الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Обряды погребения и прощания с покойным в Исламе



Согласно вероучению Ислама, все сущее в мире создано Аллахом (хвала Ему!), все предопределено Им и происходит по Его воле. Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом - систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предлагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Всякая душа почувствует вкус смерти [никому не избежать этого непростого переходного состояния от мирского к вечному]» (21:36). «Каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам»

(29:57). В этом материале мы затронули вопросы, связанные с прощанием и погребением тела усопшего мусульманина.

После наступления смерти, согласно учениям Ислама, умершего следует похоронить как можно быстрее. Во время приготовления покойного к погребению и в момент прощания с ним, многие мусульмане совершают действия, нарушающие требования Шариата. Если покойник женщина, то не следует открывать ее лица, в присутствии мужчин, исключением являются только самые близкие родственники (махрам). Нельзя громко плакать и причитать над покойным. Передают со слов Абу Малика аль-Аш’ари (РА), что Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Если женщина, громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, то в День воскрешения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев»

(Муслим).Не допустимы эти действия и когда увозят покойного на кладбище, также нельзя распевать вслух слова поминания Аллаха (зикр) вслед.

В первую очередь, перед тем, как похоронить мусульманина, родственники обязаны расплатиться с его долгами, вне зависимости от того касается это прав Аллаха (закят, обет, кяфара (искупление) и т. д.) или же прав людей (долги материальные и финансовые).

Ислам придает большое значение участию в похоронных обрядах и побуждает к этому. В достоверном хадисе от Пророка Мухаммада (САС), который приводится в сборниках Бухари и Муслима, среди пяти прав мусульманина по отношению к другим мусульманам перечисляется и сопровождение покойного. Посланник Аллаха (САС) побуждал к этому своих последователей. От аль-Бара ибн Азиба (РА) сообщается, что Пророк (САС) сказал:«Посещайте больных и сопровождайте джаназа (покойника), ибо это напоминает вам о жизни будущей» (Бухари). В другом достоверном изречении говорится: «Кто сопровождал носилки умершего мусульманина с верой и надеждой на награду[в Раю] и исполнил заупокойную молитву (джаназа-намаз) по нему, тот получит в награду один карат, а кто оставался до завершения погребения получит два карата». Люди спросили: «А что это за два карата?» Пророк (САС) сказал: «Они подобны двум огромным горам» (Бухари и Муслим).

Желательно (мустахаб), чтобы сопровождающие покойного были в состоянии ритуальной чистоты (с омовением). Если покойник женщина, то желательно, чтобы носилки несли самые близкие родственники (махрам). Допускается, чтобы сопровождающие шли впереди и сзади процессии, если они двигаются пешком. А если кто-либо едет верхом или на автомобиле, то желательно, чтобы они ехали следом похоронной процессии. Это подтверждает и хадис Посланника Аллаха (САС): «Тот, кто сопровождает носилки верхом, едет сзади носилок, а тот, кто пешком, где хочет(Абу Дауд). Али(РА) сказал: «Идти сзади (носилок) лучше, чем идти перед ними, так же как групповая молитва лучше, чем молитва одного» (аль-Байхакъи).

Во время сопровождения носилок не следует громко разговаривать, а лучше всего молчать и думать о смерти, и готовиться к тому дню, когда и нас понесут на кладбище на таких же носилках. Къайс ибн Убад (РА) рассказывал: «Сподвижники Пророка (САС) порицали повышение голосов, во время сопровождения джаназа» (аль-Байхакъи)

Также нежелательно поминать Аллаха и читать Коран вслух. Абдулла ибн Умар (РА) увидев человека, который громко просил прощения у Аллаха (истигфар) за усопшего упрекнул его, и наказал прекратить это. Самое лучшее при сопровождении джаназа, соблюдать молчание, как делали наши праведные предшественники (салаф ас-салих). Известный мусульманский богослов и муфтий Египта Мухаммад Абдо (конец XIX нач. ХХ вв.), в своей фетве № 393 заключает: «Кто желает поминать Аллаха (зикр), то пусть делает это про себя. Это является нововведением, которого не совершали ни сподвижники Пророка (САС), ни два поколения праведников, жившие после них».

Желательно, при виде похоронной процессии, вставать с места в дань уважения покойному. Так поступал Пророк (САС).

«Однажды Посланник Аллаха (САС) встал с места, увидев джаназа покойника-иудея. Когда сподвижники спросили, почему он это сделал, тот ответил: «Разве он не является человеком?!»

Амир бин Раби’а (РА) передал, что Пророк (САС) сказал:

«Если кто-нибудь из вас увидит похоронную процессию и не присоединится к ней, пусть встанет и не садится до тех пор, пока не окажется позади неё (или: пока она не пройдет мимо него) или пока носилки не опустят на землю до этого»

(Бухари, Муслим).

При входе на кладбище нужно поприветствовать всех покоящихся в могилах мусульманским приветствием: «Ассаляму алейкум!», что означает – мир вам! После нужно попросить прощения грехов и милости у Аллаха за них. Согласно хадису, который приводит Муслим, Пророк (САС) при входе на кладбище произносил:

«Мир вам, о обитатели жилищь, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас».

Пророк Мухаммад(САС) побуждал к совершению заупокойной молитвы (джаназа-намаз) и отмечал ее пользу для усопшего и принимавшим участие в ней. Сообщается, что Ибн Аббас (РА) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято»

(Муслим). К сожалению, в наших общинах наблюдается очень печальная картина. На заупокойную молитву по умершему встает дюжина людей, а иногда всего несколько человек. Остальной же люд, собравшийся на похороны, наблюдают за ними.

Совершая молитву-джаназа над мужчиной, следует встать напротив его головы, а совершая её над женщиной, следует встать напротив её тела. Самура ибн Джундуб рассказывал:

«Однажды я молился позади Пророка (САС), который совершал молитву-джаназа над женщиной, умершей от родов, и он встал напротив середины её тела»

(Бухари, Муслим). Сообщается, что Анас (РА), совершая молитву-джаназа над мужчиной, встал напротив его головы, а совершая над женщиной, встал напротив середины её тела. Когда же его спросили, делал ли так Посланник Аллаха (САС), он сказал: «Да» (Абу Дауд, Тирмизи, иснад достоверный).

Во время молитвы-джаназа желательно выстроиться в три ряда (или же в нечетное количество рядов), однако многие мусульмане не придают этому должного внимания. Сообщается, что когда Малик ибн Хубайр совершал молитву-джаназа, он ставил людей в три ряда, даже если их было мало, и говорил: «Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Обязательно попадёт в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда»

(Абу Дауд, Тирмизи, хадис хороший).

Многие также не знают, что произношение (шепотом) намерения (ният) является деянием, не соответствующим нормам религиозной практики. Местом намерения является сердце, и нет необходимости в произношении ее языком. Если мусульманина похоронили, не совершив над ним джаназа-намаз, то позволительно исполнить ее (намаз) стоя над могилой. При этом стоит заметить, что могила должна оставаться между исполняющими намаз и киблой. Это разрешено и тем, кто не смог присутствовать на заупокойной молитве. Присутствующим на похоронах не желательно садиться до завершения обряда погребения,если на то нет уважительной причины.

Не совершается джаназа-намаз над ребёнком, родившимся мертвым, если ему не было четырех месяцев. Его заворачивают в кусок материи и хоронят, не купая. Если ребенку было более четырех месяцев и он при рождении подал признаки жизни, то его купают и совершают над ним джаназа-намаз. Если ребенок не подал признаков жизни, то хоронят его без купания и джаназа-молитвы. Этого мнения придерживались Абу Ханифа и Малик. Ахмад и другие сказали, что надо купать и исполнять по нему (ребенку) молитву-джаназа.

Если мусульманин умер вдали от родины, и был похоронен без джаназа-намаза, то разрешается мусульманам исполнение по нему заупокойной молитвы, где бы они ни находились. Этот намаз называется «саляту-ль-гъаиб» (молитва по отсутствующему). Сообщается от Абу Хурайры (РА), что Посланник Аллаха (САС) сообщил людям о кончине Наджаши (Негуса) в тот самый день, когда он умер. Пророк (САС) вышел к месту молитвы, построил людей рядами и произнёс четыре такбира.

Что касается погребения человека ночью, то это разрешено, но нежелательно, и причин этому много. К примеру, людей на молитве-джаназа будет мало и т.п. Однако, если тело начнёт портиться или будут какие-либо другие причины, то можно похоронить и ночью, используя при этом светильник для облегчения работы закапывающих, и доказательством этому является хадис от Ибн Аббаса, в котором сообщается, что

Посланник Аллаха (САС) опустил человека в могилу ночью и включил там светильник

(ат-Тирмизи, Ибн Маджа. Хадис хороший).

Запрещено хоронить людей и совершать молитву-джаназа в периоды, которые относятся к нежелательным (макрух). Сообщается, что Укба ибн Амр (РА) сказал:

«Посланник Аллаха (САС) запрещал нам совершать дополнительные молитвы и хоронить наших покойников в течение трёх периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; в полдень, пока солнце не начнёт клонить к закату; во время заката солнца, пока оно не сядет»

(Муслим). Единственной причиной, по которой Шариат разрешает хоронить покойного в эти три периода является крайняя необходимость в этом (если тело начало портиться).

Еще одним недостатком нашего общества, которое появилось в последнее время, является то, что собравшиеся разделившись на группы ведут оживленную беседу на разные мирские темы. А ведь следовало бы им помнить, что они находятся на кладбище, где покоятся наши братья и сестры. Шариат призывает вести себя на кладбище соответственно. Пребывание в обители мертвых должно напоминать нам о нашем временном пребывании в мире этом, и что если мы сегодня ходим по земле, то завтра будем уже лежать в чреве ее(!).

Со стороны все могилы кажутся одинаковыми, но на самом деле внутри них одни находятся в блаженстве, а другие подвергаются мучениям из-за своих грехов. Человек, который хоть как-то представляет себе это, вряд ли захочет на кладбище разговаривать на неподобающие темы. Усман ибн Аффан (РА) – третий праведный халиф, стоя над могилой рыдал так, что его борода становилась мокрой от слез. Он объяснял, что причиной такого поведения являются слова Пророка (САС):

«Могила – это первая дверь в потусторонний мир. Кто удачно пройдет через нее, то следующее после нее будет легкой. Если нет – то дальнейшее пребывание человека в загробном мире будет трудной и страшной».

Также он говорил, что Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Нет страшнее могилы зрелища»

(Ахмад).

Весьма желательно, чтобы тело в могилу отпускали близкие родственники, особенно если покойник женщина. Также при опускании в могилу тела женщины, поверхность могилы следует прикрыть покрывалом или куском материи. При опускании тела в могилу произносятся следующие слова: «Бисми-Лляху ааля суннати расули-Ллях. (Во Имя Аллаха, и в соответствии с Сунной[Пророка]».

Если человеку ампутировали, при жизни, какую-либо из конечностей или часть тела, то ее следует завернуть в материю и похоронить.

Желательным является подсыпать три горсточки песка(земли) из могилы на тело покойника (некоторые богословы говорят на могилу), произнося следующие слова:

« Из земли Мы вас сотворили, в нее же Мы вас и вернем, а затем из нее вас воскресим еще раз»

(20:55).

После того, как засыпят могилу землёй, всем присутствующим следует просить у Аллаха укрепления и прощения для мёртвого и не следует отвлекаться от мольбы пустыми разговорами. Усман ибн “Аффан (РА) передал, что после завершения погребения покойного Пророк (САС) обычно (некоторое время) стоял у его могилы, и говорил:

«Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы».

Уважаемые мусульмане, помните, что вы не вечны! Хороня брата или сестру по вере, знайте, что находящиеся внутри могил зовут нас со словами: «О брат мой, о сестра моя, о друг мой… Скоро и вы присоединитесь к нам, оставите мир земной! Не обольщайтесь мирскими благами, не дайте соблазнить себя земной жизни!»

Знайте, что счастлив тот верующий, который оставил этот мир, прежде чем этот мир оставил его!

Автор: Шауки БАЛАГ КБР – Сирия Перевел и подготовил к публикации: Хасим АККАЕВ

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"