, всякой вещью.

«Моя милость объемлет всякую вещь»,

- говорит Господь в суре Преграды. Эти слова означают, что Милость Аллаха (хвала Ему!) объемлет Небеса и Землю, праведников и грешников, верующих и неверующих. Нет такого творения, которого не коснулась бы милость Его, который не утопал бы в Его щедротах. Однако далеко не каждому удается заслужить особую Милость Его, следствием которой является счастье, как в мирской жизни, так и после смерти. Всевышний предписал ее только для тех, кто избегает великих и малых грехов, выплачивает обязательные пожертвования (закят) и совершенным образом верует в Его знамения; кто знает их истинный смысл, руководствуется ими в делах и следует путем Пророка (САС) душой и телом, выполняя основные и второстепенные предписания религии. В известном хадисе Пророка Мухаммада (САС) говорится:

«Создавая небеса и землю, Аллах установил закон, который записан и хранится над небесным троном: «Моя Милость опережает Мой Гнев». Аллах разделил Свою Милость на сто частей, и одну часть низвел в этот мир, распределив между всеми его обитателями, включая джиннов, людей и животных. А девяносто девять частей Аллах приберег на день Воскрешения, чтобы разделить их между теми, кто уверовал в Его знамения и последовал за Его посланниками»

(Бухари и Муслим). Таким образом, все виды проявления милости и сострадания в этом мире это всего лишь одна часть из ста, которую Господь проявит в день Суда.

Существует мнение, хоть и не поддерживаемое всеми учеными, что различие между двумя атрибутами Бога ар-Рахман и ар-Рахим заключается в том, что первое качество (ар-Рахман – Милостивый) объемлет вех без исключения творения Аллаха, верующих и неверующих его рабов, второе качество (ар-Рахим – Милосердный) объемлет только верующих рабов Его. В качестве довода они приводят аят, который гласит:

«Он милосерден к верующим»

(33:43). Когда настанет конец света и наступит день Суда, Всевышний Аллах проявит Свою Милость и Сострадание только по отношению к тем из рабов Своих, которые вели праведный образ жизни, подчинились Ему, остерегались запретов и выполняли Его предписания.

Милость Аллаха Великого проявляется не только в Его щедротах, также - в запретах Его. Все что Господь запретил Своим рабам, Он это сделал из-за сострадания к ним. Он запретил спиртное, азартные игры, внебрачные отношения, ростовщичество, только из-за жалости к рабам Своим, чтобы их жизнь не нарушилась. Точно также как Его дары и щедроты являются Милостью от Него, также являются Милостью от Него и Его запреты.

Следы проявления Милости Великого Аллаха

Покойный египетский ученый шейх Мтвалли Шаарави, объясняя значение атрибутов ар-Рахман и ар-Рахим, сказал: «Если посмотреть на окружающий нас мир и вдуматься, то можно в каждой живой душе, даже в растениях увидеть следы проявления милости Всемогущего Творца».

Посмотрите на солнце – одно из самых величественных знамений Аллаха. Оно удалено от нашей планеты на определенное расстояние, ровно на столько, сколько необходимо для поддержания жизни на Земле. Солнечные лучи посылают тепло и свет на Землю, самое необходимое для всех существ, в том числе и человеку. Разве это не есть проявление милости?!

Возьмем нашу планету Земля. Она окружена оболочкой, которая не выпускает кислород, которым мы все дышим, за пределы поверхности Земли, а также защищает планету нашу от попадания на ее поверхность вредных ультрафиолетовых лучей. Обладающий разумом человек понимает, что эта система сама по себе внезапно не возникла, что это есть проявление Милости Мудрейшего Создателя к человеку и другим существам, живущим на ней.

Вода, которая составляет около 75% Земли, является важным источником жизни для всех живых существ и растений. Если оставить в стороне все остальные функции, которые выполняет вода на Земле, и взять только то, что она является средством очищения и утоляет нашу жажду, то становится очевидной величайшая милость, которую Аллах (хвала Ему!) проявил по отношению к нам, Его рабам.

Аллах Милостивый и Милосердный после того как сотворил весь окружающий нас мир в самом прекрасном виде, затем сотворил человека - самое лучшее и самое прекрасное творение в наилучшем облике, проявив к нему особую милость среди остальных Своих творений. Вот что Он говорит об этом в Коране:

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике»

(95:4). Аллах (хвала Ему!) говорит, что сотворил человека в прекраснейшем облике. Его облик совершенен, тело хорошо сложено, а фигура стройна, и он обладает всеми необходимыми внешними и внутренними качествами. Эти великие блага обязывают человека быть благодарным Аллаху, послушным богобоязненным рабом и поклоняться Ему Одному, однако зачастую люди не выполняют этой обязанности и проводят свое время в пустых делах и развлечениях. Они довольствуются низменными деяниями и порочным нравом. Аллах Всемогущий Милостив к человеку всегда, Он - Аллах Милостив к нему, даже еще до появления его на этот свет. Подумайте над тем, в каком надежном укрытии ребёнок находится в утробе своей матери, которая также исключительно милостива к своему чаду (!)

Из знамений Всевышнего по отношению к творениям то, как он оживляет мертвую землю, ниспослав с неба дождь, и взращивает на ее поверхности изобилие растений, как пропитание человеку. Священный Коран гласит:

«Посмотри на следы милости Аллаха, на то, как Он оживляет землю после ее смерти» (30:50).

Всемогущий проявил к нам Свою милость и милосердие и сотворил ночь, как время успокоения и отдыха и день – периодом, когда человек работает, добывая себе пропитание:

«По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость, – быть может, вы будете благодарны» (28:73).

Аллах Всемогущий и Великий создал для нас эту землю, дал нам пропитание и создал все необходимые условия для того, чтобы мы могли жить. И в этом Милосердие Аллаха ко всем людям.

Поэтому, когда Ибрахим (АС) просил у Аллаха пропитания только для верующих жителей Мекки, Всевышний Аллах ответил, что даст его и неверующим:

«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний День». Он сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время (т.е. в мирской жизни), а затем заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!» (2:126).

Особая милость общине Пророка Мухаммада (САС)

Главная Милость Аллаха к человеку проявилась в том, как он прислал пророков и посланников народам и общинам, чтобы они разъясняли им Истину и вывели их из мрака заблуждения в свет поклонения Ему. А нам с вами необходимо еще и поблагодарить Всевышнего и за то, что Он нас удостоил чести быть общиной последнего и главного Посланника, завершившего пророческую миссию на Земле, Мухаммада сына Абдуллаха (САС), так как Всевышний возвеличил общину Мухаммада (САС) над общинами других пророков через многие блага.

Даже пророки хотели бы быть из нашей общины. Мукатил бен Сулейман (РА) передал от Посланника Аллаха (САС), что однажды Муса (АС) обратился к Аллаху:

«Я увидел надпись на хранимых скрижалях «ходатайствующие перед Аллахом, и за которых ходатайствуют пред Ним. Сделай их из моей общины»»?! Аллах ответил: «Это община Мухаммада (САС)». Муса (АС) сказал: «О, Господь! На скрижалях я видел надпись об общине, грехи которой смываются пятикратной молитвой. Сделай этих людей моей общиной!» Аллах ответил: «Это община Мухаммада (САС)». Муса (АС) сказал: «Я видел на скрижалях надпись об общине, в которой семьдесят тысяч верующих без допроса войдут в Рай. Сделай их моей общиной». Аллах ответил: «Это община Мухаммада (САС)». Муса (АС) опять сказал: «Я видел на скрижалях общину, если кто-нибудь из неё имел намерение совершить благое и не смог совершить, то ему записывается одно вознаграждение, если он совершил благое, то записывают десять вознаграждений. Сделай её моей общиной». Аллах ответил: «Это община Мухаммада (САС)».

Испытания - тоже милость от Всемогущего Аллаха

Когда речь заходит о милостях и щедротах Господа, многие ошибочно предполагают, что это долгая счастливая жизнь, материальные блага, благополучные дети, счастье в семье, здоровье и прочее… Многие даже не задумываются, что одним из проявлений милости Всемогущего Аллаха является то, как Он испытывает Своих рабов и как они проходят эти испытания. Стоит обратить внимание читателя на то, что тех, кого Аллах любит больше, Он подвергает испытаниям, при этом наделяет их терпением, и, когда они с достоинством проходят испытание, увеличивает им награду в этом и следующем мирах и поднимает их степень. «Как это так?!» - вы можете спросить. А разве пророки и посланники не были испытаны и не терпели всякого рода лишения и гонения от своих врагов? Разве наш любимый Пророк Мухаммад (САС) не мучился, не болел, не переживал горе и утрату своих близких?! Он тот, который похоронил шестерых своих детей сам при жизни, только дочь Фатима (РА) пережила его (САС). Таким образом, друзья, испытания, которые обрушиваются на нас в этой жизни, это не наказание нам за грехи или не изъявление Божьего гнева, а испытание и проявление милости Аллаха по отношению к нам. В Священном Коране говорится об этом:

«Алиф. Лам. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:1-3).

Хотя может быть и так, что испытания могут быть посланы человеку за какие-то грехи, но и в этом случае они оборачиваются для него благом и милостью, так как очищают его от грехов. Несчастные случаи и катастрофы в мирской жизни, болезни и недуги: через все это Всевышний желает, чтобы мы не возлюбили мирскую жизнь, не были привязаны к ней, иначе, мы забудем о жизни после смерти, о том, что мы не будем жить вечно на этой земле, и что эта жизнь — это только пользование обманчивое.

Понимание и осознание смысла атрибутов ар-Рахман и ар-Рахим учат нас быть милостивыми и милосердными по отношению друг другу, проявлять сострадание и милосердие по отношению ко всем созданиям и творениям Аллаха (хвала Ему!), не только по отношению людей или, как это понимают некоторые, по отношению единоверцев и верующих. Если мы хотим заслужить Милость Всевышнего, то сами тоже должны в себе выработать это качество. Ведь сказано в достоверном хадисе Пророка (САС):

«Прощайте друг друга, и вы будете прощены!»

Подготовил

Шауки БАЛАГ

Перевел

Хасим АККАЕВ

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"