الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Читаем вместе Коран (Сура 18:18-20)

В Коране приводится немало историй, которые имеют свое предназначение. Они ниспосылались по разным поводам, но чаще всего для укрепления духа Посланника Аллаха (САС), для которого немало значило ощущать связь времен, цепочку ниспосланий и понимать, что его миссия не является легкой. 18-я сура, о которой пойдет речь, ниспослана, за исключением одного аята, в мекканский период. Она относится к началу проповеди Ислама среди ярых язычников, агрессивно настроенных против своего соплеменника, обозначившегося как Посланник Аллаха. Они не знали за ним никакого компромата, никакого недостатка, всецело доверяли ему доселе, более того, сами и прозвали его «Амином» (Верным). Но признать его пророком для них значило поставить его клан выше своего. Гордыня распирала людей, и она ослепляла их, не давая им признать очевидное.

Как бы то ни было, они решили послать делегатов в Медину, где были ученые мужи из иудеев, которые знали предыдущие Писания. Они-то и посоветовали курайшитам задать три вопроса Мухаммаду (САС): сколько лет пробыли спящие отроки в пещере, о Зуль-Карнайне и о душе. Если будет дан ответ только на два первых вопроса и отказано в третьем, то его следовало признать пророком. Так и случилось: Посланник Аллаха (САС) ответил на два первых вопроса, о душе он сказал, что о ней известно только Аллаху (хвала Ему!).

Спящим отрокам посвящена часть суры «Аль-Кахф» («Пещера»), которая весьма многозначна и требует многостраничного толкования, но мы не ставим перед собой такой обширной задачи. Нас интересует, прежде всего, история юношей и в связи с нею центральное слово Откровения. В самой середине Священного Корана стоит слово ??????????????? «пусть будет осторожен» (С. 18:19). Когда отроки очнулись от трехвекового сна и решили одного из своей среды послать за едой, предупредили его, чтобы он вел себя

«осторожно». Если бы речь шла о светском тексте, смысл этого предупреждения был бы гораздо уже. Однако речь идет о Писании, в котором каждый аят несет в себе огромный смысл.

Обратимся к аяту, в котором содержится срединное слово Корана:

«Таким образом, Мы пробудили их для того, чтобы они расспросили друг друга. Один из них сказал: «Сколько вы пробыли здесь?» Они сказали: «Мы пробыли день или часть дня». Они сказали: «Вашему Господу лучше известно о том, сколько вы пробыли. Пошлите одного из вас в город с вашими серебряными монетами. Пусть он посмотрит, какая еда получше, и принесет вам ее поесть. Но пусть он будет осторожен, чтобы никто не догадался о вас»

(С. 18:19).

Картина пробуждения очень похожа на Воскрешение, когда людям будет казаться, что они пробыли в земле

«день или часть дня»

. Это чудесное событие должно напомнить верующим об истинности обещания Аллаха Всевышнего, о Судном дне, в котором нет сомнения (С. 18:20). Состояние сна является временной смертью, о чем и говорится в другой суре Корана:

«Аллах упокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих»

(С. 39:42).

Создатель призывает нас «размышлять». Ведь Он сотворил нас способными к этому. В самом начале рассказа о юношах, готовя Своего Посланника (САС) к восприятию необычного повествования, Всевышний предупреждает, что в нем нет ничего удивительного по сравнению со всеми остальными Его Деяниями:

«Или же ты решил, что люди пещеры и Ракима были самым удивительным среди Наших знамений?»

(С. 18:9).

Куда бы мы ни посмотрели, на звездное ли небо, на цветущую ли землю, колосящуюся ли пшеницу или просто на себя, или хотя бы на устройство комара, обнаружим еще большее чудо. Обитатели же пещеры являются только напоминанием и примером стойкости для Его Посланника (САС) и для любого, кто ищет угоды Аллаха (хвала Ему!) через благие дела.

Но обратимся к рассказу, о котором заявлено, что он не является самым великим чудом. В нем идет речь о событии, которое произошло в эпоху правления жестокого тирана-язычника Дециануса. Несколько юношей из знатных семей, исповедавших Единобожие, после неудачных попыток призвать свой народ к истинной вере, преследуемые за свои убеждения, отошли от порочного окружения и воззвали к Господу:

«Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом».

(С. 18:10).

Всевышний усыпил их на много лет в пещере, куда по Его велению, никто не проник и не потревожил их:

«Мы запечатали их уши в пещере на много лет. Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там»

(С. 18:11-12).

Эта история поучительна во многих отношениях. Находясь среди многобожников, юноши задались вопросом, так ли верна религия, которую исповедует их народ? Почему они не приведут убедительного доказательства в пользу существования других богов (С. 18:15)? Они не стали идти на поводу у большинства, но использовали свой разум и пришли к Истине. В этом им помог Сам Создатель:

«Мы укрепили их сердца, когда они встали и сказали: «Господь наш – Господь Небес и Земли! Мы не станем взывать к другим божествам помимо Него. В таком случае мы кощунствовали бы»

(С. 18:14).

Надо полагать, что отроки пытались словом Истины воздействовать на людей, убедить их в ошибочности их воззрений подобно тому, как Ибрахим (АС) пытался образумить своего отца и соплеменников. Усилия тех и других оказались тщетными: массовый психоз ослепляет разум, люди упиваются своей многочисленностью, сплоченностью в запретном. У них притупляется логика, а с нею и чувство опасности, они перестают быть осторожными.

Только люди рассудительные, независимые личности, предпочитают самостоятельность суждений. Они терпеливы, стойки, способны переносить трудности всякого рода и насмешки. Благодаря таким людям рано или поздно наступает торжество Истины.

Однако им не предписано бездумно рисковать своими жизнями. Недаром юношам велено было укрыться в пещере, не доступной для рядовых граждан. Она обладала условиями, необходимыми для сохранения их тел от обезвоживания: солнце не заглядывало в нее. Кроме того, их тела переворачивали, чтобы не было пролежней. И так они проспали 300 солнечных лет, что равно 309 лунных.

Но они не почувствовали, сколь длительным был их сон. В день Воскрешения мы так же будем спрашивать себя, сколько времени пробыли в земле. И нам также будет казаться, что сон наш длился день или часть дня. То, что тут есть прямая аналогия, подтверждается следующим аятом:

«Таким образом Мы дали знать о них людям для того, чтобы они узнали, что обещание Аллаха есть Истина и что в Часе невозможно усомниться…»

(С. 18:21).

Итак, усыпление отроков имело целью не только избавление их от тирана, но также должно было стать знамением для многих людей. Чтобы они не сомневались в Судном дне и более ответственно относились бы к отпущенному им сроку жизни.

Любому из нас уготовано два места в Ахират - в Раю и в Аду. Каждым своим словом и действием мы приближаемся к одному из этих мест. И нет нейтральной территории в Потустороннем мире. Но есть Коран, в самом центре которого помещено предупреждение: «Будь осторожен!» Случайно ли оно? И есть ли хоть одно случайное слово в этом Священном Писании?! Разве за четырнадцать с лишним веков человечество не убедилось в том, что в этом Ниспослании все взвешено и абсолютно безупречно, что все ключевые слова употреблены в полной пропорции и изменить что-либо в этом Тексте невозможно, что он находится под защитой Самого Господа!?

Итак, звучит предупреждение:

«Будь осторожен!»

Осторожность нужна отроку, идущему на рынок, для того, чтобы он не был узнан, чтобы не подвергся опасности, физической и духовной: ведь его могут до смерти забить камнями или принудить к язычеству – в опасности тело и душа:

«Если они узнают о вас, то побьют вас камнями или обратят вас в свою религию, и тогда вы никогда не преуспеете»

(С. 18:20).

Осторожность нужна для того, чтобы была куплена чистая пища, не запретная. Ведь наш организм, как и душа, как и разум, дан нам в аманат и не дозволено употреблять в пищу то, что не соответствует нашей природе.

Таким образом, Коран взывает: осторожно, Огонь! Взывает, чтобы нас уберечь от него. Чтобы мы, вспоминая этих прекрасных юношей, сказали, в первую очередь, себе: береги тело, слух, зрение, сердце, не подходи к запретному, не объявляй дозволенное запретным, а запретное – дозволенным! Контролируй себя во всем! Ни при каких условиях не отрекайся от своего Создателя!

Если угрожает опасность, земля Аллаха обширна – можно найти для себя безопасное место, как эти юноши, которые укрылись в пещере. Современные средства передвижения позволяют легко и быстро преодолевать большие расстояния.

Сколько можешь, своим личным примером, словами, знаниями или просто неприятием аморального в обществе сопротивляйся порочным явлениям! Если в этом не будет успеха, отстранись! И во всех случаях уповай на Аллаха Всевышнего!

Коран ниспослан для того, чтобы сделать нрав людей лучше. И самое универсальное предупреждение помещено по центру. Осторожно, человек! Не оступись! Ты можешь угодить в Огненную пропасть, откуда не выбраться. Будь осторожен! Воистину, нет на земле такого удовольствия или такого трудного дела, из-за которого стоит задержаться на мосту Сират, хотя бы на миг, тем более - падать в Огонь.

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"