الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Мольба

Есть поиск всяческого рода
У индивида и народа.
Ищу я не земных угодий,
Но лишь Всевышнего угоду.

Прошу не денег и не злата,
И не обширные палаты,
Которым я служить невмочь, -
Прошу открыть аль-Кадра ночь.

Я ночь Могущества ищу.
Я ночь Величия прошу.
Хочу я попросить прощения
За все грехи и прегрешенья.

Прошу мне дать такой иман,
Какой лишь праведникам дан,
И, приближаясь к жизни краю,
Прошу пустить в угодья Рая.

Познала я Величье Бога,
Который Щедр ко мне премного.
Я вновь прошу: открой мне ночь –
Святую ночь, Корана ночь!

Читаем вместе Коран

Сура 97. Предопределение (Аль-Кадр)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения (или Величия)». «Что же даст тебе знать, что такое ночь Предопределе-ния (,или Величия, или Могущества)?» «Ночь Предопределения (,или Величия, или Могущества) лучше тысячи месяцев». «(В эту ночь) нисходят ангелы и Дух (Джибриль) по поручению их Господа, (чтобы донести) все повеления (Господни). Она мирна до наступления зари».

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам! Продолжим наше совместное чтение сур Священного Корана.

«Мунтахаб» так комментирует 97-ю суру: «…В этой суре говорится о достоинстве Корана и ночи, в которую он был ниспослан, и указывается, что она лучше тысячи месяцев и что в эту ночь нисходят ангелы и Джибрил по велению своего Господа для исполнения Его повелений. В эту ночь воцаряется мир и нет ни вреда, ни зла до появления зари».

Комментарий, сделанный Йусуфом 'Али, более эмоциональный, лирический и может служить ценным дополнением к предыдущему тафсиру: «В этой суре говорится о благословенной ночи Могущества, во время которой Откровение нисходит в объятый мраком мир и подается, может быть, только одному человеку, преобразуя внутренний конфликт, возникший из-за неправильных поступков, в мир и гармонию. Это происходит при содействии ангелов, которые являют духовную силу милосердия Аллаха».

Это не единственные комментарии к суре, пять аятов которой вобрали в себя великий смысл силу. Проследим аят за аятом, как раскрывается значение ночи аль-Кадра в Речи Всевышнего.

«Аль-Кадр» переводят с араб. разными словами: Предопределение, Могущество, Величие. И все же его полное значение невозможно передать одним словом. Его смысл настолько глубокий и многогранный, что для его раскрытия требуется целый синонимический ряд: предопределение, решение, приговор Божий, судьба, сила, могущество, величие.

Первый аят начинается вводным словом «инна», которое отметает все сомнения в истинности информации, которая последует за ним: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения (или Величия)».

И сразу же возникают три важнейшие темы. «Мы» с первого мгновения настраивает на восприятие Божественного Слова, вызывает трепет от общения с Ним, дисциплинирует, напоминает об ответственности. «Ниспослали» - служит свидетельством того, что Коран, который уже частично был вдохновлен Посланнику Аллаха (САС), представляет собой сошедшее с Небес Послание. Это должно напомнить о бедственном положении человечества, утратившего связь с Создателем ввиду воцарившегося невежества – язычества. Этот аят подтверждает посланническую миссию Мухаммада (САС). И, наконец, возникает тема самой ночи, которая имеет особый статус в сравнении с остальными ночами. Почему именно она стала избранницей Аллаха (хвала Ему!), Который делегировал ей великое право: расколоть Время на две эпохи – до Корана и с Кораном? Эта ночь получила свое название от Самого Всевышнего – «лейлат-уль-Кадр».

В мусульманском календаре есть священные ночи, так или иначе свя-занные с памятными событиями. Но эта – особенная. И чтобы мы прониклись ее значимостью, ставится вопрос, который должен настроить на глубокие размышления: «Что же даст тебе знать, что такое ночь Предопределения (,или Величия, или Могущества)?»

В этом вопросе, с одной стороны, содержится отрицательный ответ: ни один человек не в состоянии в полной мере определить значимость этой ночи. Вместе с тем есть необходимость поиска ответа на поставленный вопрос. И тут следует сопоставить те два периода времени, о которых сказано выше: состояние арабов во времена джахилийи и после ниспослания Корана. Это – тьма и свет, невежество и знание, гибельное состояние общества, полное моральное разложение и возрождение его на высочайших принципах Ислама, шанс на спасение в обоих мирах. Ночь Предопределения – это старт для взлета человеческого духа на недосягаемую высоту.

Да, не будь обращения Всевышнего к людям со Своим спасительным Словом, они блуждали бы в темноте невежества, пребывали бы в состоянии ниже скотского, творили бы бесчинства на земле, а после смерти оказались бы в вечном Аду. Теперь пришло озарение, руководство, которое должно объяснить на все времена, что дозволено и что запрещено. Пришло, чтоб указать путь к высочайшим нормам и к спасению, вывести на путь счастья и успеха в обоих мирах.

Третий аят ошеломляет отрывающейся широкой перспективой: «Ночь Предопределения (,или Величия, или Могущества) лучше тысячи меся-цев».

В данном аяте не говорится, в каком смысле лучше. Но ответ на этот вопрос содержится в 51-й суре, где прямо говорится: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (С. 51:56).

Отсюда следует вывод: ночь Предопределения дает великий шанс для исполнения нами нашего основного предназначения на Земле – поклонения Создателю. Этот шанс настолько огромен, что, проведя эту ночь в бдении с молитвами, покаянием, чтением Корана и мольбами, раб Аллаха Всевышнего может «заработать» столько блага, сколько можно в обычных условиях «заработать» за 83,33 года постоянного усердия. Если учесть среднюю продолжительность человеческой жизни, выходит, что одна эта ночь может списать грехи всей жизни тому, кто провел ее в искреннем богослужении.

Однако это не должно настраивать на беспечность. Ни у кого из нас нет гарантии, что мы будем жить столь долго; и нет гарантии, что мы в любой Рамадан сумеем найти вожделенную ночь.

Эта ночь не может никогда стать в ряду обычных ночей, и многие тысячи месяцев не сравнятся с нею: после нее человечество очнулось ото сна в новом качестве, с обращенным к нему Божественным Словом-призывом: «Читай», познавай его и руководствуйся с ним; не променяй на призрачные красоты дольнего мира жизнь Вечную!

Есть высшая Божественная мудрость в том, что ночь аль-Кадра является блуждающей, и ее следует искать, усердствуя в богослужении. Не каждому она откроется, а скорее всего тому, кто проявляет постоянство в поклонении. Тот, кто легкомысленно относится к себе и своей судьбе в обоих мирах, вряд ли проявит такое усердие в Рамадане, что будет искать эту священную ночь, бодрствуя и молясь. Тот же, кто постоянно помнит о своем Создателе, старается жить в соответствии с Его волей, согрешив, кается и просит Его о прощении, может надеяться, что его духовный поиск увенчается успехом.

Для тех, кто будет искать ночь аль-Кадра, в четвертом и пятом аятах Всевышний обозначил некоторые признаки: «(В эту ночь) нисходят ангелы и Дух (Джибриль) по поручению их Господа, (чтобы донести) все повеления (Господни). Она мирна до наступления зари».

Обязательной отличительной чертой этой ночи является ее прозрач-ность, пронизанность светом и тишиной. Это проистекает из присутствия множества ангелов и даже самого Джибрила (АС), которые созданы из света и являются его носителями. Они всю ночь спускаются с повелениями Всевышнего и поднимаются, чтобы донести до Его Престола мольбы рабов. Их множественное присутствие делает невозможным бесчинство шайтанов и людей, им подобных. Так что «она мирна до наступления зари». После этой ночи солнце восходит без лучей.

В «Сахихах» Бухари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что По¬сланник Аллаха (САС) сказал: «Ожидайте наступления ночи Могу¬щества в последние десять ночей Рамадана…» В обоих вышеупомянутых сборниках приводится и другой хадис, в котором сообщается, что Пророк (САС) сказал: «Тому, кто проведет ночь Предопределения с верой и на¬деждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».

Из биографии Посланника Аллаха (САС) известно, что он вышел из дома, чтобы сообщить о ночи аль-Кадра и увидел двух спорящих мужчин. Это стало причиной его забывчивости, и он после этого рекомендовал искать ее в последних десяти ночах Рамадана и проводить ее «с верой и надеждой на награду Аллаха» (хвала Ему!).

Проведение этой ночи в поклонении Всевышнему – это способ погру-жения в великое событие, которое произошло более 14 веков тому назад. Верующий как бы вызывает в своей памяти тот исторический момент, когда впервые перед Посланником Аллаха (САС), не ведавшим еще о своей чрезвычайной миссии, явился могучий ангел Джибрил (АС), стиснул ему грудь и повелел: «Читай!». Здесь не будем повторять то, что нами было сказано в толковании 96-й суры. Однако добавим, что Пророк (САС) и представить себе не мог тогда, какую оценку получит эта святая ночь у Господа, какую значимость она будет представлять для верующего, какой великий шанс даст Своим рабам Создатель для их спасения от Огня, для избавления их от груза грехов. Да и как можно было додуматься дрожащему от волнения и страха рабу Божьему, что усердие в эту ночь стоит дороже 1000 месяцев поклонения!

Эта ночь ожидаема верующими в течение года с надеждой на очищение. Мы не беремся точно определить время этой ночи. В отношении ее хадисы разноречивы. Согласно одним источникам, речь идет о двадцать седьмой ночи Рамадана, по другим, — о двадцать первой, по третьим, — об одной из десяти последних ночей этого месяца, а в некоторых сообщениях ука¬зывается на одну из ночей месяца в целом. Так или иначе, но все достоверные сообщения упоминают о ее принадлежности Рамадану. Не следует сомневаться в достоверности этих хадисов. Скорее всего, причина в том, что она является «блуждающей», и ее обнаруживали в разные числа.

Она таинственна во всем: и в своей загадочной неизвестности, и в своем явлении, и в своей значимости. В ней заключена великая благодать, великое могущество и великая тайна, связанная с Предопределением.

Эта ночь сближает верующих, которые проводят ее в мечети или дома в кругу родных и близких. Объединенные общим стремлением, люди полнее ощущают величие ночи аль-Кадра, Корана, первые аяты которого прозвучали в ту памятную ночь, испытывают огромную любовь к Пророку (САС), который лишь один может стать нашим заступником в День Различения.

Эта ночь недаром получила название «ночи Могущества». Оно указывает на опре¬деление и устроение, а также на ценность ночи, в которую свершилось великое событие вселенского масштаба – ниспослание Корана. Не могло быть ничего величественнее этой ночи, которая удостоилась такого почета. И она значимее не только тысячи месяцев, но и многих еще тысяч. Потому что за всю историю человечества не было события более грандиозного, чем ниспослание Корана.

Не удивительно поэтому, что множество ангелов и с ними сам Джибрил (АС) в эту ночь спускаются на землю, чтобы ни один молящийся не остался без внимания, чтобы обеспечить мир и покой на всей планете, чтобы соединились Небо и Земля в едином хоре славословия Всевышнему.

В эту ночь ангелы приносят Его мудрые веле¬ния, поднимают к Его Престолу мольбы людей, славословия, аяты; в эту ночь были установлены мерила и Весы, были определены судьбы отдельных людей и, может быть, всего мироздания.

Выводы: в этой суре говорится о самой знаменательной ночи, величественнее которой не было для человечества, - в эту ночь началось ниспослание Корана, ставшего светом, путеводной звездой и спасением для нас; бдение с богослужением в эту ночь дает великий шанс – искупить накопленные за всю жизнь грехи;

в эту ночь происходит сближение между Небесами и Землей;

для обеспечения мира и покоя на Земле, для создания наиблагоприятных условий верующим по велению Аллаха Всевышнего спускаются сонмы ангелов и с ними Джибрил (АС);

стилистика суры отличается высокой эмоциональностью, напряжение которой возрастает в первых трех аятах, снижаясь в конце. Это достига-ется следующими приемами: вводное слово «инна» («воистину») категорического содержания, которое предваряет весь текст, настраивая на достоверность информации; вопрос, который предполагает неосведомленность человека ввиду особого, мощного значения предмета разговора – ночи аль-Кадра и ограниченности наших возможностей; сравнение, которое передает несравнимость этой ночи ни с какой иной; поэтическое описание ее наполненности небожителями и мирного ее харак-тера.

Будем же как можно чаще читать эту великую суру в Рамадане! И да будем мы из тех, кому откроется эта великолепная и загадочная ночь, кому посчастливится насладиться ее торжественностью и таинственностью, кому будут отпущены грехи и прегрешения!

Галина Емыкова-Темиржанова

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"