الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Жертвоприношение - Курбан

Ежегодно миллионы мусульман, следуя примеру пророка Ибрахима (АС) совершают акт жертвоприношения в день Курбан-байрам. Цель этого поклонения – послушание и приближение к Аллаху(хвала Ему!). Обряд жертвоприношения олицетворяет собой идеалы нравственного совершенствования, стремления человека к состраданию и милосердию. Этот праздник напоминает мусульманам о подвиге Веры, учит жертвенной любви по отношению к Создателю и ближним. Конечно же, у людей возникает много вопросов, связанных с обрядом жертвоприношения и жертвенным животным. В этом небольшом материале мы коснулись некоторых из них, которые, как мы полагаем, являются актуальными и полезными.

Жертвоприношение

– обряд закалывания домашних животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу Шариатом, в дни Курбан-байрам. Оно разрешено Кораном и Сунной, а также единодушным мнением мусульманских ученых(иджмаа). Аллах говорит в Коране:

«…так соверши молитву ради Господа твоего и закалывай жертву»

(С 108:2). Ибн Аббас(РА) толковал слово «закалывай», как призыв к жертвоприношению в день Курбан-байрама. С мнением Ибн Аббаса согласились и большинство толкователей Священного Корана. В хадисе приведенном Анасом(РА) говорится, что Пророк(САС) принес в жертву двух белых(пятнистых) баранов:

«видел я как Посланник Аллаха(САС) принес в жертву двух рогатых белых(пятнистых) баранов, которых он собственноручно заколол, произнося имя Аллаха, и возвеличив Его, поставив свою ногу на бок барана»

(хадис приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Также, во все времена мусульманские ученые были единодушны во мнении относительно законности жертвоприношения, но разделились на две группы в вопросе обязательности или желательности данного ритуала.

Первая группа, в которую входят Имамы Малик, Шафии и Ахмад, считает обряд жертвоприношения сунной муаккада(твердой сунной, весьма желательным действием);

Вторая группа считает жертвоприношение уаджибом(обязательным). Это мнение принадлежит имаму Абу Ханифе и Аль- Ауза’и. Ибн Аль Усаймин посчитал это мнение более достоверным.

Жертвенное животное.

В качестве жертвенного животного подходят только домашние животные(овцы, козы, крупный рогатый скот и верблюд).

Возраст жертвенного животного. Овца

должна быть на втором году жизни. Допускается принести в жертву шестимесячного барана, при наличии признаков, указывающих на его зрелость(отсутствие передних зубов и др.)

Коза

также должна быть на втором году жизни. Что касается

коровы и верблюда,

то они должны быть на третьем и шестом году жизни соответственно.

Условия, которым должно соответствовать жертвенное животное:

Ко всем вышеупомянутым видам животных предъявляется одно условие – отсутствие таких недостатков, которые уменьшают его ценность. Пророк(САС) сказал:

«Четыре[вида] животных непригодны для жертвоприношения: явно слепая(даже если на один глаз), явно больная, сильно хромая, чрезмерно худая овца».

Согласно хадису недостатков, которые делают жертвенное животное непригодным для закалывания четыре: слепота явная(если даже на один глаз); болезнь, признаки которой явно заметны на животном; хромота, которая явно заметна; худоба.

Верблюд и корова приносятся в жертву за семерых(максимум). Коза и овца за одного.

В соответствии с Сунной Пророка(САС) жертвенное животное желательно положить на левый бок, повернуть в сторону Мекки, ногу положить на его бок и произнести следующие слова: «С именем Аллаха! Аллах Велик! О Аллах это от Тебя и ради Тебя! О Аллах, это [жертвоприношение] от меня». Также можно сказать: «О Аллах прими от меня[моей семьи] мое жертвоприношение!»

Крайне нежелательно и порицаемо точить нож перед жертвенным животным. Также недопустимо закалывать животное в присутствии или в поле зрения других животных.

Если недостаток

появился после покупки жертвенного животного, то разрешается принести такое животное в жертву, и нет необходимости менять его. Если жертвенное животное скончалось, было украдено или потерялось, то нет необходимости для планирующего принести жертву, покупать другое животное. Достаточно одного животного в качестве жертвоприношения за всех членов семьи. Доводом сказанному служит хадис от Аиши(РА):

«Посланник Аллаха(САС) положил жертвенное животное на землю, произнес имя Аллаха, и сказал: «О Аллах прими от Мухаммада, от членов его семьи и от общины Мухаммада!»

(Бухари).

Также допустимо принести в жертву одно животное мужчине, который имеет две и более семьи(т.е. женат на двух и более), за всех детей и жен. Вышеупомянутый хадис включает и этот случай.

Разрешается приобретать жертвенное

животное в долг, если покупающий в состоянии погасить его впоследствии. Нельзя продавать шкуру жертвенного животного. Можно отдать как милостыню или подарить кому-либо нуждающемуся.

Если кто-либо находится в стране, которой не совершается обряд жертвоприношения или существуют для этого препятствия, то он должен отправить деньги своей семье, для того чтобы они от его имени купили животное и принесли в жертву.

Путник освобождается от жертвоприношения?! Относительно этого вопроса среди ученых нет единого мнения, но большинство считают, что человек, который находится вдали от дома, исключение хадж (паломничество), не освобождается от жертвоприношения, естественно, если он располагает необходимым для этого достатком.

Кому желательно жертвоприношение.

Принести жертву желательно тому, кто соответствует следующим условиям:

- мусульманское вероисповедание;

- совершеннолетие и здравомыслие;

- материальная возможность(согласно мнению большинства ученых, если мусульманин располагает возможностью приобрести жертвенное животное, при этом не обделяя свою семью ни в пище, ни в одежде в течение трех дней после праздника).

Время жертвоприношения

начинается сразу после совершения праздничного намаза и длится до захода солнца третьего дня после праздника, эти дни называются «аййам ат-ташрик». Предпочтительное время наступает после исполнения праздничного намаза, поскольку в хадисе от Бухари и Муслима говорится:

«Мы начинаем этот день исполнением намаза, потом возвращаемся и совершаем жертвоприношение. Кто поступит так - поступит согласно нашей Сунне, а тот, кто забьет жертву до намаза(наступления времени намаза), получит только лишь мясо, которое преподносит своей семье, и нет в этом чего-либо от богослужения».

Желательно, чтобы жертвующий собственноручно заколол животное, следуя примеру Пророка(САС). Также разрешается поручить это другому, но мусульманину. В данном случае жертвующий должен стоят рядом и наблюдать, как велел поступить Пророк(САС) своей дочери Фатиме(РА).

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна треть раздается бедным и малоимущим, из другой трети готовиться праздничная трапеза, которой угощают родственников, соседей и близких, другая треть остается дома, членам семьи.

Допускается ли отдавать часть жертвенного мяса немусульманам? Ибн Аль Усаймин в своей фетве №2/663(сборник фетв) разрешил отдавать часть жертвенного мяса немусульманам, при условии, что они не враждуют с мусульманами и не находятся с ними в состоянии войны. Аллах Всевышний говорит:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных»(С 60:8)».

Также считаем уместным разъяснить вопрос о допустимости жертвоприношения от имени покойников, так как этот вопрос не теряет актуальности из года в год. Ответы разделены на несколько категорий:

- если покойный оставил завещание, чтобы за него в случае смерти родственники совершили жертвоприношение, то исполнение его воли обязательно для наследников.

- если жертвующий включает покойного в число живых членов своей семьи, от имени которых он приносит жертву, к примеру, говорит следующее: «О Аллах, прими это жертвоприношение от меня и от членов моей семьи, живых и мертвых!» В данном случае мусульманские ученые, также считают позволительным жертвоприношение за покойного.

- остается случай, когда жертвоприношение совершается [добровольно] только за умершего человека. Нет достоверной информации о том, что это совершали Пророк (САС) и его сподвижники. Но также никто не считает это действие нововведением(бид’а) и запретным, потому что оно подпадает под категорию «садака»(милостыня).

Члены Постоянного Совета по фетвам(Саудовская Аравия) издали фетву №1474, которая гласит: «Мусульманские ученые единогласно утверждают допустимость жертвоприношения от(за) умершего, так как это действие соотносимо с садака джария (милостыня, из-за которой человек постоянно получает награду, хотя эта милостыня была оказана лишь однажды), о которой Пророк(САС) упомянул в хадисе от Бухари и Муслима:

«Когда человек умирает, то его дела прерываются, но остаются три: праведный сын, который просит за него у Аллаха; знание, которым пользуются люди; и садака джария».

Таким образом жертвоприношение за мертвого не считается жертвоприношением, оно автоматически становить саадака(милостыней).

Да примет Аллах Всевышний наши благие деяния и усердия на пути Истины!

Шауки Балаг. Нальчик, КБР - Сирия

Автор перевода Х. Аккаев

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"