الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Как Пророк Мухаммад относился к пожилым



В последние десятилетия усилилось внимание со стороны международного сообщества и многих организаций к проблемам людей преклонного возраста. И это не случайно, так как в наше время, в век упадка морально-нравственного составляющего в обществе, отношение к пожилым людям, более уязвимому слою населения, также идет на упадок. В конце прошлого столетия были проведены несколько международных конференций и симпозиумов, которые подняли проблемы пожилых людей. Так в 1982 году состоялась первая международная конференция, участники которой обратились к ООН с инициативой объявить последнюю декаду ХХ века «десятилетием поддержки пожилых людей». Годом позже в 1983 г. Всемирная организация здравоохранения приняла декларацию под названием: «Добавим жизни к годам». В 2002 году в Мадриде прошла международная конференция, которая учредила план действий по решению проблем людей преклонного возраста в различных странах мира. Но, в реальности, эти документы оказались всего лишь красивыми словами и обещаниями, которые не имели конкретного результата на практике.

Пророк Мухаммад (САС) был пионером в деле защиты прав пожилых людей, вне зависимости от их пола, расовой и религиозной принадлежности. Он учил своих последователей проявлять уважение к людям преклонного возраста, помогать им, и сам в первую очередь подавал пример в этом. Автор этого материала ставит перед собой цель, познакомить читателя с учениями Ислама, регулирующими отношения в мусульманском сообществе к старикам и людям преклонного возраста, приводя примеры из жизни Посланника Аллаха (САС).

Долг молодых

Анас ибн Малик (РА) передает, что Пророк (САС) сказал:

«Молодому человеку, проявившему уважение к старику из-за преклонного возраста, в старости Господь пошлет людей, которые также проявят уважение по отношению к нему»

(Тирмизи). Таким образом, Пророк Мухаммад (САС) советует молодым людям в мусульманском обществе почитать старость, ибо они и сами в будущем станут стариками. Выполнение этого наставления Пророка (САС) всегда способствует закладке моста между представителями двух поколений (молодыми и стариками) и создает атмосферу взаимопонимания между ними. Стоит обратить внимание и на то, как Пророк (САС) рекомендует проявить уважение ко всем людям преклонного возраста, не выделяя никого, по религиозной или расовой принадлежности:

«Молодому человеку, проявившему уважение к старику из-за преклонного возраста…».

В другом хадисе, переданном также Анасом ибн Маликом Посланник Аллаха (САС) говорит:

«Клянусь, в чьей длани душа моя, Аллах не лишит Своего Милосердия того, кто проявляет милосердие». Сподвижники сказали: «Все мы милосердны, [о, Посланник Аллаха]». Пророк (САС) ответил: «Не милосердие ваше в отношении друг друга, а милосердие в отношении всех людей

» (Абу Йа’ла, подлинность хадиса подтверждена Албани).

Признак почитания Аллаха

Абу Муса аль-Аш’ари (РА) предает, что слышал как Пророк (САС) сказал:

«Уважение к седовласому старику – есть признак преклонения перед Всемогущим»

(Абу Дауд). Этот хадис ясно указывает на то, что проявляя уважения к старику человек проявляет почтение по отношению к Аллаху (хвала Ему!). Хадис подразумевает любые виды уважительного отношения к старикам и заботы о них: это может быть забота об их здоровье и психологическом состоянии, социальное обеспечение, оказание материальной помощи и прочие виды заботы и внимания, на которые способен человек. В другом хадисе Посланник Аллаха (САС) порицает тех, кто не уважает старость:

«Не из нас тот, кто не милосерден к молодым и не чтит стариков»

(Тирмизи, Ахмад).

Примеры из практики

В следующем хадисе, преданном Абу Хурайрой (РА) Пророк (САС) говорит:

«Пусть молодые [первыми] приветствуют старших, проходящий - сидящего, а малая группа - более многочисленную»

(Бухари). Пророк (САС) учит, как согласно исламской этике, на первом месте стоит уважение младшего к старшим по возрасту. Таким образом, молодому человеку следует первым поздороваться с пожилым и первым, опережая просьбы, предлагать свою помощь, проявлять доброту, заботу и внимание. Согласно нормам поведения в Исламе, предпочтение отдается старшим по возрасту также, в различных жизненных ситуациях. Это еще раз подчеркивае знак уважения к возрасту. Следующее изречение Пророка (САС) подтверждение сказанному:

«Джабраил (АС) повелел мне отдать приоритет старшему [т.е. начинать со старших]»

(Абу Бакр аш-Шафи’и, из книги «Фауаид»). Пророк Мухаммад (САС) в другом своем изречении приказал начинать со старшего, когда дело касается подачи еды и питья. Кроме того, Посланник Аллаха (САС) утвердил, что при выборе руководителя (имама) в молитве предпочтение отдается старшему по возрасту: Анас ибн Малик (РА) передал, что Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Когда наступает время совершения молитвы (намаза) то, кто-нибудь из вас пусть провозгласить азан, а старший [по возрасту] станет руководителем (имамом)»

(Бухари). Этот хадис не противоречит другому хадису, в котором предпочтение в выборе имама для молитвы отдается тому, кто опережает остальных в знании и красивом (правильном) чтении Корана. Оба эти критерия учтены в хадисе, переданном Масудом аль-Ансари (РА):

«Тот, кто лучше остальных читает Книгу Аллаха, должен возглавит молитву (намаз), а если все присутствующие одинаково красиво и правильно читают Коран, то возглавит намаз должен более знающий Сунну. Если и в этом присутствующие равны, то предпочтение отдается тому, кто раньше остальных переселился в Медину, если и в этом они равны, то выберите того, кто старше по возрасту»

(Муслим). Кроме того, согласно учению Пророка Мухаммада (САС), более старший по возрасту должен начинать разговор:

«Однажды к Пророку (САС) пришли по делу сыновья Мас’уда ибн Ка’ба и Абдурахман ибн Сахль. Абдурахман, который был самым молодым среди них начал разговор первым. Тогда Пророк (САС) остановил его и сказал: «Пусть самый старший [среди вас] говорит первым»

(Бухари).

Облегчение правил для стариков

Шариат относится всегда снисходительно и проявляет облегчение к категории людей, которые имеют уважительные причины, к каковым относятся и люди преклонного возраста. Это касается как способов искупления, так и религиозных обязательств. История Хаули бинт Сагляба (РА) является доказательством сказанному выше. Однажды, к Пророку (САС) пришла женщина по имени Хауля бинт Аус ас-Самит, состарившийся муж, который приходился ей также и двоюродным братом, объявил ее запретной для себя (норма, согласно которой женщина становилась запретной для мужа, но при этом, не имела права выйти замуж за другого, так как это не считалось разводом, в доисламское время называлась «аз-зихар»). Она стала жаловаться на мужа и просить Пророка (САС) разрешить этот вопрос. Посланник Аллаха (САС) не смог удовлетворить ее просьбу, так как на тот момент другого решения вопроса «аз-зихар» не существовало. Женщина ушла моля Всевышнего, чтобы он помог ей. Аллах (хвала Ему!) ниспослал следующие аяты, которые коренным образам поменяли нормы «аз-зихара» и был установлен новый, единый для всех мусульман порядок, разрешающий аналогичную ситуацию:

«Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков. Это делается для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Таковы ограничения Аллаха, а для неверующих уготованы мучительные страдания»

(58:3-4). После этого откровения Пророк Мухаммад (САС) приказал Хауле:

«Пусть [муж твой] освободит одного раба!» Она ответила: «О, Посланник Аллаха! У него нет [достаточных] средств для этого». Пророк (САС) сказал: «Тогда пусть постится два месяца подряд». Она сказала: «Клянусь Аллахом, он старый человек и не в состоянии сделать это». Тогда Пророк (САС) сказал: «Пусть раздаст шестидесяти беднякам по васаку фиников (приблизительно 132.6 кг.)». Она ответила: «О, Посланник Аллаха, у него нет столько [фиников]». Тогда Посланник Аллаха (САС) пообещал помочь ему, дав некоторое количество фиников? и не забыл предупредить ее сказав: «Заботься о своем кузене должным образом»

(тафсир Ибн Касира, том 8.).

Что касается религиозных обязательств, то и здесь Ислам включил в число «льготников» пожилых людей. К примеру старики и немощные, которые не в состоянии поститься в месяце Рамадане, обязаны согласно Шариату, вместо этого накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день. Также мусульманское законодательство разрешает старому человеку, который не в состоянии совершать намаз стоя, молиться сидя, и молиться лежа, если он не в состоянии этого делать сидя. Уместно будет привести достоверный случай из практики Пророка (САС), который упрекнул Муаза бин Джабаля (РА) за то, что он растянул намаз будучи имамом:

«О, Муаз! Ты что, испытываешь людей? (повторив это трижды). Было бы лучше, если ты прочитал «Славь имя Господа твоего Всевышнего…» (С 87), «Клянусь солнцем и его сиянием…» (С 91) или же «Клянусь ночью, которая покрывает землю…» (С 92), для стариков, немощных и испытывающих нужду, которые совершают молитву за тобой!»

(Бухари). Другой случай из религиозной практики, показывающий снисходительное отношение Ислама к старикам - хадж. Шариат разрешает старому и немощному человеку, не имеющему физической возможности самому отправиться в хадж, делегировать другого от своего имени, кто может за него исполнить все его ритуалы. Аль-Фадл (РА) передает, что однажды к Посланнику Аллаха (САС) пришла женщина из племени хасам и обратилась к нему:

«О, Пророк Аллаха! Аллах предписал хадж своим рабам, в то время когда мой отец достиг глубокой старости и был не в состоянии твердо держаться в седле. Так могу ли я совершить хадж за него?!» Посланник Аллаха (САС) ответил: «Да, [можешь]»

(Муслим).

Примеры милосердия Пророка

Раз мы затронули кодекс почитания старших в Исламе, то будет уместным привести несколько примеров из жизни самого Пророка (САС).

Мы увидим, как Посланник Аллаха (САС) вежливо и с уважением выслушивал стариков многобожников. Ибн Касир в книге «Биография Пророка» приводит случай, когда к Посланнику Аллаха (САС) пришел один из лидеров мекканских многобожников Утба ибн Рабиа, чтобы уговорить его отказаться от призыва. Утба начал разговор издевательски: «Ты, что лучше, чем Абдуллах (отец Пророка)? Ты что лучше, чем Абдул Мутталиб (дедушка Пророка)? Посланник Аллаха (САС) молчал и слушал. Утба продолжал: «Если ты признаешь, что они (оба) лучше тебя, то они поклонялись идолам, которых ты порицаешь. Но если ты утверждаешь, что ты лучше них (Абдуллаха и Абдул Мутталиба), тогда объяви об этом во всеуслышание! Ты разделил наше общество, разобщил нас, опорочил нашу религию, и опозорил нас среди арабов! Начали арабы говорить, что среди курайшитов появился прорицатель и колдун! Ты что желаешь, чтобы мы встали друг против друга с обнаженными мечами и начали сражаться и уничтожили самих себя?» Когда Утба почувствовал почтение и учтивость со стороны Пророка (САС), то сменил свой наступательный тон и продолжил: « О, мой племянник! Если ты желаешь денег и богатства, проповедуя свои идеи, тогда мы соберем для тебя достаточно средств и будешь ты самым богатым и состоятельным среди нас. Если ты стремишься к власти, то мы готовы назначить тебя самым главным среди нас, и клянемся, что никакого решения впредь не принимать без твоего участия. Если ты захочешь, мы назначим тебя нашим правителем. Если же ты не можешь избавиться от джиннов и болезни одержимости (как они полагали), что охватила тебя, - продолжил Утба, - мы найдем тебе самых лучших лекарей всех времен и отдадим все наше богатство, чтобы вылечить тебя и чтобы ты вновь стал одним из нас». Когда Утба закончил, Пророк (САС) вежливо спросил:

«Это все, о, Абу Валид!»

Получив утвердительный ответ, стал читать Суру «Фуссилат» (С 41).

Попытка освободить пожилого военнопленного

Ибн Хишам приводит следующую историю из биографии Пророка (САС). Амр ибн Абу Суфьян ибн Харб попал в плен мусульманам в битве «Бадр». Когда Абу Суфьяну предложили заплатить выкуп и освободить сына, то он ответил: «Вы хотите, чтобы я проиграл дважды! Они убили Хандалю, а теперь я должен платить им за свободу Амра! Пусть остается у них, и пусть они держать его у себя столько, сколько этого хотят!» Впоследствии пожилой мусульманин из племени «Бану Амр ибн Ауф», которого звали Са’д ибн Ан-Ну’ман отправился в Мекку, чтобы совершить Умру (малый хадж). Несмотря на сложную политическую ситуацию, особенно после битвы «Бадр», в которой мекканские многобожники потерпели поражение, Са’д бен Ан-Ну’ман думал, что он не может быть захвачен в плен, поскольку курайшиты не смогут причинить вреда паломникам. Однако Абу Суфьян напал на него и взял в заложники, и обещал держать его до тех пор, пока мусульмане не освободят сына его Амра. Представители племени Бану Амр ибн Ауф прислали делегацию к Посланнику Аллаха (САС), которая сообщила ему о случившемся и попросила Пророка (САС), чтобы он разрешил обменять Амра сына Абу Суфьяна на Са’да ибн Ан-Ну’мана. Посланник Аллаха (САС) отпустил сына Абу Суфьяна, не потребовав никакого выкупа, и отправил его к отцу. Тот, в свою очередь, освободил старика.

Мягкое обращение со стариками

Ибн Касир поведал следующую историю из биографии Пророка (САС). Когда Посланник Аллаха (САС) вступил в Мекку в Рамадане, восьмого года Хиджры (Январь 630 г.) и вошел в Запретную мечеть, Абу Бакр (РА) привел своего состарившегося отца Абу Кухафу, который хотел принять Ислам. Когда Пророк (САС) увидел его, то обратился к Абу Бакру (РА):

«Почему ты не оставил старика дома, я бы сам к нему пришел?»

Абу Бакр ответил: «Ты более достоин, чтобы он пришел к тебе, а не ты к нему». Тогда Посланник Аллаха (САС) посадил Абу Кухафу напротив себя и призвал его принять Ислам. Абу Кухафа ответил призыву Посланника (САС) и обратился в Ислам. Пророк (САС), заметив чрезмерно седые волосы старика, настоятельно предложил ему покрасить их.

Это всего лишь несколько примеров из жизни Посланника Аллаха, показывающие доброе и уважительное отношение его к старикам и пожилым людям. Таких примеров множество, и все они подчеркивают величественность и красоту морали и правил отношения в Исламе к пожилым людям. Все они обучают молодое поколение мусульман и дают ему твердое представление о том, как относиться к старшему поколению. Подобная забота о стариках отвечает исламскому принципу уважения человеческого достоинства, а также духу солидарности и милосердия, который должен царить в мусульманском обществе.

Мухаммад Мусад ЙАКУТ. Перевел и подготовил к печати Хасим АККАЕВ.
 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"