الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Облегчение и снисходительность в Исламе



Воистину Ислам является религией, избранной Всевышним Аллахом для всего человечества со времен Адама (АС) вплоть до Судного дня. В Священном Коране Всевышний говорит:

«Воистину, религией у Аллаха является Ислам»

(С 3:19). А также Всевышний говорит:

«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято»?

(С 3:85). А непоколебимой основой Ислама является единобожие.

Это мировая религия, обращенная ко всем людям во всех уголках земного шара, вне зависимости от их расы и класса. Соответственно, она должна гармонично сочетаться с различными обстоятельствами всех народов на планете. Именно поэтому, было необходимым, чтобы эта религия несла в себе облегчение и снисходительность, присутствующие во всех её предписаниях и обрядах, что делает последнюю из религий посильной всему человечеству. Ведь обременение людей непосильным несвойственно Всевышнему Аллаху, о чем свидетельствует следующий текст Корана:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»

(С 2:286).

Всевышний Аллах освободил своих рабов от бремени и оков, отягощавших жизнь предшествующих общин. Здесь проявляется великая милость Аллаха по отношению к последователям Мухаммада (САС).

Данное облегчение не является случайностью, нет, оно соответствует великой мудрости Всевышнего Аллаха. Оно не идет вразрез с природой человека и всегда лишь побуждает к поклонению. Это в свою очередь служит ему во благо во всех сферах его жизни, так как каждая из норм содержит в себе пользу для самого человека, для его имущества, детей и всего остального.

Ислам в общих своих чертах строится на облегчении и устранении критических положений, начиная с вопросов вероубеждения и заканчивая самыми мелкими вопросами норм Шариата. Тем самым, создаётся гармония между религией и природой человека. Эта гармония способствует принятию человеком Ислама легко и естественно. На это указывают следующие аяты Корана:

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии»

(С 22:78), а также:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения»?

(С 2:185), а также:

«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым»

(С 4:28).

О сказанном говорится и в Сунне Пророка (САС), пояснившего, что снисходительность и облегчение являются одной из самых важных черт, отличающих Ислам от других небесных посланий. Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Ислам – это легкость! И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте»?

(Аль-Бухари).

При более глубоком изучении жизнеописания Мухаммада (САС) видно, что его отношение к сподвижникам было построено на облегчении и снисходительности. Доказательств тому бесчисленное множество, но будет достаточным упомянуть случай одного из сподвижников, являвшегося бедняком и пришедшего к Пророку (САС) в надежде найти выход из своей непростой ситуации. Передают что Абу Хурайра (РА) рассказывал, что однажды к Пророку (САС), пришел мужчина и сказал:

«О, Посланник Аллаха! Я погиб!» Он спросил: «И что же погубило тебя?» Мужчина ответил: «Я вступил в половую близость со своей женой во время поста в Рамадане». Он спросил: «Можешь ли ты (в искупление) освободить раба?» Мужчина ответил: «Нет». Тогда он спросил: «А можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» Он вновь ответил: «Нет» Затем он сел, а спустя некоторое время Пророку (САС), принесли арак (большую корзину) с финиками, и он сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Мужчина сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Между двумя горами Медины нет семьи, которая была бы беднее моей».

Тогда Пророк (САС) рассмеялся так, что были видны его зубы. Затем он сказал: «Ступай и накорми свою семью»

(Муслим).

Основы принципа облегчения

в Шариате

а) Дозволенность выполнения некоторых норм в определенных случаях в облегченном виде.

Данная дозволенность является великим правилом Ислама, так как включает в себя все сферы религии, будь то вероубеждение, поклонение, торговля, уголовное право или любая другая сфера. Тем самым Всевышний Аллах оказывает своим рабам великую милость.

Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Это милостыня, от Аллаха для вас, так примите же её»

(Муслим).

Вышеупомянутая дозволенность - одна из самых важных особенностей этой религии, которую Всевышний Аллах проявил для облегчения тяжести некоторых обязательств своим рабам. Поэтому, использование этой возможности, в дозволенных случаях, считается желательным. Пророк Мухаммад (САС) сказал:

«Воистину Аллах любит, когда данным Им облегчением пользуются, в такой же степени, как презирает, когда совершаются грехи»?

(Ахмад).

С некоторыми из этих случаев можно ознакомиться посредством следующих примеров:

- Облегчение для путника. Это выражается в дозволенности путнику совершать обязательную молитву, состоящую из четырёх частей (ракаатов), сокращённо в двух частях. Также дозволенность выполнения двух молитв в одно время: полуденный вместе с послеполуденной молитвой, а вечерний вместе с ночной. Сюда же относится и дозволенность разговения вовремя поста в пути. Всевышний Аллах сказал:

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть (вместо пропущенных в пути или по болезни дней) постится столько же дней в другое время».

(С 2:185). На сказанное указывают и слова Мухаммада (САС):

«Не является благочестием держание поста в пути».

(Аль-Бухари).

- Дозволенность совершения ритуального очищения песком (землей) в случае отсутствия воды или в случае если её использование наносит вред здоровью. Об этом гласит следующий аят Корана:

«…Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны»?

(С 5:6). - Дозволенность женщине во время менструаций или послеродового кровотечения не выполнять молитву, не держать пост, не прикасаться к Корану и не совершать обход вокруг Каабы.

б) Основой во всём, что создал Аллах, является дозволенность.

Ещё одна из опор принципа облегчения и снисходительности это то, что основой во всём, что создал Аллах, является дозволенность, а не запрещённость. Человеку дозволено наслаждаться всем, по поводу чего не пришёл явный запрет. В книге Аллаха говорится:

«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих»

(С 45:13). Это слова Аллаха, и никто не вправе отменять эту дозволенность.

Осмелившийся на это проявит чрезмерную строгость и излишнюю требовательность, в то время как эти качества порицаются Исламом. Всевышний Аллах не разрешает запрещать дозволенное и разрешать запретное. Некоторые из предыдущих общин обратились в неверие именно по причине задаваемых ими вопросов, усложнявших их жизнь, заслуживая тем самым гнев Аллаха. В Коране сказано:

«О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, коли станет вам известно. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Сдержанный. Люди до вас спрашивали о них и по этой причине стали неверующими [или затем стали неверующими в них]»?

(С 5:101-102) .

в) Ошибка, забывчивость и то, что было принудительным (дарурат).

Величие Ислама проявляется и в том, что он идеально подходит врождённым качествам человека. Такими, качествами являются свойства ошибаться и забывать. В Коране говорится об уверовавших, сказавших:

«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись»

(C 2: 286).

Говоря же о принудительном (дарурат), имеется ввиду то, что находится вне воли человека. Так, человек умирая от голода, и имеея при этом возможность отведать свинину, может употребить это запретное Шариатом мясо в целях сохранения жизни. В подобных случаях Всевышний Создатель разрешил отступиться от строгого соблюдения некоторых запретов религии для спасения человека из трудной ситуации и от мучений, обрушившихся на него. И это ни что иное, как милость от Аллаха и облегчение для Его рабов.

г) Запретность проявления чрезмерности в религии.

Воистину, религия Аллаха несёт в себе счастье и справедливость для людей и не содержит в себе страдания и мучения. Человек, соблюдающий Ислам так, как этого требует Аллах, умеренно, сознательно и с пониманием, добьётся счастья в этой жизни и в последующей. Кто же будет препираться относительно религии и проявлять твёрдость там, где её не следует проявлять, добьётся несчастья и мучений. Всевышний Аллах указал на это в самом начале суры «Та ха», сказав следующее:

«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится»?

(С 20:1-3).

Всевышний Аллах не любит, когда поклонение совершается в несоответствии с тем, что Он предписал, даже если в него вложено огромное количество усилий. И такое поклонение не будет принято даже от утруждающего себя в этом днём и ночью. Ведь Аллах не нуждается в наших делах. Передаётся, что Анас (РА) сказал:

«Однажды Пророк (САС) вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: «Что это за верёвка?» (Люди) сказали: «Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)». Тогда Пророк (САС) сказал: «Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и отходит ко сну, когда станет уставать»

(Аль-Бухари; Муслим).

д) Раскаяние.

Раскаяние является одной из опор принципа снисходительности в Исламе. Это одна из причин, из-за которой верующий крепко стоит в религии Аллаха, не обращаясь в неверие. Так как раскаяние освобождает верующего от тревоги, оставляемой грехами, и всегда побуждает человека к лучшему. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивейший»?

(С 39:53).

В тоже время раскаяние является причиной любви Всевышнего к человеку. Всевышний Аллах сказал :

«…Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся»

(С 2:222).

Проявление облегчения и снисходительности в различных сферах Ислама

1.В вероубеждении.

Ясность вероубеждения и лёгкость веры в Аллаха является чертой, отличающей Ислам от остальных религий и убеждений, так как Ислам повелевает людям поклоняться лишь единому Аллаху. Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему, Ему принадлежат небеса и земля и нет никого достойного поклонения кроме Него.

В Исламе нет места посредничеству между Создателем и Его рабами, также как нет места придаванию Всевышнему сотоварищей.В идеологии этой религии мы не найдём каких-либо тайн, в которые посвящались бы лишь некоторые высокие духовные особы.

2.В поклонении.

В сфере поклонения мы увидим, что принцип облегчения и снисходительности проявляется больше, чем в других сферах. На нём строятся все виды поклонения Ислама, будь они обязательными или желательными.

В подлинности сказанного можно убедиться посредством следующих примеров:

- В омовении.

Данный принцип здесь проявляется очень ярко.

Ведь оно является вступлением в поклонение. А значит, лёгкость в данном случае необходима. За сутки мусульманин совершает омовение около пяти раз, нередко приходится совершать и полное омовение. В повседневной суете человеку постоянно приходится сталкиваться с нечистотами, поэтому чрезмерная требовательность здесь доставляла бы мусульманину очень много неудобств, что делало бы поклонение утомительным, не говоря уже о самом омовении.

- В молитве.

Также в качестве показателя легкости Ислама можно привести несколько примеров, связанных с самой молитвой:

*За сутки обязательную молитву необходимо совершать всего лишь пять раз, таким образом, она не занимает много времени и не отвлекает человека от повседневных дел.

*Разрешённость совершения молитвы облегчённым образом в случае, если человек находится в пути или если он болен.

*Разрешённость совершения молитвы в любом чистом месте, в других же общинах позволялось молиться лишь в специально отведённых местах.

*Сама молитва не занимает много времени.

*Женщина освобождается от совершения молитвы во время месячных и во время послеродового кровотечения.

*От совершившего в молитве ошибку не требуется повторять всю молитву заново, он может исправить ситуацию, сделав дополнительный поклон по окончании молитвы.

3. Во взаимоотношениях.

Также принцип облегчения и снисходительности не обошёл стороной и сферу взаимоотношений. Ведь эта сфера составляет очень большую часть жизнедеятельности человека. Сюда входят и торговля, и производство, и земледелие, и обучение и многое другое. Стимулирующим фактором этой сферы являются деньги, поэтому, здесь человек как ни в какой другой сфере сильно подвержен искушению. Нет никакой необходимости доказывать силу влияния денег на человека. Именно поэтому тексты Корана и Сунны Пророка (САС) касающиеся взаимоотношений, полны облегчения и снисходительности.

Для большей ясности приведём некоторые примеры:

- Запрещается ростовщичество, которое угнетает людей. Ведь оно порождает чрезмерную бедность одних и богатство других, разжигая тем самым, в сердцах людей ненависть друг к другу.

- Запрещается монополизация и удерживание товара, в то время, когда люди нуждаются в нём.

- Ислам облегчает положение должника, неспособного выплатить свой долг, проявляя тем самым огромную милость.

Это некоторые из причин, позволяющих обществу стать единым целым, в котором царят любовь, взаимопонимание и взаимопомощь.

Правила, извлечённые из текстов, связанных с понятием облегчения

Учёные Ислама, изучив тексты Шариата, связанные с облегчением и снисходительностью, извлекли из них ряд правил. Два, из которых являются самыми основными:

- При наличии чрезмерной трудности Ислам разрешает облегчение.?

Смысл этого правила заключается в том, что Ислам разрешает человеку не выполнять те нормы шариата, которые доставляют ему чрезмерную трудность. Под понятием чрезмерная трудность здесь подразумевается та трудность, которую человек не способен выдержать и которая приносит вред либо самому человеку, либо его имуществу, либо его разуму или чести.

- При крайне безвыходных положениях, Ислам разрешает запрещённое, в той мере, которая необходима для выхода из этого положения. Основой этого правила являются слова Аллаха: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому»?

(С 6:119).

Принцип облегчения и снисходительности действительно является неотъемлемой частью этой религии и одной из основных её задач. Ислам придерживается золотой середины во всех сферах: в вероубеждении, в поклонении, во взаимоотношениях и т.д. . Всевышний Аллах сказал:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих»?

(С 2:143).

Источник: whyislam.ru
 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"