الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

СТАТЬИ

Имам Ахмад ибн Ханбаль















Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, родившийся в Багдаде в 20 день месяца раби-уль-авваль в 164 году по хиджре – (778 г.), является одним из четырех великих имамов, чьи имена носят мазхабы (мусульманские правовые школы). Его отец умер в возрасте тридцати лет, когда маленькому Ахмаду было три года. В связи с этим, вся ответственность за воспитание мальчика легла на его мать Сафию бинт Маймун бинт Малик аш-Шайбани.

Когда Ахмад подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана, хадисов и других предметов. Более всего Ахмад заинтересовался хадисами, и с 15 лет начал углубленно изучать их. Тогда же он стал посещать собрания ученых в Багдаде. Ахмад ибн Ханбаль занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.

Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени. Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у самого имама аш-Шафии. Также его учителями были Ибрахим ибн Саид, Суфьян ибн Уяйна, Яхья ибн Саид. Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Давуд, имам аш-Шафии, Яхья ибн Адам.

Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Имам аш-Шафии также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений и выдающуюся ученость. Аш-Шафии, несмотря на то, что был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Он назвал имама Ахмада «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».

Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму аш-Шафии, что ему нужен кадий (шариатский судья), которого можно было бы послать в Йемен, имам аш-Шафии обратился к имаму Ахмаду (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама аш-Шафии). Ахмад наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кадия». Тогда имам аш-Шафии не стал настаивать.

Однажды один из учителей имама Ахмада, шейх Абдурраззак; знаменитый мухаддис (передатчик хадисов), узнав о его трудном материальном положении, предложил деньги. От предложенной помощи имам отказался. Однако одежда его почти износилась, а другой одежды не было и он спрятался в своем доме, заперев двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они предложили ему денег, но имам принял только один динар с условием, что расплатится за него работой.

Знаменитый мухаддис Абу Дауд говорил об имаме Ахмаде, что сидеть в его обществе значило заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не поссорился.

Имам Ахмад подвергся целому ряду преследований со стороны халифов его времени по той причине, что последние приняли философию мутазилитов. Он был заключен в тюрьму на два года по приказу Халифа Аль-Мамуна из-за того, что отверг философскую концепцию, согласно которой Коран был создан. В особенности он страдал в период правления Мутасима Билляхи, когда терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.

Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада, время от времени приходил к нему и предлагал признать доктрину мутазилитов, обещая освободить от всех оков и сделать первым среди придворных. Но имам отказывался принять ошибочную идеологию. В гневе халиф Мутасим велел слугам топтать его ногами, в результате чего у него были вывихнуты многие суставы.

Более того, имаму связали руки и секли до потери сознания. Но, несмотря на все жестокости, имам Ахмад продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он (Коран) - Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех неверия – куфр. Халиф Мутасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и приказал прекратить наказания и снять цепи. Раны начали заживать, а Мутасим велел своим людям справляться о здоровье имама. Ахмад простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.

Будучи впоследствии выпущенным из тюрьмы, он продолжал преподавательскую деятельность в Багдаде пока халифом не стал Аль-Уатик (правил в 842-846 гг.), возобновивший его преследование. После этого Имам Ахмад прекратил преподавать и искал убежище в течение пяти лет, вплоть до прихода к власти халифа Аль-Мутауаккиля (847-861гг.). Этот халиф раз и навсегда покончил с разбирательством по этому делу, выслав ученых мутазилитов и официально отвергнув их философию. А имам Ахмад продолжал преподавание в Багдаде до самой смерти.

Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб-уль-Амаль, Китабу-тафсир, Китаб-насих уаль-мансух, Китаб-уль-Захид, Китаб-уль-Масаиль, Китаб-уль-Фалаиль и Китаб-уль-Иман.

Имам Ахмад уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений сахабов - сподвижников Пророка (САС) относительно их толкований. Затем он применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение асхабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. Он предостерегал от слепого следования мнениям ученых, стараясь тем самым внушить ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама - Корану и Сунне.

Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции.

Ибн аль-Джаузий передает следующие слова имама Ахмада: «Всякий, кто отвергает достоверный хадис Посланника Аллаха (САС), на грани уничтожения». Пророк Мухаммад (САС) дал следующий наказ сподвижникам и мусульманам в целом:

«Доносите обо мне, даже если это один аят»

, для того, чтобы наставление Аллаха стало доступно для всех поколений мусульман. Именно поэтому имам Ахмад яростно боролся против всего, что может помешать донесению божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после.

Кутайба сказал: «Если бы Ахмад жил во времена Суфьяна ас-Саури, Малика, Аузаия, Лайса бин Саада, он был бы более выдающимся, чем они». Его спросили, был ли Ахмад из табиинов. Он ответил: «Он - из величайших табиинов».

У имама Ахмада было много учеников, но основными были двое его сыновей - Салих (умер в 873 г.) и Абдулла (умер в 903 г.). Имамы аль-Бухари и Муслим - составители самых значительных и достоверных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада.

Большинство последователей этого мазхаба можно сейчас найти на Аравийском полуострове, Палестине и Иордании.

В начале месяца раби-уль-аууаль в 241 г. по хиджре – (855 г.), за девять дней до своей смерти, имам Ахмад заболел. В эти дни толпы людей начали собираться, чтобы поприветствовать его. За два дня до своей смерти имам Ахмад попросил привести к нему детей. Дети начали подходить к нему один за другим. Имам Ахмад клал на их головы руку и плакал.

Последние дни своей жизни 77 летний имам Ахмад провел в Багдаде. Передается, что на его погребальную молитву собралось более шестисот тысяч человек и в течение недели джаназа-намазы продолжали проводиться у его могилы. Да смилуется Всевышний над имамом Ахмадом ибн Ханбалем.

Материал подготовил Расул РАХАЕВ.

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"