الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Аманат

Многие понимают значение слова «аманат», как вверенное на хранение в чужие руки вещь или имущество, которое требует честного отношения и подлежит возврату хозяину. Аллах Всевышний в Священном Коране говорит:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (4:58).

Аманат больше, чем материальная ответственность

Необходимо отметить, что смысл слова «аманат» намного шире, чем понимают его многие из нас. Аманат охватывает все сферы деятельности человека, все его действия и отношения. Слово «аманат» распространяется на все, что человеку доверяют сохранить или поручают выполнить. Религиозные обязанности, отношения человека с Создателем, чувство ответственности пред Ним также являются аманатом. Мы, по мере своих сил должны прилежно соблюдать их. В противном случае, если мы надлежащим образом не выполняем свои обязанности и не исполняем свою работу – тем самым мы изменяем своему аманату-долгу.

В Священном Коране есть аят прямо подтверждающий это:

«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность (аманат), но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72).

Всевышний подчеркнул важность чувства ответственности, которое люди должны испытывать перед своим Господом. Это – ответственность за выполнение повелений Аллаха, о которой человек не должен забывать ни при уединении, ни в обществе других людей. После сотворения Вселенной Всевышний предложил небесам, земле и горам взять на себя эту ответственность и обещал вознаградить эти великие создания, если они будут верны завету с Аллахом, и наказать их, если они нарушат этот завет. Однако, эти создания отказались взвалить на себя такую ответственность. Это не было неповиновением Всевышнему или нежеланием получить щедрое вознаграждение. Дело было в том, что небеса, земля и горы испугались, что не сумеют выполнить всех своих обязанностей перед Ним. Тогда Аллах предложил взять на себя ответственность за выполнение Божьих повелений человеку и поставил перед ним те же условия. Несмотря на свое невежество и природную склонность к несправедливости, человек согласился на эти условия и взвалил на свои плечи тяжелое бремя обязанностей перед Аллахом (тафсир Саади, пер. Кулиева Э.). То есть, человек по своей воле взял на себя обязанность по выполнению требований Всевышнего. Мусульманин, в соответствии со сказанным, соблюдает требования аманата, потому что, верующий человек стремится выполнить свои обязанности перед Всевышним Аллахом, по отношению к Пророку (САС), по отношению к родителям, единоверцам, родственникам, семье и т.д.

Наш Пророк (САС), относительно аманата, сказал:

«Нет веры (неполноценна вера) у того, кто не соблюдает требований аманата. И нет религии у того, кто не соблюдает требований договора».

Толкуя вышеприведенный аят, имам аль-Куртуби подчеркнул, что аманат охватывает религиозные обязательства человека тоже. Всевышний Аллах обязал человека на основе размышления над Его творениями понять, что у Вселенной есть Хозяин. Показал ему правильную дорогу посредством Своих посланников, обязал идти именно по этой дороге. Также Господь вменил в обязанность человека разные виды поклонений, как совершение намаза, соблюдение поста, выплата закята и хадж. У каждого человека есть свой аманат перед Всевышним. Обязанностью (аманатом) посланников было доведение до людей миссии, возложенной им Богом – установление правильной религии. Эту миссию довел до конца и завершил последний из них Мухаммад (САС). Дальше их дело продолжили ученые.

Человек свободен в своем выборе

Всевышний Аллах дал каждому из своих рабов право выбора выполнить или не выполнить возложенное на него обязательство – аманат:

«Преуспел тот, кто очистил ее. И понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (91:9-10).

Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы он подавлял и скрывал в ней добро, осквернял ее пороками и топил в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу. Все, чем располагает человек – это все от Бога и является аманатом. Тело, зрение, слух, руки, ноги, возможность передвигаться, говорить и изъясняться, все это является аманатом, поэтому нужно беречь их от всего, что приносит вред, от запретного, иначе это будет вероломством и невыполнением условий аманата. Глаза не должны смотреть на запретное, уши не должны слушать харам. Здоровье и сила также даны человеку, как аманат, поэтому их нужно применять на благо и во благо общества. Притеснение людей и причинение физической боли другим будет нарушением аманата. Материальное благосостояние человека получено от Аллаха, как аманат, следовательно, каждый будет спрошен, как и на что он потратил приобретенное. Душа человека, подобно вере, тоже является аманатом. Душа дарована смертному Аллахом (хвала Ему!), со временем она – этот аманат - изымается Им. Поэтому те, кто налагает на себя руки, изменяют аманату Всевышнего и тем самым совершают тягчайший грех.

Профессия и ремесла, которыми владеет человек, также являются аманатом. Он ответственен за мастерство, совершенство и чистоту выполняемой им работы. Умения и навыки свои каждый из нас должен использовать на благо и созидание всего общества. Пророк Мухаммад (САС) в хадисе, который приводит аль-Байхакый, сказал:

«Аллаху нравится раб, который выполняет свою работу чисто и в совершенстве».

К примеру, судья и адвокат обязаны выполнять свои обязательства должным образом, так как от них зависит правильность и честность приговора. Они не должны играть судьбами людей. Врач несет ответственность перед Всевышним за здоровье больных. Это его аманат от Аллаха. Для рода человеческого государство, в котором он живет, и нация, к которой он принадлежит, также являются аманатом. Святым нашим долгом – аманатом является и то, кого мы выбираем на выборные должности, которые будут вести государственные дела. Выбор достойных людей, вручение аманата заслуженным лицам это тоже считается одним из разновидностей аманата.

Товарно-денежные отношения между людьми должны строиться также на справедливых и равных условиях, без обмана, вероломства и ухищрений. И покупатель, и продавец должны остаться довольными сделкой. Это тоже относится к одному из разновидностей аманата.

Родственники и дети также являются нашим аманатом. Наша главная задача или аманат состоит в том, чтобы воспитать их в вере, высокой нравственности, чтобы они знали обычаи и традиции Ислама. Забота о своей семье, поддержание родственных отношений есть выполнение условий аманата, вверенного нам Всевышним. Сюда можно причислить и отношения с соседями. Занимаемая должность и положение человека должны рассматриваться им тоже как аманат. Ко всем видам долга нужно относиться со всей серьезностью, а именно, как к аманату. Необходимо стараться, вернуть долги вовремя. Невозвращение долга является большим грехом.

Жена - аманат мужа

Знайте, что жены ваши - это аманат для вас от Всевышнего Аллаха. И поэтому относитесь к ним с уважением и любовью. Жена для вас подарок Аллаха, за который надо благодарить Его. Беря себе в жены девушку не забывайте, что вы заключаете завет с Аллахом (хвала Ему!), за соблюдение которого понесете серьезный ответ пред Ним. Всевышний в Священном Коране говорит:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (30:21).

Наш Господь прямо указывает в этом стихе Священного Корана на то, что отношения между супругами должны строиться на любви и милосердии. Мужчины и женщины имеют много общего и идеально подходят друг другу. А благодаря бракосочетанию между ними зарождаются любовь и милосердие. Супруги получают удовольствие от общения и близости и находят успокоение друг в друге. Впоследствии они рожают детей и дают им воспитание, из чего извлекают огромную пользу. Стих 19 из суры «аль-Бакара» гласит:

«Живите с ними [женами] достойно…».

Аллах велел мужьям жить со своими женами достойно. «Достойное проживание» многими толкователями Священного Корана трактуется по-разному. Одни сказали, что это значит уважительное и терпеливое отношение, другие сказали, что достойное отношение – это проявления милосердия к ошибкам жены и умение прощать ее. Муж должен стараться замечать в жене, в первую очередь, только хорошие качества. Но все ученые подчеркивают, что это распространяется на все добрые слова и достойные поступки. Мужья должны хорошо обращаться со своими женами, не причинять страдания, делать им добро и быть обходительными в общении с ними. Сюда также относятся приобретение одежды и материальные расходы на другие нужды, причем каждый мужчина обязан обеспечивать жену в соответствии со своим положением, положением его супруги и обычаями той эпохи и страны, в которой они живут. Безусловно, эти обязанности различаются в зависимости от многих обстоятельств.

Терпеливое отношение к женам - достойное качество, присущее настоящим мужчинам. Посланник Аллаха (САС) относился к женам своим с любовью и проявлял терпение к их капризам и не сердился на них. Терпеливое отношение к женам – один из ключей от Райских ворот. В хадисе Пророка (САС) говорится:

«В день Суда первым на чашу весов, из всех деяний человека, положат деньги, потраченные им на семью. Потом деньги, потраченные на пути Аллаха, затем - потраченное на обездоленных, потом деньги, потраченные на выкуп свободы невольника (раба). Потраченное на семью (в том числе и на жену) окажется тяжелее всех».

В другом хадисе Посланник Аллаха сказал:

«Мужчину ожидает вознаграждение за разделение супружеского ложа с женой». Затем он добавил: «Кусочек еды, который муж положит в рот жены, запишется ему, как садака (милостыня)».

Жена твоя, уважаемый брат, аманат на твоей шее. Вознагражден иль наказан будешь в день Суда, зависит также от того, как ты относился к ней!

Те сердечные тайны, которыми делятся наши ближние и друзья, тоже являются аманатом. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (САС) сказано:

«Если ваш собеседник, рассказывая о чем-то, озирается по сторонам, то его слова также являются аманатом. Не следует передавать это другим».

Братья и сестры! Будьте верны вашему аманату, ибо тот, кто не верен аманату, кто изменил и не оправдал надежд, считается предателем, изменником. Нанесение вреда аманату, который был вручен, неисполнение в должной мере своих обязанностей и своей работы считается изменой аманату, своему святому долгу и является недозволенным в соответствии с нормами Шариата.

Шауки-хаджи БАЛАГ

Перевел и подготовил

Хасим АККАЕВ.

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"