الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ



После публикации в предыдущем номере нашей газеты материала, посвященного празднованию дня рождения Пророка Мухаммада(САС) - мавлид, в редакцию поступили обращения от многих читателей с просьбой разъяснить подробней точку зрения шейха Ибн Таймии в отношении этого вопроса. Редакция попросила автора статьи ответить на просьбу наших читателей. Ниже приводим текст комментария автора:

Имам Такьиддин Ахмад ибн Абдуль Халим ибн Таймия родился 10 дня месяца Рабби аль-Аууаль, 661 года по Хиджре в одной из окрестностей Дамаска. Средневековый ученый является одним из великих имамов всех времен, который внес огромный вклад в развитие исламской мысли и мусульманского богословия. Ни один авторитетный ученый прошлого и нашего времени не обходится без обращения к его многотомным трудам в качестве источника знаний.

В вопросе празднования дня рождения Пророка(САС) у ученого есть два ответа, что вызывает среди ученых неоднозначное понимание его высказываний по этому вопросу.

В своей книге «В поисках прямого пути» на страницах 294-295 шейх Ибн Таймия, отвечая на вопрос касательно празднования мавлида, говорит:

«То, что некоторые мусульмане празднуют день рождения Пророка (САС) либо подражая христианам, которые празднуют рождество Исы(АС), либо проявляя свою любовь к Пророку Мухаммаду(САС) и возвеличивая его, является бид’а(нововведение, не имеющее канонической основы). Потому что ничего подобного наши праведные предшественники(салаф ас-салих) не совершали, имея на то основания и причины, и не имея никакого препятствия со стороны самого Посланника (САС). Если в праздновании мавлида была бы какая-либо конкретная польза, то это, в первую очередь совершили бы они. Ведь салаф – люди первых трех веков исламской эпохи, любили и повиновались Пророку(САС) больше чем кто-либо. Они больше чем мы стремились и проявляли усердия в совершении благих дел, следовании предписаниям Посланника(САС) и его Сунне, ревностно со рвением, распространяли его учения. Но ничего подобного не совершали ни мухаджиры(мекканские мусульмане, переселившиеся в Медину), ни сами жители Медины – ансары, а также первые два поколения жившие после них».

Слова, процитированные выше ясно указывают на то, что Ибн Таймия считал мавлид бид’а. Так считают и большинство ученых, исследователей трудов Имама. Но есть и другие, кто не согласен с мнением, что Ибн Таймия считал празднование дня рождения Пророка(САС) нововведением.

Покойному муфтию Саудов-ской Аравии Абдель Азизу ибн Баз задали следующий вопрос: «Правда ли, что Шейхуль Ислам Ибн Таймия одобрял и даже поощрял празднование мавлида?»

После вступительного слова муфтий ответил: «Шейх Такьиддин Ахмад ибн Таймия(РА) был из тех, кто не признавал мавлид и считал его бид’а», - и процитировал приведенное нами выше высказывание. «А что касается его другого высказывания из той же книги (к нему мы вернемся чуть позже), то оно относится к тем, кто празднуют мавлид по незнанию и никак нельзя обобщать это, обольщаться и восхвалять их действия, как это делает Мухаммад Алави аш-Шанкийти и др».

Мухаммад Алави аш-Шанкийти – ученый, которого Ибн Баз упомянул в своей фетве, относится к тем богословам, которые считают, что Шейх Ибн Таймия одобрял и даже поощрял празднование дня рождения Пророка(САС). Они опираются на другое высказывание Ибн Таймии в той же книге(В поисках прямого пути) на страницах 297-298:

«…некоторые из мусульман почитают и празднуют день рождения Пророка(САС). За искренние и добрые намерения, за проявление любви к Посланнику Аллаха(САС) они будут вознаграждены».

Аш-Шанкийти и его сторонники утверждают, что из этого высказывания можно ясно понять, что Ибн Таймия не запрещал празднование мавлида, наоборот одобрял и поощрял его, при условии если празднование не выходит за рамки дозволенного в Исламе.

Есть еще и другая группа ученых, которые утверждают, что Ибн Таймия одобрял празднование мавлида в любой день, но не в день рождения Пророка (САС). В доказательство они приводят слова Шейха из сборника его же фетв:

«Выделять и обозначать какие-либо конкретные ночи, в качестве праздничных, помимо тех, которые разрешены Шариатом, является запрещенным нововведением (бид’ а). К таковым ночам относятся несколько ночей месяца Раби аль - Аууаль (день рождения Пророка (САС), несколько ночей из месяца Раджаб и т.д. Этого не совершали наши праведные предшественники (салаф ас-салих)».

Среди ученых есть и такие, кто подвергает сомнению высказывание Ибн Таймии, вернее его смысл, которым апеллируют Мухаммад Алави и его сторонники. Они говорят, что частица «къад» в сочетании с глаголом настоящего-будущего времени «йусабу» выражает смысл возможности действия и, следовательно выражение «къад йусабу», нужно понимать, что за празднование мавлида человек возможно получит награду или наоборот зарабатывает грех за совершение недозволенного(бид’а).

Уважаемый читатель! Спор между двумя группами ученых в вопросе празднования мавлида продолжается с давних пор, иногда даже обостряясь. Но мы должны понимать, что всеми ими руководит только лишь любовь к Посланнику Аллаха(САС), да вознаградит их Всевышний Аллах!

Шауки БАЛАГ

КБР – Сирия
Автор перевода:

Хасим АККАЕВ

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"