الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Недостаток ума – несчастье



Невозможно сосчитать милости Аллаха Всемогущего, которыми Он одарил человека. Так же невозможно по достоинству оценить их. Только Самому Аллаху ведомо, какая из его милостей самая ценная, но вероятнее всего это те блага, в которых мы больше всего нуждаемся и которые используем чаще других.

Исходя из этого, надо признать, что одной из самых великих милостей Аллаха Всевышнего является разум человека, его способность управляться с делами, используя сообразительность.

Счастлив тот, кто обладает умом. О таком человеке можно не беспокоиться, если даже он твой недруг. Однако глупый человек - это несчастье; если даже он твой лучший друг, от него можно ожидать того, чего не позволит себе даже твой враг.

Сколько раз Всевышний Аллах (хвала Ему!) обращается в священном Коране к обладателям разума? То Он говорит:

«О, обладатели разума, бойтесь меня!», или «Это способны понять только обладатели разума», или «Из этого могут извлечь урок обладатели разума».

В языке каждого народа имеются мудрые изречения умных людей прошлого, указывающие на важность разума. К примеру, у нас говорят: «Разум - это богатство», «Обладающий разумом владеет всем», «Ум не зависит от возраста»... и др.

Рассудительность - это врожденное свойство человека. Тому, кому Аллах (хвала Ему!) не дал ума, никто не сможет помочь. Поэтому и говорят, что безумие - это болезнь, и лекарством от неё может быть только смерть.

Передают, что Иса (АС) сказал: «По воле Аллаха я излечил проказу и слепой прозрел , но ничем не смог помочь безумному».

Ученые написали многотомные труды о разуме. Они даже обозначили некоторые признаки безумия и, я думаю, что для нас не будет лишним узнать об этом.

Принимающийся за дело, не задумываясь о том, к чему это может привести – безумец», говорят они. Это один из признаков, по которым можно определить умственные способности человека.

Это очевидная истина. Но находятся "умники", утверждающие, что в религии Великого Аллаха, создавшего самого человека и его разум, отсутствует такая рассудительность. И кто может поклясться в том, что они обладают разумом?

Известен целый ряд проблем, за которые не брался благородный Пророк (САС), опасаясь нежелательного исхода. Вот некоторые из них: он не взялся за перестройку Каабы; он не затрагивал лицемеров; он обратился к Му‘азу с предупреждением: «Ты не говори об этом людям, если скажешь, они проявят пассивность », и др.

Далее: «Доверяющийся незнакомому – безумец», говорят учёные. Вот об этом мы должны помнить всегда и везде. Не зная хорошо человека, не бери его в компаньоны, а что ещё важнее, не ищи у него совета по делам своей религии.

Когда имам Муслим (РА) писал вводную статью к своему сборнику хадисов, эпиграфом к ней он взял слова Ибн Сирина: «Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию»

«Зазнавшийся – безумец», - говорят учёные. Обладающий разумом никогда не будет превозноситься, т. к. человек соткан из недостатков. Как только разумного человека начинает овладевать заносчивость, его недостатки стучатся к нему и напоминают: «опомнись, брат мой!»

«Болтливый – безумец», - говорят учёные. Много говорящий человек мало думает, а мало говорящий - думает много.

«Дающий поспешные ответы - тоже безумец», - говорят ученые. Этот тоже похож на предыдущего. Ошибка его в том, что он не приучен думать, размышлять.

Не разумно давать поспешные, необдуманные ответы тому, кто к тебе обратился за советом по мирским вопросам. А если ты поступаешь так и с тем, кто просит у тебя совета по религиозным делам, это свидетельствует не только о безумии такого человека, но и об отсутствии религиозности. Радеющий за свою религию, не станет поступать таким образом.

«Долго осматривающийся, и часто оглядывающийся – безумец», - говорят учёные. Поэтому и говорят, что разумного человека узнают по походке.

Уважающий себя человек не станет, играя глазами, разглядывать то, что не касается его; не будет тратить своё время, уделяя внимание тому, что не достойно его.

«Безумен тот, кто в благоденствии ведёт себя так, как будто ему никто не нужен, а при нужде начинает заискивать», - говорят учёные.

Разумный человек, когда находится при достатке, благодарит за это Аллаха (хвала Ему!) и делится тем, что имеет, с верными друзьями, чтобы оказавшись в нужде, тоже мог рассчитывать на помощь.

На этом основано выражение, что «Скупой – безумец». И берущий себе другом скупого, не отличается от него умом. В самый тяжёлый для тебя момент он оставит тебя наедине с твоими бедами и исчезнет.

«Смеющийся часто и громко - тоже безумец», - говорят учёные. Как можно смеяться так, когда не знаешь, что тебе принесёт завтрашний день? Незавидна наша участь в этом мире: живём, питаясь отпущенной нам пищей, в ожидании своей кончины. Тот, кто осознаёт это положение, не будет много смеяться.

«Плачущий во весь голос - тоже безумец», - говорят. Вот так, самое благое дело становится неприглядным, когда допускается чрезмерность.

Община мусульман! Эти и другие примеры приводятся учёными для того, чтобы отличить умного человека от безумца. Так давайте посмотрим на себя со стороны и задумаемся о своём поведении!

Один из учёных, перечислив те свойства безумцев, о которых мы сегодня говорили, сказал следующее: Если, узнав об этих признаках, внимательно присмотреться к людям, мы увидим многих с подобными чертами характера. Вот и сделайте вывод, кто разумен, а кто – безумен! Эти свойства присущи не только многим, а возможно даже большинству. И мы не говорим о неверных; то, что они не веруют, уже достаточное безумие, но то, что многие из верующих являются носителями этих признаков безумия, настораживает, и невозможно об этом не думать.

Говорят, что умный человек, находясь в среде безумцев, начинает неосознанно совершать безумные поступки. Ну а для того, кто желает опомниться, должно быть достаточно того, о чем мы говорили сегодня.

Анзор ШХАНУКОВ, имам-хатыб.
 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"